Степанова И.Ж. Русский язык углубление

Пояснительная записка к курсу
Данная образовательная программа предназначена для учащихся 10 классов
общеобразовательных школ города Улан-Удэ, обучающихся по дисциплине «Русский язык»
в МАОУ ДО ЦДО «Малая академия наук». Возраст учащихся – 15-16 лет. Рекомендуемый
уровень знаний по дисциплине перед началом освоения программы – базовый. Количество
обучающихся в группе – 10-15 человек.
Срок реализации образовательной программы – 1 год.
Направленность: программа предназначена для углубленной систематизации знаний по
русскому языку и направлена на:
 формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи и умения
пользоваться ими в работе с языковым материалом;
 формирование языковой компетенции, то есть практическое владение самим языком,
соблюдения в устных и письменных высказываниях языковых норм;
 формирование коммуникативной компетенции, или владение разными видами
речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные
высказывания.
Новизна и актуальность: углубленное изучение русского языка в 10 классе позволяет
выработать у учащихся привычку к системному взгляду на язык, позволит немного с другой
стороны взглянуть на уже известные им факты языка.
Данная программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как
активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.
Цель программы: развитие коммуникативной, лингвистической, языковой деятельности;
совершенствование интеллектуальных, организационных, информационных знаний и
умений.
Задачи программы:
Образовательные:
 углубить знания учащихся в разных разделах лингвистики (фонетики, морфемики,
лексики, словообразования и морфологии);
 обобщить знания и умения учащихся в определении основных понятий синтаксиса
русского языка.
Развивающие:
 развивать речевые, орфоэпические навыки учащихся, навыки владения
грамматическими нормами русского языка;
 развить и закрепить навыки умелого использования в речи учащихся орфоэпических,
грамматических норм;
 развивать навыки использования изобразительно-выразительных средств языка в
собственной речи учащихся.
Воспитательные:
 создать условия, обеспечивающие у учащихся формирование навыков самоконтроля.
Для реализации этих задач необходимо:
 систематизировать знания учащихся по разным разделам русского языка;
 совершенствовать навыки самоорганизации и саморазвития.
Реализация программы предусматривает использование методов:
 словесных;
 наглядных;
 практических;
 репродуктивных;
 исследовательских;
 творческих;
 дифференцированных;
 интеграции;
 контроля и самоконтроля.

Приемы обучения: лекция, беседа, пересказ, устный и письменный анализ текстов,
выполнение тестов в электронной системе.
Программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
Учащиеся должны знать:
o роль языка как средства общения;
o системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
o алгоритмы правописания слов на разных языковых уровнях;
o нормы современного русского литературного языка;
o требования к письменной речи;
o алгоритм постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях.
Учащиеся должны уметь:
o применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского языка;
o характеризовать взаимосвязь единиц разных уровней языка;
o использовать лексическую и грамматическую синонимию;
o применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного языка.
Формы подведения итогов: контрольные тесты, опорные конспекты, презентации.
Учебный план
10 класс
№ Тема

1

2

Введение в курс. Современный русский литературный
язык как термин. Рамки понятия "современный" по
отношению к языку. Русский язык как язык русской нации
и межнациональный язык. Литературный язык в
противопоставлении нелитературным пластам
общенационального языка. Литературный язык как
организованная система. Нормы речи. Кодифицированный
язык. Типы литературной нормы по смыслу,
стилистической и ситуативной шкале. Средства
кодификации, зачем они нужны.
Понятие о фонетической системе русского языка. Гласные
и согласные звуки. Гласные звуки: место и способ их
образования. Аканье и оканье.
Классификация звуков по степени звучности (звучные
(гласные, сонорные) – шумные (сонорные, звонкие,
глухие). Согласные звуки. Парные и непарные звуки.
Глухие и звонкие, твердые и мягкие звуки, различия в их
образовании. Непроизносимые согласные.
Факультативные звуки русского языка. Звуковой
символизм.
Позиционные изменения звуков в потоке речи –
фонетический закон. Непозиционные (грамматические)
чередования. Сильные и слабые позиции гласных и
согласных звуков, их отражение в правилах орфографии.

