Гармаева А.А. Развивающие занятия с психологом.

Пояснительная записка
Данная программа «Развивающие занятия с психологом» предназначена для
обучающихся 1-4 классов (7-10 лет) общеобразовательных школ, дополнительно
посещающих «Развивающие занятия с психологом» в Центре дополнительного
образования «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1 год обучения (108 часов,
3 часа в неделю).
На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ
ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития обучающихся,
удовлетворения

индивидуальных

потребностей

в

интеллектуальном

развитии,

формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
Актуальность программы обусловлена

обновлением

содержания

обучения,

постановкой задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения
знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.
Практика показывает, что многие дети приходят в школу с неустойчивым
вниманием, со слабой памятью, неумением работать самостоятельно.
Проведение занятий в игровой форме обеспечивает профилактику переутомления у
младших школьников.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на
формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- способность справляться со страхами, обидами, гневом;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески
относиться к одноклассникам;
- умение справляться с негативными эмоциями;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
Цель программы: решение основных проблем возраста с целью сохранения
психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и
личностной сфер личности ребенка.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить положительному самоотношению и принятию других людей;
- научить рефлексивным умениям;
- формировать потребность в саморазвитии.

Воспитательные:
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
- сохранять и поддерживать психологического здоровья ребенка;
- воспитывать нравственные качества учащихся.
Развивающие:
-создавать условия для развития личности каждого подростка;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков,
строить жизненные планы.
Количество занятий – 36
Время проведения занятий – 3 ак.часа.
Данная программа занятий предназначена для работы с детьми младшего школьного
возраста.
Занятия проходят в оборудованном кабинете, где создана и поддерживается
атмосфера раскованности, психологического комфорта, достаточно места для размещения
детей, подвижных игр, продуктивной деятельности и творчества.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Ожидаемые результаты:
- результаты обучения:
•

владение основными понятиями;

•

знание правил игр

- результаты воспитания:
•

взаимодействие обучающихся в игре;

•

проявление усидчивости, целеустремленности на занятиях

- результаты развития:
•

использование произвольного внимания на занятиях;

•

применение специальных приемов, облегчающих запоминание;

•

умение сравнивать различные объекты, устанавливать связи, планировать;

•

использование воображения в продуктивной деятельности;

•

участие в творческих мероприятиях различного уровня

1. Учебный план занятий
№

Название раздела, темы

Кол-во часов

п/п
1.

Формы аттестации/

Всего Теория Практика контроля
Ознакомительное занятие. Знакомство с

6

3

3

Наблюдение, беседа

6

3

3

Наблюдение, беседа

группой. Входная диагностика.
2.

Развитие навыков позитивного
социального взаимодействия

3.

Развитие мыслительных операций

6

3

3

Наблюдение, беседа

4.

Развитие навыков эффективного

6

3

3

Наблюдение, беседа

общения
5.

Сплочение коллектива

9

3

6

Наблюдение, беседа

6.

Медиативные сказки

12

3

9

Наблюдение, беседа

7.

Игры-пантомимы

6

3

3

Наблюдение, беседа

8.

Развитие памяти

6

3

3

Наблюдение, беседа

9.

Развитие мышления

6

3

3

Наблюдение, беседа

10.

Учимся учиться

6

3

3

Наблюдение, беседа

11.

Учимся задавать вопросы и отвечать на

3

1

2

Наблюдение, беседа

них
12.

Целеполагание и планирование.

3

1

2

Наблюдение, беседа

13.

Оценка и отметка

3

1

2

Наблюдение, беседа

14.

Противостояние тревоге

6

3

3

Наблюдение, беседа

15.

Развитие воображения

3

1

2

Наблюдение, беседа

16.

Преодоление неуверенности в себе

6

1

5

Наблюдение, беседа

17.

Учимся решать проблемы

3

2

1

Наблюдение, беседа

18.

Мой внутренний мир

3

1

2

Наблюдение, беседа

19.

Наука «Отдыхать»

6

2

4

Наблюдение, беседа

20.

