Седунов М.А. Робототехника

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности курса творческая мастерская «Робототехника»
предназначена для обучающихся 5-8(х) классов желающих расширить свои теоретические и
практические навыки в области моделирования, конструирования, программирования, а также в
области инженерного строительства.
Актуальность данной программы обосновывается широким распространением робототехники
в окружающем нас мире: от лифта в доме до производства автомобилей, они повсюду.
Конструктор LEGO Education приглашает ребят войти в увлекательный мир роботов,
погрузиться в сложную среду информационных технологий.
Программное обеспечение отличается дружественным интерфейсом, позволяющим ребенку
постепенно превращаться из новичка в опытного пользователя.
Lego позволяет учащимся:
•
•
•
•
•
•

совместно обучаться в рамках одной бригады;
распределять обязанности в своей бригаде;
проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
создавать модели реальных объектов и процессов;
видеть реальный результат своей работы.

Также в рамках региона введение робототехники, также является очень важным и далеко
смотрящим проектам, способным развить и приумножить навыки и увлечения подрастающего
поколения к инженерным специальностям, так как не один регион России, как Бурятия
нуждается в сильных продуктивных и целеустремленных специалистах.
Цель курса:
развитие навыков начального технического конструирования с использованием оборудования
LEGO и программирования
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Развитие творческого мышления при создании действующих моделей.
Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели.
Установление причинно-следственных связей.
Анализ результатов и поиск новых решений.
Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.
Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.
Проведение систематических наблюдений и измерений.
Использование таблиц для отображения и анализа данных.
Построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам.
Логическое мышление и программирование заданного поведения модели.
Написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и
драматургического эффекта.

Мотивация к изучению наук естественно-научного цикла: физики, информатики
(программирование и автоматизированные системы управления) и математики.
Задачи курса:

•
•

Организация занятости школьников во внеурочное время.
Всестороннее развитие личности учащегося:

1. Ознакомление с основными принципами механики;
2. Ознакомление с основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO;
3.Развитие умения работать по предложенным инструкциям;
4. Развитие умения творчески подходить к решению задачи;
5. Развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
6. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою
точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.
7. Развитие умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
8. Подготовка к соревнованиям по Лего-конструированию (соревнования «Кегель ринг»,
«Траектория», «Сумо», «Лабиринт» и тд.).
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений школьники осваивают
понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и
подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы,
дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное
конструкторское мышление, фантазию.
Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания,
строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является
работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым
идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над
проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная
работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности
выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого
ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению.
Занятия помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и
площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов
требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся
конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении
почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую
моторику), речь становится более логической.
Образовательная система предлагает такие методики и такие решения, которые помогают
становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям
проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение.
Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.
Методическая основа курса – деятельный подход, т.е. организация максимально продуктивной
творческой деятельности детей, начиная с первого класса.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но
постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего
характера – проектов.
1. Наборы Лего - конструкторов:
Курс будет реализован в 2023/2024 учебном году.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа курса «Робототехника» предполагает построение занятий на принципах
сотрудничества детей и взрослых, обеспечение роста творческого потенциала, обогащение
форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в творческой деятельности.
В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через
результат деятельности учащихся. Конструирование как учебный предмет является
комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи
практически со всеми предметами начальной школы.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного
технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими
конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть
сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных
блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как
средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих
алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях
составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель лишьконсультирует работу. В
окружающем нас мире очень много роботов: от лифта в вашем доме до производства
автомобилей, они повсюду. Конструктор LEGO приглашает ребят войти в увлекательный мир
роботов, погрузиться в сложную среду информационных технологий.
Lego позволяет учащимся:
- совместно обучаться в рамках одной группе;
- распределять обязанности в своей группе;
- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- создавать модели реальных объектов и процессов;
- видеть реальный результат своей работы.
Программа составлена с расчетом 108 часов в год, 3 часа в неделю.

1. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс творческой мастерской «Робототехника» реализуется в рамках обще интеллектуального
направления плана внеурочной деятельности для 5-8 классов 108 академических часов в год, 3
часа в неделю.

