Дамбаева Л.Д. Азбука исследовательской деятельности.

Пояснительная записка
Изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития
новых способов образования, педагогических технологий, направленных на развитие
личности ребенка, его творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в
информационных полях, умения ставить и решать задачи для преодоления проблем,
возникающих в повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание личности, способной
самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые
решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу
и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует
широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения
образовательной деятельности, в частности, таких как проектная и исследовательская
деятельность обучающихся. На овладение обучающимися проектной и исследовательской
деятельностью на уровне компетентности направлена дополнительная общеобразовательная
программа «Азбука исследовательской деятельности».
Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся 811 классов (14-17 лет) общеобразовательных школ, изучающих основы научноисследовательской деятельности в Центре дополнительного образования детей «Малая
академия наук» (108 часов, 3 ч. в неделю).
Программа относится к технической направленности и является продвинутой по
уровню освоения.
Актуальность и практическая значимость
программы обусловлена необходимостью приобретения обучающимися опыта написания
проектной или исследовательской работы. К сожалению, современная ситуация такова, что
хорошо написанный реферат часто выдается за исследовательскую работу. Господствующая
в школе тенденция по подготовке докладов способствует приобретению обучающимися
навыков реферативной работы и подбора материала по заданной теме. Программа «Азбука
исследовательской деятельности» составлена таким образом, чтобы воспитанники могли
овладеть всем комплексом знаний по организации научно-исследовательской и проектной
работы, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному
представлению результатов своего труда, а также приобрести навыки сбора и обработки
фактического материала, проведения исследования.
Новизна программы состоит в том, что она представляет собой алгоритм действий по
созданию научно-исследовательской и проектной работы обучающихся и может быть
использована для организации образовательного процесса в научном обществе обучающихся,
научной лаборатории, а также педагогом для проведения научно- исследовательской работы
обучающихся по любому направлению деятельности.
Программа «Азбука исследовательской деятельности» - модифицированная. В основу
её написания легли:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р об утверждении
«Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 дополнительная образовательная программа «Научно-исследовательская деятельность
учащихся в Городском научном обществе», Васильевой Н.М., г. Великий Новгород, 2011г.
(Центр экологического образования, краеведения, детско-юношеского туризма и отдыха);

• программа профессионального дополнительного образования «Исследовательская
деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей», Леонтович
А. В., (Организация исследовательского обучения); М.: 2005;
Цель программы: формирование навыков научно-исследовательской и проектной
работы у обучающихся.
Задачи программы:
образовательные
• овладение основами организации научно-исследовательской и проектной работы;
• ознакомление с методами проведения исследований;
• приобретение умения работать с научной литературой, с фактическими материалами, с
архивными источниками;
• обработка полученных данных в ходе исследования.
воспитательные
• формирование у учащихся культуры публичного выступления;
• воспитание у учащихся уважительного отношения к результатам интеллектуального труда
других людей.
развивающие
• развитие ассоциативного, образного и логического мышления, творческих способностей,
аудитивных навыков;
• развитие личностных качеств: аккуратности, усидчивости, трудолюбия;
• развитие умения работать индивидуально и в соавторстве.
Особенности реализации программы:
 Включение обучающихся в процесс «добывания знаний» и их логическое применение;
• Формирование таких личностных качеств воспитанников, которые развиваются
лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (умение работать в коллективе, брать
ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты
деятельности);
• Отсутствие доминирующей роли педагога, применение педагогики сотрудничества и
сотворчества;
• Возможность представлять результаты проектной и исследовательской деятельности на
мероприятиях различного уровня.
В связи со спецификой организации научно-исследовательской и проектной деятельности
занятия для обучающихся проводятся в группах и подгруппах.
Форма обучения: очная.
Формы проведения занятий - аудиторные: лекция, практические занятия, индивидуальное
консультирование и сопровождение исследовательских проектов обучающихся.
Формы организации занятий: в группе
По окончанию обучения обучающиеся должны знать:
• основы методологических особенностей научно-исследовательской деятельности,
проектирования, реферирования и т. д.;
• историю развития исследовательских методов в отечественном и зарубежном
образовании;
• нормативную базу исследовательской деятельности;
• об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскую деятельность
учащихся (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др.);
Обучающиеся должны уметь:
• разрабатывать собственную модель организации научного исследования, учитывающую
особенности объекта изучения;
2

