Пояснительная записка
Данная программа «Развивающие занятия с психологом» предназначена для
обучающихся 1-4 классов (7-10 лет) общеобразовательных школ, дополнительно
посещающих «Развивающие занятия с психологом» в Центре дополнительного
образования «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1 год обучения (108 часов,
3 часа в неделю).
На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ
ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития обучающихся,
удовлетворения
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном
развитии,
формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
Актуальность программы обусловлена
обновлением
содержания
обучения,
постановкой задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения
знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.
Практика показывает, что многие дети приходят в школу с неустойчивым
вниманием, со слабой памятью, неумением работать самостоятельно.
Проведение занятий в игровой форме обеспечивает профилактику переутомления у
младших школьников.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на
формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- способность справляться со страхами, обидами, гневом;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески
относиться к одноклассникам;
- умение справляться с негативными эмоциями;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
Цель программы: решение основных проблем возраста с целью сохранения
психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и
личностной сфер личности ребенка.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить положительному самоотношению и принятию других людей;
- научить рефлексивным умениям;
- формировать потребность в саморазвитии.
Воспитательные:
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
- сохранять и поддерживать психологического здоровья ребенка;
- воспитывать нравственные качества учащихся.
Развивающие:
-создавать условия для развития личности каждого подростка;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков,
строить жизненные планы.
Количество занятий – 36
Время проведения занятий – 3 ак.часа.
Данная программа занятий предназначена для работы с детьми младшего школьного
возраста.
Занятия проходят в оборудованном кабинете, где создана и поддерживается
атмосфера раскованности, психологического комфорта, достаточно места для размещения
детей, подвижных игр, продуктивной деятельности и творчества.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Ожидаемые результаты:
- результаты обучения:
•
владение основными понятиями;
•
знание правил игр
- результаты воспитания:
•
взаимодействие обучающихся в игре;
•
проявление усидчивости, целеустремленности на занятиях
- результаты развития:
•
использование произвольного внимания на занятиях;
•
применение специальных приемов, облегчающих запоминание;
•
умение сравнивать различные объекты, устанавливать связи, планировать;
•
использование воображения в продуктивной деятельности;
•
участие в творческих мероприятиях различного уровня
1. Учебный план занятий
№
Название раздела, темы
Кол-во часов
п/п
1.
Формы аттестации/
Всего Теория Практика контроля
Ознакомительное занятие. Знакомство с
6
3
3
Наблюдение, беседа
6
3
3
Наблюдение, беседа
группой. Входная диагностика.
2.
Развитие навыков позитивного
социального взаимодействия
3.
Развитие мыслительных операций
6
3
3
Наблюдение, беседа
4.
Развитие навыков эффективного
6
3
3
Наблюдение, беседа
общения
5.
Сплочение коллектива
9
3
6
Наблюдение, беседа
6.
Медиативные сказки
12
3
9
Наблюдение, беседа
7.
Игры-пантомимы
6
3
3
Наблюдение, беседа
8.
Развитие памяти
6
3
3
Наблюдение, беседа
9.
Развитие мышления
6
3
3
Наблюдение, беседа
10.
Учимся учиться
6
3
3
Наблюдение, беседа
11.
Учимся задавать вопросы и отвечать на
3
1
2
Наблюдение, беседа
них
12.
Целеполагание и планирование.
3
1
2
Наблюдение, беседа
13.
Оценка и отметка
3
1
2
Наблюдение, беседа
14.
Противостояние тревоге
6
3
3
Наблюдение, беседа
15.
Развитие воображения
3
1
2
Наблюдение, беседа
16.
Преодоление неуверенности в себе
6
1
5
Наблюдение, беседа
17.
Учимся решать проблемы
3
2
1
Наблюдение, беседа
18.
Мой внутренний мир
3
1
2
Наблюдение, беседа
19.
Наука «Отдыхать»
6
2
4
Наблюдение, беседа
20.