1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием
ребенка. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой
моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение
словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного
мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения
сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить
(например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет,
задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для
собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу
предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего
сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип
конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Личностные результаты:

Наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель»
и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение,умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в
соответствии изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными
универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование
проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний:
умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или
знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры
для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,
самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать
Ученик научится:

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

правилам безопасной работы;
основным компонентам конструкторов ЛЕГО;
конструктивным особенностям различных моделей, сооружений и механизмов;
выявлять особенности компьютерной среды, включающей в себя графический язык
программирования;
видам подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основным приемам конструирования роботов;
определять конструктивные особенности различных роботов;
особенностям передачи программы в RCX;
использованию написанных программ;
самостоятельному решению технических задач в процессе конструирования роботов
(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания,
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других
объектов и т.д.);

•
•
•
•

процессу создания реально действующих моделей роботов при помощи специальных
элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
создавать программы на компьютере для различных роботов;
корректировать программы при необходимости;
демонстрировать технические возможности роботов;

Получит возможность научиться:
•
•

•
•
•
•
•

работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать, анализировать
и обрабатывать информацию);
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов
(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания,
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;
создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы Robolab и EV3, Trik Studio;
передавать собственно-написанные программы в RСX;
корректировать программы при необходимости;
демонстрировать технические возможности роботов.
1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. Вводный курс
Тема 1. Правила поведения и ТБ в кабинете при работе с конструктором.
Тема 2. Правила работы с конструктором Lego. Основные детали.
Спецификация.
Тема 3. Знакомство с RCX. Кнопки управления.
Тема 4. Сбор непрограммируемых моделей.
Тема 5. Составление простейшей программы по шаблону, передача и запуск
программы.
Тема 6. Изучение влияния параметров на работу модели.
Тема 7. Техника безопасности Роботы вокруг нас.
Тема 8. Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении.
Тема 9. Свободный урок по теме «Конструкция».
Тема 10. Введение в робототехнику.
Тема 11. Конструкторы компании ЛЕГО.
Тема 12. Знакомимся с набором Lego EV-3
Тема 12. Микроэлектроника и робототехника. Основные понятия, сферы
применения. Знакомство с микронтроллером Arduino.
Тема 12. Теоретические основы электроники.
Раздел 2. «Программная среда и управление»
Тема 1. Программа Lego Mindstorm NXT-G.
Тема 2. Микропроцессор NXT и правила работы с ним.
Тема 3. Понятие команды, программы и программирования.
Тема 4. Управление 1
Тема 5. Управление 2
Тема 6. Управление 3. Использование Датчика Касания в команде. Жди.
Тема 7. Создание программы
Тема 8. Микропроцессор NXT.
Тема 9. Управление 4. Использование Датчика Освещенности в команде. Жди
Тема 10. Соревнование «Траектория»
Раздел 3. Исследование и управление

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

Тема 1. Исследование. Управление 1
Датчика Освещенности
Тема 2. Исследование. Управление 2
Тема 3. Микропроцессор NXT + конструктор LEGO + программа LEGO
Тема 4. Движение по траектории.
Тема 5. Соревнования «Движение по линии»
Раздел 4. Конструирование
Тема 1. Конструирование 1. Управление двумя моторами с помощью
команды Жди
Тема 2. Конструирование 2. Управление мощностью моторов.
Тема 3. Органы чувств робота.
Тема 4. Конструирование 3. Использование Датчика Освещенности в
команде. Жди
Тема 5. Конструирование 4. Программирование функций регистрации
данных, основанное на планировании частоты отсчетов
Тема 6. Органы чувств робота. Датчик освещенности.
Тема 7. Проект Карусель. Использование автоматического управления.
Раздел 5. Механизмы и датчики
Тема 1. Понятие о простых механизмах и их разновидностях.
Тема 2. Рычаги: правило равновесия рычага.
Тема 3. Модель «шлагбаум».
Тема 4. Датчики – органы чувств Робота
Тема 5. Модель автомобиля. Построение модели по технологической карте.
Тема 6. Автомобиль. Часть 2
Тема 7. Автомобиль. Часть 3
Тема 8. Виды передач. Создание скоростной модели.
Тема 9. Виды передач. Создание мощных моделей.
Тема 10. Соревнования моделей, обсуждение проектов и программ

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

Форма
контроля
устный опрос, зачет

3

Место
проведения

Форма
занятия

Время
проведения

Кол-во часов
3

Тема занятия

Кабинет
Рбототехники.