• формулировать темы научных исследований и проектов и определять их ценность для
науки, учащихся и педагогов;
• планировать и проводить исследование и проектирование;
• представлять результаты своего труда на мероприятиях различного уровня.
Аттестация обучающихся детских объединений проводится три раза в учебном году: в 1
полугодии – входной контроль (предварительная аттестация) и промежуточная аттестация, во
2 полугодии – аттестация по завершении реализации программы.
Промежуточная аттестация и аттестация обучающихся по завершении реализации программы
могут проводиться в следующих формах: защита творческих работ и проектов, стендовый
доклад, презентация работы на конференции или чтениях ШНО, участие в городских,
региональных и Всероссийских мероприятиях.
Вид оценочной системы – уровневый. Уровни: высокий, средний, низкий.
Методы обучения, используемые педагогом на занятиях, разнообразны и, подразделяются
на:
• словесные (беседа, лекция, рассказ-объяснение и др.),
• наглядные (демонстрация наглядных пособий, показ и др.),
• практические (выполнение упражнений, приобретение навыков, овладение
приемами работы, обработка полученных данных и др.).
Педагогические технологии, способствующие качественному освоению программы:
• Технология развивающего обучения;
• Технология групповой деятельности;
• Технология перспективно-опережающего обучения;
• Технология дифференцированного обучения по интересам детей;
• Технологии проблемного обучения;
• Технология проектного обучения.
1. Учебный план занятий.
№
п/п
1.
2.
3.

4.

5

Название раздела, темы
Вводное занятие. Инструктаж
по технике
безопасности
Требование к написанию
научно- исследовательской
работы, проекта
Подготовка индивидуальных
планов
написания
научноисследовательской работы,
проекта
Работа над содержанием
научно- исследовательской
работы, проекта
Работа над введением научноисследовательской работы,
проекта.

Количество часов
Всего

Теория
3

Практи
ка

3
3

3

Формы
аттестации/ контроля
Устный опрос,
практическое задание,
визуальный контроль
Устный опрос,
практическое задание,
визуальный контроль
Устный опрос,
практическое задание,
визуальный контроль
Устный опрос,
практическое задание,
визуальный контроль,
тест
Устный опрос,
практическое задание,
визуальный контроль
3

5.1

Тема исследования, проекта

3

5.2. Актуальность и новизна

3

5.3

3

Методология научных
исследований

5.4. Постановка цели, определение
задач

3

5.5

Объект, предмет исследования

3

5.6
6

Обзор литературы по теме
Работа над теоретической
частью научноисследовательской работы,
проекта
Подбор и обзор научной
литературы по теме
работы
Подбор и обзор
фактологических материалов
Анализ фактологических
материалов,
определение проблемной
ситуации
Анализ проблемной ситуации
Анализ научной литературы
Работа над практической
частью научноисследовательской работы,
проекта.
Специфика реализации научноисследовательской деятельности
в области
гуманитарных,
естественнонаучных и физикоматематических дисциплин (в
соответствии с
профилем)
Подготовка
к
проведению
исследования,
применению
диагностики,
построению модели,
проведению расчетов и т. п.
Проведение
собственного
исследования,
применение
диагностики,
построение модели,
проведение расчетов и т. п.

3

6.1.
6.2.
6.3

6.4.
6.5.
7

7.1.

7.2.

7.3.