У меня все получится. Итоговая
3
1
2
Наблюдение, беседа
108
44
64
-
диагностика. Заключительное занятие.
Повторение.
ИТОГО:
2.
29.
09
06.
10
Диагн.
3
Ознакомительное занятие. Знакомство с
группой.
Тема: Сплочение новых учащихся группы.
Упражнения:
«Поздоровайся»,
«Имя
Движение», «Меняются местами те, у
кого..», «Снежный ком», «Группы», «Что
лежит в портфеле», «Урок или перемена»,
«Чему учат в школе».
Входная диагностика.
Игра
3
9:00-11:20
3.
13.
10
Игра
3
5.
20.
10
Игра
3
6.
27.
10
Игра
3
9:00-11:20
4.
Тема: Развитие навыка позитивного
социального взаимодействия.
Упражнения: «Эхо», «Живая скульптура»,
«Ожерелье», «Радуга», «Ласковый мелок».
Тема: Развитие навыка позитивного
социального взаимодействия.
Упражнения: «Приветствие», «Я рада
видеть..», «Копилка приятных слов».
Инсценировка басни И.А. Крылова
«Лебедь, Рак и Щука». Обсуждение.
Беседа о сотрудничестве.
Тема: Развитие мыслительных операций.
Профилактика
нарушения
зрения.
Дыхательные упражнения.
Упражнения: «Нарисуй одной рукой»,
«Шифровка», «В магазине», «Сладости»,
«Назови продукты питания», «Найди
общее слово», «Найди лишнее», «Сосчитай
морковки», «Разукрась и назови».
Подведение итогов. Рефлексия.
Тема: Развитие мыслительных операций.
Профилактика
нарушения
зрения.
Дыхательные упражнения.
Упражнения: «Обведи по контуру правой
и левой рукой одновременно», «Составь
предложение из букв», «Что осенью
бывает», «Соедини точки и назови
животное», «Собери картинку из частей и
составь рассказ», «Реши кроссворд»,
«Найди лишнее».
Форма
контроля
Тема
занятия
3
Место
проведен
Кол-во
Тренинг
Наблюдение,
беседа
МАУ ДО ЦДО «МАН»
Форма
занятия
22.
09.
Диагностика
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
МАУ ДО ЦДО «МАН»
Дата
1.
Время
№п/п
2. Календарный учебный график.
Наблюдение,
беседа
03.
11
Тренинг
3
Тема: Развитие навыков эффективного
общения.
Упражнения:
«Ролевая
гимнастика»,
«Секрет», «Мои хорошие качества», «Я
лучше всех умею..», «Волна».
Наблюдение
8.
10.
11
Тренинг
3
Наблюдение
9.
17.
11
Тренинг
3
10.
24.
11
Игра
3
11.
01.
11
Тренинг
3
12.
08.
12
Тренинг
3
13.
15.
12
Тренинг
3
14.
22.
12
Тренинг
3
15.
29.
12
Тренинг
3
16.
12.
01
19.
01
Игра
3
Тема: Развитие навыков эффективного
общения.
Упражнения: «Мимическая гимнастика»,
«Собери эмоцию», «Моё настроение.
Настроение группы», «Слушаем тишину»,
«Заряд
бодрости»,
«Броуновское
движение».
Тема: Сплочение коллектива.
Упражнения:
«Котёл»,
«Вторжение»,
«Передай по кругу», «Монетка в кулачке»,
«Подними игрушку», «Найди и промолчи»,
«Коробка переживаний».
Тема: Сплочение коллектива.
Упражнения:
«Акулы
и
матросы»,
«Коровы, собаки, кошки», «Разведчики»,
«Пианино»,
«Кто
кого
перехлопает/перетопает»,
«Аплодисменты».
Тема: Сплочение коллектива.
Упражнения: «Создание рисунка по кругу»,
«Приветствие», «Скучно-скучно», «Тень»,
«Властелины кольца».
Тема: Медиативные сказки
Упражнения: «Сказка о грустном клоуне»,
«Сказка о гномах».