Кол-во часов
все тео пра
го
рия кти
ка

Формы
контроля

3

3

Опрос

5

3

2

Тест в
электронн
ой
системе
MOODLE

3

4

5

Линейные единицы речи: фонетическое слово, речевой
такт, фразы. Нелинейные единицы речи: ударение,
интонация. Слог. Теории слога. Слогораздел.
Характеристики (типы) слога: открытый / закрытый слог,
прикрытый / неприкрытый слог. Принцип восходящей
звучности русского слога.
Графика как совокупность средств письменности.
Принципы русской графики. Звук и буква.

Орфография как система правил написания слов.
Принципы русской орфографии. Морфологический
принцип как основной принцип русской орфографии,
лежащий в основе большинства правил правописания.
Отступления от морфологического принципа
(фонетическое письмо, слитное-дефисное-раздельное
написание).
Лексикология как наука о словарном составе языка. Типы
слов. Что такое слово. Слово и его значение.
Многозначность слова (полисемия). Однозначные и
многозначные слова. Метафора, метонимия, синекдоха.
Точность как норма речи.
Омонимы, синонимы, антонимы. Происхождение
омонимов (причины возникновения омонимии). Богатство
синонимики русского языка и умение его использовать.
Антонимы. Синонимы и антонимы языковые и
контекстные: умение различать и находить в тексте.
Лексика общеупотребительная и необщеупотребительная.
Активный и пассивный словарный запас. Устаревшая и
новая лексика, умение находить ее в тексте. Диалектная
лексика. Специальная (профессиональнотерминологическая) лексика. Жаргонная лексика.
Размытость значений жаргонных слов, затрудняющая
общение.
Стилистические пласты лексики. Нейтральная лексика.
Различие и умение различать стилистическую и
эмоционально-экспрессивную окраску слов в тексте.
Лексика устной речи. Разговорная лексика. Просторечная
лексика. Лексика письменной речи. Книжная лексика.
Высокая лексика. Официальная лексика. Признаки и
способы разграничения и определения в тексте.
Лексика русского языка с точки зрения происхождения
(этимологии). О родстве языков. Праславянский язык.
Самые древние слова. Место русского языка среди
славянских языков. Общая характеристика лексики
русского языка с точки зрения происхождения. Основные
пути ее формирования.
Заимствованная лексика. Связь ее с историей народа.
Освоение заимствованных слов: ассимиляция
фонетическая, грамматическая, смысловая.
Старославянизмы. Приметы старославянизмов. Место
старославянизмов в русской лексике.

1

1

3

2

1

12

6

6

Тест в
электронн
ой
системе
MOODLE
Тест в
электронн
ой
системе
MOODLE

Тесты в
электронн
ой
системе
MOODLE

6

Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизм и его 3
признаки, умение определять ФЕ в тексте. Происхождение
фразеологизмов русского языка.

7

Лексикография. Основные типы словарей. Словари
энциклопедические и лингвистические. Понятие о
толковом словаре. Краткая история толковых словарей.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.
Даля, подвиг Даля. Словари 20 и 21 века.
Устройство статьи толкового словаря. Способы
толкования слов. Система помет в толковом словаре.
Умение пользоваться всей информацией толкового
словаря.
8 Состав слова. Классификация морфем. Корень.
Чередования в корне и связь их с орфографией. Основа
слова.
Словообразующие морфемы: приставка, суффикс.
Формообразующие морфемы: окончание,
формообразующие суффиксы. Нулевое окончание.
Нулевой суффикс.
Разбор слова по составу: зачем он нужен и его связь с
правописанием.
9 Словообразование. Производящая и производная основы.
Способы образования слов, их особенности.
Приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный способы. Сложение. Усечение. Переход из
одной части речи в другую.
Словообразовательный разбор – построение
словообразовательной цепочки. Словообразовательное
гнездо.
10 Морфология. Части речи в русском языке.
Самостоятельные и служебные части речи.
Знаменательные и местоименные части речи.
Междометие.
Имя существительное. Разряды по значению.
Нарицательные и собственные. Конкретные, абстрактные,
вещественные, собирательные, связь их с категорией
числа.
Одушевленность-неодушевленность как морфологический
признак. Род как морфологический признак. Мужской,
женский, средний род, общий род. Определение рода у
несклоняемых существительных и аббревиатур.
Категория числа. Счетные и несчетные существительные.
Варианты окончаний форм числа. Падеж
существительных. Типы склонений, в т.ч. смешанное
склонение. Несклоняемые существительные.
Морфологический разбор существительного.
Имя прилагательное. Разряды прилагательных по
значению. Качественные, относительные и
притяжательные прилагательные. Связь деления на
разряды с другими морфологическими признаками
прилагательных, с составом слова и орфографией.