Устный опрос,
практическое задание,
визуальный контроль
Устный опрос,
практическое задание,
визуальный контроль
Устный опрос,
практическое задание,
визуальный контроль
Устный опрос,
практическое задание,
визуальный контроль
Устный опрос,
практическое задание,
визуальный контроль
Практическое задание
Устный опрос

3

Устный опрос

3

Устный опрос
3

Практическое задание,
визуальный контроль

3
3

Практическое задание
Практическое задание
Практическое задание

3

Практическое задание

3

Практическое задание

3

Практическое задание

4

7.4. Обработка
и
проверка
полученных данных и
результатов
7.5 Использование современных
информационных
технологий при выполнении
научноисследовательских работ или
проектов
7.6 Дискуссия в группе на тему
«Есть ли польза от публичной
защиты
проектноисследовательской работы для ее
автора?».
Практикум
по
использованию
доступных
компьютерных программ для
создания презентаций
7.7 Защита
проектной
или
исследовательской работы как
возможность
приобрести
полезный навык публичного
выступления, отстаивания и
продвижения своих идей
7.8 Мультимедийное
сопровождение защиты, правила
создания
мультимедийной
презентации
в
доступных
компьютерных программах. 3.
Критерии оценки проектноисследовательской работы
7.9 Правила и секреты публичного
выступления: грамотная речь,
темп речи и дикция, мимика и
жесты, краткость и яркие
примеры,
уместный
юмор,
внешний вид и умение держать
себя перед аудиторией.
8
Особенности
научнопрактической
конференции
школьников
9
Критерии оценки проектноисследовательской работы
10 Моя исследовательская позиция:
описание изучаемого объекта
или явления. Авторское видение
изучаемого объекта или явления
11 Гуманитарное исследование как
авторское видение изучаемого
объекта
или
явления,
представленное
в
его
описательной модели. Модель
как
рассмотренный
с
определенной точки зрения

3

Практическое задание

3

Практическое задание

3

Дискуссия в группе

3

Практическое задание

3

Практическое задание

3

Практическое задание

3

Практическое задание

3
3

3

5

12

13

14

15

16

упрощенный образ объекта —
его интерпретация, где выделены
существенные элементы объекта
и определены ключевые связи
между ними.
Особенность
гуманитарного
исследования — трудность или
невозможность
объективного
описания
реальности,
тенденциозность
и
субъективность
исследовательского
взгляда,
гипотетичность
предлагаемой
исследователем
описательной
модели изучаемого им объекта
или
явления.
Возможность
сосуществования
различных
описательных моделей одного и
того же объекта или явления, то
есть
множества
его
интерпретаций
Что я оставлю людям: анализ
результатов реализованных
проектов и исследований.
Описание проделанной
проектной или
исследовательской работы как
способ самоанализа и
возможность передать другим
людям свои опыт и знание.
Структура
и
правила
оформления текста описания
проектной
или
исследовательской работы: тема,
актуальность,
цель,
задачи,
гипотеза (для исследовательских
работ)
или
описание
предполагаемых
свойств
создаваемого продукта (для
проектных работ), описание
(возможно,
разбитое
на
параграфы) процесса решения
поставленных задач, заключение
с формулированием выводов о
полученных результатах, список
использованной литературы (для
исследовательских работ)
Консультации для школьников
(в режиме личных и/или онлайнвстреч) по вопросу оформления
текста выполненных проектных
или исследовательских работ
Работа над общими выводами

3

3

1

2

Практическое задание

1

2

Практическое задание

1

2

Практическое задание
6

111

1
3

2

Практическое задание
Практическое задание

1
2

2
1

Практическое задание
Практическое задание

44

68

2.Календарный учебный график. Группа 1.
№
п/п

Меся Чи
ц
сло

1

5/7

2

12/
14

3

сентябрь

19
20

Работа над заключением
Оформление списка
использованной
литературы
Оформление приложений
Предзащита научноисследовательской или
проектной работы
обучающегося. Участие в
олимпиадах, конкурсах,
конференциях
Итого

Время
Форма
провед занятия
ения
заняти
я
Вторн., Теория
С 13:00
до
14:10
четверг
с 14.30
до
Теория
15.40

