Пояснительная записка
В современном мире, одной из приоритетных задач образования становится
интеллектуальное развитие ребенка, развитие его способностей в различных
видах творчества, умение широко и нестандартно мыслить, развитие базовых
навыков самовыражения
и личностных качеств.
Создание предметов и
механизмов окружающего мира из конструктора «Лего» в процессе игры,
способствует формированию у детей представления об устройстве, работе,
особенностях и возможностях техники. Работая с конструктором, дети развивают
соответствующие навыки, получают основу для будущих знаний.
Курс представляет собой синтез компьютерных технологий, детского
творчества и лего-конструирования. В процессе обучения происходит развитие
мелкой моторики, творческого мышления, логики, знаний об окружающем мире и
принципах его функционирования. Дети учатся самостоятельно принимать
решения, развивают внимание и усидчивость, технические и языковые навыки,
учатся эффективно решать поставленные задачи, работать в коллективе и
сотрудничать.
Программа «Мир вокруг нас» предназначена для учащихся 1- 4 классов (6 –
10 лет), посещающих дополнительные занятия в МАУ ДО ЦДО «Малая академия
наук».
Программа рассчитана на 1 год (всего 114 часов, 3 часа в неделю).
Численность обучающихся в группе – до 10 человек.
Направленность программы
Программа составлена для реализации в МАУ ДО ЦДО «Малая академия
наук».
Занятия развивают коммуникативные навыки детей, способствуют развитию
воображения, любознательности, креативности. В процессе сборки конструктора
дети получают базовые знания об окружающем их мире, принципах работы
механизмов, учатся мыслить визуально, моделируют свои взаимоотношения с
окружающими, учатся выстраивать социальные связи. Легоконструирование – это
современное средство обучения детей, включающее различные игровые,
наглядные, практические элементы, коллективную и индивидуальную работу.
Цель программы
Создание условий для развития
навыков конструирования,
моделирования,
элементарного
программирования,
визуализации,
формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире,
способности творчески подходить к проблемным ситуациям.
В процессе достижения поставленных целей, предполагается решение
следующих задач:
1.Обучающие:
сформировать у детей теоретические и практические знания о
процессе создания программируемого механизма;
формирование умений и навыков конструирования;
формирование навыков программирования;
обучить детей созданию механизмов, изделий из конструкторов
Лего.
2. Развивающие:
•
развитие внимания, памяти и интереса обучающихся к
легоконструированию;
• всестороннее развитие творческих способностей личности
ребенка;
• развитие фантазии, изобретательности, логического мышления и
пространственного воображения;
•
способствовать
расширению
кругозора
и
развитию
представлений об окружающем мире.
3. Воспитательные:
•
воспитание трудолюбия, ответственности, усидчивости;
•
воспитание
аккуратности, целеустремленности, умения
доводить начатое до логического завершения;
•
формирование этических норм в межличностном общении;
•
формирование гражданственности, патриотизма, бережного
отношения к природе через создание предметов и механизмов
окружающего мира.
Условия реализации программы
- в освоении данной программы участвуют дети от 7 до 10 лет;
- принимаются все желающие;
- группы формируются одного возраста.
Отличительные особенности программы
Программа реализуются с использованием творческой активности
детей, в игровой форме с использованием конструктора Лего.
Срок реализации программы внеурочной деятельности
Данная программа рассчитана на один год обучения.
На занятиях используются различные формы организации
образовательного процесса:
Основными формами учебного процесса являются:
групповые учебно-практические и теоретические занятия;
индивидуальные;
комбинированные занятия;
коллективные;
индивидуально-групповые.
Методы обучения
1. по способу организации занятия:
•
словесный - беседа, объяснение;
•
наглядный - объяснение техники сборки конструкторов на
конкретных изделиях, демонстрация схем сборки. Показ видеоматериалов,
иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, работа по образцу и др.;
•
практический - обучаемые могут сознательно применять
приобретенные ими знания на практике.
•
•
•
•
2. по уровню деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный (метод обучения при котором
демонстрируемая
наглядная
информация
сопровождается
объяснением)
частично-поисковый метод обучения (каждый ребенок участвует
в коллективном поиске решения поставленной задачи)
исследовательский метод обучения (овладение детьми методами
научного познания, самостоятельной творческой работы)
эвристический метод обучения (проблема формируется детьми,
ими предлагаются способы ее решения).