У меня все получится. Итоговая

3

1

2

Наблюдение, беседа

108

44

64

-

диагностика. Заключительное занятие.
Повторение.
ИТОГО:

2.

29.
09
06.
10

Диагн.

3

Ознакомительное занятие. Знакомство с
группой.
Тема: Сплочение новых учащихся группы.
Упражнения:
«Поздоровайся»,
«Имя
Движение», «Меняются местами те, у
кого..», «Снежный ком», «Группы», «Что
лежит в портфеле», «Урок или перемена»,
«Чему учат в школе».
Входная диагностика.

Игра

3

9:00-11:20

3.

13.
10

Игра

3

5.

20.
10

Игра

3

6.

27.
10

Игра

3

9:00-11:20

4.

Тема: Развитие навыка позитивного
социального взаимодействия.
Упражнения: «Эхо», «Живая скульптура»,
«Ожерелье», «Радуга», «Ласковый мелок».
Тема: Развитие навыка позитивного
социального взаимодействия.
Упражнения: «Приветствие», «Я рада
видеть..», «Копилка приятных слов».
Инсценировка басни И.А. Крылова
«Лебедь, Рак и Щука». Обсуждение.
Беседа о сотрудничестве.
Тема: Развитие мыслительных операций.
Профилактика
нарушения
зрения.
Дыхательные упражнения.
Упражнения: «Нарисуй одной рукой»,
«Шифровка», «В магазине», «Сладости»,
«Назови продукты питания», «Найди
общее слово», «Найди лишнее», «Сосчитай
морковки», «Разукрась и назови».
Подведение итогов. Рефлексия.
Тема: Развитие мыслительных операций.
Профилактика
нарушения
зрения.
Дыхательные упражнения.
Упражнения: «Обведи по контуру правой
и левой рукой одновременно», «Составь
предложение из букв», «Что осенью
бывает», «Соедини точки и назови
животное», «Собери картинку из частей и
составь рассказ», «Реши кроссворд»,
«Найди лишнее».

Форма
контроля

Тема
занятия

3

Место
проведен

Кол-во

Тренинг

Наблюдение,
беседа

МАУ ДО ЦДО «МАН»

Форма
занятия

22.
09.

Диагностика
Наблюдение,
беседа

Наблюдение,
беседа

Наблюдение,
беседа

МАУ ДО ЦДО «МАН»

Дата

1.

Время

№п/п

2. Календарный учебный график.

Наблюдение,
беседа

03.
11

Тренинг

3

Тема: Развитие навыков эффективного
общения.
Упражнения:
«Ролевая
гимнастика»,
«Секрет», «Мои хорошие качества», «Я
лучше всех умею..», «Волна».

Наблюдение

8.

10.
11

Тренинг

3

Наблюдение

9.

17.
11

Тренинг

3

10.

24.
11

Игра

3

11.

01.
11

Тренинг

3

12.

08.
12

Тренинг

3

13.

15.
12

Тренинг

3

14.

22.
12

Тренинг

3

15.

29.
12

Тренинг

3

16.

12.
01
19.
01

Игра

3

Тема: Развитие навыков эффективного
общения.
Упражнения: «Мимическая гимнастика»,
«Собери эмоцию», «Моё настроение.
Настроение группы», «Слушаем тишину»,
«Заряд
бодрости»,
«Броуновское
движение».
Тема: Сплочение коллектива.
Упражнения:
«Котёл»,
«Вторжение»,
«Передай по кругу», «Монетка в кулачке»,
«Подними игрушку», «Найди и промолчи»,
«Коробка переживаний».
Тема: Сплочение коллектива.
Упражнения:
«Акулы
и
матросы»,
«Коровы, собаки, кошки», «Разведчики»,
«Пианино»,
«Кто
кого
перехлопает/перетопает»,
«Аплодисменты».
Тема: Сплочение коллектива.
Упражнения: «Создание рисунка по кругу»,
«Приветствие», «Скучно-скучно», «Тень»,
«Властелины кольца».
Тема: Медиативные сказки
Упражнения: «Сказка о грустном клоуне»,
«Сказка о гномах».
Тема: Медиативные сказки
Упражнения: «Сердитки», «Мы любим
друг друга».
Тема: Медиативные сказки
Упражнения:
«Разноцветные
имена»,
«Любимые игрушки», «Кляксы».
Тема: Медиативные сказки
Упражнения: «Загадочный сундучок»,
«Кулачок», «Грустинки».
Тема: Игры-пантомимы

Игра

3

Тема: Игры-пантомимы

Наблюдение

17.

