Рабданова Н.П. Углубленное изучение химии 11 кл

Пояснительная записка
Образовательная программа «Углубленное изучение химии»предназначена для
учащихся 11 классов (16-17 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих
химию в Центре дополнительного образования «Малая академия наук». Программа
рассчитана на 1 год обучения (111 часов, 3 часа в неделю).
Программа содержит набор демонстрационных, лабораторных и практических
работ, необходимых для формирования у учащихся специфических для учебного
предмета химия знаний и умений, а также ключевых компетентностей в сфере
самостоятельной познавательной деятельности и бытовой сфере. Реализация программы
создает условия для развития экологической культуры учащихся, как основной идеи
образовательной программы школы. Курс химии направлен на:
•

формирование

у

учащихся

химических

знаний

как

компонента

естественнонаучной картины мира;
•

развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное

совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически
грамотного поведения в быту и трудовой деятельности;
•

выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также

формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической
деятельности;
•

формирование

умений

безопасного

обращения

с

веществами,

используемыми в повседневной жизни.
Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов,
возрастных особенностей школьников. Старший школьный возраст характеризуется
завершением психофизического развития человека, утверждением базовых ценностей,
определяющих личностное и профессиональное самоопределение обучающегося во всей
последующей жизни. Формируется устойчивая система ведущих ценностных ориентаций
и установок в социально-политической, экономической, эстетической и экологической
сферах деятельности в соответствии с принятыми нравственными, эстетическими,
трудовыми нормами и правилами. Происходит принятие основных социальных ролей:
работника, родителя, гражданина, патриота родного края. Основное внимание должно
уделяться развитию логического мышления, активизация которого происходит на основе
познания основных законов организации природного и социального мира, тенденций и
противоречий развития региона, страны, всего человечества.
В основе содержания курса химии лежат ведущие системообразующие идеи:
•

материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

•

причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и

применением веществ;
•

познаваемость веществ и закономерностей химических реакций;

•

объясняющая

и

прогностическая

роль

теоретических

знаний

для

фактологического материала химии элементов;
•

конкретное

химическое

соединение

представляет

собой

звено

в

непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте веществ и
химической эволюции;
•

законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает

возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные
способы производства веществ материалов и охраны окружающей среды от химического
загрязнения;
•

наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила

развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
•

развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат

интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны
способствовать решению глобальных проблем современности.
Целями изучения химии в старшей школе на профильном уровне являются:
•

освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах

химии, необходимых для понимания научной картины мира;
•

овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические

реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим
формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее
достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
•

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс
цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций
современной химии;
•

воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент

воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение
полученных знаний и умений;
•

применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с

веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в
повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора
профессии, связанной с химией.
Реализация данной рабочей программы предполагает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в
старшей школе на профильном уровне являются:умение самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и
оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-

функционального анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор
критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;поиск
нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; умение развернуто
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение
изученных

положений

на

самостоятельно

подобранных

конкретных

примерах;

оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в
практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки,
передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности.
Особенности курса, отличающие его других программ:
•

данный курс как в теоретической, так и в фактологической части является

практикоориентированным:

понятия,

законы,

теории,

вещества,

и

процессы

рассматриваются в плане их практического значения, использования в повседневной
жизни, роли в природе и производстве;
•

широкое применение интегративного подхода. Основным интегрирующим

элементом является понятие «вещество» во всех формах его проявления. Это
способствует формированию единой естественно-научной картины мира;
•

применение электронных образовательных ресурсов во время классной и

домашней работы;
•

увеличена доля химического эксперимента, в том числе лабораторного,

выполняемого

самими

учащимися.

Пересмотрены

подходы

к

проведению

демонстрационного и лабораторного эксперимента, в частности включены элементы
исследовательского характера, проблемный подход к постановке и результатам;
•

усиление экологической составляющей;

•

высокий теоретический уровень, который позволяет сделать процесс

обучения максимально развивающим.
Основные направления реализации содержательных линий:
•

художественная

культура формируется

посредством

знакомства

с

художественными памятниками, изготовленными из различных веществ, историей
становления и развития некоторых ремесел;
•

социально-экономическая и правовая культура – законодательные акты,

направленные на сохранение экологической безопасности региона, страны, мира;
•

культура

здоровья

и

охраны

жизнедеятельности через

организацию

учебного места, химически правильное поведение для сохранения своего здоровья и
здоровья окружающих людей;
•

экологическая культура формируется через изучение веществ, их влияния на

организм человека, экосистемы;

•

информационная культура формируется через изучение и применение

различных методов познания (эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция); умение
работать с информацией, закодированной различным образом (химическая формула,
уравнение реакции, модель молекулы, текст, график, таблица, рисунок).
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации
программы целесообразно использовать:
•

формы образования – комбинированный урок, учебные лекции, семинары,

лабораторные работы, практические работы, дискуссии и др.;
•

технологии образования – работу в группах, индивидуальную работу

учащихся, модульную, проектную, информационно-коммуникативную и др.;
•

методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос,

объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.;
•

методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие

работы, контрольные работы, устный опрос и др.
Срок реализации программы

Теория

Практика

Количество
часов

1.

