Пояснительная записка
Данная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Олимпиадная физика для 7-8 классов» (далее Программа) реализуется в Центре
дополнительного образования «Малая академия наук» и предназначена для школьников 12-14
лет, которые проявляют интерес к более глубокому изучению разделов школьной физики.
Программа рассчитана на 1 год обучения (99 часов, 3 часа в неделю), в ней углубленно
рассматриваются темы, которые проходят в 7-ом классе.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, вносит существенный вклад в
систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и
культурном
развитии
общества,
способствует
формированию
современного
научного
мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения
физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с
методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление учащихся с методами научного
познания предполагается проводить при дополнительном изучении всех разделов курса физики.
Техническое значение физики как составной части дополнительного образования состоит
в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать
объективные знания об окружающем мире. Физика изучается на уровне рассмотрения явлений
природы, укрепления знаний об основных законах физики и применения этих законов в технике
и повседневной жизни.
Цель освоения: систематизация и совершенствование усвоенных в основном курсе
знаний и умений и их углубление, а также развитие интереса к физике.
Задачи программы:
познакомить учащихся с классификацией задач по содержанию, целям, способам
представления и содержанию информации;
совершенствовать умения решать задачи по алгоритму, аналогии, графически,
геометрически и т. д.;
использовать активные формы организации учебных занятий;
использовать нестандартные задачи для развития творческих способностей
старшеклассников.
Срок реализации программы. Данная программа рассчитана на один год обучения.
Формы организации деятельности детей на занятии: индивидуальные, групповые,
индивидуально-групповые.
Формы занятий. Педагогом по данной программе используются разнообразные формы
занятий: Лекция, семинар, беседа, практические упражнения, зачет, консультации, презентация,
интегрированный урок, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Методы обучения
словесный (лекция, дискуссия, самостоятельная работа с учебным материалом, беседа)
наглядный (информационно-коммуникационные технологии)
практический (самонаблюдение, эксперимент, решение задач)
В результате изучения физики ученик должен:
Знать/понимать:
основные законы и формулы из различных разделов физики;
классификацию задач по различным критериям;
правила и приемы решения тестов по физике;
Уметь:
использовать различные способы решения задач;
применять алгоритмы, аналогии и другие методологические приемы решения задач;
решать задачи с применением законов и формул, различных разделов физики;
проводить анализ условия и этапов решения задач;
классифицировать задачи по определенным признакам;
уметь правильно оформлять задачи.
1. Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Раздел
Количество часов
Теория Практика Всего
Введение в физику.
Механическое движение.
Взаимодействие тел
Гидростатика
Работа, мощность и энергия.
Итоговый контроль
4
7
3
2
5
0
8
23
12
10
10
3
ИТОГО:
12
30
15
12
30
3
99
Форма
аттестации
Устный опрос,
самостоятельная
работа,
контрольная
работа, тест.
Раздел I. Введение в физику (12 часов).
1.1.Вводное занятие (3 часа). Знакомство. Инструктажи по технике безопасности.
Расписание и организационные вопросы.
1.2.Входная диагностическая работа (3 часа).
1.3.Физика и физические методы исследования (3 часов). Физика как наука.
Содержание и структура физики. Физические величины. Международная система
единиц (СИ). Измерения и перевод физических величин. Погрешность измерений.
Задачи повышенного, высокого и олимпиадного уровня по вышеперечисленным
темам.
Контрольная работа по разделу (3 часа).
Раздел II. Механическое движение (30 часов).
2.1. Траектория, путь, перемещение (3 часа). Механическое движение. Система отсчета.
Координаты. Траектория. Перемещение и путь. Задачи повышенного, высокого и
олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
2.2. Равномерное и неравномерное прямолинейное движение (3 часа). Скорость.
Прямолинейное равномерное движение. Неравномерное прямолинейное движение.
Задачи повышенного, высокого и олимпиадного уровня по вышеперечисленным
темам.
2.3. Средняя скорость (6 часов). Средняя путевая скорость. Повторение дробей и
операций над ними. Задачи повышенного, высокого и олимпиадного уровня на тему
средней скорости.
2.4. Относительность движения (3 часа). Принцип относительности. Сложение
скоростей.
Задачи
повышенного,
высокого
и
олимпиадного
уровня
по
вышеперечисленным темам.
