Пояснительная записка Данная программа «Развивающие занятия с психологом» предназначена для обучающихся 1-4 классов (7-10 лет) общеобразовательных школ, дополнительно посещающих «Развивающие занятия с психологом» в Центре дополнительного образования «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1 год обучения (108 часов, 3 часа в неделю). На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, удовлетворения индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии, формирование и развитие творческих способностей обучающихся. Актуальность программы обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции. Практика показывает, что многие дети приходят в школу с неустойчивым вниманием, со слабой памятью, неумением работать самостоятельно. Проведение занятий в игровой форме обеспечивает профилактику переутомления у младших школьников. Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей: - осознание себя с позиции школьника; - умение адекватно вести себя в различных ситуациях; - умение различать и описывать различные эмоциональные состояния; - способность справляться со страхами, обидами, гневом; - умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам; - умение справляться с негативными эмоциями; - стремление к изучению своих возможностей и способностей; - успешная адаптация в социуме. Цель программы: решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка. Задачи программы: Обучающие: - научить положительному самоотношению и принятию других людей; - научить рефлексивным умениям; - формировать потребность в саморазвитии. Воспитательные: - воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности; - сохранять и поддерживать психологического здоровья ребенка; - воспитывать нравственные качества учащихся. Развивающие: -создавать условия для развития личности каждого подростка; - развивать положительные эмоции и волевые качества; - развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы. Количество занятий – 36 Время проведения занятий – 3 ак.часа. Данная программа занятий предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста. Занятия проходят в оборудованном кабинете, где создана и поддерживается атмосфера раскованности, психологического комфорта, достаточно места для размещения детей, подвижных игр, продуктивной деятельности и творчества. Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика. Ожидаемые результаты: - результаты обучения: • владение основными понятиями; • знание правил игр - результаты воспитания: • взаимодействие обучающихся в игре; • проявление усидчивости, целеустремленности на занятиях - результаты развития: • использование произвольного внимания на занятиях; • применение специальных приемов, облегчающих запоминание; • умение сравнивать различные объекты, устанавливать связи, планировать; • использование воображения в продуктивной деятельности; • участие в творческих мероприятиях различного уровня 1. Учебный план занятий № Название раздела, темы Кол-во часов п/п 1. Формы аттестации/ Всего Теория Практика контроля Ознакомительное занятие. Знакомство с 6 3 3 Наблюдение, беседа 6 3 3 Наблюдение, беседа группой. Входная диагностика. 2. Развитие навыков позитивного социального взаимодействия 3. Развитие мыслительных операций 6 3 3 Наблюдение, беседа 4. Развитие навыков эффективного 6 3 3 Наблюдение, беседа общения 5. Сплочение коллектива 9 3 6 Наблюдение, беседа 6. Медиативные сказки 12 3 9 Наблюдение, беседа 7. Игры-пантомимы 6 3 3 Наблюдение, беседа 8. Развитие памяти 6 3 3 Наблюдение, беседа 9. Развитие мышления 6 3 3 Наблюдение, беседа 10. Учимся учиться 6 3 3 Наблюдение, беседа 11. Учимся задавать вопросы и отвечать на 3 1 2 Наблюдение, беседа них 12. Целеполагание и планирование. 3 1 2 Наблюдение, беседа 13. Оценка и отметка 3 1 2 Наблюдение, беседа 14. Противостояние тревоге 6 3 3 Наблюдение, беседа 15. Развитие воображения 3 1 2 Наблюдение, беседа 16. Преодоление неуверенности в себе 6 1 5 Наблюдение, беседа 17. Учимся решать проблемы 3 2 1 Наблюдение, беседа 18. Мой внутренний мир 3 1 2 Наблюдение, беседа 19. Наука «Отдыхать» 6 2 4 Наблюдение, беседа 20. У меня все получится. Итоговая 3 1 2 Наблюдение, беседа 108 44 64 - диагностика. Заключительное занятие. Повторение. ИТОГО: 2. 29. 09 06. 10 Диагн. 3 Ознакомительное занятие. Знакомство с группой. Тема: Сплочение новых учащихся группы. Упражнения: «Поздоровайся», «Имя Движение», «Меняются местами те, у кого..», «Снежный ком», «Группы», «Что лежит в портфеле», «Урок или перемена», «Чему учат в школе». Входная диагностика. Игра 3 9:00-11:20 3. 