Пояснительная записка
Данная программа по актерскому мастерству предназначена для учащихся 1-11
классов (6-17 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих актерское
мастерство в Центре дополнительного образования детей «Малая академия наук».
Программа рассчитана на 1 год обучения (102 часа, 3 часа в неделю).
Актёрское мастерство — набор упражнений, направленный не на освоение навыков
профессии актера, а развитие психофизического аспекта человека. Благодаря такой
тренинговой программе человек учится раскрываться миру, избавляется от страхов
и фобий, связанных с общением с другими людьми, выступлением перед публикой.
Он становится прекрасным оратором, у него налаживаются отношения со всеми людьми,
он идет по жизни легко и играючи.
Актерское мастерство помогает осознать общечеловеческие ценности, формирует
позитивное отношение к миру. Этот предмет готовит детей к будущей жизни, успешной
работе в коллективе, так сказать, способствует внешней и внутренней социализации
ребёнка, помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство
партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества,
необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой.
Актерское мастерство активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно
образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области
текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления.
Актерское мастерство побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с
удовольствием и более осмысленно, чем раньше, и при использовании метода
драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо
лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того,
пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает
информацию, чем слух в отдельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
В современном обществе людям сложно чувствовать себя раскрепощёнными,
управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенным в себе. Большинство
чувствуют страх, агрессию, неуверенность, не могут выразить свои мысли, чувства.
Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются
не только в мимике, речи, но и в движениях.
Среди молодежи наблюдается падение интереса к искусству, к коллективному
творчеству, наблюдается разобщенность, действует девиз «каждый сам за себя». Уходят в
прошлое коллективные игры, массовые походы по музеям и театрам. На смену приходят
компьютеры и виртуальное общение по локальным сетям. К сожалению, в век «высоких
технологий» дети просто разучились играть вместе в реальном мире. Часто молодежь, не
встречающая должного понимания, стараясь найти себя, становится приверженцами
различных субкультур, а то и просто весь интерес от общения со сверстниками сводиться к
«бутылке пива да пачке сигарет».
Театр – синтетическое искусство, объединяющее слова и действия с
изобразительным искусством, музыкой, пластикой и т.д. Театр как ничто другое
объединяет в себе все виды творчества и дает огромный потенциал для самовыражения
личности.
Театр так же искусство коллективное. Творческие проекты и есть результат усилий
коллектива. Занятия актёрским мастерством могут и должны воспитывать у детей такие
ценные качества как чувство партнерства, способность чувствовать и ценить красоту
настоящей дружбы, требовательность к себе и к другим. Занятия помогают формированию
у детей верных идейно-эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных
явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров.
Практическое знакомство со сценическим действием имеет общевоспитательное
значение: способствует развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них
наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы,
эмоциональной отзывчивости, культуры речи, слуха, пластики.
Занятия актерским мастерством включают в себя проведение бесед об искусстве,
истории, литературе, что так же способствует культурно-эстетическому развитию детей.
Таким образом, привлечение школьников к многообразной деятельности,
обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего
развития их способностей и самореализации творческого потенциала личности.
Новизна данной программы помогает подростку открыть в себе новые чувства
и ощущения, помогает ему в его совершенствовании, раскрытии личностного
потенциала, даёт харизму. Он становится непревзойденным оратором, легко общающимся
с публикой.
Укрепляется общая стрессоустойчивость, так как ребёнок станет легко управлять
своими чувствами и эмоциями. Через свое тело он управляет своим настроением
и поведением и легко добивается успеха в жизни в целом.
Цель программы - гармоничное развитие самостоятельной творческой
индивидуальности подростка средствами актерского мастерства. Формирование личности,
обладающей широким кругозором в области театра, искусства, телевиденья, способной к
успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра.
Задачи программы.
- дать базовый уровень знаний по предмету;
- Формирование стойкого интереса у детей к театральному искусству в целом и к предмету
«Основы актерского мастерства» в частности;
- формирование личности, способной к созидательному, систематическому,
творческому труду, к самостоятельной работе в любой, выбранной в дальнейшем,
профессиональной деятельности, то есть пробуждение творца;
- создание творческой атмосферы обучения, гарантирующей развитие творческой
индивидуальности, воспитывающей чувство причастности к общему делу, ответственности
за свои действия, уважение к творческому «Я»;
- развитие внутренней и внешней техники психофизического аппарата учащегося;
- развитие наблюдательности, сенсорной и образной памяти, эмоциональной памяти,
многоплоскостного внимания, фантазии, воображения, логического, ассоциативного и
метафорического мышления;
- развитие внутренней свободы личности (освобождение от излишнего напряжения);
- воспитание чувства пространства и композиции;
- выработка правильности произношения;
- постановка правильного дыхания;
- работа с партнером;
- воспитание зрительской культуры.