09:00-11:20

09:00-11:20

7.

Наблюдение,
беседа

Наблюдение,
беседа

Наблюдение,
беседа
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

26.
01

Тренинг, 3
Игра

Тема: Развиваем память. Беседа на тему
«Необычные
способности
памяти».
Упражнения: «Запомни цифры», «Повтори
за мной», «Запомни движение», «Запомни
своё место», «Запомни свою позу».
«Снежный ком». Заключительная беседа
«Что я запомнил»

Наблюдение,
беседа

19.

02.
02

Беседа,
Игра

3

Наблюдение,
беседа

20.

09.
02

Практич
еская
работа,
Игра

3

16.
02

Тренинг, 3
Игра

22.

23.
02

Тренинг

3

Тема: Развиваем память. Беседа на тему
«Важность памяти»
Упражнения:
«Пиктограмма»,
«Испорченный
телефон-слово,
поза»,
«Запомни порядок», «Вот так позы», «Что
изменилось?», «Кукловод», «Подарки».
Заключительная беседа-рефлексия.
Тема:
Развиваем
мышление.
Игра
«Мозаика».
Практическая
работа
«Ловушки».
Упражнения: «Что это?», «Исключи
лишнее»,
«Расскажи
рассказ»,
«Обобщение». Игры «Угадай животное».
Подведение итогов «Оцени пользу».
Тема: Развиваем мышление.
Беседа «Мы мыслим»
Упражнения: «Составь предложение»,
«Скажи аналог», «Примени предмет»
Решение логических задач.
Беседа-рефлексия.
Тема: Учимся учиться. Практическая
работа «Оцени свои школьные успехи»,
«Составление маршрута преодоления»
Познавательная игра «Альпинисты»
Релаксационное упражнение «Дом на
холме». Беседа «Чему учат в школе?»
Подведение итогов. Рисование «Я в школе»

23.

01.
03

Игра

3

24.

08.
03

Игра

3

Тема: Учимся учиться
Игра «Четыре стихии», «Нос, нос, нос, рот»
Упражнения: «Да и нет не говорить», «Кот
и лодыри», «Ребус», «Нарисуй письмо».
Подведение
итогов
«Моё
желание
учиться».
Тема: Учимся задавать вопросы и отвечать
на них. Аналитическая беседа «Интонация
вопроса»
Упражнения: «Данетка», «Угадай что
загадано», «Ответы на вопрос»,

МАУ ДО ЦДО «МАН»

Наблюдение,
беседа

МАУ ДО ЦДО «МАН»

09:00-11:20

21.

09:00-11:20

18.

Наблюдение,
беседа

Наблюдение,
беседа.

Наблюдение,
беседа

Беседа

15.
03

Тренинг

3

26.

22.
03

Тренинг

3

27.

29.
03

28.

05.
04

Тренинг, 3
Игра

29.

12.
04

Тренинг

3

30.

19.
04

Тренинг

3

09:00-11:20

25.