Колво
часо
в

Тема занятия

1,5

Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности

1,5

Требование к написанию
научноисследовательской
работы, проекта

19/
21

Практика 1,5

4

26/
28

Практика 1,5

5

3/5

Практика 1,5

октябрь

17
18

Форма
контроля

Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль

Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль
Подготовка
Устный опрос,
индивидуальных планов практическое
написания
научно- задание,
исследовательской
визуальный
работы,
контроль
проекта
Работа над содержанием Устный опрос,
научнопрактическое
исследовательской
задание,
работы, проекта
визуальный
контроль
Работа над введением
научноисследовательской
работы, проекта.
Тема исследования,
проекта

Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль

7

10/
12

Практика 1,5

Актуальность и новизна

7

17/
19

Практика 1,5

Методология научных
исследований

8

24/
26

Практика 1,5

Постановка цели,
определение задач

9

31/
2

Практика 1,5

Объект, предмет
исследования

10

7/9

Практик
а

1,5

Обзор литературы по теме

Практическое
задание

11

14/
16

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Устный опрос

21/
23

Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Работа над
теоретической частью
научноисследовательской
работы, проекта
Подбор и обзор научной
литературы по теме
работы
Подбор и обзор
фактологических
материалов
Анализ фактологических
материалов,
определение проблемной
ситуации
Анализ проблемной
ситуации

Практическое
задание,
визуальный
контроль
Практическое
задание

12

Ноябрь

6

Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль
Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль

Устный опрос

28/
30

14

5/7

15

12/
14

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Анализ научной
литературы

Практическое
задание

19/
21

Лекция

1,5

Работа над
практической частью
научно-

Практическое
задание

Декабрь

13

16

1,5

Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль
Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль

1,5

8

26/
28

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

18

9/1
1

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

19

16/
18

1,5

20

23/
25

Проектн
ая
гостинн
ая
Лекция,
Практич
еская
работа

Январь

17

1,5

30/
1

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

22

6/8

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Февраль

21

исследовательской
работы, проекта.
Специфика
реализации
научноисследовательской
деятельности в области
гуманитарных,
естественнонаучных
и
физикоматематических
дисциплин (в
соответствии с
профилем)
Подготовка к проведению
исследования,
применению диагностики,
построению модели,
проведению расчетов и т.
п.
Проведение собственного
исследования,
применение диагностики,
построение модели,
проведение расчетов и т. п.
Обработка и проверка
полученных данных и
результатов
Использование
современных
информационных
технологий при
выполнении научноисследовательских работ
или проектов
Дискуссия в группе на
тему «Есть ли польза от
публичной
защиты
проектноисследовательской работы
для
ее
автора?».
Практикум
по
использованию доступных
компьютерных программ
для создания презентаций
Защита проектной или
исследовательской работы
как
возможность
приобрести
полезный
навык
публичного
выступления, отстаивания
и продвижения своих идей

Практическое
задание

Практическое
задание

Практическое
задание
Практическое
задание

Дискуссия в
группе

9

13/
15

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

24

20/
22

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

25

27/
29

1,5

26

5/7

Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Критерии
оценки Практическое
проектнозадание
исследовательской работы

27

12/
14

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

28

19/
21

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

26/
28

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Моя
исследовательская
позиция:
описание
изучаемого объекта или
явления.
Авторское
видение
изучаемого
объекта или явления
Гуманитарное
исследование
как
авторское
видение
изучаемого объекта или
явления, представленное в
его описательной модели.
Модель
как
рассмотренный
с
определенной
точки
зрения упрощенный образ
объекта
—
его
интерпретация,
где
выделены существенные
элементы
объекта
и
определены
ключевые
связи между ними.
Особенность
гуманитарного
исследования
—
трудность
или