Итоги реализации программы
По завершению курса «Актерское мастерство» учащиеся должны получить
представление как о профессии актёра, так и о театре в целом. Усвоить основы
профессиональной культуры актёра, уметь воссоздавать образы персонажей, освоить
навыки сценической речи и сценического движения. Учащиеся должны уметь не только
«заучивать» или читать текст, а также и свободно импровизировать.
1.Учебный план занятий.
№
1.
Тематика
Раздел 1. Теория: Инструктаж по технике
безопасности и охраны труда. Правила поведения.
Количество часов
теория
практ
ика
2
1
всего
3
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с актерским
мастерством и театральным искусством в целом.
Формы
аттестации/
контроля
Беседа,
творческое
задание
Устный
опрос
2.
Раздел 1. Тема 1.2. Тренинги на сплочение коллектива.
-
3
3
Беседа,
творческое
задание
3.
Раздел 1. Тема 1.3. Тренинги на развитие актерского
внимания и зрительной памяти.
-
3
3
Беседа,
творческое
задание
4.
Раздел 1. Тема 1.4. Упражнения на снятие мышечных
зажимов.
-
3
3
Беседа,
творческое
задание
5.
Раздел 1. Тема 1.5.Тренинги на развитие фантазии и
воображения.
-
3
3
Беседа,
творческое
задание
6.
Раздел 1. Тема 1.6. Тренинги на развитие органов
чувств восприятия (Слуха).
-
3
3
Беседа,
творческое
задание
7.
Раздел 1. Тема 1.7. Тренинги на развитие
ассоциативного и образного мышления.
-
3
3
Беседа,
творческое
задание
8.
Раздел 1. Тема 1.8. Тренинги на координацию в
пространстве.
-
3
3
Беседа,
творческое
задание
9.
Раздел 1. Тема 1.9. Тренинги на партнерское
взаимодействие и общение.
-
3
3
Беседа,
творческое
задание
10.
Раздел 1. Тема 1.10. Упражнения на развитие
импровизационного самочувствия.
1
2
3
Беседа,
творческое
задание
11.
Раздел 2. Тема 2.1. Упражнения на ощущение
атмосферы.
1,5
1,5
3
Беседа,
творческое
задание
12.
Раздел 2. Тема 2.2. Ощущение пространства.
-
3
3
Беседа,
творческое
задание
13.
Раздел 2. Тема 2.3. Импровизация.
-
3
3
Беседа,
творческое
задание
14.
Раздел 2. Тема 2.4. Мизансцена.
1
2
3
Беседа,
творческое
задание
15.
Раздел 2. Тема 2.5. Внутренний монолог
1,5
1,5
3
Беседа,
творческое
задание
16.
Раздел 2. Тема 2.6. Овладением словесным действием.
1,5
1,5
3
Беседа,
творческое
задание
17.
Раздел 2. Тема 2.7. Тренинг по сценической речи.
Построение правильного дыхания.
1
2
3
Беседа,
творческое
задание
18.
Раздел 2. Тема 2.8. Речь в движении.
-
3
3
Беседа,
творческое
задание
19.
Раздел 2. Тема 2.9. Упражнения на освобождения
мышц.
1
2
3
Беседа,
творческое
задание
20.
Раздел 2. Тема 2.10. Основы построения мизансцен.
1,5
1,5
3
Беседа,
творческое
задание
21.
Раздел 2. Тема 2.11. Действия в предлагаемых
обстоятельствах.
-
3
3
Беседа,
творческое
задание
22.
Раздел 2. Тема 2.12. Упражнения на беспредметное
действие.
-
3
3
Беседа,
творческое
задание
23.
Раздел 2. Тема 2.13. Предлагаемые обстоятельства.
Логика действия.
24.
1,5
1,5
3
Беседа,
творческое
задание
Раздел 2. Тема 2.14. Оправдание места действия.
-
3
3
Беседа,
творческое
задание
25.
Раздел 2. Тема 2.15. Упражнения на память
физических действий.
1
2
3
Беседа,
творческое
задание
26.
Раздел 2. Тема 2.16. Тренинг на физическое
самочувствие.
-
3
3
Беседа,
творческое
задание
27.
Раздел 3. Тема 3.1. Эмоциональная память.
-
3
3
Беседа,
творческое
задание
28.
Раздел 3. Тема 3.2. Упражнения на перемену
отношения к предмету.
1
1
3
Беседа,
творческое
задание
29.
Раздел 2. Тема 3.3. Упражнения на перемену
отношения к месту действия.
1
1
3
Беседа,
творческое
задание
30.
Раздел 3. Тема 3.4. Отношение к событию (оценка
факта).
1
2
3
Беседа,
творческое
задание
31.
Раздел 3. Тема 3.5. Перемена отношения к партнеру.
1
2
3
Беседа,
творческое
задание
32.
Раздел 3. Тема 3.6. Действия для достижения
поставленной цели.
-
2
3
Беседа,
творческое
задание
33.
