Алтаева О.Д. Практикум решения задач по информатике.

Пояснительная записка
Программа «Практикум решения задач по информатике» отражает сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах, основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и
социальную сферу, междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Информатика характеризуется всё возрастающим числом междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Современная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения
школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента
практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности,
освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся
10-11 классов (16-17 лет) общеобразовательных школ, обучающихся по программе Центра
дополнительного образования детей «Малая академия наук» (114 часов, 3 ч. в неделю).
Программа относится к технической направленности и является продвинутой по
уровню освоения.
Актуальность и практическая значимость программы обусловлена необходимостью приобретения обучающимися опыта эффективного использования возможностей информационно-коммуникационных технологий. Жизнь современного человека тесно связана с использованием широкого спектра стремительно изменяющихся компьютерных
устройств и информационных технологий. Задача современной школы — обеспечить вхождение обучающихся в информационное общество, научить каждого пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, стихийно сформировавшийся опыт использования ресурсов и сервисов сети Интернет направить на эффективное использование возможностей информационных технологий. Многие учащиеся обладают теми или иными
навыками создания цифровых продуктов: текстовых документов, изображений, звукозаписей, мультимедийных презентаций, сайтов, 3D-моделей; отдельные школьники имеют
представление о современных языках программирования, опыт программирования мобильных приложений и создания объектов дополненной реальности. Школьники, не обладая системными и глубокими знаниями по перечисленным выше вопросам, тем не менее, не
настроены на освоение фундаментального школьного курса информатики, в результате
чего не хотят и не могут понять основные заложенные в нем концепции, необходимые каждому человеку для комфортной жизни в условиях цифрового окружения и эффективного
использования возможностей информационных технологий.
Новизна данной программы заключается в том, что она предлагает выход из сложившейся ситуации, позволяя организовать широкомасштабную работу по обеспечению
дополнительного старта в освоение информатики.
Программа «Практикум решения задач по информатике» - модифицированная. В
основу её написания легли:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

•
•
•
•
•

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р об
утверждении «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Примерная программа воспитания (протокол Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию № 3/22 от 23.06.2022).

Цели и задачи программы:
Целями изучения программы «Практикум решения задач по информатике являются:
- формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли
информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
- обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как
необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными
ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.;
- формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких как базовое программирование на Python, основы работы с данными,
коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
- формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных
учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать
с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты; формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний,
умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности обучающегося;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий.
Основные задачи — сформировать у обучающихся:
- понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;
- владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности;

- знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической
деятельности, их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки
формализованного описания поставленных задач;
- базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом
моделировании;
- знание основных алгоритмических структур и умение применять его для построения
алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
- умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на
Python;
- умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ
(приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач;
- умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.
Особенности реализации программы:
• Отсутствие доминирующей роли педагога, применение педагогики сотрудничества
и сотворчества;
• В связи со спецификой организации деятельности занятия для обучающихся проводятся в индивидуально или в группах.
Форма обучения: очная.
Формы проведения занятий - аудиторные: лекция, практические занятия, индивидуальное консультирование и сопровождение проектов обучающихся.
Формы организации занятий: в группе.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
- ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию;
- понимание значения информатики как науки в жизни современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете.
Гражданское воспитание:
- представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
- ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных
задач, создании учебных проектов;
- стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценность научного познания:
- наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики;
- интерес к обучению и познанию;
- любознательность;

- стремление к самообразованию;
- овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
- наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
- установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
- интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:
- наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

- выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и
их комбинациями;
- оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
- запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта);
- выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории
и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
- принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия
с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
- выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
- составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации;
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения обучающийся научится:
- соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;
- разбираться в структуре файловой системы;
- строить путь к файлу;
- объяснять, что такое алгоритм, язык программирования, программа;
- использовать переменные различных типов при написании программ на Python;
- использовать оператор присваивания при написании программ на Python;
- искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;
- дописывать программный код на Python;
- писать программный код на Python;
- использовать ветвления и циклы при написании программ на Python;
- анализировать блок-схемы и программы на Python;
- объяснять, что такое логическое выражение;
- вычислять значение логического выражения;
- записывать логическое выражение на Python;
- понимать структуру адресов веб-ресурсов;
- форматировать и редактировать текстовую информацию в Google Документах;
- открывать доступ к презентации в Google Презентациях для совместной работы;
- писать программы на Python для рисования различных геометрических фигур, используя модуль Turtle;
- понимать различия локальных и глобальных переменных;
- решать задачи с использованием глобальных переменных на Python;
- строить таблицы истинности для логических выражений;
- строить логические схемы;
- понимать, что такое событие;
- использовать события при написании программ на Python;
- писать свои функции на Python;
- разбивать задачи на подзадачи;
- писать программы на Python по обработке числовых последовательностей;
- использовать списки и словари при написании программ на Python;
- защищать персональную информацию от несанкционированного доступа;
- предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные формы сетевой активности, такие как кибербуллинг.
Аттестация обучающихся детских объединений проводится два раза– входной контроль (предварительная аттестация) и аттестация по завершении реализации программы.
Аттестация обучающихся по завершении реализации программы могут проводиться в следующих формах: защита творческих работ и проектов, участие в городских, региональных
и Всероссийских мероприятиях.
Вид оценочной системы – уровневый. Уровни: высокий, средний, низкий.
Методы обучения, используемые педагогом на занятиях, разнообразны и, подразделяются на:
• словесные (беседа, лекция, рассказ-объяснение и др.),
• наглядные (демонстрация, показ и др.),
• практические (выполнение упражнений, приобретение навыков, овладение приемами работы, обработка полученных данных и др.).
Педагогические технологии, способствующие качественному освоению программы:
• Технология развивающего обучения;

•
•
•
•
№
п/п
1

2

Технология перспективно-опережающего обучения;
Технология дифференцированного обучения по интересам детей;
Технологии проблемного обучения;
Технология проектного обучения.
1. Учебный план занятий.

Название раздела, темы
Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности. Информация и информационные
процессы
Основы языка программирования Python

Количество часов
Всего

Теория

Практика
4

6

2

12

3

9

3

Циклы в языке программирования Python

9

2

7

4

Информационные технологии

16

4

12

5

Графический модуль Turtle в
языке программирования
Python
Функции и события на примере модуля Turtle в языке
программирования Python
Элементы алгебры логики

8

2

6

12

3

9

5

2

3

6
7
8

Современные цифровые технологии

6

2

4

9

Структуры данных

11

3

8

10

Списки и словари в языке
программирования Python

5

1

4

11

Разработка веб-сайтов

6

1

5

12

Информационная безопасность

6

3

3

28

3
77

Резерв учебного времени
Итого

3
105

Формы
аттестации/ контроля

Устный опрос, практическое задание, визуальный
контроль
Устный опрос, практическое задание, визуальный
контроль
Устный опрос, практическое задание, визуальный
контроль
Устный опрос, практическое задание, визуальный
контроль, тест
Устный опрос, практическое задание, визуальный
контроль
Устный опрос, практическое задание, визуальный
контроль
Устный опрос, практическое задание, визуальный
контроль
Устный опрос, практическое задание, визуальный
контроль
Устный опрос, практическое задание, визуальный
контроль
Устный опрос, практическое задание, визуальный
контроль
Устный опрос, практическое задание, визуальный
контроль
Устный опрос, практическое задание, визуальный
контроль
Практическое задание

7

Практика

3

Файлы и папки

1, 2
гр.
22.09

Практика

3

Знакомство с языком программирования Python

4

1, 2
гр.
29.09

Практика

3

Типы данных. Переменные. Ввод и
вывод данных

5

1, 2
гр.
06.10

Практика

3

Ветвление

6

1, 2
гр.
13.10

Практика

3

Проект «Чат-бот»

7

1, 2
гр.
20.10

Практика

3

Логические выражения и операторы

8

1, 2
гр.
27.10

Практика

3

Циклы

Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос,
практическое задание

3

11.30-13.50

2

Форма
контроля
Устный
опрос,
практическое задание

Тема занятия

МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ» (каб.208, 307)

Вводное занятие. Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Информация и информационные процессы.