27

Беседа, практические
упражнения

4

сентябрь

3

20

3
Среда 12:00-15:00

13

1
2

число

№
п/п

Месяц

Календарный учебный график. Группа 1.

Правила поведения и ТБ в кабинете при работе с
конструктором.

Правила работы с конструктором Lego. Основные
детали. Спецификация.
Знакомство с RCX. Кнопки управления.

6
7

октябрь

5

4

3

11

3

18

3

25

8

3
1

3

10

8

3

15

3

22

3

29

3

13

6

3

14

13

3

20

3

27

3

17

10

3

18

17

3

19

24

3

31

3

21

7

3

22

14

3

23

21

3

28

3

25

6

3

26

13

3

20

3

27

3

11

ноябрь

9

12

24

27
28

январь
февраль

20

март

16

декабрь

15

Составление простейшей программы по шаблону,
передача и запуск программы.
Изучение влияния параметров на работу модели.
Техника безопасности Роботы вокруг нас.
Конструкторы компании ЛЕГО.

Знакомство с RCX. Кнопки управления.
Сбор непрограммируемых моделей.

Конструкция. Основные свойства конструкции при ее
построении.
Свободный урок по теме «Конструкция».
Сбор непрограммируемых моделей.
Конструкторы компании ЛЕГО.

Знакомимся с набором Lego EV-3

Микроэлектроника и робототехника. Основные
понятия, сферы применения. Знакомство с
микронтроллером Arduino.
Теоретические основы электроники.
«Программная среда и управление»
Программа Lego Mindstorm NXT-G.

Микропроцессор NXT и правила работы с ним.

Понятие команды, программы и программирования.
Использование Датчика Касания в команде. Жди.
Создание программы.

Микропроцессор NXT.

Использование Датчика Освещенности в команде. Жди.
Соревнование «Траектория».
Исследование и управление
Датчики Освещенности.

Микропроцессор NXT + конструктор LEGO + программа
LEGO.
Движение по траектории. Соревнования «Движение по
линии».

3

3

30

10

3

17

3

32

24

3

33

8

3

34

15

3

22

3

29

3

35
36

май

31

апрель

29

108

Конструирование. Управление двумя моторами с
помощью команды Жди.
Органы чувств робота.
Органы чувств робота. Датчик освещенности.

Проект Карусель. Использование автоматического
управления.
Понятие о простых механизмах и их разновидностях.
Датчики – органы чувств Робота.

Виды передач. Создание скоростной модели.
Соревнования моделей, обсуждение
программ. Подведение Итогов и пректов.

проектов

и

6

октябрь

7

13
20

3
3

3
3

27

3

9

3

3

10

3

10

ноябрь

8

Форма
контроля

Место
проведения

Форма
занятия

Время
проведения

Кол-во часов
3

Правила поведения и ТБ в кабинете при работе с
конструктором.

Правила работы с конструктором Lego. Основные
детали. Спецификация.
Знакомство с RCX. Кнопки управления.
Сбор непрограммируемых моделей.

Составление простейшей программы по шаблону,
передача и запуск программы.
Изучение влияния параметров на работу модели.
Техника безопасности Роботы вокруг нас.
Знакомство с RCX. Кнопки управления.
Сбор непрограммируемых моделей.

МАОУ СОШ №47
устный опрос, зачет

29

5
6

22

Беседа, практические упражнения

4

3

Пятница 12:00-15:00

3

сентябрь

2

15

Тема занятия

Кабинет Рбототехники.

1

число

№
п/п

Месяц

Календарный учебный график. Группа 2.