Ожидаемые результаты
В результате изучения данного курса обучающиеся должны овладеть
следующими знаниями:
• правила поведения и безопасности труда в компьютерном кабинете;
• основные термины и определения, используемые для описания
процесса создания программируемого механизма;
• необходимые сведения о видах программируемых механизмов;
• область применения и назначение инструментов, различных машин,
технических устройств (в том числе компьютеров);
• основные источники информации.
• понятие алгоритма как последовательности действий;
• знание основных принципов механической передачи движения;
• знание основных принципов программирования;
• знание последовательности этапов защиты проекта.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
•
определять порядок действий, планировать этапы своей работы;
•
четко формулировать и ясно излагать свои мысли, внимательно
слушать других участников команды;
•
комбинировать различные приемы работы для достижения
поставленной цели, технической и художественно-творческой задачи;
•
умение работать по предложенным инструкциям;
•
умение работать над проектом в команде, эффективно
распределять обязанности.
•
самостоятельно решать технические задачи в процессе
конструирования роботов (планирование предстоящих действий,
самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт
конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
•
создавать модели при помощи специальных элементов по
разработанной схеме, по собственному замыслу;
•
умения довести решение задачи до работающей модели работать
с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и
обрабатывать информацию).
Метапредметные результаты:
- формируется целостное представление об окружающем мире,
предметах и механизмах окружающих человека, их
использовании;
- формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
- умение эффективно сотрудничать и совместно достигать
поставленную цель, выполнять поставленные задачи;
- уметь обозначать собственную позицию, аргументированно
отстаивать собственное мнение;
- умение находить способы решения задач разной
направленности и характера, творчески подходить к их
решению.
Личностные результаты:
- умение реализовывать на практике собственные замыслы и
идеи, доводить начатое до логического завершения;
- бережное отношение к результатам собственного и чужого
труда, идеям и проектам;
- формирование устойчивой мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности;
- уважительное отношение к чужому мнению в коллективной и
индивидуальной работе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои действия и
решения.
Формы подведения итогов программы
- входной, промежуточный и итоговый мониторинг (беседы, опросы,
тесты, контрольные задания);
- текущий контроль в течение года (опросы, контрольные занятия,
самостоятельные работы);
- ведение журнала учета;
- зачетная система;
- участие детей в соревнованиях, выставках, мастер-классах,
демонстрациях, проектах.
Заключение
Данный курс является подготовительным к курсу «Робототехника». В
процессе изучения программы «Мир вокруг нас» учащиеся осваивают основные
навыки и принципы работы с конструкторами Лего, получают базовые знания об
окружающем мире, механизмах используемых человеком, принципах их работы, о
робототехнике, механике, конструировании, программировании, физике,
математике, которые позволят наиболее успешно перейти к следующему этапу
освоения профессионально-ориентированной программы «Робототехника»,
являющейся частью Федеральной Программы «Робототехника: Инженернотехнические кадры инновационной России».
Список литературы и интернет-ресурсов.
Основная литература:
1. Серия РОБОТОТЕХНИКА. С.А. Вортников. Информационные устройства
робототехнических систем. Издательство МГТУ, 2005 г. 304 с.
2. Серия «Шаги в кибернетику».
С.А. Филиппов. Робототехника для детей и родителей. Издание 3-е,
дополненное.
Под ред. А.Л. Фрадкова. Спб. «Наука», 2013 г.
3. Комарова Л.Г. строим из Лего (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора Лего).-М.:”ЛИНКАПРЕСС”, 2001 г.
4. Аленина Т.И., Енина Л.В., Колотова И.О., Сичинская Н.М., Смирнова
Ю.В., Шаульская Е.Л. под рук В.Н. Халамова
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших
школьников в условиях введения ФГОС НОО: учебно-методическое пособие.
5. Зайцева Н.Н., Зубова Т.А., Копытова О.Г., Подкорытова С.Ю., под рук
В.Н. Халамова Образовательная робототехника в начальной школе: учебнометодическое пособие
Дополнительные источники: интернет-ресурсы.
1. Сайт-подразделение Lego Education: http://www.lego.com/education/
2.Среда трехмерного моделирования Lego Digital Designer: http:
//ldd.lego.com/
3. Сайт поддержки пользователей Lego Mindstorms, Robolab 2.9.4 и пр.:
http://www.legoengineering.com/.(на англ. яз.)