13. 10 Игра 3 5. 20. 10 Игра 3 6. 27. 10 Игра 3 9:00-11:20 4. Тема: Развитие навыка позитивного социального взаимодействия. Упражнения: «Эхо», «Живая скульптура», «Ожерелье», «Радуга», «Ласковый мелок». Тема: Развитие навыка позитивного социального взаимодействия. Упражнения: «Приветствие», «Я рада видеть..», «Копилка приятных слов». Инсценировка басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Обсуждение. Беседа о сотрудничестве. Тема: Развитие мыслительных операций. Профилактика нарушения зрения. Дыхательные упражнения. Упражнения: «Нарисуй одной рукой», «Шифровка», «В магазине», «Сладости», «Назови продукты питания», «Найди общее слово», «Найди лишнее», «Сосчитай морковки», «Разукрась и назови». Подведение итогов. Рефлексия. Тема: Развитие мыслительных операций. Профилактика нарушения зрения. Дыхательные упражнения. Упражнения: «Обведи по контуру правой и левой рукой одновременно», «Составь предложение из букв», «Что осенью бывает», «Соедини точки и назови животное», «Собери картинку из частей и составь рассказ», «Реши кроссворд», «Найди лишнее». Форма контроля Тема занятия 3 Место проведен Кол-во Тренинг Наблюдение, беседа МАУ ДО ЦДО «МАН» Форма занятия 22. 09. Диагностика Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа МАУ ДО ЦДО «МАН» Дата 1. Время №п/п 2. Календарный учебный график. Наблюдение, беседа 03. 11 Тренинг 3 Тема: Развитие навыков эффективного общения. Упражнения: «Ролевая гимнастика», «Секрет», «Мои хорошие качества», «Я лучше всех умею..», «Волна». Наблюдение 8. 10. 11 Тренинг 3 Наблюдение 9. 17. 11 Тренинг 3 10. 24. 11 Игра 3 11. 01. 11 Тренинг 3 12. 08. 12 Тренинг 3 13. 15. 12 Тренинг 3 14. 22. 12 Тренинг 3 15. 29. 12 Тренинг 3 16. 12. 01 19. 01 Игра 3 Тема: Развитие навыков эффективного общения. Упражнения: «Мимическая гимнастика», «Собери эмоцию», «Моё настроение. Настроение группы», «Слушаем тишину», «Заряд бодрости», «Броуновское движение». Тема: Сплочение коллектива. Упражнения: «Котёл», «Вторжение», «Передай по кругу», «Монетка в кулачке», «Подними игрушку», «Найди и промолчи», «Коробка переживаний». Тема: Сплочение коллектива. Упражнения: «Акулы и матросы», «Коровы, собаки, кошки», «Разведчики», «Пианино», «Кто кого перехлопает/перетопает», «Аплодисменты». Тема: Сплочение коллектива. Упражнения: «Создание рисунка по кругу», «Приветствие», «Скучно-скучно», «Тень», «Властелины кольца». Тема: Медиативные сказки Упражнения: «Сказка о грустном клоуне», «Сказка о гномах». Тема: Медиативные сказки Упражнения: «Сердитки», «Мы любим друг друга». Тема: Медиативные сказки Упражнения: «Разноцветные имена», «Любимые игрушки», «Кляксы». Тема: Медиативные сказки Упражнения: «Загадочный сундучок», «Кулачок», «Грустинки». Тема: Игры-пантомимы Игра 3 Тема: Игры-пантомимы Наблюдение 17. 09:00-11:20 09:00-11:20 7. Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 26. 01 Тренинг, 3 Игра Тема: Развиваем память. Беседа на тему «Необычные способности памяти». Упражнения: «Запомни цифры», «Повтори за мной», «Запомни движение», «Запомни своё место», «Запомни свою позу». «Снежный ком». Заключительная беседа «Что я запомнил» Наблюдение, беседа 19. 02. 02 Беседа, Игра 3 Наблюдение, беседа 20. 09. 02 Практич еская работа, Игра 3 16. 02 Тренинг, 3 Игра 22. 23. 02 Тренинг 3 Тема: Развиваем память. Беседа на тему «Важность памяти» Упражнения: «Пиктограмма», «Испорченный телефон-слово, поза», «Запомни порядок», «Вот так позы», «Что изменилось?», «Кукловод», «Подарки». Заключительная беседа-рефлексия. Тема: Развиваем мышление. Игра «Мозаика». Практическая работа «Ловушки». Упражнения: «Что это?», «Исключи лишнее», «Расскажи рассказ», «Обобщение». Игры «Угадай животное». Подведение итогов «Оцени пользу». Тема: Развиваем мышление. Беседа «Мы мыслим» Упражнения: «Составь предложение», «Скажи аналог», «Примени предмет» Решение логических задач. Беседа-рефлексия. Тема: Учимся учиться. Практическая работа «Оцени свои школьные успехи», «Составление маршрута преодоления» Познавательная игра «Альпинисты» Релаксационное упражнение «Дом на холме». Беседа «Чему учат в школе?» Подведение итогов. Рисование «Я в школе» 23. 01. 03 Игра 3 24. 08. 