Раздел 3. Тема 3.7. «Я» в предлагаемых
обстоятельствах.
1
2
3
Беседа,
творческое
задание
34.
Раздел 3. Тема 3.8. Итоговое занятие
1
2
3
Беседа,
творческое
задание
ИТОГО:
23,5
78,5
102
Количество часов, отведенных на изучение темы, может изменяться в зависимости от
усвояемости материала учащимися.
Учебно–методическое обеспечение
Приемы и методы:
Специфика данной программы позволяет использовать многообразные формы обучения и
различные методы и приемы:
-словесный метод (рассказ, объяснение);
-наглядный метод (личный показ педагога);
-практический метод (упражнения, решение задач);
-метод самостоятельной работы;
Техническое оснащение
Для реализации программы на одну учебную группу необходимо иметь соответствующее
оборудование и материалы.
Светлое, чистое, проветриваемое помещение, наличие вентиляции.
Музыкальный центр/колонка, теннисные мячи.
2.
29
3
Раздел 1. Теория:
Инструктаж по технике
безопасности и охраны
труда. Правила поведения.
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с актерским
мастерством и театральным
искусством в целом.
3
Раздел 1. Тема 1.2.
Тренинги на сплочение
коллектива.
Форма
контрол
я
Тема занятия
Место
проведе
ния
Кол-во
часов
Форма
занятия
09:0011:20;
15:0017:20.
беседа, практические упражнения
Время
проведе
ния
22
Сентябрь
1.
Число
№
Месяц
2.Календарный учебный график.
Ул.
Устный
Борсоева,
опрос,
17
творческое
задание.
6
3
Раздел 1. Тема 1.3.
Тренинги на развитие
актерского внимания и
зрительной памяти.
4.
13
3
Раздел 1. Тема 1.4.
Упражнения на снятие
мышечных зажимов.
20
3
Раздел 1. Тема 1.5.
Тренинги на развитие
фантазии и воображения.
6.
27
3
Раздел 1. Тема 1.6.
Тренинги на развитие
органов чувств восприятия
(Слуха).
7.
3
3
Раздел 1. Тема 1.7.
Тренинги на развитие
ассоциативного и
образного мышления.
8.
10
3
Раздел 1. Тема 1.8.
Тренинги на координацию
в пространстве.
17
3
Раздел 1. Тема 1.9.
Тренинги на партнерское
взаимодействие и общение.
10.
24
3
Раздел 1. Тема 1.10.
Упражнения на развитие
импровизационного
самочувствия.
11.
1
3
Раздел 2. Тема 2.1.
Упражнения на ощущение
атмосферы.
12.
8
3
Раздел 2. Тема 2.2.
Ощущение пространства.
15
3
Раздел 2. Тема 2.3.
Импровизация.
13.
Ноябрь
9.
Декабрь
5.
Октябрь
3.
22
3
Раздел 2. Тема 2.4.
Мизансцена.
15.
29
3
Раздел 2. Тема 2.5.
Внутренний монолог
16.
12
3
Раздел 2. Тема 2.6.
Овладением словесным
действием.
17.
19
3
Раздел 2. Тема 2.7. Тренинг
по сценической речи.
Построение правильного
дыхания.
18.
26
3
Раздел 2. Тема 2.8. Речь в
движении.
19.
2
3
Раздел 2. Тема 2.9.
Упражнения на
освобождения мышц.
9
3
Раздел 2. Тема 2.10.
Основы построения
мизансцен.
21.
16
3
Раздел 2. Тема 2.11.
Действия в предлагаемых
обстоятельствах.
22.
1
3
Раздел 2. Тема 2.12.
Упражнения на
беспредметное действие.
23.
15
3
Раздел 2. Тема 2.13.
Предлагаемые
обстоятельства. Логика
действия.
22
3
Раздел 2. Тема 2.14.
Оправдание места
действия.
Март
20.
Февраль
Январь
14.
24.
29
3
Раздел 2. Тема 2.15.
Упражнения на память
физических действий.
26.
5
3
Раздел 2. Тема 2.16.
Тренинг на физическое
самочувствие.
27.
12
3
Раздел 3. Тема 3.1.
Эмоциональная память.
19
3
Раздел 3. Тема 3.2.
Упражнения на перемену
отношения к предмету.
29.
26
3
Раздел 2. Тема 3.3.
Упражнения на перемену
отношения к месту
действия.
30.
3
3
Раздел 3. Тема 3.4.
Отношение к событию
(оценка факта).
31.
10
3
Раздел 3. Тема 3.5.
Перемена отношения к
партнеру.
32.
17
3
Раздел 3. Тема 3.6.
Действия для достижения
поставленной цели.
33.
24
3
Раздел 3. Тема 3.7. «Я» в
предлагаемых
обстоятельствах.
34.
31
3
Раздел 3. Тема 3.8.
Итоговое занятие.
Май
28.
Апрель
25.
102