4. Сайт о роботах, робототехнике и микроконтроллерах: http://www.myrobot.ru
5. Сайт о роботах Lego Wedo: http://legorobot.jimdo.com/
6. Сайт о направлении First : http://www.usfirst.org/ (на англ. яз)
7. Сайт программы Робототехника. Инженерно-технические
инновационной России: http://www.russianrobotics.ru/
кадры
Список литературы для педагога:
1. Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге
прилагается компакт – диск с видеофильмами, открывающими занятия по
теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в
основной школе: от действия к мысли – Москва: Просвещение, 2011. – 159 С.
3. Игнатьев, П.А. Программа курса «Первые шаги в робототехнику»
[Электронный
ресурс]:
персональный
сайт
–
www.ignatiev.hdd1.ru/informatika/lego.htm – Загл. с экрана
4. Книга учителя LEGO Education WeDo (электронное пособие)
5. Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых
технологий.
6. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.:
Инт, 1998.
7. Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы
(Из опыта работы по апробации ФГОС)/ авт.-сост.: Н.Б. Погребова,
О.Н.Хижнякова, Н.М. Малыгина, – Ставрополь: СКИПКРО, 2010
Список литературы для учащегося
1. Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге
прилагается компакт – диск с видеофильмами, открывающими занятия по
теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл.
2. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.:
Инт, 1998.
1.Учебный план занятий.
Название раздела, темы
№
п/
п
1 Вводное занятие. Введение в образовательную программу.
Правила техники безопасности и охраны труда.
2 Знакомство с группой. Входная диагностика.
3 Правила поведения в студии. Знакомство со студией
ЛЕГОкоструирования. Знакомство с оборудованием,
материалами, инструментами. Перечень основных ЛЕГОдеталей. Знакомство с конструктором. Что нас окружает?
Практика: сборка предмета окружающего мира.
4 Раздел 1. Тема 1.1. «Игрушки».
Теория: Что такое игрушки? Какие игрушки бывают? Для чего
нужны игрушки? Механические и инерционные игрушки.
Шестеренки. Изучение зубчатых передач в процессе сборки
волчка.
Практика: сборка по схеме «умная вертушка», «карусель для
утят». Сборка своей любимой игрушки с использованием одной
или нескольких зубчатых передач.
5 Раздел 1. Тема 1.2. «Игрушки с мотором».
Теория: Заводные игрушки, игрушки с мотором. Что такое
Количество часов
Всег Тео Прак
о
рия тика
3
3
3
3
3
3
6
2
4
9
3
6
мотор? Как он работает. Игрушки на батарейках. Что такое
батарейка. Что такое аккумулятор. В чем их различие.
Практика: сборка по схеме «кораблик», «самолет», «вертолет».
Работа с электронным конструктором «Знаток».
6 Раздел 1. Тема 1.3. «Машины».
Теория: Какие бывают машины? Конструкция машины. Колеса
и оси.
Теория: сборка машинок с разными осями. Сборка гоночной
машины.
7 Раздел 1. Тема 1.4. «Повторение изученного»
Теория: Повторение пройденного материала. Тестирование.
Практика: Творческое задание. Конструирование собственной
модели.
8 Раздел 2. Тема 2.1. «Животные».
Теория: Кто такие животные? Каких животных вы
знаете?(дикие и домашние, хищники и травоядные).
Способы передачи энергии. Зубчатые и ременные передачи.
Мотор. Датчик наклона и датчик расстояния.
Практика: сборка моделей по схеме.(обезьянка, лев, крокодил,
кролик).
9 Раздел 2. Тема 2.2. «Птицы»
Теория: Кто такие птицы? Каких птиц вы знаете? Где живут
птицы? Какую пользу они приносят?
Закрепление знаний о датчиках и ременных передачах.
Практика: сборка моделей «порхающая птица» и «поющие
птички».
10 Раздел 2. Тема 2.3. «Растения и насекомые».
Теория: Что такое растения? Какие бывают растения?(полезные,
лекарственные, вредители) Чем полезны растения?(хлорофилл и
фотосинзез). Какие растения вы знаете? Кто такие насекомые?
Опыление.
Зубчатые передачи. Принцип работы зубчатых передач. Мотор.
Практика: сборка по схеме моделей (Цветок и пчелка, бабочка,
венерина мухоловка).