Март

23

29

Мультимедийное
сопровождение защиты,
правила
создания
мультимедийной
презентации в доступных
компьютерных
программах. 3. Критерии
оценки
проектноисследовательской работы
Правила
и
секреты
публичного выступления:
грамотная речь, темп речи
и дикция, мимика и жесты,
краткость
и
яркие
примеры, уместный юмор,
внешний вид и умение
держать
себя
перед
аудиторией.
Особенности
научнопрактической
конференции школьников

Практическое
задание

Практическое
задание

Практическое
задание

Практическое
задание

Представление
проектов

Представление
проектов

10

2/4

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

31

9/1
1

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Апрель

30

невозможность
объективного
описания
реальности,
тенденциозность
и
субъективность
исследовательского
взгляда, гипотетичность
предлагаемой
исследователем
описательной
модели
изучаемого им объекта или
явления.
Возможность
сосуществования
различных описательных
моделей одного и того же
объекта или явления, то
есть
множества
его
интерпретаций
Что я оставлю людям:
анализ результатов
реализованных проектов и
исследований. Описание
проделанной проектной
или исследовательской
работы как способ
самоанализа и
возможность передать
другим людям свои опыт
и знание.
Структура
и
правила
оформления
текста
описания проектной или
исследовательской
работы:
тема,
актуальность,
цель,
задачи, гипотеза (для
исследовательских работ)
или
описание
предполагаемых свойств
создаваемого
продукта
(для проектных работ),
описание
(возможно,
разбитое на параграфы)
процесса
решения
поставленных
задач,
заключение
с
формулированием
выводов о полученных
результатах,
список
использованной
литературы
(для
исследовательских работ)

Практическое
задание

Практическое
задание

11

16/
18

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

33

23/
25

1,5

34

30/
2

39

7/1
0

40

14/
16
21/
23

Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция.
Практич
еская
работа
Лекция

41

Май

32

Консультации
для
школьников (в режиме
личных и/или онлайнвстреч)
по
вопросу
оформления
текста
выполненных проектных
или
исследовательских
работ
Работа над общими
выводами

Практическое
задание

1,5

Работа над заключением

Практическое
задание

1,5

Оформление списка
использованной
литературы

Практическое
задание

1,5

Оформление
приложений
Предзащита научноисследовательской или
проектной работы
обучающегося. Участие
в олимпиадах,
конкурсах,
конференциях
111 часов

Практическое
задание
Практическое
задание

1,5

Практическое
задание

Календарный учебный график. Группа 2.
№
п/п

Меся Чи
ц
сло

2

4/6

сентябрь

1

11/
13

Время
Форма
провед занятия
ения
заняти
я
Понеде Теория
льник,
среда
С 13:00
до
14:10
Теория

Колво
часо
в

Тема занятия

Форма
контроля

1,5

Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности

Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль

1,5

Требование к написанию
научноисследовательской
работы, проекта

Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль

12

Подготовка
индивидуальных планов
написания
научноисследовательской
работы,
проекта
Работа над содержанием
научноисследовательской
работы, проекта

Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль

Работа над введением
научноисследовательской
работы, проекта.
Тема исследования,
проекта
Актуальность и новизна

Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль

18/
20

Практика 1,5

4

25/
27

Практика 1,5

5

2/4

Практика 1,5

6

9/1
1

Практика 1,5

7

16/
18

Практика 1,5

Методология научных
исследований

8

23/
25

Практика 1,5

Постановка цели,
определение задач

9

30/
1

Практика 1,5

Объект, предмет
исследования

10

3/8

Практик
а

1,5

Обзор литературы по теме

Практическое
задание

11

13/
15

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Работа над
теоретической частью
научноисследовательской
работы, проекта
Подбор и обзор научной
литературы по теме
работы

Устный опрос

Ноябрь

октябрь

3

Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль

Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль
Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль
Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль
Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль

13

20/
22

Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Подбор и обзор
фактологических
материалов

Устный опрос

13

27/
29

1,5

Анализ фактологических
материалов,
определение проблемной
ситуации
Анализ проблемной
ситуации

