Пояснительная записка
Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся
5-6 классов
(11-13 лет), дополнительно изучающих программирование в Центре
дополнительного образования «Малая академия наук». (108 часов, 3 ч. в неделю).
Смена парадигм, обусловившая признание информатики как фундаментальной
естественной науки об информации и информационных процессах в природе и обществе,
усилила её общеобразовательную роль.
Овладение единым подходом к изучению информационных процессов, понимание
общности процессов восприятия, передачи, преобразования информации в системах
различной природы требует сознательного отношения учащихся к изучению информатики
на базовом или профильном уровнях.
Содержание обучения, представленное в программе учебного курса, имеет
практическую
направленность
и учитывает
актуальные
интересы
школьников.
Формирование умений и способов деятельности для решения важных, с точки зрения
учащихся, задач активизирует их исследовательский, творческий потенциал.
Кроме того, активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно
выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой
области знаний.
Курс
способствует
созданию
дополнительных
условий
для
проявления
индивидуальных образовательных интересов учащихся.
В рамках курса изучаются как общие понятия алгоритмизации и программирования,
так и реализация алгоритмических конструкций на конкретном языке программирования
(используется
диалект
языка
LOGO
в
среде
программирования
MSWLogo),
рассматриваются популярные классические алгоритмы. Кроме того, значительная часть
курса посвящена созданию моделей из различных предметных областей.
Общие требования к образованности учащихся
Для качественного обучения необходимо, чтобы школьники обладали базовыми
знаниями по математике на уровне 5 класса и элементарными навыками работы в файловой
системе.
Также приветствуется готовность к коллективному обучению, умение учиться
независимо от других, планировать и организовывать свою деятельность.
Концепция курса
Ключевой особенностью курса является его направленность на формирование у
учащихся навыков поиска собственного решения поставленной задачи, составления
алгоритма решения и реализации алгоритма с помощью средств программирования.
В рамках предлагаемого курса изучение основ программирования на языке Logo —
это не столько средство подготовки к будущей профессиональной деятельности, сколько
формирование новых общеинтеллектуальных умений и навыков: разделение задачи на этапы
решения, построение алгоритма и др. Исключительно велика роль программирования для
формирования мышления школьников, приёмов умственных действий, умения строить
модели, самостоятельного нахождения и составления алгоритмов решения задач, умения
чётко и лаконично реализовывать этапы решения задач. Использование этих возможностей
для
формирования
общеинтеллектуальных
и
общеучебных
умений
школьников
активизирует процесс индивидуально-личностного становления учащихся.
Умение составлять алгоритмы решения и навыки программирования являются
элементами
информационной
компетенции —
одной
из
ключевых
компетенций
современной школы. Умение находить решение, составлять алгоритм решения и
реализовывать его с помощью языков программирования — необходимое условие подготовки
современных школьников. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе
рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того
важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими продуктами в виде программ
на компьютере рождается основополагающий образовательный продукт — освоенный
инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого
самовыражения учащихся в форме различных программ.
Цели изучения курса
Основными целями курса являются:
⋅
понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира,
принципы структурной алгоритмизации;
⋅
овладеть базовыми понятиями теории алгоритмов;
⋅
научиться разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их в виде
программы, написанной на языке программирования Logo.
Задачи курса
Основными задачами курса являются:
Образовательные:
⋅
познакомиться с понятиями языка программирования, процедуры, алгоритма;
⋅
сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки
программ средствами языка программирования Logo;
⋅
изучить основные конструкции языка программирования Logo, позволяющие
работать с простыми (скалярными) и составными (массивами, строками) типами данных;
⋅
научиться применять процедуры при написании программ на языке
программирования Logo;
⋅
научиться отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих
программ;
⋅
познакомиться с компьютерными моделями, создаваемыми средствами языка
Logo.
Развивающие:
⋅
развитие логическое мышление учащихся;
⋅
развитие информационной культуры учащихся при решении задач;
⋅
развитие внимательности, самостоятельности.