11 Раздел 2. Тема 2.4. «Повторение».
Теория: Зубчатые колеса, виды. Шестерни. Зубчатые и
ременные передачи. Датчики.
Практика: тестирование. Сборка по схеме. Сборка по замыслу.
12 Раздел 2. Тема 2.5. «Творческое задание»
9
3
6
6
3
3
18
4
14
6
2
4
12
3
9
6
3
3
6
6
Практика: Конструирование собственной модели.
13 Раздел 2. Тема 2.6. «Выставка»
Теория: Защита работ.
Практика: демонстрация работы механизмов.
14 Раздел 2. Тема 2.7. «Техника».
Теория: Что такое техника? Машины и механизмы. Самолеты.
Применение. Польза для человека. Рычаг. Простые механизмы.
Практика: сборка по схеме «катапульта», «подъемный кран»
15 Раздел 2. Тема 2.8. Творческое задание.
Практика. Конструирование модели военной техники.
16 Раздел 2. Тема 2.9. Выставка и защита работ.
17
18
Раздел 2. Тема 3. Повторение.
Теория: Повторение изученного. Закрепление пройденного
материала.
Практика: Творческое задание «Железнодорожный переезд со
шлагбаумом»
Итоговое занятие.
Вручение свидетельств об окончании курса.
ИТОГО:
3
1
2
12
3
9
3
3
3
3
3
1,5
3
3
114
1,5
37,5 76,5
2.Календарный учебный график.
1
12/
13
сентябрь
19/
20
26/
27
9.00-11.20/15:00-17:20
4
Форма
занятия
Тема занятия
Кол-во
часов
Время
проведе
ния
занятия
05/
06
2
3
Число
Месяц
№ занятия
Место проведения занятий: Каб.№ 5 МАУ ДО ЦДО «МАН»
Форма
контроля
беседа
3
Вводное занятие. Введение в образовательную
программу. Правила техники безопасности и охраны
труда. ПДД.
Устный опрос
беседа
3
Знакомство с группой. Входная диагностика.
Тестирование.
беседа
3
Устный опрос
рассказ
3
Правила поведения в студии. Знакомство со студией
ЛЕГОкоструирования. Знакомство с оборудованием,
материалами, инструментами. Перечень основных
ЛЕГО-деталей. Знакомство с конструктором. Что нас
окружает?
Практика: сборка предмета окружающего мира.
Раздел 1. Тема 1.1. «Игрушки».
Теория: Что такое игрушки? Какие игрушки бывают?
Для чего нужны игрушки? Механические и
инерционные игрушки. Шестеренки. Изучение
практическое
задание
5
беседа,
рассказ
3
беседа,
рассказ,
практические
упражнения
3
6
7
октябрь
03/
04
10
/11
17/
18
3
24/
25
8
3
31/
01
беседа,
практические
упражнения
3
10
07/
08
беседа,
практические
упражнения
3
11
14/
15
12
ноябрь
9
13
14
16
17
декабрь
15
19
январь
18
21/
22
28/
29
05/
06
12/
13
19/
20
26
/27
09
/10
16/
17
3
беседа,
практические
упражнения
3
3
беседа,
практические
упражнения
3
3
3
3
беседа,
практические
упражнения
3
3
зубчатых передач в процессе сборки волчка.
Практика: сборка по схеме «умная вертушка»,
«карусель для утят». Сборка своей любимой игрушки с
использованием одной или нескольких зубчатых
передач.
практическое
Раздел 1. Тема 1.1. «Игрушки».
задание
Теория: Что такое игрушки? Какие игрушки бывают?
Для чего нужны игрушки? Механические и
инерционные игрушки. Шестеренки. Изучение
зубчатых передач в процессе сборки волчка.
Практика: сборка по схеме «умная вертушка»,
«карусель для утят». Сборка своей любимой игрушки с
использованием одной или нескольких зубчатых
передач.
Раздел 1. Тема 1.2. «Игрушки с мотором».
практическое
Теория: Заводные игрушки, игрушки с мотором. Что
задание
такое мотор? Как он работает. Игрушки на батарейках.
Что такое батарейка. Что такое аккумулятор. В чем их
различие.
Практика: сборка по схеме «кораблик», «самолет»,
«вертолет». Работа с электронным конструктором
«Знаток».
Раздел 1. Тема 1.3. «Машины».