Тренинг, 3
Игра

Игры: «Больше вопросов», «Интервью»,
«Разговор по телефону».
Подведение
итогов «Диалог животных».
Тема: Целеполагание и планирование
Вводное упражнение «Какова цель?», с
последующей беседой.
Упражнения: «Определи цель», «Цепочка
целей», «Построение плана»,
Рефлексия «Какая цель занятия и
выполнена ли она»
Тема: Оценка и отметка.
Упражнения: «Найди небылицы» с
последующей беседой «Что такой оценка»,
«Найди оценку», «Оценочная лесенка»,
«Критерии оценки». Игра «Посоветуй
мне». Беседа «Мои отметки».
Подведение итогов «Оцени пользу».
Тема: Противостояние тревоге
Упражнение «5 этажей», «Коллективный
рассказ». «Примирение»
Игры: «Ритмические хлопки», «Рычи лев,
рычи..», «Дотянись до звезд», «А кроме
того». Рефлексия, беседа.
Тема: Противостояние тревоге
Упражнение «5 этажей», «Коллективный
рассказ». «Примирение»
Игры: «Ритмические хлопки», «Рычи лев,
рычи..», «Дотянись до звезд», «А кроме
того». Рефлексия, беседа.
Тема: Развитие воображения
Чтение
фрагмента
«Фантазёры»
с
последующей беседой.
Упражнение
«Волшебная
мозаика»,
«Поможем художнику», «Чудесный лес»,
«Придумай сказке свой конец».
Расслабляющее
упражнение:
«Я
в
волшебном мире». Подведение итогов.
Рисование в тетради «Придумай сюжет».
Тема: Преодоление неуверенности в себе
Тренинг «Презентация», «Комплименты»,
Игра «Преобразование», «Зайки и слоники»
Упражнение «О чем говорит мое имя»,
«Полёт на луну». Рефлексия «Какой Я».

Беседа.

Наблюдение

Беседа

Беседа,
наблюдение

Наблюдение,
беседа

Наблюдение,
беседа

26.
04

Тренинг

3

Тема: Преодоление неуверенности в себе
Тренинг «Презентация», «Комплименты»,
Игра «Преобразование», «Зайки и слоники»
Упражнение «О чем говорит мое имя»,
«Полёт на луну». Рефлексия «Какой Я».

Наблюдение

32.

03.
05

Тренинг

3

Наблюдение,
беседа

33.

10.
05

Тренинг

3

34.

17.
05

Тренинг

3

35.

24.
05

Тренинг

3

36.

31.
05

Тренинг

3

Тема: Учимся решать проблемы
Вводная сказка-беседа «Как съесть слона».
Упражнения:
решения
логических
проблемных задач, «Сладкая проблема».
Релаксационное упражнение-медитация
«Я счастлив». Упражнение-рисование
«Проблема и её решение».
Тема: Мой внутренний мир. Вводная
беседа «Какой я, какой ты».
Упражнение «Изобрази роли».
Игра «Кто я?».
Упражнение-рисование «Моя планета»,
«Нарисуй себя».
Игра «Опиши друга».
Рефлексия-беседа.
Тема: Наука «Отдыхать».
Вводная беседа «Умеете ли вы отдыхать?».
Упражнение «Пчелиный рой».
Упражнение-рисование «Я отдыхаю».
Релаксационные упражнения «Планета
отдыха».
Тема: Наука «Отдыхать».
Упражнения:
«Заряд
бодрости»,
«Музыкальная шкатулка»,
«Плывем в
облаках».
Тема У меня все получится.
Рисование в тетради «Мои занятия с
психологом». Повторения пройденных тем
в виде упражнений.
Итоговое диагностика. Анализ результатов.
Рефлексия-беседа «Что я узнал нового».

09:00-11:20

31.

Наблюдение,
беседа

Наблюдение,
беседа

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

Список литературы
1.
2.
3.
4.

Асадов Э. Что такое счастье.М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
Айзенк Г.Ю. Проверьте свои спсособности, - С-Пб.: - СистемаНемовР.С.Психология,Т.3,-М.:Владос,1995
Практическая психология / под ред. М.К. Тутушкиной. - С-Пб.: Владос,1993

5. Психологическая мозаика./ Составитель С.С. Степанов. - М.: Академия,1996
6. Рогов Е.И.. Настольная книга практического психолога в образовании,- М.:
Владос,1995
7. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… - Дубна: Феникс, 2000
8. Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г
9. Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г
10. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения: психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г
11. Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система
занятий» Спб., 2009г
12. «Психогимнастика в тренинге» под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб., 2008г
13. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему я. Уроки психологии в начальной школе»
Генезис , 2011
14. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников»,
Ось-89, 2006


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».