17

3

24

3

13

1

3

14

8

3

15

3

22

3

29

3

17

12

3

18

19

3

19

26

3

21

2

3

22

9

3

23

16

3

22

3

25

1

3

26

8

3

27

15

3

22

3

29

3

29

5

3

30

12

3

19

3

32

26

3

33

3

3

10

3

11
12

24

январь
февраль

20

март

16

декабрь

15

34

май

31

апрель

28

Составление простейшей программы по шаблону,
передача и запуск программы.
Конструкция. Основные свойства конструкции при ее
построении.
Свободный урок по теме «Конструкция».
Конструкторы компании ЛЕГО.

Знакомимся с набором Lego EV-3

Микроэлектроника и робототехника. Основные
понятия, сферы применения.
Знакомство с микронтроллером Arduino.
Теоретические основы электроники.
«Программная среда и управление»
Программа Lego Mindstorm NXT-G.

Микропроцессор NXT и правила работы с ним.
Понятие команды, программы и программирования.
Использование Датчика Касания в команде. Жди.
Создание программы.

Микропроцессор NXT.

Использование Датчика Освещенности в команде.
Исследование и управление
Датчики Освещенности.

Микропроцессор NXT + конструктор LEGO + программа
LEGO.
Движение по траектории. Соревнования «Движение по
линии».
Жди. Соревнование «Траектория».
Конструирование. Управление двумя моторами с
помощью команды Жди.
Органы чувств робота.
Органы чувств робота. Датчик освещенности.

Проект Карусель. Использование автоматического
управления.
Понятие о простых механизмах и их разновидностях.
Датчики – органы чувств Робота.

35

17

3

24

3

31

3

36

108

Виды передач. Создание скоростной модели.
Соревнования
программ.

моделей,

обсуждение

проектов

и

Подведение Итогов и проектов.

1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
− набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms
- персональный компьютер (ноутбук)
- лазерный принтер
- Led 4K телевизор, большой диагонали.
Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
Волина В. «Загадки от А до Я» Книга для учителей и родителей. — М.; «ОЛМА _ ПРЕСС»,
1999.
Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я Гальперштейн. —
М.;ООО «Росмэн-Издат», 2001.
Научно-популярное издания для детей « Мы едем, едем, едем!» Л.Я Гальперштейн. — М.;
«Детская литература», 1985.
Атлас «Человек и вселенная» Под ред. А А Гурштейна. — М.; Комитет по геодезии и
картографии РФ, 1992.
Н. Ермильченко «История Москвы» -для среднего школьного возраста — М.; Изд. «Белый
город»,2002.
Серия «Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации» Дж. Чизхолм, Эн Миллард
— М.; ООО «Росмэн-Издат», 1994.
Детская энциклопедия «Земля и вселенная», «Страны и народы» — М.; Изд. «NOTA BENE»,
1994.
1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO
Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
2. Наборы образовательных Лего-конструкторов:

3. Индустрия развлечений. ПервоРобот. В наборе: 216 ЛЕГО-элементов, включая RCXблок и ИК передатчик, датчик освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В.
4. Автоматизированные устройства. ПервоРобот. В наборе: 828 ЛЕГО-элементов, включая
Лего-компьютер RCX, инфракрасный передатчик, 2 датчика освещенности, 2 датчика
касания, 2 мотора 9 В.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Книги
Основы моделирования
1. Глинский Б. А. Моделирование как метод научного исследования. — М.: 1965.
Технология
2. Техническое творчество. Программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ. — М.: Просвещение, 1978.
3. Программа образовательной области «Технология». — М.: ВННК «Технология», 1996
Механика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Артоболевский И. И. Механизмы в современной технике. — М.: Наука, 1970.
Ханзен Р. Основы общей методики конструирования. — М.: Знание, 1968. Электроника
Бессонов В. Кружок радиоэлектроники. — М.: Просвещение, 1993Борисов В. Кружок радиотехнического конструирования. — М.: Радио и связь, 1989.
Варламов Р. Мастерская радиолюбителя. — М.: Радио и связь, 1983.
Иванов Б. Энциклопедия начинающего радиолюбителя, — М., 1992.
Программы для внешкольных учреждений. Технические кружки по электронике,
микропроцессорной технике. — М.: Просвещение, 1987.
8. Фролов В. Язык радиосхем. — М.: Радио и связь, 1989.
9. Эндерлайн Р. Микроэлектроника для всех. — М: Мир, 1989. Робототехника
Начинающим
1. Вильяме Д. Программируемый робот, управляемый с КПК /Д. Вильяме; пер. с англ. А.
Ю. Карцева. — М.: НТ Пресс, 2006. — 224 с; ил. (Робот — своими руками).
2. Комский Д. Кружок технической кибернетики. — М.: Просвещение, 1991.
3. Мацкевич. Занимательная анатомия роботов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и
связь», 1988. — 128 с; ил. — (Межизд. серия «Научно-популярная библиотека
школьника»).
4. Хейзерман Д. Как самому сделать робота: Пер. с англ. В. С. Гурфинкеля. — М.: Мир,
1979.
Для углубленного изучения
1. Асфаль Р. Роботы и автоматизация производства / Пер. с англ. М. Ю. Евстегнеева и др.
—- М.: Машиностроение, 1989. — 448 с: ил.
2. Василенко Н. В., Никитин К. Д., Пономарев В. П., Смолин А. Ю. Основы
робототехники. — Томск: МГП «РАСКО», 1993.
3. Градецкий В. Г., Рачков М. Ю. Роботы вертикального перемещения, М.: Тип. Мин.
Образования РФ, 1997. — 223 с.
4. Механика промышленных роботов: Учеб. пособие для втузов: В 3 кн. / Под ред. К. В.
Фролова, Е. И. Воробьева. Кн. 3: Основы конструирования / Е. И. Воробьев,

А. В. Бабич, К. П. Жуков и др. — М.: Высш. шк., 1989. — 383 с: ил.
1. Конструирование роботов: Пер. с франц. / Андре П., Кофман Ж.-М., Лот Ф., Тайар Ж.-П.
— М.: Мир, 1986. — 360 с, ил.
2. Ямпольский Л. С. Промышленная робототехника. - Киев: Техника, 1984.
3. Янг Дж. Ф. Робототехника: Пер. с англ. / Ред. М. Б. Игнатьев. — Л.: Машиностроение.
Ленингр. отд-ние, 1979. — 300 с, ил.
Популярное программирование Общие вопросы
1. Паронджанов В. Д. Как улучшить работу ума: Алгоритмы без программистов — это
очень просто! — М.: Дело, 2001. — 360 с, ил.
2. Очков В. Ф., Пухначев Ю. В. 128 советов начинающему программисту/ В. Ф. Очков, Ю.
В. Пухначев, 256,[1] с. ил., 2-е изд. — М.: Энергоатомиздат, 1992.
Бейсик для начинающих
1. Вонг У. Основы программирования для «чайников» (+CD-ROM). — Киев: Диалектика,
2007. — 336 с/
2. Давидов П. Д., Марченко А. Л. Бейсик для начинающих. - М.: Наука, 1994 г.
3. Очков В. Ф., Рахаев М. А. Этюды на языках QBasic, QuickBasic и Basic Compiler — М.:
Финансы и статика, 1995. — 386 с.
4. Сафронов И. К. Бейсик в задачах и примерах. — СПб: БХВ-Петербург, 2006. -320 с.
Журналы:
Юным техникам
Юный техник
Популярно-технические
Популярная механика Техника-молодежи
Моделистам Моделист-конструктор
Радиолюбителям Радио Радиолюбитель
Веб-ресурсы:
Популярная наука и техника
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

http://www.membrana.ru. Люди. Идеи. Технологии.
http://www.3dnews.ru. Ежедневник цифровых технологий. О роботах на русском языке
http://www.all-robots.ru Роботы и робототехника.
http://www.ironfelix.ru Железный Феликс. Домашнее роботостроение.
http://www.roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника.
http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование.
http://www.rusandroid.ru. Серийные андроидные роботы в России.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».