Воспитательные:
⋅
формирование правильной самооценки учащихся;
⋅
воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим
(доброжелательность, чувство товарищества);
⋅
привитие у учащихся интереса к информатике: ученик должен чувствовать
эстетическое удовольствие от красиво решенной задачи, от установленной им
возможности приложения информатики к другим наукам.
Ожидаемые результаты курса
В рамках курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и
способами деятельности:
⋅
умеют составлять алгоритмы для решения задач;
⋅
умеют реализовывать алгоритмы на компьютере в виде программ,
написанных на языке Logo;
⋅
владеют основными навыками программирования на языке Logo;
⋅
умеют отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Logo;
⋅
умеют составлять и реализовывать на языке Logo несложные модели из
смежных курсов школьной программы;
⋅
вырабатывают навыки коллективной работы над совместным проектом.
Состав учебно-методического комплекта
Программа курса обеспечивается контрольно-измерительными материалами для
проведения текущего и итогового контроля, учебной программой.
Для проведения практических занятий в компьютерном кабинете необходим
следующий состав аппаратного и программного обеспечений.
Аппаратное обеспечение:
1.
Процессор не ниже Pentium III.
2.
Оперативная память не меньше 256 Мб.
3.
Дисковое пространство не меньше 50 Мб.
4.
Монитор с 16-битной видеокартой.
5.
Разрешение монитора не ниже 1024х768.
Программное обеспечение:
Операционная система: Windows 2000 или Windows XP и выше, Linux (Alt,
1.
Ubuntu, Kubuntu).
Приложение MSWLogo или FMSLogo.
2.
1. Учебный план занятий.
№
п/п
темы.
1.
2.
Введение
Раздел 1. Черепашья графика
3.
4.
5.
Название раздела,
Количество часов
Всего Теория Практика
1
9
2
21
Раздел 2. Программирование с 42
Черепашкой
14
28
Раздел 3. Моделирование с
Черепашкой
Дифференцированный зачёт
24
8
16
9
3
6
108
35
73
Итого:
3
30
Формы
аттестации/
контроля
Контрольная
работа №1
Контрольная
работа №2
Самостоятельная
работа
Защита проекта
Мес
яц
Число
Форма
занятия
Кол
-во
час
ов
Тема занятия
Место
проведения
№
п/
п
Время
проведения
2. Календарный учебный график.
Форма
контроля
3
3
21
Лекция,
практикум
3
4
25
Лекция,
практикум
3
3
6
9
Лекция,
практикум
3
7
16
Лекция,
практикум
3
Лекция,
практикум
3
Цвет. RGB-модель цвета
23
9.00-11.10
Лекция,
практикум
Октябрь
2
«Черепашка рисует
окружность, а мы узнаём, что
такое цикл»
Написание, создание
циклических программ
Лекция,
практикум
3
Вывод текста. Атрибуты
шрифта.
10
13
Лекция,
практикум
3
«Черепашка вспоминает всё,
чему научилась, а мы
готовимся к контрольной
работе».
11
20
Лекция,
практикум
3
Повторение.
Контрольная работа.
Лекция,
практикум
3
Раздел 2.
Программирование с
Черепашкой.
Переменные. Параметры
процедур
«Черепашка рисует
многоугольники, а мы создаём
процедуру с параметром»;
«Черепашка рисует спирали, а
мы продолжаем знакомство со
счётчиком repcount»;
«В дождике отражается солнце,
а мы используем переменные»
12
27
9.00-11.10
30
Ноябрь
9
Лекция,
практикум
3
14
11
Лекция,
практикум
3
Лекция,
практикум
3
15
18
9.00-11.10
4
Декабрь
13
Типы данных: число, слово,
список
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
«Черепашка рисует звёзды, а
мы узнаём, в чём измеряется
угол»
Циклический алгоритм.
5
8
Самостоят
ельная
работа
Кабинет № 35
Лекция,
практикум
Введение.