Тесты в
электронн
ой
системе
MOODLE
Тесты в
электронн
ой
системе
MOODLE

2

1

3

2

1

6

3

3

Тесты в
электронн
ой
системе
MOODLE

6

3

3

Тесты в
электронн
ой
системе
MOODLE

32

16

16

Тесты в
электронн
ой
системе
MOODLE

Склонение прилагательных. Склонение притяжательных
прилагательных. Степени сравнения, средства их
образования. Нормы образования степеней сравнения.
Полные и краткие прилагательные, смысловое и
грамматическое различие.
Морфологический разбор прилагательного: зачем он
нужен и как связан с другими видами разборов слова.
Имя числительное. Разряды по значению: количественные,
порядковые, собирательные. Целые и дробные. Простые,
сложные и составные.
Падеж числительных. Трудности склонения
числительных.
Местоимение. Девять разрядов местоимений: деление по
грамматическим и смысловым признакам, функции в
тексте, правила склонения и правописания.
Наречие. Грамматические признаки. Разряды по функции
и по значению, степени сравнения качественных наречий.
Категория состояния.
Глагол. Формы глагола: спрягаемые, инфинитив,
причастие и деепричастие как особые формы.
Переходность-непереходность, возвратностьневозвратность.
Вид глагола, грамматические различия видов. Что такое
видовая пара глагола.
Наклонение глагола. Время глагола, связь форм времени с
видом. Лицо глагола. Безличные глаголы. Спряжение
глагола, правописание безударных личных окончаний
глагола.
Род и число глагола. Морфологический разбор глагола.
Причастие. Образование причастных форм. Причастный
оборот и знаки препинания при нем. Различие между
отглагольными прилагательными и причастиями.
Деепричастие, его признаки.
Служебные части речи. Предлог, его роль в
словосочетании и предложении. Грамматические нормы
предложного управления. Предлоги производные и
непроизводные, простые и составные.
Союз, его роль в предложении. Непроизводные и
производные, простые, составные, двойные и
повторяющиеся союзы. Сочинительные союзы:
соединительные, противительные и разделительные.
Подчинительные союзы. Разряды подчинительных союзов.
Зачем надо знать разряды союзов.
Частицы: смысловые и формообразующие. Междометия.
11 Синтаксис. Словосочетание. Связь слов в предложении:
34
согласование, управление, примыкание. Грамматические
трудности связи «управление».
Предложение как единица синтаксиса. Классификация
предложений по цели высказывания и интонации. Члены
предложения. Грамматическая основа. Классификация
предложений по количеству грамматических основ.
Главные члены предложения. Подлежащее, способы его

18

16

Тесты в
электронн
ой
системе
MOODLE
Итоговый
контроль

выражения.
Сказуемое. Типы сказуемого. Простое глагольное
сказуемое, способы его выражения. Составное глагольное
сказуемое. Составное именное сказуемое.
Особенности согласования сказуемого с подлежащим.
Несогласованное сказуемое. Знаки препинания между
главными членами предложения.
Односоставное предложение, выражение главного члена в
нем. Определенно-личные, неопределенно-личные
предложения, обобщенно-личные предложения.
Безличные предложения. Назывные предложения.
Классификация простых предложений по
распространенности и полноте.
Второстепенные члены предложения. Виды
второстепенных членов предложения. Грамматический и
синтаксический вопрос к второстепенным членам.
Определение, способы его выражения. Дополнение,
способы его выражения. Обстоятельство, способы его
выражения. Виды обстоятельств.
Осложненные предложения. Однородные члены
предложения. Обособленные члены предложения.
Обращение. Вводные слова, словосочетания и
предложения. Вставные конструкции. Прямая и косвенная
речь, знаки препинания при них. Цитаты.
Синтаксический разбор простого предложения. Логика
расстановки знаков препинания.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.
Типы ССП. Союзная связь.
Сложноподчиненное предложение. Классификация типов
придаточных предложений. Сложноподчиненные
предложения с придаточными определительными,
изъяснительными.
Придаточные обстоятельственные. Сложноподчиненные
предложения с придаточными времени, места, причины,
следствия, условия, цели, уступки, сравнения, образа
действия, меры и степени, с придаточными
присоединительными.
Сложноподчиненное предложение с двумя или
несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение.
Сложные синтаксические конструкции (сложные
предложения смешанного типа).
Синтаксический разбор сложного предложения.
Итого