Практическое
задание,
визуальный
контроль
Практическое
задание

14

4/6

15

11/
13

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Анализ научной
литературы

Практическое
задание

16

18/
20

Лекция

1,5

Практическое
задание

17

25/
27

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

18

10/
12

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

19

15/
17

Проектн
ая
гостинн
ая
Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Работа над
практической частью
научноисследовательской
работы, проекта.
Специфика
реализации
научноисследовательской
деятельности в области
гуманитарных,
естественнонаучных
и
физикоматематических
дисциплин (в
соответствии с
профилем)
Подготовка к проведению
исследования,
применению диагностики,
построению модели,
проведению расчетов и т.
п.
Проведение собственного
исследования,
применение диагностики,
построение модели,
проведение расчетов и т. п.
Обработка и проверка
полученных данных и
результатов
Использование
современных
информационных

Практическое
задание

1,5

20

Январь

Декабрь

12

22/
24

1,5

Практическое
задание

Практическое
задание

Практическое
задание

14

технологий при
выполнении научноисследовательских работ
или проектов
Дискуссия в группе на
тему «Есть ли польза от
публичной
защиты
проектноисследовательской работы
для
ее
автора?».
Практикум
по
использованию доступных
компьютерных программ
для создания презентаций
Защита проектной или
исследовательской работы
как
возможность
приобрести
полезный
навык
публичного
выступления, отстаивания
и продвижения своих идей
Мультимедийное
сопровождение защиты,
правила
создания
мультимедийной
презентации в доступных
компьютерных
программах. 3. Критерии
оценки
проектноисследовательской работы
Правила
и
секреты
публичного выступления:
грамотная речь, темп речи
и дикция, мимика и жесты,
краткость
и
яркие
примеры, уместный юмор,
внешний вид и умение
держать
себя
перед
аудиторией.
Особенности
научнопрактической
конференции школьников

29/
31

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

22

5/7

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

23

12/
14

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

19/
21

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

25

26/
28

1,5

26

4/6

Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Критерии
оценки Практическое
проектнозадание
исследовательской работы

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Моя
исследовательская Практическое
позиция:
описание задание
изучаемого объекта или
явления.
Авторское

27

Март

24

Февраль

21

11/
13

Дискуссия в
группе

Практическое
задание

Практическое
задание

Практическое
задание

15

18/
20

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

29

25/
27

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

30

1/3

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

8/1
0

Лекция,
Практич

1,5

31

Апрель

28

видение
изучаемого
объекта или явления
Гуманитарное
исследование
как
авторское
видение
изучаемого объекта или
явления, представленное в
его описательной модели.
Модель
как
рассмотренный
с
определенной
точки
зрения упрощенный образ
объекта
—
его
интерпретация,
где
выделены существенные
элементы
объекта
и
определены
ключевые
связи между ними.
Особенность
гуманитарного
исследования
—
трудность
или
невозможность
объективного
описания
реальности,
тенденциозность
и
субъективность
исследовательского
взгляда, гипотетичность
предлагаемой
исследователем
описательной
модели
изучаемого им объекта или
явления.
Возможность
сосуществования
различных описательных
моделей одного и того же
объекта или явления, то
есть
множества
его
интерпретаций
Что я оставлю людям:
анализ результатов
реализованных проектов и
исследований. Описание
проделанной проектной
или исследовательской
работы как способ
самоанализа и
возможность передать
другим людям свои опыт
и знание.
Структура
и
правила
оформления
текста

Представление
проектов

Представление
проектов

Практическое
задание

Практическое
задание
16

еская
работа

15/
17

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

33

22/
24

1,5

34

29/
3

39

6/8

40

13/
15
20/
22

Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция.
Практич
еская
работа
Лекция

