Баиров Т.Б. Азы шахмат.

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1.

Пояснительная записка

Нормативные правовые основы разработки ДООП:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству».
4. Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Актуальность: Программа «Азы шахмат» ориентирована на формирование у
обучаемых системного мышления, креативности, критического мышления.
Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального
развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в
условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и
делать выводы.
Направленность программы – спортивная
Адресат программы - учащиеся 6-17 лет, дополнительно изучающие
шахматы в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук» г. Улан-Удэ. Дети в разном
возрасте хотят научиться играть в шахматы, поэтому группы могут быть
разновозрастные.
Срок и объём освоения программы – 1 год:
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательной деятельности – группы
разновозрастные
Режим занятий
3 часа в неделю; 108 часов в год
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1. Теория и практика игры в шахматы.
2. Работа с компьютерными шахматными программами.
3. Соревновательная деятельность.

Вид программы: Модифицированная программа, в основе типовая
программа для обучения шахматам. Особенности программы «Азы шахмат»:
1. Обучение проводится с использованием компьютерных программ.
2. Большое внимание уделяется психологической устойчивости и
развитию внимания.
Направленность программы: спортивная
Адресат программы:
1) дети дети до 6 лет — дошкольники. В этом возрасте увеличивается
устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная
деятельность в течение 15–20 минут. Целью обучения игре в шахматы на
данном этапе является развитие интеллектуальных способностей детей в
процессе обучения детей игре. Задачами являются: пробуждение интереса к
игре; развитие наблюдательности, внимания, памяти,
знакомство
с пространственным ориентировании, знакомство с количественным и
порядковым счетом.
После пяти с половиной лет на смену
правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное
(логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения.
2) Возрастные особенности детей 6-ти – 7-ми лет. В этом возрасте
значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания,
складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе
развития речи, познавательных интересов, внимание становится
опосредованным, связано с интересами ребенка к деятельности. Появляются
элементы
после
произвольного
внимания. Восприятие
становится
осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются
произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.
3) Особенности обучения младших школьников (7 до 10 лет).
С семилетнего возраста ребенок способен в уме совершать простейшие
мыслительные операции, что очень требуется в игре. К этому времени
ребенок уже имеет развивающуюся пытливость ума и склонность к анализу,
умеет обобщать и классифицировать, отличать главное от второстепенного, и
самое главное способен улавливать закономерности. Стержневым моментом
занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают,
сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
4) Психологические особенности обучения игре в шахматы подростков
(от 11 до 16 лет). Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая
в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на
окружающую действительность. Ведущим мотивом поведения подростка, по
мнению является стремление найти свое место среди сверстников. Для
реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна
деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая
может придать ему значение как члену общества. Желание заниматься
шахматами в этом возрасте продиктовано скорее собственными интересами,
чем волей родителей, как это было в предыдущей возрастной группе 7-10 лет.

Срок и объем освоения программы – 1 год
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной
разновозрастные (на основе уровня игры)

деятельности:

группы

Режим занятий:
3 часа в неделю, 108 часов в год
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: развитие интеллектуальных способностей и самореализация личности
обучаемых, воспитание психологической устойчивости. Участие в турнирах
различного уровня.
Задачи: Обучающие 1. Получение знаний по теории шахматной игры.
2. Формирование навыков применения полученных знаний во время
шахматной партии.
3. Умение работать самостоятельно с помощью шахматных компьютерных
программ.
4. Участие в шахматных турнирах.
Воспитательные 1. Воспитание культуры общения ,в основе - уважение к сопернику
2. Воспитание самообладания.
Развивающие 1. Развитие психических качеств обучаемых: внимания, памяти,
логического мышления.
2. Формирование творческого мышления.
Ожидаемые результаты:
предметные:
1. Будет знать правила игры в шахматы, шахматную нотацию.
2. Научится применять полученные знания во время шахматной партии.
3. Научится работать с шахматными компьютерными программами.
4. Получит опыт игры в соревнованиях.
метапредметные:
1. Научится алгоритму принятия решений.
2. Разовьет психологическую устойчивость, внимательность, воображение.
личностные:
1. Разовьет умение контролировать свои действия.
2. Научится справляться с эмоциями при неудачах,давлении соперника
3. Разовьет этические чувства: доброжелательность, уважение к
сопернику .