Основные понятия и законы химии Расчеты по химическим
формулам и уравнениям

27

21

6

2.

Строение атома. Периодический закон и периодическая система
Д.И. Менделеева. Химическая связь и строение вещества

9

6

3

3.

Классификация химических реакций и закономерности их
протекания. Тепловые эффекты реакций. Скорость химических
реакций. Химическое равновесие. Окислительно-восстановительные
реакции.

6

4

3

4.

Растворы. Электролитическая диссоциация.рН. Гидролиз солей

9

6

3

5.

Важнейшие классы неорганический соединений: свойства,
номенклатура и классификация. Металлы и неметаллы.
Электрохимический ряд напряжения металлов. Электролиз

27

27

10

6.

Теория строения органических соединений. Углеводороды
Кислородсодержащие соединения Углеводы. Азотосодержащие

27

27

10

Устная беседа, проверка конспектов, тестирование,решение
задач

Название раздела, темы

Всего

1. Учебно-тематический план

№
п/
п

Формы
аттестации/кон
троля

Данная программа рассчитана на один год обучения.

соединения
Разбор вариантов ЕГЭ

6

0

6

ИТОГО:

111

91

20

12
15

3

Ноябрь

13.
14.
15.
16.

6
13
20
27

декабрь

22
29

23.

февраль

19.
20.
21.
22.

январь

17.

3
3
3
3
3
3

10

3

17

3

24
31
7
14

3
3
3
3

21

3

Форма контроля

3
3

Входная диагностика, м/д, с/р, тесты

1
8

Место проведения

3

Вводное занятие. Тестирование.
Повторение материала за 10 класс.
Основные понятия и определения в
химии.
Закон Авагадро.
Вывод Химических формул.
Периодический закон. Строение
атома.
Закон сохранения масс. Решение
задач.
Вывод химических формул
Расчеты по химическим формулам
и уравнениям.
Классификация неорганических
веществ. Оксиды. Кислоты.
Основания.
Соли: кислые, основные, средние.
Периодический закон. Строение
электронной оболочки.
Химическая связь.
ОВР
Тепловые эффекты реакции.
Скорость реакции. Химическое
равновесие.
Растворы.
Электролитическая
диссоциация.
Реакции
обмена
в
водных
растворах.
Гидролиз солей.
Тестовая работа
Электролиз
Важнейшие классы неорганических
веществ, их свойства и способы
получения. Оксиды, основания.
Кислоты и амфотерные

МАУ ДО ЦДО «МАН»

25

11.
12.

18.

Кол-во часов
3
3
3

8.
9.
10.

Форма проведения
занятия

4
11
18

Лекция. Практика.

число

3
3
3

17.20- 19.20

месяц
7.

сентябр
ь

4.
5.
6.

Тема занятия

13
20
27

октябрь

1.
2.
3.

Время проведения
занятия

2. Календарный учебный график.

№ п/п

7.

28

3

25.
26.

6
13

3
3

20

3

28.

27

3

29.
30.
31.
32.
33.
34.

3
10
17
24
8
15

3
3
3
3
3
3

22
9

3
3
111

35.
36.

апрель
май

27.

март

24.

ИТОГО:

гидроксиды. Соли
Металлы и их соединения.
Алюминий, железо, хром.
Неметаллы и их неорганические
соединения.
Водород, галогены, халькогены,
азот фосфор
Основные положения органической
химии
Алканы
Алкены
Алкадиены
Алкины, арены
Спирты. Фенолы.
Альдегиды. Карбоновые кислоты.
Сложные эфиры
Амины. Аминокислоты
Закрепление материала

ЛИТЕРАТУРА
1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя химии.11
класс. М.: Дрофа, 2003.
2. Денисова Л.В.,Черногорова Г.М. Таблица Д.И.Менделеева и справочные материалы.
Москва, изд. «Владос»,2009.
3. Крутецкая Е.Д.,ЛевкинА.Н. Окислительно – восстановительные реакции. СПб,2003.
4. Шульпин Г. Б. Эта увлекательная химия - М. : Химия, 1984. 183 с.
5.

.Эмануэль Н. М., Заиков Г. Е. Химия и пища - М.: Наука, 1986.

6.

Эткинс П. Молекулы. - М.: Мир, 1991.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».