2.5. Ускорение (3 часа). Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Задачи
повышенного, высокого и олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
2.6. Графическое
описание
движения
(6
часов).
Графики
равномерного
и
равноускоренного прямолинейных движений. Задачи повышенного, высокого и
олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
2.7. Свободное падение (3 часа). Свободное падение тел в поле тяжести Земли.
Свободное тело. Ускорение свободного падения. Задачи повышенного, высокого и
олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
Контрольная работа по разделу (3 часа).
Раздел III. Взаимодействие тел (15 часов).
3.1.Масса и плотность (6 часов). Масса тела, плотность вещества. Инертность. Задачи
повышенного, высокого и олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
3.2. Сила (3 часа). Сила и фундаментальные взаимодействия. Сложение сил.
Равнодействующая
сила.
Деформация.
Задачи
повышенного,
высокого
и
олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
3.3. Силы в природе (3 часа). Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Силы упругости.
Закон Гука. Динамометр. Сила трения. Сухое и жидкостное трение. Трения покоя и
скольжения. Трение в природе и технике. Задачи повышенного, высокого и
олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
Контрольная работа по разделу (3 часа).
Раздел IV. Гидростатика (9 часов).
4.1.Давление (3 часа). Давление твердых тел, жидкостей и газов. Атмосферное давление.
Сообщающиеся сосуды. Задачи повышенного, высокого и олимпиадного уровня по
вышеперечисленным темам.
4.2. Сила Архимеда (3 часа). Сила Архимеда. Условия плавания тела. Воздухоплавание.
Задачи повышенного, высокого и олимпиадного уровня по вышеперечисленным
темам.
Контрольная работа по разделу (3 часа).
Раздел V. Работа, мощность и энергия (30 часов).
5.1.Механическая работа (6 часов). Механическая работа. Работа сил. Задачи
повышенного, высокого и олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
5.2.Мощность (6 часов). Мощность силы. Задачи повышенного, высокого и
олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
5.3. Момент силы (6 часов). Простые механизмы. Рычаги. Момент силы. Золотое
правило механики. Задачи повышенного, высокого и олимпиадного уровня по
вышеперечисленным темам.
5.4. Коэффициент полезного действия (3 часа). КПД механизмов. Задачи повышенного,
высокого и олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
5.5.Механическая энергия (6 часов). Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.
Механическая энергия. Переход механической энергии в другие виды энергий. Задачи
повышенного, высокого и олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
Контрольная работа по разделу (3 часа).
Итоговая контрольная работа (3 часа).
Перечень ошибок при выполнении заданий.
Грубые ошибки:
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории,
формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их
измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;
неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее
решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе;
ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное
истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести
опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показание измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки:
1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные
неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные
несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей,
графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты:
1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений,
преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность
полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Форма контроля
3
Уст. опрос
Раздел I. Введение в физику.
Вводное занятие.
Место проведения
Тема занятия
ЛИ № 61
Количество часов
Форма занятия
Беседа
Время проведения
День
4
17:20-19:40
1
Октябрь
№
п
/
п
Месяц
2. Календарно-тематическое планирование.
Задачи повышенного, высокого и олимпиадного уровня
на среднюю скорость.
Относительность движения.
3
Ускорение.
3
Контр. раб.
Уст. опрос
Уст. опрос
Сам. раб.
3
Сам. раб.
Средняя скорость.
3
Тест
ЛИ № 61
ЛИ № 61
ЛИ № 61
3
ЛИ № 61
прямолинейное
ЛИ № 61
неравномерное
ЛИ № 61
и
Уст. опрос
ЛИ № 61
Зачет
Лекция
17:20-19:40
17:20-19:40
17:20-19:40
Зачет
Лекция
Лекция
Семинар
Равномерное
движение.
Уст. опрос
6
3
Уст. опрос
10
29
Декабрь
9
Раздел II. Механическое движение.
Траектория, путь, перемещение.
ЛИ № 61
22
3
ЛИ № 61
8
15
Практикум
7
8
Ноябрь
6
3
Контрольная работа по разделу.
Лекция
1
3
Физика и физические методы исследования.
Лекция
5
17:20-19:40
25
17:20-19:40
4
17:20-19:40
18
17:20-19:40
3
17:20-19:40
11
17:20-19:40
2
Входная диагностическая работа.
14
Сила.
