Степанова И.Ж. Практикум по русскому языку

Пояснительная записка к курсу
Данная образовательная программа предназначена для учащихся 11 классов
общеобразовательных школ города Улан-Удэ, обучающихся по дисциплине «Русский язык» в
МАОУ ДО ЦДО «Малая академия наук». Возраст учащихся – 16-17 лет. Рекомендуемый уровень
знаний по дисциплине перед началом освоения программы – базовый. Количество обучающихся в
группе – 10-15 человек. Срок реализации образовательной программы – 1 год.
Направленность: программа предназначена для систематизации знаний по русскому языку с
целью качественной подготовки к выпускным экзаменам и направлена на:
 формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи и умения
пользоваться ими в работе с языковым материалом;
 формирование языковой компетенции, то есть практическое владение самим языком,
соблюдения в устных и письменных высказываниях языковых норм;
 формирование коммуникативной компетенции, или владение разными видами речевой
деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Новизна и актуальность: введение единого формата государственного экзамена по русскому
языку с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников заставило
обратить особое внимание на:
- актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения в области
орфографии и пунктуации;
- совершенствование знаний о лингвистике как науке;
- знаний признаков и особенностей употребления в речи основных единиц языка;
- формирование навыков анализа текста, соблюдение языковых и культурных норм, передачи
содержания текста и создания собственного высказывания.
Данная программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как активную
личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.
Цель программы: развитие коммуникативной, лингвистической, языковой деятельности;
совершенствование интеллектуальных, организационных, информационных знаний и умений.
Задачи программы:
Образовательные:
 углубить знания учащихся в разных разделах лингвистики (фонетики, морфемики, лексики,
словообразования и морфологии);
 обобщить знания и умения учащихся в определении основных понятий синтаксиса русского
языка.
Развивающие:
 развивать речевые, орфоэпические навыки учащихся, навыки владения грамматическими
нормами русского языка;
 развить и закрепить навыки умелого использования в речи учащихся орфоэпических,
грамматических норм;
 развивать навыки использования изобразительно-выразительных средств языка в
собственной речи учащихся.
Воспитательные:
 создать условия, обеспечивающие у учащихся формирование навыков самоконтроля.
Для реализации этих задач необходимо:
 систематизировать знания учащихся по разным разделам русского языка;
 совершенствовать навыки самоорганизации и саморазвития.
Реализация программы предусматривает использование методов:
 словесных;
 наглядных;
 практических;
 репродуктивных;







исследовательских;
творческих;
дифференцированных;
интеграции;
контроля и самоконтроля.

Приемы обучения: беседа, устный и письменный анализ текстов, создание собственных текстов,
пересказ.
Программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
Учащиеся должны знать:
o роль языка как средства общения;
o системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
o алгоритмы правописания слов на разных языковых уровнях;
o нормы современного русского литературного языка;
o требования к письменной речи;
o алгоритм постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях.
Учащиеся должны уметь:
o применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского языка;
o характеризовать взаимосвязь единиц разных уровней языка;
o использовать лексическую и грамматическую синонимию;
o применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного языка.
Формы подведения итогов: контрольные тесты, опорные конспекты, презентации.

2

Учебный план
№
п/п

1

Название раздела, темы

Вводное занятие. Морфемика и словообразование.
Теория: Русский язык как наука. Цели и задачи курса. Значимые

Количество
часов
все теор прак
го
ия
тика
9
6
3

части слова. Морфемный анализ слова. Основные способы
словообразования.

Формы
аттестац
ии/конт
роля
Проверо
чная
работа

Практика: входная диагностика знаний.

2

3

4

5

Словообразовательный анализ слова.
Грамматика. Морфология.
Теория: Самостоятельные части речи. Служебные части речи.
Практика: Морфологический анализ слова.
Орфография
Теория: Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я,
У/Ю после шипящих и Ц. Употребление гласных букв О/Е (Ё)
после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание
корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов
различных частей речи. Правописание суффиксов -Н- и -НН- в
различных частях речи. Правописание падежных и родовых
окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий. Слитное и раздельное написание НЕ с
различными частями речи. Правописание отрицательных
местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ.
Правописание служебных слов. Правописание словарных слов.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных
частей речи.
Практика: Орфографический анализ.
Лексика и фразеология. Лексические нормы. Орфоэпия.
Теория: Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по
происхождению и употреблению. Ударение и его нормы
Практика: Лексический анализ
Грамматика. Синтаксис. Пунктуация.
Теория: Словосочетание. Предложение. Грамматическая
(предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое
как главные члены предложения. Знаки препинания между
подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены
предложения. Двусоставные и односоставные предложения.
Распространённые и нераспространённые предложения.
Полные и неполные предложения. Осложнённое простое
предложение. Знаки препинания в простом осложненном
предложении. Знаки препинания при обособленных
определениях. Знаки препинания при обособленных
обстоятельствах. Знаки препинания при сравнительных
оборотах. Знаки препинания при уточняющих членах
предложения. Знаки препинания при обособленных членах
предложения (обобщение). Знаки препинания в предложениях
со словами и конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения. Знаки препинания в осложненном
3

Опрос,
тест,
Проверо
чная
работа.
Опрос,
тест,
проверо
чная
работа

9

5

4

33

15

18

6

3

3

Проверо
чная
работа.

39

19

20

Опрос.
Тест.
Проверо
чная
работа.

