Лупсанов А.Б. Олимпиадная физика для 7-8 классов

Пояснительная записка
Данная

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Олимпиадная физика для 7-8 классов» (далее Программа) реализуется в Центре
дополнительного образования «Малая академия наук» и предназначена для школьников 12-14
лет, которые проявляют интерес к более глубокому изучению разделов школьной физики.
Программа рассчитана на 1 год обучения (99 часов, 3 часа в неделю), в ней углубленно
рассматриваются темы, которые проходят в 7-ом классе.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, вносит существенный вклад в
систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и
культурном

развитии

общества,

способствует

формированию

современного

научного

мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения
физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с
методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление учащихся с методами научного
познания предполагается проводить при дополнительном изучении всех разделов курса физики.
Техническое значение физики как составной части дополнительного образования состоит
в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать
объективные знания об окружающем мире. Физика изучается на уровне рассмотрения явлений
природы, укрепления знаний об основных законах физики и применения этих законов в технике
и повседневной жизни.
Цель освоения: систематизация и совершенствование усвоенных в основном курсе
знаний и умений и их углубление, а также развитие интереса к физике.
Задачи программы:


познакомить учащихся с классификацией задач по содержанию, целям, способам
представления и содержанию информации;



совершенствовать умения решать задачи по алгоритму, аналогии, графически,
геометрически и т. д.;



использовать активные формы организации учебных занятий;



использовать нестандартные задачи для развития творческих способностей
старшеклассников.
Срок реализации программы. Данная программа рассчитана на один год обучения.
Формы организации деятельности детей на занятии: индивидуальные, групповые,

индивидуально-групповые.
Формы занятий. Педагогом по данной программе используются разнообразные формы

занятий: Лекция, семинар, беседа, практические упражнения, зачет, консультации, презентация,
интегрированный урок, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Методы обучения


словесный (лекция, дискуссия, самостоятельная работа с учебным материалом, беседа)



наглядный (информационно-коммуникационные технологии)



практический (самонаблюдение, эксперимент, решение задач)
В результате изучения физики ученик должен:
Знать/понимать:



основные законы и формулы из различных разделов физики;



классификацию задач по различным критериям;



правила и приемы решения тестов по физике;
Уметь:



использовать различные способы решения задач;



применять алгоритмы, аналогии и другие методологические приемы решения задач;



решать задачи с применением законов и формул, различных разделов физики;



проводить анализ условия и этапов решения задач;



классифицировать задачи по определенным признакам;



уметь правильно оформлять задачи.
1. Учебно-тематический план

№
п/п
1
2
3
4
5
6

Раздел

Количество часов
Теория Практика Всего

Введение в физику.
Механическое движение.
Взаимодействие тел
Гидростатика
Работа, мощность и энергия.
Итоговый контроль

4
7
3
2
5
0

8
23
12
10
10
3
ИТОГО:

12
30
15
12
30
3
99

Форма
аттестации
Устный опрос,
самостоятельная
работа,
контрольная
работа, тест.

Раздел I. Введение в физику (12 часов).
1.1.Вводное занятие (3 часа). Знакомство. Инструктажи по технике безопасности.
Расписание и организационные вопросы.
1.2.Входная диагностическая работа (3 часа).
1.3.Физика и физические методы исследования (3 часов). Физика как наука.
Содержание и структура физики. Физические величины. Международная система
единиц (СИ). Измерения и перевод физических величин. Погрешность измерений.
Задачи повышенного, высокого и олимпиадного уровня по вышеперечисленным

темам.
Контрольная работа по разделу (3 часа).
Раздел II. Механическое движение (30 часов).
2.1. Траектория, путь, перемещение (3 часа). Механическое движение. Система отсчета.
Координаты. Траектория. Перемещение и путь. Задачи повышенного, высокого и
олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
2.2. Равномерное и неравномерное прямолинейное движение (3 часа). Скорость.
Прямолинейное равномерное движение. Неравномерное прямолинейное движение.
Задачи повышенного, высокого и олимпиадного уровня по вышеперечисленным
темам.
2.3. Средняя скорость (6 часов). Средняя путевая скорость. Повторение дробей и
операций над ними. Задачи повышенного, высокого и олимпиадного уровня на тему
средней скорости.
2.4. Относительность движения (3 часа). Принцип относительности. Сложение
скоростей.