Тема: Медиативные сказки
Упражнения: «Сердитки», «Мы любим
друг друга».
Тема: Медиативные сказки
Упражнения:
«Разноцветные
имена»,
«Любимые игрушки», «Кляксы».
Тема: Медиативные сказки
Упражнения: «Загадочный сундучок»,
«Кулачок», «Грустинки».
Тема: Игры-пантомимы
Игра
3
Тема: Игры-пантомимы
Наблюдение
17.
09:00-11:20
09:00-11:20
7.
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
26.
01
Тренинг, 3
Игра
Тема: Развиваем память. Беседа на тему
«Необычные
способности
памяти».
Упражнения: «Запомни цифры», «Повтори
за мной», «Запомни движение», «Запомни
своё место», «Запомни свою позу».
«Снежный ком». Заключительная беседа
«Что я запомнил»
Наблюдение,
беседа
19.
02.
02
Беседа,
Игра
3
Наблюдение,
беседа
20.
09.
02
Практич
еская
работа,
Игра
3
16.
02
Тренинг, 3
Игра
22.
23.
02
Тренинг
3
Тема: Развиваем память. Беседа на тему
«Важность памяти»
Упражнения:
«Пиктограмма»,
«Испорченный
телефон-слово,
поза»,
«Запомни порядок», «Вот так позы», «Что
изменилось?», «Кукловод», «Подарки».
Заключительная беседа-рефлексия.
Тема:
Развиваем
мышление.
Игра
«Мозаика».
Практическая
работа
«Ловушки».
Упражнения: «Что это?», «Исключи
лишнее»,
«Расскажи
рассказ»,
«Обобщение». Игры «Угадай животное».
Подведение итогов «Оцени пользу».
Тема: Развиваем мышление.
Беседа «Мы мыслим»
Упражнения: «Составь предложение»,
«Скажи аналог», «Примени предмет»
Решение логических задач.
Беседа-рефлексия.
Тема: Учимся учиться. Практическая
работа «Оцени свои школьные успехи»,
«Составление маршрута преодоления»
Познавательная игра «Альпинисты»
Релаксационное упражнение «Дом на
холме». Беседа «Чему учат в школе?»
Подведение итогов. Рисование «Я в школе»
23.
01.
03
Игра
3
24.
08.
03
Игра
3
Тема: Учимся учиться
Игра «Четыре стихии», «Нос, нос, нос, рот»
Упражнения: «Да и нет не говорить», «Кот
и лодыри», «Ребус», «Нарисуй письмо».
Подведение
итогов
«Моё
желание
учиться».
Тема: Учимся задавать вопросы и отвечать
на них. Аналитическая беседа «Интонация
вопроса»
Упражнения: «Данетка», «Угадай что
загадано», «Ответы на вопрос»,
МАУ ДО ЦДО «МАН»
Наблюдение,
беседа
МАУ ДО ЦДО «МАН»
09:00-11:20
21.
09:00-11:20
18.
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа.
Наблюдение,
беседа
Беседа
15.
03
Тренинг
3
26.
22.
03
Тренинг
3
27.
29.
03
28.
05.
04
Тренинг, 3
Игра
29.
12.
04
Тренинг
3
30.
19.
04
Тренинг
3
09:00-11:20
25.
Тренинг, 3
Игра
Игры: «Больше вопросов», «Интервью»,
«Разговор по телефону».
Подведение
итогов «Диалог животных».
Тема: Целеполагание и планирование
Вводное упражнение «Какова цель?», с
последующей беседой.
Упражнения: «Определи цель», «Цепочка
целей», «Построение плана»,
Рефлексия «Какая цель занятия и
выполнена ли она»
Тема: Оценка и отметка.
Упражнения: «Найди небылицы» с
последующей беседой «Что такой оценка»,
«Найди оценку», «Оценочная лесенка»,
«Критерии оценки». Игра «Посоветуй
мне». Беседа «Мои отметки».
