Баинов Б.С. Шахматный клуб_Сила мысли

1. Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Программа рассчитана на 108 академических часов. Игра в шахматы
развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению
логического
мышления,
воспитывает
усидчивость,
вдумчивость,
целеустремленность.
Актуальность программы вызвана потребностями современных детей и их
родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества. Программа
направлена на организацию
содержательного досуга учащихся,
удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной
деятельности и обусловлена многими причинами: необходимость
интеллектуального развития современных школьников, потребность в
когнитивной разгрузке (отдых от гаджетов, интернета), обеспечение
доступности дополнительного образования, увеличение количества детей,
охваченных дополнительным образованием.
Вид программы – модифицированная
Направленность программы – спортивная
Адресат программы – учащиеся 8-17 лет, дополнительно изучающие
шахматы в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук» г. Улан-Удэ. Дети в
разном возрасте хотят научиться играть в шахматы, поэтому группы могут
быть разновозрастные.
Срок и объём освоения программы – 1 год:
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательной деятельности – группы
разновозрастные
Режим занятий
3 часа в неделю; 108 часов в год
1.2 Цель программы – создание условий для личностного и
интеллектуального развития обучающихся, организация содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы
Задачи:
•
Овладение учащимися знаниями теории и практики шахматной игры;
•
Формирование и развитие у учащихся на основе теоретических и
практических занятий навыков ведения шахматной борьбы при помощи
коллективного обсуждения шахматной стратегии и тактики;
•
Формирование навыков индивидуального и коллективного творчества
с целью подготовки шахматистов – разрядников;
•
Подготовка к успешным выступлениям на различных соревнованиях;

•
Выявление способных и талантливых спортсменов для дальнейшего
совершенствования спортивного мастерства;
•
Развитие у учеников инициативы, логики, памяти, внимания,
пространственного
мышления,
индивидуальности,
самообладания,
самостоятельности, эстетического вкуса и понимания красоты шахматных
этюдов и комбинаций;
•
Развитие личностного потенциала;
•
Формирование навыков здорового образа жизни;
•
Воспитание и развитие интереса учащихся к шахматам, к
самостоятельной работе и творчеству.
Поэтапное освоение курса, что даёт возможность детям с разным уровнем
развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их
способностям. Использование во время процесса обучения наряду с
традиционными шахматами электронных образовательных ресурсов, а
именно компьютерных образовательных шахматных программ.
Ожидаемые результаты
Должны знать:
- все ходы фигур;
- шахматную нотацию;
- сравнительную ценность фигур;
- что такое шах, мат, пат;
- общие принципы игры в начале партии;
- правила поведения во время игры;
- тактические удары (связка, двойной удар, открытое нападение, открытый
шах, двойной шах);
- правила поведения в помещении и на улице;
- правила техники безопасности.
Должны уметь:
- ставить мат тяжёлыми фигурами;
- решать комбинации на различные темы (двойной удар, связка, вскрытый
шах и др.);

- играть шахматную партию с записью и часами.
Личностными результатами являются:
- правильно вести себя во время игры;
- уважительно относиться к сопернику по игре;
- правильно вести себя в помещении и на улице.
1.2 Содержание программы
Учебный план
1.

Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с
игровым «полем».

3

2.

Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами,
первые чемпионы.

12

3.

Шахматные фигуры. Основные функциональные
особенности фигур. Их роль в игре.

18

4.

Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль,
эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы.

15

5.

Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов.
Задачи на постановку мата в несколько ходов.

15

6.

Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры.
Рокировка, комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса, система защиты, атака, пешка и
ее роль, разрушение королевского прикрытия, типичные
комбинации в дебюте, патовые комбинации.

21

7.

Повторение изученного в течение года. Шахматные
баталии. Соревнования в группе.

24

Теория – 36 часов Практика – 72 часа. Итого – 108 часов
Основная форма подведения итогов – зачет. Критериями оценки
результативности обучения являются уровень теоретической и практической
подготовки учащихся.
Дополнительный критерий оценивания уровня усвоения образовательной
программы – результаты на турнирах.

Методическая литература
1. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский
центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 2002.
2. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 2011.
3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной
школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008.
4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя –
Обнинск: Духовное возрождение, 2009.
5. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий
по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В.,
Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы"
района Талнах, 2010.
6. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 2009 г.
7. Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. М., ФиС, 2002.
8. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 2006 .
9. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 2003.
10. Яковлев Н. Шахматный решебник. Найди лучший ход. Спб: Физкультура
и спорт, 2011.

