Пурбуева В.Ц. За страницами учебника математики.

1.1. Пояснительная записка
В сегодняшнем мире высоких технологий и многообразия
поступающей
информации, которая является обязательной для усвоения и запоминания учащимися в
рамках изучения различных учебных дисциплин, особое место отводится внеурочной
предметной деятельности, которая способна помочь учащимся в познании мира,
расширению кругозора и применению своих творческих навыков в других ситуациях.
Одной из ведущих концепций развития математического образования в Российской
Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506,является «популяризация математических знаний и математического образования».
Данная программа «За страницами учебника математики» для 9 класса относится к
научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках
ФГОС. Она составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Программа предназначена для того, чтобы обеспечить качественное
математическое образование, построить единую систему восприятия школьных программ
по предметам и внеурочную деятельность, и позволить школьникам проявить
способности самостоятельно мыслить и рассуждать.
•

Отличительной особенностью данной программы является то, что курс
предусматривает поддержание и развитие познавательного интереса к математике,
подготавливает школьников к дальнейшему углубленному изучению предмета на уроках
спецкурсов и кружков по математике; обуславливает выбор родителями более
профессионального изучения их детьми дисциплины.
Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики,
стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность: Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически
мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы,
обобщения.
Системность: Программа строится от частных примеров (особенности решения
отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность: Содержание занятий направлено на освоение
математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение
задач различной сложности, которые впоследствии помогут ребятам принимать
участие в олимпиадах разного уровня, других математических конкурсах и
экзаменах.
Предметное содержание программы целиком взаимодействует с
программой
основной школы, что позволяет решать совместные задачи и действия, которые
улучшат
понимание
основных
тем
на
уроках
математики.
Педагогическая целесообразность программы
внеурочной деятельности «За
страницами учебника математики» состоит в привлечении школьников к

познавательной активности в области математики, расширении кругозора и более
глубокого изучения исторического понимания математических открытий и их роли в
изучении предмета.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Систематизация и углубление материала по отдельным темам предмета математики.
Задачи:
• повышение интереса к изучению предмета;
•

формирование более глубокого понимания математики;

•

развитие мышления и формирование навыков интеллектуальной деятельности
(анализ, синтез, сравнение, умозаключении);

•

формирование навыков и подходов к решению задач повышенного уровня и
олимпиадных задач.
1.3. Планируемые результаты

Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных
занятий программы:
•

приобретать
навыки креативного мышления, нестандартных подходов при
решении задач;

•

научиться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;

•

применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных
ситуациях;

•

умение ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию,
приводить примеры;

• находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей
работе.
1.4. Учебный план занятий

№
1

2

Тема
Решение геометрических задач
(Вычисление площадей. Метод
площадей. Метрические соотношения.
Геометрическое место точек.
Окружность. Вписанная, описанная и
вневписанная окружности.)
Элементы комбинаторики и теории
вероятностей
(Множества. Факториал. Размещения
и перестановки. Сочетание.
Классическая вероятность. Правила

Всего Теор. Практ.

Формы аттестации/контроля
Устный опрос. Проверочная
работа

24

7

17
Устный опрос. Проверочная
работа

18

2

5

13

умножения и сложения. Формула
включений и выключений.)
Азы теории чисел
3

(Делимость. Арифметика остатков.
Решение сравнений. Уравнения в целых
числах.)
Текстовые задачи

(Задачи на смеси и сплавы. Задачи
на движение. Задачи на работу и
4 производительность. Задачи с
целочисленными неизвестными. Задачи
на арифметическую и геометрическую
прогрессии. Простейшие задачи на
проценты, обратные задачи на
проценты, простой и сложный
процентный рост.)
Модуль

17

7

22

(Линейное
уравнение
с
параметром. Дробно - рациональные 11
уравнения с параметром. Квадратные
уравнения с параметром. Теорема
Виета.)
Итоговая работа
Олимпиада

Итого:

12

Устный опрос. Проверочная
работа

(Модуль
числа,
его
смысл,
основные 14
5 геометрический
свойства
модуля.
Уравнения
и
неравенства, содержащие знак модуля
и способы их решения. Упрощение
выражений, содержащих знак модуля.
Построение графиков с модулем.)
Задачи с параметром
6

5

Устный опрос. Проверочная
работа

2

Устный опрос. Проверочная
работа
6

2

2
108

20

8

9

2
27

Устный опрос. Проверочная
работа

Устный опрос. Презентация
проекта

81

2.1. Календарный учебный график
3

1

2

Колво
часо
в
2

4

3

2

4

4

5

3

6

3

7

3

8

3

9

10

2

4

Тема занятия

Дата

Краткое содержание

Основные свойства
площади. Площадь
многоугольника,
прямоугольника,
параллелограмма,
треугольника,
трапеции.

12.09

Повторение свойств площади.
Повторение формул для нахождения
различных многоугольников в задачах.

Метод площадей.

15.09

Решение задач
повышенной сложности
по данной теме.
Метрические
соотношения.

19.09
21.09
22.09
26.09
28.09

Метрические
соотношения.

29.09

Решение
нестандартных задач по
теме.
Окружность.
Геометрическое место
точек
Решение задач по
материалам ОГЭ.
Вписанная окружность
Решение задач
Решение задач
Описанная окружность
Решение задач
Решение задач
Вневписанная
окружность
Решение задач
Решение задач
Множества. Факториал.

03.10
05.10
06.10
10.10

Решение нестандартных задач по теме.
Самостоятельная работа (15 мин ).

12.10
13.10
17.10
19.10
20.10
24.10
26.10
27.10
07.11

Решение задач по материалам ОГЭ.