4. Научится сотрудничеству со сверстниками, умению не создавать
конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
1.3. Содержание программы «Азы шахмат»
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество
часов

Формы
аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1 год обучения

1

Вводное занятие

3

3

-

Беседа

2

Основы шахмат

15

7

8

Опрос, практикум на
lichess

3

Основы тактики

9

4

5

Опрос, практикум на
lichess Задачи

4

Принципы игры

6

3

3

Упражнения

5

Пешечные структуры

6

3

3

Упражнения

6

Разновидности мата

10

2

8

Задачи

7

Итоговые мероприятия

6

2

4

Конкурс по решению
задач, участие в турнире.

8

Общие понятия.

8

4

4

Практикум на lichess,
решение тематических
задач, Упражнения

9

Виды преимуществ

10

4

6

Решение тематических
задач

10 Базовые стратегии

8

4

4

Решение тематических
задач,

11 Типичные ошибки

8

4

4

Наблюдение за игрой
обучаемых

12 Выбор хода

10

4

6

Задачи,упражнения

13 Итоговые мероприятия

12

0

12

Конкурс решения задач,
участие в турнирах

Итого:

111

44

67

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Теория. Задачи года обучения. Инструктаж по охране труда.
2. Основы шахматной игры.
Теория.
1. Фигуры. Ходы фигур. Ладья. Слон. Ферзь. Король. Конь. Пешка.
2. Шахматная доска. Обозначения полей. Размен фигур.
3. Шах, защита от шаха. Мат.
4. Основные правила игры. Принципы игры в дебюте. Контроль центра.
Развитие фигур.
5. Безопасность короля. Защита от детского мата. Запись ходов. Ничья,
пат.
6. Мат ферзем и королем. Линейный мат. Мат ладьей и королем. Мат на
последней горизонтали.
Практика. Упражнения. Задачи на определенную тему. Тренировочные игры.
3. Основы шахматной тактики.
Теория.
1. Что такое тактика. Вилка. Связка.
2. Вскрытый шах. Двойной шах.
3. Использование геометрических мотивов.
4. Тактические приемы с помощью линейных фигур – ферзя, ладьи, слона.
5. Связка. Методы борьбы со связкой.
6. Двойной удар. «Вилка». Вскрытое нападение. «Мельница». Двойной
шах.
Практика. Упражнения. Задачи на определенные темы.
4. Принципы игры.
Теория.
1. Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития. Правило
«тронул – ходи». Борьба за центр. Безопасность короля.
2. Миттельшпиль. Организация атаки на короля после дебюта.
3. Принципы игры в эндшпиле. Принцип централизации. Принцип
активности. Принцип взаимодействия фигур.
4. Реализация материального перевеса.
5. Правило квадрата. Оппозиция. Ключевые поля. Проведение пешки в
ферзи. Крайняя пешка. Борьба ферзя против пешки.
6. Внимательность - последний ход соперника. Активность - основной
принцип шахматной игры.
Практика. Решение задач. Разыгрывание позиций
5. Пешечные структуры.
Теория. Проходные пешки. Слабые пешки. Квадрат пешки. Взятие на
проходе.