3
Силы в природе.
3
Уст. опрос
Сам. раб.
Уст. опрос
Контр. раб.
Уст. опрос
Сам. раб.
ЛИ № 61
ЛИ № 61
Задачи высокого и олимпиадного уровня на массу и
плотность.
ЛИ № 61
3
Уст. опрос
ЛИ № 61
ЛИ № 61
ЛИ № 61
Лекция
17:20-19:40
17:20-19:40
Практикум
Практикум
Зачет
Лекция
Раздел III. Взаимодействие тел.
Масса и плотность.
Уст. опрос
19
3
Тест
7
Февраль
18
3
ЛИ № 61
31
Свободное падение.
ЛИ № 61
17
3
ЛИ № 61
24
Задачи высокого и олимпиадного уровня по графикам
движения.
Практикум
16
Лекция
17
Январь
15
Лекция
10
3
Контрольная работа по разделу.
Контрольная работа по разделу.
Зачет
14
Лекция
27
17:20-19:40
13
17:20-19:40
20
17:20-19:40 17:20-19:40
12
17:20-19:40
13
17:20-19:40
11
Графическое описание движения.
3
на
3
Уст. опрос
Уст. опрос
Контр. раб.
Уст. опрос
Сам. раб.
ЛИ № 61
ЛИ № 61
ЛИ № 61
ЛИ № 61
уровня
ЛИ № 61
Лекция
Лекция
Уст. опрос
ЛИ № 61
3
3
Сам. раб.
Задачи высокого и олимпиадного уровня на мощность.
ЛИ № 61
17:20-19:40
17:20-19:40
17:20-19:40
Зачет
Лекция
Практикум
олимпиадного
Момент силы.
3
Уст. опрос
17
Задачи высокого и
механическую работу.
Сам. раб.
28
10
3
ЛИ № 61
27
3
Апрель
26
Раздел V. Работа, мощность и энергия.
Механическая работа.
ЛИ № 61
27
Лекция
25
3
Мощность.
Практикум
20
3
Контрольная работа по разделу.
Лекция
24
3
Сила Архимеда.
Задачи высокого и олимпиадного уровня по рычагам.
Практикум
13
Март
23
17:20-19:40
6
17:20-19:40
22
17:20-19:40
28
17:20-19:40
21
17:20-19:40
21
17:20-19:40
20
Раздел IV. Гидростатика.
Давление.
3
Уст. опрос
ЛИ № 61
Итоговая контрольная работа.
3
Контр. раб.
Контрольная работа по разделу «Работа, мощность и
энергия».
Сам. раб.
по
3
3
Уст. опрос
ЛИ № 61
уровня
ЛИ № 61
17:20-19:40
Лекция
Лекция
Практикум
олимпиадного
Контр. раб.
29
Задачи высокого и
механической энергии.
ЛИ № 61
33
3
ЛИ № 61
22
Зачет
32
3
Механическая энергия.
Экзамен
15
Май
31
17:20-19:40
8
17:20-19:40
30
17:20-19:40
24
17:20-19:40
29
Коэффициент полезного действия.
Основная литература*
1.
2.
3.
4.
Перышкин А.В. Физика-7, М.: Дрофа;
Перышкин А. В. Сборник задач по физике 7-9 классы. М.: Дрофа;
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 классы. М.: Просвещение.
Акаемкина И. Н. Физика. Сборник задач и упражнений. 7-9 классы. /
И. Н. Акаемкина , М. М. Андреева, М. Н. Бондаров, С. В. Лозовенко, А. А. Паутова
(под редакцией С. В. Лозовенко). – М.:Просвещение. 2020. – 160 с.
Дополнительная литература
1. Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. В 3 томах. Том 1. Механика.
Теплота. Молекулярная физика. М.: Физматлит, 2021.
2. Дельцов В. П., Дельцов В. В. Физика: дойти до самой сути! Настольная книга для
углубленного изучения физики в средней школе. Механика: Учебное пособие / Науч.
ред. Н. С. Алексеева, А. Е. Дементьев. — М.: ЛЕНАНД, 2017. — 272 с.
3. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И. Физика. 7-9 классы. Решение ключевых
задач для основной школы М: Илекса, 2019.
4. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И. 1001 задача по физике с ответами,
указаниями, решениями. М.: Илекса, 2018.
*
Можно использовать любой год издания.