108

59

49

12.09

Лекция

3

Введение в курс. Современный русский
литературный язык как термин. Рамки
понятия "современный" по отношению к
языку. Русский язык как язык русской
нации и межнациональный язык.
Литературный язык в противопоставлении
нелитературным пластам
общенационального языка. Литературный
язык как организованная система. Нормы
речи. Кодифицированный язык. Типы
литературной нормы по смыслу,
стилистической и ситуативной шкале.
Средства кодификации, зачем они нужны.

2

19.09

Лекция
Практикум

3

Понятие о фонетической системе русского
языка. Гласные и согласные звуки.
Гласные звуки: место и способ их
образования. Аканье и оканье.
Классификация звуков по степени
звучности (звучные (гласные, сонорные) –
шумные (сонорные, звонкие, глухие).
Согласные звуки. Парные и непарные
звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие
звуки, различия в их образовании.
Непроизносимые согласные.
Факультативные звуки русского языка.
Звуковой символизм.

3

26.09

Лекция
Практикум

3

Позиционные изменения звуков в потоке
речи – фонетический закон.
Непозиционные (грамматические)
чередования. Сильные и слабые позиции
гласных и согласных звуков, их
отражение в правилах орфографии.
Линейные единицы речи: фонетическое
слово, речевой такт, фразы. Нелинейные
единицы речи: ударение, интонация. Слог.
Теории слога. Слогораздел.
Характеристики (типы) слога: открытый /
закрытый слог, прикрытый / неприкрытый
слог. Принцип восходящей звучности
русского слога.
Графика как совокупность средств
письменности. Принципы русской
графики. Звук и буква.

4

03.10

Лекция
Практикум

3

Орфография как система правил
написания слов. Принципы русской
орфографии. Морфологический принцип
как основной принцип русской
орфографии, лежащий в основе
большинства правил правописания.
Отступления от морфологического
принципа (фонетическое письмо, слитноедефисное-раздельное написание).

16.30 –
18.50

Форма
контроля

Место
проведен
ия

1

Тема занятия

БГУ, учебный орпус №2, ауд. 2103

Форма
№ Число, Время
п/п месяц проведения занятия
занятия

Кол-во
часов

Календарный учебный график 10 класс

5

10.10

Лекция
Практикум

3

Лексикология как наука о словарном
составе языка. Типы слов. Что такое
слово. Слово и его значение.
Многозначность слова (полисемия).
Однозначные и многозначные слова.
Метафора, метонимия, синекдоха.
Точность как норма речи.
Омонимы, синонимы, антонимы.
Происхождение омонимов (причины
возникновения омонимии). Богатство
синонимики русского языка и умение его
использовать. Антонимы. Синонимы и
антонимы языковые и контекстные:
умение различать и находить в тексте.

6

17.10

Лекция
Практикум

3

Лексика общеупотребительная и
необщеупотребительная. Активный и
пассивный словарный запас. Устаревшая
и новая лексика, умение находить ее в
тексте. Диалектная лексика. Специальная
(профессионально-терминологическая)
лексика. Жаргонная лексика. Размытость
значений жаргонных слов, затрудняющая
общение.

