Пояснительная записка
Программа «Занимательная информатика» предназначена для учащихся возрастом 11 – 12
лет. Программа рассчитана на 108 часов, 3 часа в неделю. Программа составлена для реализации
в МАУ ДО ЦДО «МАН».
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний,
умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов
является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные
стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) в процессе изучения предмета, во внеурочной и внешкольной деятельности на
протяжении всего периода обучения. Организация учебно-воспитательного процесса в
современной информационно-образовательной среде является необходимым условием
формирования информационной культуры современного ребёнка, достижения им ряда
образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования
информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии,
которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне центра (что важно само по себе с
точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают
условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и
результативности. На протяжении всего периода существования курса информатики
преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией образования: именно в
рамках курса информатики дети знакомились с теоретическими основами информационных
технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые
потенциально могли применять при изучении других предметов и в повседневной жизни.
Из вышеизложенного следует, что цели изучения информатики в центре должны:
1)
быть в максимальной степени ориентированы на реализацию потенциала
предмета в достижении современных образовательных результатов;
2)
конкретизироваться с учетом возрастных особенностей учащихся.
Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей
образования, способствуя
в 5–6 классах:
• развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и
ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации,
самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную
и коллективную
информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
• целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект»,
«система», «модель», «алгоритм» и др.;
• воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их
автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и
использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой,
физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного
мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей,
причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие
предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные
обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного
процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях,
становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на
формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода
становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных
результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными
результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость
окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых
технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро
наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления,
формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их
ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики целесообразно сделать акцент на изучении
фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии
алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого
курса.
Курс информатики является частью непрерывного курса информатики, который включает
в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших
классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в
соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к
концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего
обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные
технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс
информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже
имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого
опыта.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или
всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
• владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
• владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую
или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные
структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,
самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
• ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых
сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности
по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные
предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие
основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для
конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы,
схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе
с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики
и права.
Учебный план занятий
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Название раздела,
темы
Вводное:
Основы информатики
Тема:
Компьютер
Тема:
Подготовка текстов на компьютере
Тема:
Компьютерная графика
Тема:
Создание мультимедийных объектов
Тема:
Объекты и системы
Тема:
Информационные модели
Тема:
Алгоритмика
ИТОГО:
Кол-во часов
Формы
аттестаци
Всег Теория Практик
и/контро
о
а
ля
устный
12
6
6
опрос
Зачет
12
6
6
12
6
6
18
9
9
18
9
9
12
6
6
12
6
6
12
6
6
108
54
54
зачет
зачет
зачет
зачет
зачет
творчес
кое
задание
6
7
Октябрь
5
8
10
11
ноябрь
9
14
15
Декабрь
12
13
16
18
19
20
Январь
17
22
23
Февраль
21
24
26
Март
25
28
29
Апрель
27
3
Информация вокруг нас
3
Компьютер- универсальная машина для работы с информацией
3
11/12/
13
18/19/
20
25/26/
27
3
8/9/10
3
15/16/
17
22/23/
24
29/30
3
Ввод информации в память компьютера. Практическая работа№1
«Вспоминаем клавиатуру»
Управление компьютером Практическая работа №2 «Вспоминаем
приёмы управления компьютером»
Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и
сохраняем файлы».
Передача информации
Тест по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского
интерфейса»
Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с
электронной почтой».
В мире кодов. Способы кодирования информации
6/7/8
13/14/
15
20/21/
22
27/28/
29
10/11/
12
17/18/
19
24/25/
26
31/1/2
7/8/9
3
3
3
3
3
Метод координат
Тест по теме «Информация и «информационные процессы
Текст как форма представления информации. Компьютер —
основной документ подготовки текстов
Основные объекты текстового документа. Ввод текста.
Редактирование текста. Редактируем текст.
3
Работаем с фрагментами текста.
3
3
Форматирование текста. Форматируем текст.
Промежуточная диагностика
Структура таблицы. Создаем простые таблицы..
3
Табличное решение логических задач
3
3
Разнообразие наглядных форм представления информации. От
текста к рисунку, от рисунка к схеме.
Диаграммы. Строим диаграммы
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Изучаем
инструменты графического редактора.
Устройства ввода графической информации. Практическая работа
№12 «Работаем с графическими фрагментами»
Планируем работу в графическом редакторе
3
Разнообразие задач обработки информации
3
Кодирование как изменение формы представления информации.
Практическая контрольная работа
Систематизация информации. Создаем списки.
3
3
3
14/15/
16
21/22/
23
28/29/
1
6/7/8
3
13/14/
15
20/21/
22
3
3/4/5
3
10/11/
12
3
3
Тестирование «Обработка информации средствами текстового и
графического редакторов»
Поиск информации. Ищем информацию в сети Интернет.
Преобразование информации по заданным правилам. Выполняем
вычисления с помощью программы Калькулятор.
Преобразование информации путём рассуждений
Форма
контроля
Время
проведени
Форма
занятия
Кол-во
Вводное занятие. Правила техники безопасности.
Представление информации
устный опрос, зачет
4
3
3
Беседа, практические упражнения
3
Тема занятия
6/7/8
13/14/
15
20/21/
22
27/28/
29
4/5/6
09.00-11.20/15:00-17:20
2
Сентябрь
1
Число
Месяц
№
п/
п
30
31
32
34
35
36
Май
33
17/18/
19
24/25/
26
4
8/10/1
1
15/16/
17
22/23/
24
29/30/
31
итого
3
Разработка плана действий и его запись
3
Запись плана действий в табличной форме
3
3
Создание движущихся изображений.
Создаем анимацию по собственному замыслу.
3
3
Создаём слайд-шоу по выполнению проекта/ Защита итогового
проекта
Годовая контрольная работа за курс изучения
3
Итоговый урок (рефлексия)
108
Литература:
Справочная литература: (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.):
№
Наименование
Автор
1
Информатика: Учебник для 5 класса.
Л.Л. Босова,
Босова
А.Ю.
2
Преподавание курса информатики 5-7
кл: методическое пособие для учителя.
Л.Л. Босова,
Босова
А.Ю.
3
Уроки информатики в 5–7 классах:
методическое пособие
Л.Л. Босова,
Босова
А.Ю.
4
Контрольно-измерительные материалы по
Л.Л. Босова,
Босова
А.Ю.
информатике для V-VII классов
Издательство и год
издания
М.:
БИНОМ.
Лаборатория знаний,
2013
М.:
БИНОМ.
Лаборатория знаний,
2013
М.:
БИНОМ.
Лаборатория знаний,
2007
М.:
БИНОМ.
Лаборатория знаний,
2007.