Задачи

повышенного,

высокого

и

олимпиадного

уровня

по

вышеперечисленным темам.
2.5. Ускорение (3 часа). Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Задачи
повышенного, высокого и олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
2.6. Графическое

описание

движения

(6

часов).

Графики

равномерного

и

равноускоренного прямолинейных движений. Задачи повышенного, высокого и
олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
2.7. Свободное падение (3 часа). Свободное падение тел в поле тяжести Земли.
Свободное тело. Ускорение свободного падения. Задачи повышенного, высокого и
олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
Контрольная работа по разделу (3 часа).
Раздел III. Взаимодействие тел (15 часов).
3.1.Масса и плотность (6 часов). Масса тела, плотность вещества. Инертность. Задачи
повышенного, высокого и олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
3.2. Сила (3 часа). Сила и фундаментальные взаимодействия. Сложение сил.
Равнодействующая

сила.

Деформация.

Задачи

повышенного,

высокого

и

олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
3.3. Силы в природе (3 часа). Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Силы упругости.
Закон Гука. Динамометр. Сила трения. Сухое и жидкостное трение. Трения покоя и
скольжения. Трение в природе и технике. Задачи повышенного, высокого и
олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.

Контрольная работа по разделу (3 часа).
Раздел IV. Гидростатика (9 часов).
4.1.Давление (3 часа). Давление твердых тел, жидкостей и газов. Атмосферное давление.
Сообщающиеся сосуды. Задачи повышенного, высокого и олимпиадного уровня по
вышеперечисленным темам.
4.2. Сила Архимеда (3 часа). Сила Архимеда. Условия плавания тела. Воздухоплавание.
Задачи повышенного, высокого и олимпиадного уровня по вышеперечисленным
темам.
Контрольная работа по разделу (3 часа).
Раздел V. Работа, мощность и энергия (30 часов).
5.1.Механическая работа (6 часов). Механическая работа. Работа сил. Задачи
повышенного, высокого и олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
5.2.Мощность (6 часов). Мощность силы. Задачи повышенного, высокого и
олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
5.3. Момент силы (6 часов). Простые механизмы. Рычаги. Момент силы. Золотое
правило механики. Задачи повышенного, высокого и олимпиадного уровня по
вышеперечисленным темам.
5.4. Коэффициент полезного действия (3 часа). КПД механизмов. Задачи повышенного,
высокого и олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
5.5.Механическая энергия (6 часов). Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.
Механическая энергия. Переход механической энергии в другие виды энергий. Задачи
повышенного, высокого и олимпиадного уровня по вышеперечисленным темам.
Контрольная работа по разделу (3 часа).
Итоговая контрольная работа (3 часа).
Перечень ошибок при выполнении заданий.
Грубые ошибки:
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории,
формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их
измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;
неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее
решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе;
ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное
истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести
опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показание измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки:
1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные
неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные
несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей,
графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты:
1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений,
преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность
полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Форма контроля

3

Уст. опрос

Раздел I. Введение в физику.
Вводное занятие.

Место проведения

Тема занятия

ЛИ № 61

Количество часов

Форма занятия
Беседа

Время проведения

День
4

17:20-19:40

1

Октябрь

№
п
/
п

Месяц

2. Календарно-тематическое планирование.

Задачи повышенного, высокого и олимпиадного уровня
на среднюю скорость.

Относительность движения.
3
Ускорение.
3

Контр. раб.
Уст. опрос
Уст. опрос
Сам. раб.

3

Сам. раб.

Средняя скорость.

3

Тест

ЛИ № 61
ЛИ № 61
ЛИ № 61

3

ЛИ № 61

прямолинейное

ЛИ № 61

неравномерное

ЛИ № 61

и

Уст. опрос

ЛИ № 61

Зачет
Лекция

17:20-19:40
17:20-19:40
17:20-19:40

Зачет
Лекция
Лекция
Семинар

Равномерное
движение.

Уст. опрос

6

3

Уст. опрос

10

29

Декабрь

9

Раздел II. Механическое движение.
Траектория, путь, перемещение.

ЛИ № 61

22

3

ЛИ № 61

8

15

Практикум

7

8

Ноябрь

6

3

Контрольная работа по разделу.

Лекция

1

3
Физика и физические методы исследования.

Лекция

5

17:20-19:40

25

17:20-19:40

4

17:20-19:40

18

17:20-19:40

3

17:20-19:40

11

17:20-19:40

2

Входная диагностическая работа.