7

24.10

Лекция
практикум

3

Стилистические пласты лексики.
Нейтральная лексика. Различие и умение
различать стилистическую и
эмоционально-экспрессивную окраску
слов в тексте. Лексика устной речи.
Разговорная лексика. Просторечная
лексика. Лексика письменной речи.
Книжная лексика. Высокая лексика.
Официальная лексика. Признаки и
способы разграничения и определения в
тексте.

8

31.10

Лекция,
практикум

3

Лексика русского языка с точки зрения
происхождения (этимологии). О родстве
языков. Праславянский язык. Самые
древние слова. Место русского языка
среди славянских языков. Общая
характеристика лексики русского языка с
точки зрения происхождения. Основные
пути ее формирования.
Заимствованная лексика. Связь ее с
историей народа. Освоение
заимствованных слов: ассимиляция
фонетическая, грамматическая,
смысловая.
Старославянизмы. Приметы
старославянизмов. Место
старославянизмов в русской лексике.

9

07.11

Лекция,
практикум

3

Фразеология как раздел науки о языке.
Фразеологизм и его признаки, умение
определять ФЕ в тексте. Происхождение
фразеологизмов русского языка.

10

14.11

Лекция,
практикум

3

Лексикография. Основные типы словарей.
Словари энциклопедические и
лингвистические. Понятие о толковом
словаре. Краткая история толковых
словарей. «Толковый словарь живого
великорусского языка» В.И. Даля, подвиг
Даля. Словари 20 и 21 века.
Устройство статьи толкового словаря.
Способы толкования слов. Система помет
в толковом словаре. Умение пользоваться
всей информацией толкового словаря.

11

21.11

Лекция
Практикум

3

Состав слова. Классификация морфем.
Корень. Чередования в корне и связь их с
орфографией. Основа слова.
Словообразующие морфемы: приставка,
суффикс. Формообразующие морфемы:
окончание, формообразующие суффиксы.
Нулевое окончание. Нулевой суффикс.

12

28.11

Практикум

3

Разбор слова по составу: зачем он нужен и
его связь с правописанием.

13

05.12

Лекция,
практикум

3

Словообразование. Производящая и
производная основы. Способы
образования слов, их особенности.
Приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный способы.
Сложение. Усечение. Переход из одной
части речи в другую.

14

12.12

Практикум

3

Словообразовательный разбор –
построение словообразовательной
цепочки. Словообразовательное гнездо.

15

19.12

Лекция,
практикум

3

Морфология. Части речи в русском языке.
Самостоятельные и служебные части
речи. Знаменательные и местоименные
части речи. Междометие.

16

26.12

Лекция,
практикум

3

Имя существительное. Разряды по
значению. Нарицательные и собственные.
Конкретные, абстрактные, вещественные,
собирательные, связь их с категорией
числа.
Одушевленность-неодушевленность как
морфологический признак. Род как
морфологический признак. Мужской,
женский, средний род, общий род.
Определение рода у несклоняемых
существительных и аббревиатур.
Категория числа. Счетные и несчетные
существительные. Варианты окончаний
форм числа. Падеж существительных.
Типы склонений, в т.ч. смешанное
склонение. Несклоняемые
существительные. Морфологический
разбор существительного.

17

09.01

Лекция,
практикум

3

Имя прилагательное. Разряды
прилагательных по значению.
Качественные, относительные и
притяжательные прилагательные. Связь
деления на разряды с другими
морфологическими признаками
прилагательных, с составом слова и
орфографией.
Склонение прилагательных. Склонение
притяжательных прилагательных.
Степени сравнения, средства их
образования. Нормы образования
степеней сравнения. Полные и краткие
прилагательные, смысловое и
грамматическое различие.
Морфологический разбор
прилагательного: зачем он нужен и как
связан с другими видами разборов слова.

18

16.01

Лекция,
практикум

3

Имя числительное. Разряды по значению:
количественные, порядковые,
собирательные. Целые и дробные.
Простые, сложные и составные.
Падеж числительных. Трудности
склонения числительных.
Местоимение. Девять разрядов
местоимений: деление по грамматическим
и смысловым признакам, функции в
тексте, правила склонения и правописания

19

23.01

Лекция,
практикум

3

Наречие. Грамматические признаки.
Разряды по функции и по значению,
степени сравнения качественных наречий.
Категория состояния.

