Пояснительная записка Данная программа по каллиграфии «Веселые штрихи» предназначена для учащихся 2-4 классов (8-10 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих каллиграфию в Центре дополнительного образования детей «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1 год обучения (108 часов, 3 часа в неделю). Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Чистописанием дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в образовательное учреждение. Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности. Программа дополнительного образования «Веселые штрихи» разработана с учетом интересов и запросов родителей и предусматривает работу по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Младшие школьники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе (В.М.Лыков, Ю.Ф. Мановский, Н.Т.Терехова, А.В. Киноман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова) отмечают, что многие трудности в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого. Программа «Веселые штрихи» направлена на всестороннее развитие ребенка, развитию мотивации к учебной деятельности, развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму. Цель: Развитие мелкой моторики и статики для подготовки рук к письму. Овладение практическими особенностями каллиграфического почерка. Общие задачи: 1. Формировать мотивацию обучения. 2. Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию. 3. Формировать пространственное восприятие, пространственные представления. Увеличить объем внимания, памяти. 4. Развивать речь. 5. Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей. 6. Сохранение здоровья. Основные методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма: 1) Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. 2) Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. Приём основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма. 3) Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не даёт нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений. 4) Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец. 5) Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать её на составляющие, зрительно выделяемые элементы. 6) Письмо под счёт, или в такт счёту способствует выработке плавного, ритмичного письма в определённом темпе. Предметные результаты: - сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш; умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма; умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки; формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв; каллиграфические упражнения по предупреждению фонетикографических, орфографических и речевых ошибок; умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно- познавательных, учебных и художественных произведений; развитие орфографической зоркости учащихся; развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения. Тематика Раздел 1. Вводное занятие. 0.1. Беседа, игры с детьми «Знакомство». Инструктаж, правила ТБ, ПБ, ПДД, Вспомним написание букв и алфавит. Правописание соединения букв. История письменности 1. Учебный план занятий теория 3 Количество часов практика всего 3 6 Формы аттестации/ контроля Творческое задание Раздел 2. Подготовка к письму. Базовые правила письма. Обозначения. Главные особенности каллиграфического письма. Артикуляция Раздел 3. Специальные упражнения для подготовки руки. 6 6 12 3 6 9 Раздел 4. Особенности написания строчных букв в каллиграфии. Артикуляционная разминка 6 3 9 Раздел 5. Особенности соединения букв в каллиграфии. Раздел 6. Особенности написания заглавных букв в каллиграфии. Раздел 7. Цифры и знаки. Правила написания. 3 6 9 3 9 12 6 Раздел 8. Работа с текстом, межстрочным 3 9 6 15 9 3 6 9 6 6 Устный опрос 6 6 Устный опрос 3 3 Творческое задание 1,5 3 Устный опрос пространством, размещение текста на листе. Раздел 9. Творческая мастерская «Волшебная ручка». Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. Научатся анализировать текст, моделировать и оформлять в нём предложения в соответствии с их смысловой и интонационной законченностью, расставлять знаки препинания в конце предложений; составлять предложения из слов, употреблять заглавную букву в начале предложения, работать по алгоритму; развивать орфографическую зоркость. Раздел 10. Конкурс по каллиграфии. Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. Проверить умение каллиграфически списывать тексты; умение безошибочно писать изученные словарные слова; выявить лучшего каллиграфа; контролировать этапы своей работы, проверять написанное, владеть разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований. Раздел 11. Контрольное списывание Проверка каллиграфического написания букв и соединений Списывание с готового образца. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие орфографической зоркости. Проверить навыки каллиграфического написания букв и соединений в словах; списывание с готового образца; развивать орфографическую зоркость; закреплять безошибочное написание словарных слов. Раздел 12. Методы и приёмы украшения букв и текста в целом. Раздел 13. Итоговая аттестация Итого: 1.5 108 Педагогическое наблюдение, самооценка Педагогическое наблюдение, Педагогическое наблюдение, выставка работ Педагогическое наблюдение Опрос Творческое задание Педагогическое наблюдение, выставка работ Устный опрос, творческое задание, выпуск передачи Январь/декабрь 3 4,5, 6 11, 12, 13 18, 19, 20 25, 26, 27 8,9, 10 Форма контроля Место проведения Раздел 3. Специальные подготовки руки. Педагогическо е наблюдение, для Раздел 4. Особенности написания строчных букв в каллиграфии. Артикуляционная разминка «Школьное упражнения Педагогическо е наблюдение, выставка работ МАН беседа, практические упражнения Тема занятия Кол-во часов Форма занятия Время занятия 13, 14, 15 20, 21, 22 27, 28, 29 9 Педагогическо е наблюдение, выставка работ 9 13001520 Педагогическо е наблюдение, выставка работ ЦДО Декабрь/ноябрь 2 беседа Раздел 1. Вводное занятие. 0.1. Беседа, игры с детьми «Знакомство». Инструктаж, правила ТБ, ПБ, ПДД, Вспомним написание букв и алфавит. Правописание соединения букв. История письменности Раздел 2. Подготовка к письму. Базовые правила письма. Обозначения. Главные особенности каллиграфического письма. Артикуляция ДО ноябрь 1 2,3, 4/9, 11, 12 16, 17, 18/ 23, 24, 25,/ 30, 31, 1 7,8, 9 беседа 9 Раздел 5. Особенности соединения букв в каллиграфии. каб.№52 МАУ телевидение» октябрь 0 Число месяц № 2.Календарный учебный график. Диктант 15, 16, 17 Беседа, практические упражнения январь 4 5 12 22, 23, 24 Педагогическо е наблюдение, выставка работ Раздел 6. Особенности написания заглавных букв в каллиграфии. Раздел 6. Особенности написания заглавных букв в каллиграфии. беседа, практические у выездные январь 29, 30, 31 Раздел 6. Особенности написания заглавных букв в каллиграфии. февраль 6 7 ма рт 5,6, 7 упражнения, 12, 13, 14 упражнения, выездные занятия беседа, Раздел 6. Особенности написания заглавных букв в каллиграфии. 12 Раздел 7. Цифры и знаки. Правила написания. творческое задание 19, 20, 21, 26, 27, 27 4,5, 6 12 Раздел 7. Цифры и знаки. Правила написания. творческое задание 11, 12, 13 18, 19, 20 25, 26, 27 9 Раздел 8. Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение текста на листе. 8 1,2, 3 9 Раздел 9. Творческая мастерская «Волшебная ручка». 6 Раздел 10. Конкурс по каллиграфии. апрель апрель 8,9, 10 15, 16, 17 22, 23, 24 29, 30, 4 май 6,7, 8 11 май Педагогическо е наблюдение, выставка работ 6 Раздел 11. Контрольное списывание 13, 14, 15 20, 21, 22 3 Раздел 12. Методы и приёмы украшения букв и текста в целом. 27, 28, 29 3 Раздел 13. Итоговая аттестация творческое задание, тест Ожидаемые результаты: По итогам прохождения курса программы обучающиеся будут знать: • общие правила работы за письменным столом: посадка, работа с пишущим инструментом, внешние условия роботы; • основы композиции, расположение текста на листе, общие правила гармонизации текста. уметь: • писать каллиграфические тексты; • оценить рукописный текст на степень гармоничности. владеть: • навыками написания каллиграфических текстов остроконечным пером; • теоретическими знаниями в области письменности. В результате освоения программы у обучающихся развиваются устойчивые навыки каллиграфического письма, расширяется кругозор и значительно увеличивается объём знаний в области культуры, этики, эстетики, декоративно-прикладного творчества, общей истории и истории письменности