41

Май

32

описания проектной или
исследовательской
работы:
тема,
актуальность,
цель,
задачи, гипотеза (для
исследовательских работ)
или
описание
предполагаемых свойств
создаваемого
продукта
(для проектных работ),
описание
(возможно,
разбитое на параграфы)
процесса
решения
поставленных
задач,
заключение
с
формулированием
выводов о полученных
результатах,
список
использованной
литературы
(для
исследовательских работ)
Консультации
для
школьников (в режиме
личных и/или онлайнвстреч)
по
вопросу
оформления
текста
выполненных проектных
или
исследовательских
работ
Работа над общими
выводами

Практическое
задание

Практическое
задание

1,5

Работа над заключением

Практическое
задание

1,5

Оформление списка
использованной
литературы

Практическое
задание

1,5

Оформление
приложений
Предзащита научноисследовательской или
проектной работы
обучающегося. Участие
в олимпиадах,
конкурсах,
конференциях
111 часов

Практическое
задание
Практическое
задание

1,5

Календарный учебный график. Группа 3.
17

№
п/п

Меся Чи
ц
сло

6/7

2

13/
14

Колво
часо
в

Тема занятия

1,5

Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности

1,5

Требование к написанию
научноисследовательской
работы, проекта

4

27/
28

Практика 1,5

5

4/5

Практика 1,5

6

11/
12

Практика 1,5

18/
19

Практика 1,5

8

25
/26

Практика 1,5

Постановка цели,
определение задач

9

1/2

Практик
а

Объект, предмет
исследования

октябрь

Практика 1,5

7

1,5

Форма
контроля

Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль

Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль
Подготовка
Устный опрос,
индивидуальных планов практическое
написания
научно- задание,
исследовательской
визуальный
работы,
контроль
проекта
Работа над содержанием Устный опрос,
научнопрактическое
исследовательской
задание,
работы, проекта
визуальный
контроль
Работа над введением
Устный опрос,
научнопрактическое
исследовательской
задание,
работы, проекта.
визуальный
контроль
Тема исследования,
проекта
Актуальность и новизна
Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль
Методология научных
Устный опрос,
исследований
практическое
задание,
визуальный
контроль

20/
21

Ноябр
ь

3

сентябрь

1

Время
Форма
провед занятия
ения
заняти
я
Среда
Теория
с 14.30
до
15.40.,
четверг
с 13:00
до
Теория
14:10

Устный опрос,
практическое
задание,
визуальный
контроль
Устный опрос,
практическое
задание,
18

визуальный
контроль
10

8/9

Практик
а

1,5

Обзор литературы по теме

Практическое
задание

11

15/
16

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Устный опрос

12

22/
23

1,5

13

29/
30

14

6/7

Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа

Работа над
теоретической частью
научноисследовательской
работы, проекта
Подбор и обзор научной
литературы по теме
работы
Подбор и обзор
фактологических
материалов
Анализ фактологических
материалов,
определение проблемной
ситуации
Анализ проблемной
ситуации

Практическое
задание,
визуальный
контроль
Практическое
задание

15

13/
14

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Анализ научной
литературы

Практическое
задание

16

20/
21

Лекция

1,5

Практическое
задание

27/
28

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Работа над
практической частью
научноисследовательской
работы, проекта.
Специфика
реализации
научноисследовательской
деятельности в области
гуманитарных,
естественнонаучных
и
физикоматематических
дисциплин (в
соответствии с
профилем)
Подготовка к проведению
исследования,
применению диагностики,
построению модели,
проведению расчетов и т.
п.

1,5

Декабрь

1,5

17

Устный опрос

Практическое
задание

19

10/
11

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

19

17/
18

1,5

20

24/
25

Проектн
ая
гостинн
ая
Лекция,
Практич
еская
работа

Январь

18

1,5

31/
1

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

22

7/8

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

23

14/
15

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

21/
22

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Февраль

21

24

Проведение собственного
исследования,
применение диагностики,
построение модели,
проведение расчетов и т. п.
Обработка и проверка
полученных данных и
результатов