03 Игра 3 Тема: Учимся учиться Игра «Четыре стихии», «Нос, нос, нос, рот» Упражнения: «Да и нет не говорить», «Кот и лодыри», «Ребус», «Нарисуй письмо». Подведение итогов «Моё желание учиться». Тема: Учимся задавать вопросы и отвечать на них. Аналитическая беседа «Интонация вопроса» Упражнения: «Данетка», «Угадай что загадано», «Ответы на вопрос», МАУ ДО ЦДО «МАН» Наблюдение, беседа МАУ ДО ЦДО «МАН» 09:00-11:20 21. 09:00-11:20 18. Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа. Наблюдение, беседа Беседа 15. 03 Тренинг 3 26. 22. 03 Тренинг 3 27. 29. 03 28. 05. 04 Тренинг, 3 Игра 29. 12. 04 Тренинг 3 30. 19. 04 Тренинг 3 09:00-11:20 25. Тренинг, 3 Игра Игры: «Больше вопросов», «Интервью», «Разговор по телефону». Подведение итогов «Диалог животных». Тема: Целеполагание и планирование Вводное упражнение «Какова цель?», с последующей беседой. Упражнения: «Определи цель», «Цепочка целей», «Построение плана», Рефлексия «Какая цель занятия и выполнена ли она» Тема: Оценка и отметка. Упражнения: «Найди небылицы» с последующей беседой «Что такой оценка», «Найди оценку», «Оценочная лесенка», «Критерии оценки». Игра «Посоветуй мне». Беседа «Мои отметки». Подведение итогов «Оцени пользу». Тема: Противостояние тревоге Упражнение «5 этажей», «Коллективный рассказ». «Примирение» Игры: «Ритмические хлопки», «Рычи лев, рычи..», «Дотянись до звезд», «А кроме того». Рефлексия, беседа. Тема: Противостояние тревоге Упражнение «5 этажей», «Коллективный рассказ». «Примирение» Игры: «Ритмические хлопки», «Рычи лев, рычи..», «Дотянись до звезд», «А кроме того». Рефлексия, беседа. Тема: Развитие воображения Чтение фрагмента «Фантазёры» с последующей беседой. Упражнение «Волшебная мозаика», «Поможем художнику», «Чудесный лес», «Придумай сказке свой конец». Расслабляющее упражнение: «Я в волшебном мире». Подведение итогов. Рисование в тетради «Придумай сюжет». Тема: Преодоление неуверенности в себе Тренинг «Презентация», «Комплименты», Игра «Преобразование», «Зайки и слоники» Упражнение «О чем говорит мое имя», «Полёт на луну». Рефлексия «Какой Я». Беседа. Наблюдение Беседа Беседа, наблюдение Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа 26. 04 Тренинг 3 Тема: Преодоление неуверенности в себе Тренинг «Презентация», «Комплименты», Игра «Преобразование», «Зайки и слоники» Упражнение «О чем говорит мое имя», «Полёт на луну». Рефлексия «Какой Я». Наблюдение 32. 03. 05 Тренинг 3 Наблюдение, беседа 33. 10. 05 Тренинг 3 34. 17. 05 Тренинг 3 35. 24. 05 Тренинг 3 36. 31. 05 Тренинг 3 Тема: Учимся решать проблемы Вводная сказка-беседа «Как съесть слона». Упражнения: решения логических проблемных задач, «Сладкая проблема». Релаксационное упражнение-медитация «Я счастлив». Упражнение-рисование «Проблема и её решение». Тема: Мой внутренний мир. Вводная беседа «Какой я, какой ты». Упражнение «Изобрази роли». Игра «Кто я?». Упражнение-рисование «Моя планета», «Нарисуй себя». Игра «Опиши друга». Рефлексия-беседа. Тема: Наука «Отдыхать». Вводная беседа «Умеете ли вы отдыхать?». Упражнение «Пчелиный рой». Упражнение-рисование «Я отдыхаю». Релаксационные упражнения «Планета отдыха». Тема: Наука «Отдыхать». Упражнения: «Заряд бодрости», «Музыкальная шкатулка», «Плывем в облаках». Тема У меня все получится. Рисование в тетради «Мои занятия с психологом». Повторения пройденных тем в виде упражнений. Итоговое диагностика. Анализ результатов. Рефлексия-беседа «Что я узнал нового». 09:00-11:20 31. Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Список литературы 1. 2. 3. 4. Асадов Э. Что такое счастье.М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои спсособности, - С-Пб.: - СистемаНемовР.С.Психология,Т.3,-М.:Владос,1995 Практическая психология / под ред. М.К. Тутушкиной. - С-Пб.: Владос,1993 5. Психологическая мозаика./ Составитель С.С. Степанов. - М.: Академия,1996 6. Рогов Е.И.. Настольная книга практического психолога в образовании,- М.: Владос,1995 7. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… - Дубна: Феникс, 2000 8. Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г 9. Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г 10. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г 11. Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб., 2009г 12. «Психогимнастика в тренинге» под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб., 2008г 13. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему я. Уроки психологии в начальной школе» Генезис , 2011 14. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников», Ось-89, 2006