14

Сила.
3
Силы в природе.
3

Уст. опрос
Сам. раб.
Уст. опрос
Контр. раб.
Уст. опрос
Сам. раб.

ЛИ № 61

ЛИ № 61
Задачи высокого и олимпиадного уровня на массу и
плотность.

ЛИ № 61

3

Уст. опрос

ЛИ № 61
ЛИ № 61
ЛИ № 61

Лекция

17:20-19:40
17:20-19:40

Практикум
Практикум
Зачет
Лекция

Раздел III. Взаимодействие тел.
Масса и плотность.

Уст. опрос

19

3

Тест

7

Февраль

18

3

ЛИ № 61

31

Свободное падение.

ЛИ № 61

17

3

ЛИ № 61

24

Задачи высокого и олимпиадного уровня по графикам
движения.

Практикум

16

Лекция

17

Январь

15

Лекция

10

3

Контрольная работа по разделу.

Контрольная работа по разделу.

Зачет

14

Лекция

27

17:20-19:40

13

17:20-19:40

20

17:20-19:40 17:20-19:40

12

17:20-19:40

13

17:20-19:40

11

Графическое описание движения.

3

на

3

Уст. опрос
Уст. опрос
Контр. раб.
Уст. опрос
Сам. раб.

ЛИ № 61
ЛИ № 61
ЛИ № 61
ЛИ № 61
уровня

ЛИ № 61

Лекция
Лекция

Уст. опрос

ЛИ № 61

3

3

Сам. раб.

Задачи высокого и олимпиадного уровня на мощность.

ЛИ № 61

17:20-19:40
17:20-19:40
17:20-19:40

Зачет
Лекция
Практикум

олимпиадного

Момент силы.
3

Уст. опрос

17

Задачи высокого и
механическую работу.

Сам. раб.

28

10

3

ЛИ № 61

27

3

Апрель

26

Раздел V. Работа, мощность и энергия.
Механическая работа.

ЛИ № 61

27

Лекция

25

3

Мощность.

Практикум

20

3
Контрольная работа по разделу.

Лекция

24

3
Сила Архимеда.

Задачи высокого и олимпиадного уровня по рычагам.

Практикум

13

Март

23

17:20-19:40

6

17:20-19:40

22

17:20-19:40

28

17:20-19:40

21

17:20-19:40

21

17:20-19:40

20

Раздел IV. Гидростатика.
Давление.

3

Уст. опрос

ЛИ № 61
Итоговая контрольная работа.

3

Контр. раб.

Контрольная работа по разделу «Работа, мощность и
энергия».

Сам. раб.

по

3

3

Уст. опрос

ЛИ № 61
уровня

ЛИ № 61

17:20-19:40

Лекция
Лекция
Практикум

олимпиадного

Контр. раб.

29

Задачи высокого и
механической энергии.

ЛИ № 61

33

3

ЛИ № 61

22

Зачет

32

3

Механическая энергия.

Экзамен

15

Май

31

17:20-19:40

8

17:20-19:40

30

17:20-19:40

24

17:20-19:40

29

Коэффициент полезного действия.

Основная литература*
1.
2.
3.
4.

Перышкин А.В. Физика-7, М.: Дрофа;
Перышкин А. В. Сборник задач по физике 7-9 классы. М.: Дрофа;
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 классы. М.: Просвещение.
Акаемкина И. Н. Физика. Сборник задач и упражнений. 7-9 классы. /
И. Н. Акаемкина , М. М. Андреева, М. Н. Бондаров, С. В. Лозовенко, А. А. Паутова
(под редакцией С. В. Лозовенко). – М.:Просвещение. 2020. – 160 с.
Дополнительная литература

1. Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. В 3 томах. Том 1. Механика.
Теплота. Молекулярная физика. М.: Физматлит, 2021.
2. Дельцов В. П., Дельцов В. В. Физика: дойти до самой сути! Настольная книга для
углубленного изучения физики в средней школе. Механика: Учебное пособие / Науч.
ред. Н. С. Алексеева, А. Е. Дементьев. — М.: ЛЕНАНД, 2017. — 272 с.
3. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И. Физика. 7-9 классы. Решение ключевых
задач для основной школы М: Илекса, 2019.

4. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И. 1001 задача по физике с ответами,
указаниями, решениями. М.: Илекса, 2018.
*

Можно использовать любой год издания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».