20

30.01

Лекция,
практикум

3

Глагол. Формы глагола: спрягаемые,
инфинитив, причастие и деепричастие как
особые формы. Переходностьнепереходность, возвратностьневозвратность

21

06.01

Лекция,
практикум

3

Вид глагола, грамматические различия
видов. Что такое видовая пара глагола.
Наклонение глагола. Время глагола, связь
форм времени с видом. Лицо глагола.
Безличные глаголы. Спряжение глагола,
правописание безударных личных
окончаний глагола.
Род и число глагола. Морфологический
разбор глагола

22

13.02

Лекция,
практикум

3

Причастие. Образование причастных
форм. Причастный оборот и знаки
препинания при нем. Различие между
отглагольными прилагательными и
причастиями.
Деепричастие, его признаки.

23

20.02

Лекция,
практикум

3

Служебные части речи. Предлог, его роль
в словосочетании и предложении.
Грамматические нормы предложного
управления. Предлоги производные и
непроизводные, простые и составные.
Союз, его роль в предложении.
Непроизводные и производные, простые,
составные, двойные и повторяющиеся
союзы. Сочинительные союзы:
соединительные, противительные и
разделительные.
Подчинительные союзы. Разряды
подчинительных союзов. Зачем надо знать
разряды союзов.
Частицы: смысловые и
формообразующие. Междометия.

24

27.02

Лекция,
практикум

3

Синтаксис. Словосочетание. Связь слов в
предложении: согласование, управление,
примыкание. Грамматические трудности
связи «управление».

25

05.03

Лекция,
практикум

3

Предложение как единица синтаксиса.
Классификация предложений по цели
высказывания и интонации. Члены
предложения. Грамматическая основа.
Классификация предложений по
количеству грамматических основ.

26

12.03

Лекция,
практикум

3

Главные члены предложения.
Подлежащее, способы его выражения.
Сказуемое. Типы сказуемого. Простое
глагольное сказуемое, способы его
выражения. Составное глагольное
сказуемое. Составное именное сказуемое.
Особенности согласования сказуемого с
подлежащим. Несогласованное сказуемое.
Знаки препинания между главными
членами предложения.

27

19.03

Лекция,
практикум

3

Односоставное предложение, выражение
главного члена в нем. Определенноличные, неопределенно-личные
предложения, обобщенно-личные
предложения. Безличные предложения.
Назывные предложения. Классификация
простых предложений по
распространенности и полноте.

28

26.03

Лекция,
практикум

3

Второстепенные члены предложения.
Виды второстепенных членов
предложения. Грамматический и
синтаксический вопрос к второстепенным
членам.
Определение, способы его выражения.
Дополнение, способы его выражения.
Обстоятельство, способы его выражения.
Виды обстоятельств

29

02.04

Лекция,
практикум

3

Осложненные предложения. Однородные
члены предложения. Обособленные члены
предложения.
Обращение. Вводные слова,
словосочетания и предложения.

30

09.04

Лекция,
практикум

3

Вставные конструкции. Прямая и
косвенная речь, знаки препинания при
них. Цитаты.
Синтаксический разбор простого
предложения. Логика расстановки знаков
препинания

31

16.04

Лекция,
практикум

3

Сложное предложение.
Сложносочиненное предложение. Типы
ССП. Союзная связь.
Сложноподчиненное предложение.
Классификация типов придаточных
предложений. Сложноподчиненные
предложения с придаточными
определительными, изъяснительными

32

23.04

Практикум

3

Придаточные обстоятельственные.
Сложноподчиненные предложения с
придаточными времени, места, причины,
следствия, условия, цели, уступки,
сравнения, образа действия, меры и
степени, с придаточными
присоединительными.

33

30.04

Практикум

3

Сложноподчиненное предложение с двумя
или несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение.

34

07.05

Лекция,
практикум

3

Сложные синтаксические конструкции
(сложные предложения смешанного типа).

35

14.05

Лекция,
практикум

3

Синтаксический разбор сложного
предложения

36

21.05

Лекция,
практикум

3

Итого: 108

Возможна коррекция в темах и в часах в зависимости от уровня подготовки группы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».