Пояснительная записка Программа «Занимательная информатика» предназначена для учащихся возрастом 11 – 12 лет. Программа рассчитана на 108 часов, 3 часа в неделю. Программа составлена для реализации в МАУ ДО ЦДО «МАН». В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения предмета, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного ребёнка, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий. Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне центра (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией образования: именно в рамках курса информатики дети знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других предметов и в повседневной жизни. Из вышеизложенного следует, что цели изучения информатики в центре должны: 1) быть в максимальной степени ориентированы на реализацию потенциала предмета в достижении современных образовательных результатов; 2) конкретизироваться с учетом возрастных особенностей учащихся. Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей образования, способствуя в 5–6 классах: • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; • целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. В содержании курса информатики целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; • понимание роли информационных процессов в современном мире; • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации). Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают: • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Учебный план занятий № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Название раздела, темы Вводное: Основы информатики Тема: Компьютер Тема: Подготовка текстов на компьютере Тема: Компьютерная графика Тема: Создание мультимедийных объектов Тема: Объекты и системы Тема: Информационные модели Тема: Алгоритмика ИТОГО: Кол-во часов Формы аттестаци Всег Теория Практик и/контро о а ля устный 12 6 6 опрос Зачет 12 6 6 12 6 6 18 9 9 18 9 9 12 6 6 12 6 6 12 6 6 108 54 54 зачет зачет зачет зачет зачет творчес кое задание 6 7 Октябрь 5 8 10 11 ноябрь 9 14 15 Декабрь 12 13 16 18 19 20 Январь 17 22 23 Февраль 21 24 26 Март 25 28 29 Апрель 27 3 Информация вокруг нас 3 Компьютер- универсальная машина для работы с информацией 3 11/12/ 13 18/19/ 20 25/26/ 27 3 8/9/10 3 15/16/ 17 22/23/ 24 29/30 3 Ввод информации в память компьютера. Практическая работа№1 «Вспоминаем клавиатуру» Управление компьютером Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы». Передача информации Тест по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса» Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой». В мире кодов. Способы кодирования информации 6/7/8 13/14/ 15 20/21/ 22 27/28/ 29 10/11/ 12 17/18/ 19 24/25/ 26 31/1/2 7/8/9 3 3 3 3 3 Метод координат Тест по теме «Информация и «информационные процессы Текст как форма представления информации. Компьютер — основной документ подготовки текстов Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Редактирование текста. Редактируем текст. 3 Работаем с фрагментами текста. 3 3 Форматирование текста. Форматируем текст. Промежуточная диагностика Структура таблицы. Создаем простые таблицы.. 3 Табличное решение логических задач 3 3 Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Диаграммы. Строим диаграммы Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Изучаем инструменты графического редактора. Устройства ввода графической информации. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» Планируем работу в графическом редакторе 3 Разнообразие задач обработки информации 3 Кодирование как изменение формы представления информации. Практическая контрольная работа Систематизация информации. Создаем списки. 3 3 3 14/15/ 16 21/22/ 23 28/29/ 1 6/7/8 3 13/14/ 15 20/21/ 22 3 3/4/5 3 10/11/ 12 3 3 Тестирование «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов» Поиск информации. Ищем информацию в сети Интернет. Преобразование информации по заданным правилам. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор. Преобразование информации путём рассуждений Форма контроля Время проведени Форма занятия Кол-во Вводное занятие. Правила техники безопасности. Представление информации устный опрос, зачет 4 3 3 Беседа, практические упражнения 3 Тема занятия 6/7/8 13/14/ 15 20/21/ 22 27/28/ 29 4/5/6 09.00-11.20/15:00-17:20 2 Сентябрь 1 Число Месяц № п/ п 30 31 32 34 35 36 Май 33 17/18/ 19 24/25/ 26 4 8/10/1 1 15/16/ 17 22/23/ 24 29/30/ 31 итого 3 Разработка плана действий и его запись 3 Запись плана действий в табличной форме 3 3 Создание движущихся изображений. Создаем анимацию по собственному замыслу. 3 3 Создаём слайд-шоу по выполнению проекта/ Защита итогового проекта Годовая контрольная работа за курс изучения 3 Итоговый урок (рефлексия) 108 Литература: Справочная литература: (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.): № Наименование Автор 1 Информатика: Учебник для 5 класса. Л.Л. Босова, Босова А.Ю. 2 Преподавание курса информатики 5-7 кл: методическое пособие для учителя. Л.Л. Босова, Босова А.Ю. 3 Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие Л.Л. Босова, Босова А.Ю. 4 Контрольно-измерительные материалы по Л.Л. Босова, Босова А.Ю. информатике для V-VII классов Издательство и год издания М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.