Решение задач на
вычисление
факториала.
Размещения и
перестановки.
Сочетание.

16.11

14.09

Рассказ учителя о решении задач
методом площадей.
Решение задач повышенной сложности
по данной теме.
Беседа.
Практикум.

Рассказ учителя.

Предварительный подбор задач и их
решение
Предварительный подбор задач и их
решение
Рассказ учителя.
Решение задач повышенной сложности
и олимпиадных задач.

09.11
10.11
14.11

Презентация по теме, рассказ учителя.
Решение задач на вычисление
факториала.

17.11
21.11
23.11

Знакомство с формулами. Применение
формул при решении задач.
4

11

12

13
14

4

4

2
2

Решение задач
Классическая
вероятность.
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Правила умножения и
сложения.
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Формула включений и
выключений.
Решение задач
Формула включений и
выключений.
Решение задач
Делимость.
Решение задач

24.11
28.11

Познакомить учащихся с задачами по
теме, отработать алгоритм решения
задач.

30.11
1.12
5.12

Рассказ учителя. Знакомство с
определениями и теоремами по теме.
Практикум.

7.12
8.12.
12.12
14.12

15.12

Знакомство с формулой. Решение задач.

19.12
21.12

Решение олимпиадных задач.
Самостоятельная работа
(15 мин)

22.12
26.12
28.12

15

2

16

3

Делимость. Решение
задач повышенной
сложности.

29.12
09.01
11.01

17

3

Арифметика остатков.
Решение задач

18

3

Решение сравнений.

19

3

Уравнения в целых
числах.

12.01
16.01.
18.01
19.01
23.01
25.01
26.01
30.01
01.02

20

3

Уравнения в целых
числах.
Решение задач
Решение задач

02.02
06.02
08.02

Разбор олимпиадных задач.

Задачи на смеси и
сплавы.
Решение задач
повышенной сложности
из ОГЭ.

09.02

Решение задач повышенной сложности
из ОГЭ.

21

4

Решение задач на десятичную запись
числа, на использование свойств
делимости.
Решение задач повышенной сложности.

Предварительный подбор задач и их
решение.
Предварительный подбор задач и их
решение
Решение уравнений способом перебора,
с помощью алгоритма Евклида,
разложением на множители и др.

13.02
15.02
16.02

5

22

4

Задачи на движение.

20.02
22.02
22.02
27.02

Решение задач повышенной сложности
из ОГЭ.

Задачи на
арифметическую и
геометрическую
прогрессии.
Простейшие задачи на
проценты, обратные
задачи на проценты.

29.02
1.03
5.03
7.03
07.03
12.03
14.03
15.03

Решение задач повышенной сложности
из ОГЭ. Самостоятельная работа
(15 мин)

19.03
21.03
22.03

Решение экономических задач. Вывод
формул простого и сложного
процентного роста.

Задачи на работу и
производительность.
23

4

24

3

25

3

Простой и сложный
процентный рост.

26

4

Простой и сложный
процентный рост.

27

3

28

4

29

4

30

3

31

3

32

3

Решение одной задачи различными
способами.
Развитие аналитической и
исследовательской деятельности.
Выбор наиболее рационального
способа.

26.03
28.03
29.03
02.04
Модуль
числа,
его 04.04
геометрический смысл, 05.04
основные
свойства 09.03
модуля.
Упрощение выражений,
содержащих
знак
модуля.
Уравнения,
11.04
содержащие знак
12.04
модуля и способы их
16.04
решения.
18.04
Неравенства,
19.04
содержащие знак
23.04
модуля и способы их
25.04
решения.
26.04
Построение графиков с 30.04
модулем.
2.05
3.05
Линейные уравнения с
7.05
параметром.
10.05
10.05
Дробно - рациональные
уравнения с
параметром.

Решение задач по материалам ЕГЭ.

Презентация. Работа по группам:
подбор материала, обсуждение.
( подготовить заранее)

Решение уравнений с модулем
различными способами.
Решение неравенств с модулем
различными способами.
Преобразование графиков функций.
Презентация. Развитие аналитической и
исследовательской деятельности.
Повторение линейной функции,
линейного уравнения. Знакомство с
параметром. Решение линейных
уравнений с параметром.
Повторение дробно-рациональной
функции и дробно-рационального
уравнения. Практикум.

14.05
16.05
17.05
6

33

2

Квадратные уравнения
с параметром.

21.05
23.05

Повторение квадратичной функции,
квадратных уравнений. Различные
методы решения квадратных уравнений
с параметром.

34

3

Теорема Виета.

35

2

Олимпиада.

24.05
28.05
30.05
31.05
31.05

Использование теоремы Виета при
решении различных задач.
Самостоятельная работа (15 мин)

2.2. Условия реализации программы
Обучение организовано 9 «И» классе МАОУ ФМШ №56 г.Улан-Удэ
Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа
восприятия и уровня усвоения материала.
Режим работы: вт, чт, пт в 15.00 — 15.40 ч.
Всего 108 часов.
Программа рассчитана на один год обучения.
Педагогическая технология, применяемая при реализации программы - технология
проблемного обучения.
Дидактические принципы: доступности, последовательности и проблемного обучения.
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по
использованию методов поиска решений.
Основной тип занятий – комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с
постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После
изучения теоретического материала выполняются практические задания для его
закрепления.
2.3. Формы аттестации
Реализуемая программа предусматривает подведение итогов в конце года.
1.4. Оценочные материалы

В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на
20-25 минут, самостоятельные работы и тестовые испытания для определения глубины
знаний и скорости выполнения заданий.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».