Время
проведе-

3

Число

Практика

1

Месяц

1 гр.
(11.30
13.30)
08.09
2 гр.
(14.00
16.00)
08.09
1, 2
гр.
15.09

№п/п

Кол-во
часов

Место
проведения

Форма занятия

2. Календарный учебный график.

8

Кол-во
часов

10

1, 2
гр.
10.11

Практика

3

Работа в Интернете. Обработка различных видов информации

11

1, 2
гр.
17.11

Практика

3

Обработка различных видов информации. Проект «Презентация Elevator
Pitch»

12

1, 2
гр.
24.11

Практика

3

Обработка различных видов информации.

13

1, 2
гр.
01.12

Практика

3

Обработка различных видов информации.

14

1, 2
гр.
08.12

Практика

3

Обработка различных видов информации.

15

1, 2
гр.
15.12

Практика

3

Обработка различных видов информации. Знакомство с модулем Turtle
в Python

16

1, 2
гр.
22.12

Практика

3

Знакомство с модулем Turtle в Python

1, 2
гр.
29.12

Практика

3

Знакомство с модулем Turtle в Python

1, 2
гр.
12.01

Практика

3

Функции и события в Python

17

18

Форма
контроля

Форма занятия

Проект «Максимум и минимум»

Время
проведе-

3

Число

Практика

Месяц

1, 2
гр.
03.11

№п/п
9

Тема занятия

Место
проведения

Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос, визуальный
контроль
Устный
опрос, визуальный
контроль
Устный
опрос, визуальный
контроль
Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос, визуальный
контроль
9

Кол-во
часов

20

1, 2
гр.
26.01

Практика

3

Функции и события в Python

21

1, 2
гр.
02.02

Практика

3

Функции и события в Python

22

1, 2
гр.
09.02

Практика

3

Элементы алгебры логики

23

1, 2
гр.
16.02

Практика

3

Элементы алгебры логики

24

1, 2
гр.
22.02

Практика

3

Элементы алгебры логики. Работа с
программами

25

1, 2
гр.
01.03

Практика

3

Компьютерная графика

26

1, 2
гр.
07.03

Практика

3

Компьютерная графика. База данных

27

1, 2
гр.
15.03

Практика

3

База данных

28

1, 2
гр.
22.03

Практика

3

Список в языке Python

Форма
контроля

Форма занятия

Функции и события в Python

Время
проведе-

3

Число

Практика

Месяц

1, 2
гр.
19.01

№п/п
19

Тема занятия

Место
проведения

Устный
опрос, визуальный
контроль
Устный
опрос, визуальный
контроль
Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос, визуальный
контроль
Устный
опрос, визуальный
контроль
Устный
опрос, визуальный
контроль
Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос, визуальный
контроль

10

Кол-во
часов

30

1, 2
гр.
05.04

Практика

3

Словарь в языке Python. Создание
сайтов

31

1, 2
гр.
12.04

Практика

3

Создание сайтов

32

1, 2
гр.
19.04

Практика

3

Создание сайтов

33

1, 2
гр.
26.04

Практика

3

Информационная безопасность

34

1, 2
гр.
03.05

Практика

3

Информационная безопасность

35

1, 2
гр.
10.05,
17.05,
24.05,
31.05

Практика

3

Резерв

Форма
контроля

Форма занятия

Список в языке Python. Словарь в
языке Python

Время
проведе-

3

Число

Практика

Месяц

1, 2
гр.
29.03

№п/п
29

Тема занятия

Место
проведения

Устный
опрос, визуальный
контроль
Устный
опрос, визуальный
контроль
Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос,
практическое задание
Устный
опрос, визуальный
контроль
Устный
опрос, визуальный
контроль

114

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».