Знакомство с курсом.
Интерактивный электронный
учебник. Справочник.
Задачник. Компьютерный
исполнитель. СКИ.
Алгоритм.
Программирование.
Раздел 1.
Черепашья графика
«Черепашка узнаёт новую
команду, а мы учимся
создавать процедуры»
Рисование геометрических
фигур, многоугольников.
Самостоят
ельная
работа
Кабинет № 35
3
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Кабинет № 35
18
Лекция,
практикум
Контроль
ная
работа 1
Самостоят
ельная
работа
Кабинет № 35
2
9.00-11.10
11
Сентябрь
1
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Лекция,
практикум
3
«Спираль приобретает цвет, а
мы знакомимся со списками»
17
9
Лекция,
практикум
3
18
15
Лекция,
практикум
3
Лекция,
практикум
3
«Черепашка радуется дождику, а
мы генерируем случайные
числа»
«Черепашка рисует смайлики, а
мы знакомимся с новым типом
данных»
Ветвление
Лекция,
практикум
3
21
5
Лекция
Практикум
3
22
12
Лекция
Практикум
3
Лекция
Практикум
3
«Черепашка считает ответы, а
мы знакомимся с циклом while»
Лекция,
практикум
3
Контрольная
работа
3
Подготовка к контрольной
работе № 2
«Черепашка вспоминает про
счётчик и генератор, а мы
готовимся к контрольной
работе»
Контрольная работа № 2.
19
24
26
25
4
11
27
Март
26
18
9.00-11.10
23
9.00-11.10
29
Февраль
20
Лекция,
практикум
3
Лекция,
практикум
3
«Черепашка высаживает цветы,
а мы знакомимся с командой
управления if»
Команды ввода-вывода
«Черепашка задаёт вопросы, а
мы знакомимся с командами
ввода-вывода»
Цикл «пока»
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
29
1
Лекция,
практикум
3
8
Лекция,
практикум
3
Рекурсия. 3D-моделирование
Лекция,
практикум
3
Рекурсия. Хвостовая рекурсия
Лекция,
практикум
3
Рекурсивные процедуры.
Пространственные координаты.
Апрель
32
22
9.00-11.10
3
апрель
Лекция,
практикум
15
Контроль
ная
работа2
Самостоят
ельная
работа
25
31
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Раздел 3.
Моделирование с Черепашкой
Звук и анимация.
Моделирование физических
процессов
Звук. Кодирование звука на
компьютере. Генерация звука
заданной частоты и
длительности. Команда wait.
Принцип компьютерной
анимации «нарисовалподождал-стёр-вычислил новое
положение».
Создание
простых
анимационных роликов. Массив
Черепашек. Создание множества
Черепашек и управление ими.
28
30
Кабинет № 35
22
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Кабинет № 35
19
9.00-11.10
25
Январь
16
3
Режим perspective. Построение
трёхмерных моделей.
34
13
Практикум
3
Дифференцированный зачёт.
Подготовка проекта
Практикум
3
Подготовка проекта
Лекция,
практикум
3
Защита проекта
Всего
108
35
36
20
27
Кабинет № 35
Лекция,
практикум
9.00-11.10
6
Май
33
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Зачет
Учебно-методические материалы
1.
Татарникова Л. А. Занимательное ЛОГОзнание : Рабочая тетрадь.
2.
Занимательное ЛОГОзнание : Интерактивный электронный учебник.
3.
Татарникова Л. А. Занимательное ЛОГОзнание : Методические рекомендации.
4.
Татарникова Л. А. Занимательное ЛОГОзнание : Задания для проведения
контрольной работы № 1 «Черепашья графика».
5.
Татарникова Л. А. Занимательное ЛОГОзнание : Задания для проведения
контрольной работы № 2 «Программирование с Черепашкой».
6.
Татарникова Л. А. Занимательное ЛОГОзнание : Задания для итогового проекта.