Практика. Упражнения.
6. Разновидности мата.
Теория. Спертый мат. Мат в один ход. Матовые комбинации.
Практика. Задачи.
7. Итоговые мероприятия.
Теория. Правила поведения на турнире. Шахматная этика.
Практика. Участие в конкурсе по решению задач. Участие в клубном
турнире.
8.Общие понятия.
Теория. Расположение фигур. Внимательность. Размен.
Практика. Упражнения.
9. Виды преимуществ.
Теория. Безопасность короля. Материал. Активность фигур. Пешечные
структуры.
Практика. Упражнения. Тренировочные партии.
10. Базовые стратегии.
Теория. Дебютные стратегии. Стратегия миттельшпиля. Стратегия эндшпиля.
Практика. Упражнения. Тренировочные партии.
11. Типичные ошибки.
Теория. Ошибки в дебюте. Ошибки в миттельшпиле. Ошибки в эндшпиле.
Практика. Упражнения.
12. Выбор хода.
Теория. Оценка позиции. Расчет вариантов.
Практика. Задачи,упражнения.
13. Итоговые мероприятия
Участие в городских и республиканских турнирах.
Основная форма подведения итогов – зачет. Критериями оценки
результативности обучения являются уровень теоретической и практической
подготовки учащихся.
Дополнительный
критерий
оценивания
уровня
усвоения
образовательной программы – результаты на турнирах.

Календарный учебный график. Группы 1,2

Таблица 1.3.1

02.10
04.10
октябрь

4

09.10
11.10
октябрь

5

октябрь

6

16.10
18.10

Форма

Место
проведения

Форма

Время

Кол-во часов
3

Основы шахматной игры
Шахматная
доска.
Обозначения
полей.
Размен фигур.

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Основы шахматной игры МАУ
Шах, защита от шаха. ДО
Мат.
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Основы шахматной игры
Основные правила игры.
Принципы
игры
в
дебюте. Контроль центра.
Развитие фигур.

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Основы шахматной игры
Безопасность
короля.
Защита от детского мата.
Запись ходов. Ничья, пат.

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Основы шахматной игры
Мат ферзем и королем.
Линейный мат. Мат
ладьей и королем. Мат на
последней горизонтали

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

9.00-11.00
13.00-15.00

9.00-11.00
13.00-15.00

9.00-11.00
13.00-15.00

Вводное занятие.
МАУ Беседа
Основы шахматной игры
ДО
Фигуры. Ходы фигур. ЦДО
Ладья.
Слон.
Ферзь. «МАН»
каб. №4
Король. Конь. Пешка

9.00-11.00
13.00-15.00

25.09
27.09
сентябрь

3

Тема занятий

3

9.00-11.00
13.00-15.00

18.09
20.09
сентябрь

2

9.00-11.00
13.00-15.00

11.09
13.09
сентябрь

1

Число

Месяц

№
п/п

каб. №4

30.10
01.11
октябрь

8

27.11
29.11
ноябрь

12

3

Основы тактики
Вскрытый шах. Двойной
шах.

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Основы тактики
МАУ
Использование
ДО
геометрических мотивов. ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Основы тактики
Тактические приемы с
помощью линейных
фигур – ферзя, ладьи,
слона.

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Основы тактики
Связка. Методы борьбы
со связкой.

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Основы тактики
Двойной удар. «Вилка».
Вскрытое нападение.
«Мельница». Двойной
шах.

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

9.00-11.00
13.00-15.00

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

9.00-11.00
13.00-15.00
9.00-11.00
13.00-15.00

20.11
22.11
ноябрь

11

9.00-11.00
13.00-15.00

13.11
15.11
ноябрь

10

Основы тактики.
МАУ
Что такое тактика. Вилка. ДО
Связка.
ЦДО
«МАН»
каб. №4

9.00-11.00
13.00-15.00

08.11
ноябрь

9

3

9.00-11.00
13.00-15.00

23.10
25.10
октябрь

7

9.00-11.00
13.00-15.00

15.01
17.01
январь

18

3

Принципы игры
МАУ
Миттельшпиль.
ДО
Организация атаки на ЦДО
короля после дебюта.
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Принципы игры
Принципы
игры
в
эндшпиле.
Принцип
централизации. Принцип
активности.
Принцип
взаимодействия фигур.