Подведение итогов «Оцени пользу».
Тема: Противостояние тревоге
Упражнение «5 этажей», «Коллективный
рассказ». «Примирение»
Игры: «Ритмические хлопки», «Рычи лев,
рычи..», «Дотянись до звезд», «А кроме
того». Рефлексия, беседа.
Тема: Противостояние тревоге
Упражнение «5 этажей», «Коллективный
рассказ». «Примирение»
Игры: «Ритмические хлопки», «Рычи лев,
рычи..», «Дотянись до звезд», «А кроме
того». Рефлексия, беседа.
Тема: Развитие воображения
Чтение
фрагмента
«Фантазёры»
с
последующей беседой.
Упражнение
«Волшебная
мозаика»,
«Поможем художнику», «Чудесный лес»,
«Придумай сказке свой конец».
Расслабляющее
упражнение:
«Я
в
волшебном мире». Подведение итогов.
Рисование в тетради «Придумай сюжет».
Тема: Преодоление неуверенности в себе
Тренинг «Презентация», «Комплименты»,
Игра «Преобразование», «Зайки и слоники»
Упражнение «О чем говорит мое имя»,
«Полёт на луну». Рефлексия «Какой Я».
Беседа.
Наблюдение
Беседа
Беседа,
наблюдение
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
26.
04
Тренинг
3
Тема: Преодоление неуверенности в себе
Тренинг «Презентация», «Комплименты»,
Игра «Преобразование», «Зайки и слоники»
Упражнение «О чем говорит мое имя»,
«Полёт на луну». Рефлексия «Какой Я».
Наблюдение
32.
03.
05
Тренинг
3
Наблюдение,
беседа
33.
10.
05
Тренинг
3
34.
17.
05
Тренинг
3
35.
24.
05
Тренинг
3
36.
31.
05
Тренинг
3
Тема: Учимся решать проблемы
Вводная сказка-беседа «Как съесть слона».
Упражнения:
решения
логических
проблемных задач, «Сладкая проблема».
Релаксационное упражнение-медитация
«Я счастлив». Упражнение-рисование
«Проблема и её решение».
Тема: Мой внутренний мир. Вводная
беседа «Какой я, какой ты».
Упражнение «Изобрази роли».
Игра «Кто я?».
Упражнение-рисование «Моя планета»,
«Нарисуй себя».
Игра «Опиши друга».
Рефлексия-беседа.
Тема: Наука «Отдыхать».
Вводная беседа «Умеете ли вы отдыхать?».
Упражнение «Пчелиный рой».
Упражнение-рисование «Я отдыхаю».
Релаксационные упражнения «Планета
отдыха».
Тема: Наука «Отдыхать».
Упражнения:
«Заряд
бодрости»,
«Музыкальная шкатулка»,
«Плывем в
облаках».
Тема У меня все получится.
Рисование в тетради «Мои занятия с
психологом». Повторения пройденных тем
в виде упражнений.
Итоговое диагностика. Анализ результатов.
Рефлексия-беседа «Что я узнал нового».
09:00-11:20
31.
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Список литературы
1.
2.
3.
4.
Асадов Э. Что такое счастье.М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
Айзенк Г.Ю. Проверьте свои спсособности, - С-Пб.: - СистемаНемовР.С.Психология,Т.3,-М.:Владос,1995
Практическая психология / под ред. М.К. Тутушкиной. - С-Пб.: Владос,1993
5. Психологическая мозаика./ Составитель С.С. Степанов. - М.: Академия,1996
6. Рогов Е.И.. Настольная книга практического психолога в образовании,- М.:
Владос,1995
7. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… - Дубна: Феникс, 2000
8. Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г
9. Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г
10. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения: психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г
11. Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система
занятий» Спб., 2009г
12. «Психогимнастика в тренинге» под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб., 2008г
13. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему я. Уроки психологии в начальной школе»
Генезис , 2011
14. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников»,
Ось-89, 2006