6

7

предложении (обобщение). Сложное предложение. Знаки
препинания в сложносочиненном предложении. Знаки
препинания в сложноподчиненном предложении. Сложные
бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении. Смысловые отношения между частями
сложного бессоюзного предложения. Сложные предложения с
разными видами связи между частями. Знаки препинания в
сложном предложении с разными видами связи. Знаки
препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной
связью. Тире в простом и сложном предложении. Двоеточие в
простом и сложном предложениях. Пунктуация в простом и
сложном предложениях.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой
речи, цитировании. Синтаксический анализ простого
предложения. Синтаксический анализ сложного предложения.
Практика: Синтаксический анализ (обобщение).
Пунктуационный анализ.
Текст.
Теория: Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых
средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и
ситуации общения. Смысловая и композиционная целостность
текста. Языковые средства выразительности
Практика: Информационная обработка письменных текстов
различных стилей и жанров
Обобщение изученного материала
ИТОГО

4

9

5

4

Опрос

3

0

3

Проверо
чная
работа

108

53

55

Число, Время
Форма
месяц проведения занятия
занятия

1

15.09

2

Тема занятия

Кол-во
часов

№
п/п

Место
проведен
ия

Календарный учебный график 11 класс
Форма контроля

3

Вводное занятие. Диагностика знаний.
Инструктаж.

Проверочная
работа

22.09

Лекция
Практикум

3

Русский язык как наука. Основные разделы и
их особенности.

Опрос

3

29.09

Лекция
Практикум

3

Морфемика и словообразование

Морфемный
анализ

4

06.10

Лекция
Практикум

3

Морфология. Именные части речи.
Правописание падежных и родовых
окончаний. Морфологические нормы.

Тест

5

13.10

Лекция
Практикум

3

Морфология глагола и отглагольных форм.
Морфологические нормы.

Тест

6

20.10

Лекция
Практикум

3

Морфология глагола и отглагольных форм.
Морфологические нормы.

7

27.10

Лекция
практикум

3

Морфология. Служебные части речи.
Правописание и морфологические нормы.

Проверочная
работа

8

03.11

Лекция,
практикум

3

Принципы русской орфографии.
Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю
после шипящих и Ц.

Проверочная
работа

9

10.11

Лекция,
практикум

3

Употребление гласных букв О/Е (Ё) после
шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ.

Опрос, Тест

10

17.11

Лекция,
практикум

3

Правописание корней. Правописание
словарных слов.

Опрос, тест

11

24.11

Лекция
Практикум

3

Правописание приставок.

Опрос, тест

12

01.12

Лекция,
практикум

3

Правописание суффиксов различных частей
речи.

Опрос, тест

13

08.12

Лекция,
практикум

3

Правописание -Н- и -НН- в различных частях
речи.

Проверочная
работа

14

15.12

Лекция,
практикум

3

Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий.

Проверочная
работа

15

22.12

Лекция,
практикум

3

Правописание НЕ и НИ. Правописание
отрицательных местоимений и наречий.

Проверочная
работа

16

29.12

Лекция,
практикум

3

Слитное и раздельное написание НЕ с
различными частями речи.

Тест

17

12.01

Лекция,
практикум

3

Слитное, дефисное, раздельное написание
слов различных частей речи.

18

19.01

Лекция,
практикум

3

Слитное, дефисное, раздельное написание
слов различных частей речи.

19

26.01

Лекция,
практикум

3

Лексика и фразеология. Лексические нормы.

20

02.02

Лекция,
практикум

3

Орфоэпия.

21

09.02

Лекция,
практикум

3

Синтаксические нормы. Словосочетание.
Предложение. Их виды.

5

БГУ, учебный орпус №2, ауд. 2103

Практикум

14.30 –
16.50

Тест
Проверочная
работа
Проверочная
работа
Тест
Проверочная
работа

22

16.02

Лекция,
практикум

3

Знаки препинания между подлежащим и
сказуемым.

Проверочная
работа

23

22.02

Лекция,
практикум

3

Осложнённое простое предложение
(однородные члены)

Проверочная
работа

24

01.03

Лекция,
практикум

3

Осложнённое простое предложение. Знаки
препинания при обособленных определениях
(и приложениях).

Опрос,
Проверочная
работа

25

07.03

Лекция,
практикум

3

Знаки препинания при обособленных
обстоятельствах, сравнительных оборотах и
уточняющих членах предложения.

Опрос,
Проверочная
работа

26

15.03

Лекция,
практикум

3

Знаки препинания в предложениях со
словами и конструкциями, грамматически не
связанными с членами предложения.

Опрос,
Проверочная
работа

27

22.03

Лекция,
практикум

3

Сложное предложение. Знаки препинания в
сложносочиненном и сложноподчиненном
предложении

Опрос,
Проверочная
работа

28

29.03

Лекция,
практикум

3

Сложные бессоюзные предложения. Знаки
препинания в бессоюзном сложном
предложении.

Опрос,
Проверочная
работа

29

05.04

Лекция,
практикум

3

Знаки препинания в сложном предложении с
разными видами связи. Знаки препинания в
осложненном предложении (обобщение).

Опрос,
Проверочная
работа

30

12.04

Лекция,
практикум

3

Пунктуация в простом и сложном
предложениях. Тире и двоеточие в простом и
сложном предложении.

Опрос,
Проверочная
работа

31

19.04

Лекция,
практикум

3

Способы передачи чужой речи. Знаки
препинания при прямой речи, цитировании.

Опрос.
Проверочная
работа

32

26.04

Практикум

3

Синтаксический анализ

Проверочная
работа

33

03.05

Практикум

3

Синтаксический анализ

Проверочная
работа

34

10.05

Лекция,
практикум

3

Текст как речевое произведение.
Функционально-смысловые типы речи

Опрос

35

17.05

Лекция,
практикум

3

Языковые средства выразительности

Опрос

36

24.05

Лекция,
практикум

3

Обобщение изученного материала

Опрос.
Самостоятельная
работа

Итого: 108

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».