Теория: Какие бывают машины? Конструкция
машины. Колеса и оси.
Практика: сборка машинок с разными осями. Сборка
гоночной машины.
Раздел 1. Тема 1.3. «Машины».
Теория: Какие бывают машины? Конструкция
машины. Колеса и оси.
Практика: сборка машинок с разными осями. Сборка
гоночной машины.
Раздел 1. Тема 1.4. «Повторение изученного»
Теория: Повторение пройденного материала.
Тестирование.
Практика: Творческое задание. Конструирование
собственной модели.
практическое
задание
творческое
задание
творческое
задание
творческое
Раздел 2. Тема 2.1. «Животные».
задание
Теория: Кто такие животные? Каких животных вы
знаете?(дикие и домашние, хищники и травоядные).
Способы передачи энергии. Зубчатые и ременные
передачи. Мотор. Датчик наклона и датчик расстояния.
Практика: сборка моделей по схеме.(обезьянка, лев,
крокодил, кролик, собака, лягушка).
Раздел 2. Тема 2.1. «Животные».
творческое
Теория: Кто такие животные? Каких животных вы
задание
знаете?(дикие и домашние, хищники и травоядные).
Способы передачи энергии. Зубчатые и ременные
передачи. Мотор. Датчик наклона и датчик расстояния.
Практика: сборка моделей по схеме.(обезьянка, лев,
крокодил, кролик, собака, лягушка).
23/
20
24
30
/31
22
06/
07
23
13/
14
20/
21
27/
28
05/
06
12/
13
24
25
февраль
21
26
28
март
27
29
30
32
33
апрель
31
34
35
май
3
3
беседа,
практические
упражнения
3
3
3
3
Раздел 2. Тема 2.2. «Птицы»
творческое
Теория: Кто такие птицы? Каких птиц вы знаете? Где
задание
живут птицы? Какую пользу они приносят?
Закрепление знаний о датчиках и ременных передачах.
Практика: сборка моделей «порхающая птица» и
«поющие птички».
Раздел 2. Тема 2.3. «Растения и насекомые».
Теория: Что такое растения? Какие бывают
растения?(полезные, лекарственные, вредители) Чем
полезны растения?(хлорофилл и фотосинзез). Какие
растения вы знаете? Кто такие насекомые? Опыление.
Зубчатые передачи. Принцип работы зубчатых
передач. Мотор.
Практика: сборка по схеме моделей (Цветок и пчелка,
бабочка, венерина мухоловка).
творческое
задание
беседа,
практические
упражнения
3
19/
20
26/
27
02/
03
беседа,
практические
упражнения
3
беседа,
практические
упражнения
3
Раздел 2. Тема 2.6. «Выставка»
Теория: Защита работ.
Практика: демонстрация работы механизмов.
творческое
задание
09/
10
беседа,
практические
упражнения
3
Раздел 2. Тема 2.7. «Техника».
Теория: Что такое техника? Машины и механизмы.
Самолеты. Применение. Польза для человека. Рычаг.
Простые механизмы.
Практика: сборка по схеме «катапульта», «подъемный
кран», «нефтяная вышка». Работа с электронным
конструктором «Знаток» и «Знаток. Альтернативные
источники энергии»
творческое
задание
16/
17
23
/24
30/
02
07/
08
14/
15
36
беседа,
практические
упражнения
21/
22
28/
29
3
3
3
3
3
Раздел 2. Тема 2.4. «Повторение».
творческое
Теория: Зубчатые колеса, виды. Шестерни. Зубчатые и
задание
ременные передачи. Датчики.
Практика: тестирование. Сборка по схеме. Сборка по
замыслу.
Раздел 2. Тема 2.5. «Творческое задание»
творческое
Практика: Конструирование собственной модели.
задание
творческое
задание
беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения
беседа
3
Раздел 2. Тема 2.8. Творческое задание.
Практика. Конструирование модели военной техники.
3
Раздел 2. Тема 2.9. Выставка и защита работ.
творческое
задание
3
творческое
задание
беседа
3
Раздел 2. Тема 3. Повторение.
Теория: Повторение изученного. Закрепление
пройденного материала. Итоговое тестирование.
Практика: Творческое задание «Железнодорожный
переезд со шлагбаумом».
Итоговое занятие.
Вручение свидетельств об окончании курса.
творческое
задание
творческое
задание