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Принципы игры
Реализация
материального перевеса.

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Принципы игры
Правило
квадрата.
Оппозиция.
Ключевые
поля. Проведение пешки
в ферзи. Крайняя пешка.
Борьба ферзя против
пешки.

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Пешечные структуры
Проходные
пешки.
Слабые пешки. Квадрат
пешки.
Взятие
на
проходе.

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

9.00-11.00
13.00-15.00

10.01

январь

17

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

9.00-11.00
13.00-15.00

25.12
27.12
декабрь

16

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

9.00-11.00
13.00-15.00

18.12
20.12

декабрь

15

Принципы игры
Принципы
игры
в
дебюте.
Принцип
быстрейшего развития.
Правило
«тронул
–
ходи». Борьба за центр.
Безопасность короля.

9.00-11.00
13.00-15.00

11.12
13.12
декабрь

14

3

9.00-11.00
13.00-15.00

04.12
06.12

декабрь

13

каб. №4

12.02
14.02
февраль

22

19.02
21.02
февраль

23

26.02
28.02
февраль

24

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Разновидности мата
МАУ
Спертый мат. Мат в один ДО
ход.
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Разновидности мата
Матовые комбинации.

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Итоговые мероприятия
Правила поведения на
турнире. Шахматная
этика.

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Общие понятия
МАУ
Расположение фигур.
ДО
Внимательность. Размен. ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Общие понятия
МАУ
Расположение фигур.
ДО
Внимательность. Размен. ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

9.00-11.00
13.00-15.00

9.00-11.00
13.00-15.00

9.00-11.00
13.00-15.00

Пешечные структуры
МАУ
Квадрат пешки. Взятие ДО
на проходе.
ЦДО
«МАН»
каб. №4

9.00-11.00
13.00-15.00

05.02
07.02
февраль

21

3

9.00-11.00
13.00-15.00

29.01
31.01
январь

20

9.00-11.00
13.00-15.00

22.01
24.01
январь

19

01.04
03.04
апрель

29

08.04
10.04
апрель

30

15.04
17.04
апрель

31

3

Виды преимущества
МАУ
Активность
фигур. ДО
Пешечные структуры.
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Базовые стратегии
Дебютные
стратегии.
Стратегия миттельшпиля.
Стратегия эндшпиля.

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Базовые стратегии
Дебютные
стратегии.
Стратегия миттельшпиля.
Стратегия эндшпиля.

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Типичные ошибки
Ошибки в дебюте.

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Типичные ошибки
МАУ
Ошибки в миттельшпиле. ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Типичные ошибки
Ошибки в эндшпиле

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

9.00-11.00
13.00-15.00

9.00-11.00
13.00-15.00

9.00-11.00
13.00-15.00

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

9.00-11.00
13.00-15.00

25.03
27.03
март

28

Виды преимущества
МАУ
Безопасность
короля. ДО
Материал.
ЦДО
«МАН»
каб. №4

9.00-11.00
13.00-15.00

18.03
20.03
март

27

3

9.00-11.00
13.00-15.00

11.03
13.03
март

26

9.00-11.00
13.00-15.00

04.03
06.03
март

25

МАУ
ДО
ЦДО
«МАН»
каб. №4

20.05
22.05
май

36

27.05
29.05
май

37

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Выбор хода
МАУ
Оценка позиции. Расчет ДО
вариантов.
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Выбор хода
МАУ
Оценка позиции. Расчет ДО
вариантов.
ЦДО
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Итоговые мероприятия
МАУ
Участие в городских и ДО
республиканских
ЦДО
турнирах
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Итоговые мероприятия
МАУ
Участие в городских и ДО
республиканских
ЦДО
турнирах.
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

3

Итоговые мероприятия
МАУ
Участие в городских и ДО
республиканских
ЦДО
турнирах.
«МАН»
каб. №4