Практическое
задание

Использование
современных
информационных
технологий при
выполнении научноисследовательских работ
или проектов
Дискуссия в группе на
тему «Есть ли польза от
публичной
защиты
проектноисследовательской работы
для
ее
автора?».
Практикум
по
использованию доступных
компьютерных программ
для создания презентаций
Защита проектной или
исследовательской работы
как
возможность
приобрести
полезный
навык
публичного
выступления, отстаивания
и продвижения своих идей
Мультимедийное
сопровождение защиты,
правила
создания
мультимедийной
презентации в доступных
компьютерных
программах. 3. Критерии
оценки
проектноисследовательской работы
Правила
и
секреты
публичного выступления:
грамотная речь, темп речи
и дикция, мимика и жесты,
краткость
и
яркие
примеры, уместный юмор,
внешний вид и умение
держать
себя
перед
аудиторией.

Практическое
задание

Практическое
задание

Дискуссия в
группе

Практическое
задание

Практическое
задание

20

28/
29

Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Особенности
научно- Практическое
практической
задание
конференции школьников

26

6/7

1,5

Критерии
оценки Практическое
проектнозадание
исследовательской работы

27

13/
14

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

20/
21

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

27/
28

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

Моя
исследовательская
позиция:
описание
изучаемого объекта или
явления.
Авторское
видение
изучаемого
объекта или явления
Гуманитарное
исследование
как
авторское
видение
изучаемого объекта или
явления, представленное в
его описательной модели.
Модель
как
рассмотренный
с
определенной
точки
зрения упрощенный образ
объекта
—
его
интерпретация,
где
выделены существенные
элементы
объекта
и
определены
ключевые
связи между ними.
Особенность
гуманитарного
исследования
—
трудность
или
невозможность
объективного
описания
реальности,
тенденциозность
и
субъективность
исследовательского
взгляда, гипотетичность
предлагаемой
исследователем
описательной
модели
изучаемого им объекта или
явления.
Возможность
сосуществования
различных описательных
моделей одного и того же
объекта или явления, то
есть
множества
его
интерпретаций

28

Март

25

29

Практическое
задание

Представление
проектов

Представление
проектов

21

3/4

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

31

10/
11

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

32

17/
18

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

33

24/
25

Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция.
Практич

1,5

Апрель

30

2/3

39

8/1
0

Май

34

Что я оставлю людям:
анализ результатов
реализованных проектов и
исследований. Описание
проделанной проектной
или исследовательской
работы как способ
самоанализа и
возможность передать
другим людям свои опыт
и знание.
Структура
и
правила
оформления
текста
описания проектной или
исследовательской
работы:
тема,
актуальность,
цель,
задачи, гипотеза (для
исследовательских работ)
или
описание
предполагаемых свойств
создаваемого
продукта
(для проектных работ),
описание
(возможно,
разбитое на параграфы)
процесса
решения
поставленных
задач,
заключение
с
формулированием
выводов о полученных
результатах,
список
использованной
литературы
(для
исследовательских работ)
Консультации
для
школьников (в режиме
личных и/или онлайнвстреч)
по
вопросу
оформления
текста
выполненных проектных
или
исследовательских
работ
Работа над общими
выводами

Практическое
задание

1,5

Работа над заключением

Практическое
задание

1,5

Оформление списка
использованной
литературы

Практическое
задание

Практическое
задание

Практическое
задание

Практическое
задание

22

еская
работа
40
41

15/
16
22/
23

Лекция

1,5
1,5

Оформление
приложений
Предзащита научноисследовательской или
проектной работы
обучающегося. Участие
в олимпиадах,
конкурсах,
конференциях
111 часов

Практическое
задание
Практическое
задание

Список источников
1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В. Критерии эффективности обучения учащихся
исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся:
Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 64-68
2. Арцев М. Н.Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации
для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.-2005. - №6. - С.4-30.
3. Леонтович А. В. Программа профессионального дополнительного образования
«Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного
образования детей» (Организация исследовательского обучения); М.: 2005
4. Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. –
СПб.,2000. – 28с.
5. Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Программа курса. – СПб.,2000. – 20с

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».