Календарный учебный график. Группы 1,2

10
11
12
13

15
16

декабрь

14

17

19
20

январь

18

21

25

февраль
март

24

15/
17
22/
24
29/
31
5/7
12/
14

22
23

11/
13
18/
20
25/
27
9/1
0

19/
21
26/
28
4/6

Форма

Время

Кол-во часов
3

2.2. Чемпионы мира.

3

2.3. Развитие шахмат в Бурятии.

3

3. Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их
роль в игре.
3 3.1. Как играть фигурами и пешками.

23/
25
30/
1
7/8
13/
15
20/
22
27/
29
4/6

2.1. Шатар.

Форма
контроля

9

ноябрь

8

3

устный опрос, зачет

7

2. История зарождения шахмат.

Место
проведения

6

9/1
1
16/
18

3

Кабинет №4 МАУ ДО ЦДО «МАН»

5

октябрь

4

3 1. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым «полем».

3

Беседа, практические упражнения

3

Тема занятия

11/
13
18/
20
25/
27
2/4

понедельник 9.00 -11.20 /среда12:30-14:50

2

сентябрь

1

число

Месяц

№
п/п

3.2. Ходы и взятие фигур.

3

3.3. Взятие на проходе.

3

3.4. Практическое занятие – ходы пешкой.

3

3.4. Превращение пешки.

3

4. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блицшахматы, долгие шахматы.
3 4.1. Мат
3

4.2. Миттельшпиль

3

4.3. Эндшпиль

3

4.4. Блиц-шахматы, долгие шахматы

3

5. Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на
постановку мата в несколько ходов.
3 5.1. Мат в один ход.
3

5.2. Мат в два хода.

3

5.3. Мат в три и более хода.

3

5.4. Задачи на постановку мата в несколько ходов.

3

6. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка,
комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система
защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия,
типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации.
3 6.1. Шахматные комбинации.
3

6.2. Разнообразие шахматной игры.

3

6.3. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса

26
27
28
29

31
32

апрель

30

33
34

37

май

35

37

11/
13
18/
20
25/
27
1/3

3

6.4. Система защиты

3

6.5. Атака

3

6.6. Типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации.

3

8/1
0
15/
17
22/
24
29/
2
6/8

3

7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии.
Соревнования в группе.

13/
15
20/
22
27/
29

3

3
3
3
3

7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии.
Соревнования в группе.

3
3

Итоговое занятие. Вручение свидетельств об окончании курса.

111

23

3

30

3

14

3

6

21

7
8

28

9

11

ноябрь

10
11

3
18

Беседа, практические упражнения

5

Суббота 12:30-14:50/ 15.00 – 17.20

7
октябрь

4

2. История зарождения шахмат.
2.1. Шатар.
3 2.2. Чемпионы мира.
2.3. Развитие шахмат в Бурятии.
3 3. Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности
фигур. Их роль в игре.
3 3.1. Как играть фигурами и пешками.
3

3.2. Ходы и взятие фигур.
3 3.3. Взятие на проходе.
3

13

9

3.4. Практическое занятие – ходы пешкой.
3 3.4. Превращение пешки.
3 4. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль,
блиц-шахматы, долгие шахматы.
3 4.1. Мат

14
15
16

16

3

4.2. Миттельшпиль

23

3

30

3

4.3. Эндшпиль
4.4. Блиц-шахматы, долгие шахматы

25
2

декабрь

12

Форма
контроля

3 1. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым «полем».

устный опрос, зачет

16

Место
проведения

Кол-во часов

Форма

Время

число

Тема занятия

Кабинет №4 МАУ ДО ЦДО «МАН»

1
2
3

сентябрь

№
п/п

Месяц

Календарный учебный график. Группы 3,4

13

3

5. Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на
постановку мата в несколько ходов.

20

3

5.1. Мат в один ход.

27

3

5.2. Мат в два хода.

3

3

10

3

17

3

24

3

2

3

9

3

16

3

27

23

3

5.3. Мат в три и более хода.
5.4. Задачи на постановку мата в несколько ходов.
6. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры.
Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение
королевского прикрытия, типичные комбинации в дебюте, патовые
комбинации.
6.1. Шахматные комбинации.
6.2. Разнообразие шахматной игры.
6.3. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса
6.4. Система защиты
6.5. Атака

28
29
30
31
32
33
34
35

30

3

6

3

18
19

январь

17

20
21

23
24

февраль

22

36

апрель
май

26

март

25

13

6.6. Типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации.
7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии.
3 Соревнования в группе.

20

3

27

3

4

3

11

3

18

3

25

3
108

7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии.
Соревнования в группе. Вручение свидетельств об окончании курса.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».