Опрос,
практикум
на lichess,
зачет

9.00-11.00
13.00-15.00
9.00-11.00
13.00-15.00
9.00-11.00
13.00-15.00

13.05
15.05
май

35

9.00-11.00
13.00-15.00

06.05
08.05
май

34

Выбор хода
МАУ
Оценка позиции. Расчет ДО
вариантов.
ЦДО
«МАН»
каб. №4

9.00-11.00
13.00-15.00

29.04
апрель

33

3
9.00-11.00
13.00-15.00

22.04
24.04
апрель

32

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график

Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного
года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)

37
70
с 11.09.2023 г. по 29.05.2024 г.
с 1.09.2023 по 31.05.2024 г.
Декабрь
май

2.2. Условия реализации программы
Аспекты

Материально-техническое
обеспечение

Информационное
обеспечение
Кадровое обеспечение

Таблица 2.2.1.

Характеристика (заполнить)
1. Помещение, с комфортными условиями для
занятий шахматами. Площадь 2. Столы-10 штук.
3. Стулья-20 штук.
4. Шахматы-10 комплектов.
5. Шахматные часы -10 штук.
1. Шахматный сайт lichess.org
Педагог дополнительного образования по
специальности учитель физической культуры
2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:
•
•

Клубный турнир
Решение тематических задач на знание теории шахмат
2.4. Оценочные материалы

Ссылка:
Таблица 2.4.1.
Показатели качества
Методики
реализации ДООП
Уровень развития творческого Методика «Креативность личности» Д.
потенциала учащихся
Джонсона
Уровень развития
Тест «Уровень социализации личности»

Показатели качества
реализации ДООП
социального опыта учащихся
Уровень сохранения и
укрепления здоровья
учащихся

Методики

(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений»
под ред. М.М. Безруких
Стяжкин В.Н.. Стяжкина О.М., Фейгельман
И.Б. Учебно-методическое пособие к
Уровень теоретической
дополнительной общеобразовательной
подготовки учащихся
программе «Шахматный клуб». – СПб, 2015. –
107 с
Уровень удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей
родителей предоставляемыми работой образовательного учреждения
образовательными услугами (методика Е.Н.Степановой)
Оценочные материалы
1. Теоретическая подготовка
учащегося:
раздел «Основы шахматной
игры»:
раздел «Элементы
шахматной партии»:
раздел «Основы шахматной
тактики»

Стяжкин В.Н.. Стяжкина О.М., Фейгельман
И.Б. Учебно-методическое пособие к
дополнительной общеобразовательной
программе «Шахматный клуб». – СПб, 2015. –
107 с

2.Практическая сила игры в
шахматы (раздел «Игровая
практика»).

2.5. Методические материалы
Методы обучения:
• Словесный
• Наглядный
• Объяснительно-иллюстративный
• Репродуктивный
• Частично-поисковый
• Исследовательский
• Игровой

•

Дискуссионный

Формы организации образовательной деятельности:
•
Индивидуально-групповая
• Групповая
• Практическое занятие
• Открытое занятие
• Турнир

Педагогические технологии:
• Технология индивидуального обучения
• Технология группового обучения
•

Дидактические материалы:
1. Шахматные задачи.
2. Учебные видеоролики.
3. Учебные партии
4. Задачи на сообразительность.

2.6. Список литературы
1. Тодд Бардвик. Шахматы для детей.Стратегия и тактика.-Спб, Питер,2012192 с.
2.Тодд Бардвик. Шахматы для детей.Уроки шахматного сыщика. СПб.: Питер,
2019. — 192 с.
2. Стяжкин В.Н.. Стяжкина О.М., Фейгельман И.Б. Учебно-методическое
пособие к дополнительной общеобразовательной программе «Шахматный
клуб». – СПб, 2015. – 107 с
Электронный ресурс.
1.Шахматный сайт lichess.org с материалами для обучения, тематическими
задачами, возможностью проводить тренировочные партии и клубные
турниры. Practice chess positions • lichess.org


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».