Банзаракцаева Т.Г. В мире биологии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии предназначена для учащихся 10 классов (16 - 17
лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих биологию в Центре
дополнительного образования детей «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1
год обучения (108 часов, 3 часа в неделю).
Предлагаемая программа разработана в полном соответствии с обязательным
минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии и предназначена
для углубленного изучения биологии.
Программа построена на принципиально важной содержательной основе —
гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее
закономерностей, многомерности биологического разнообразия жизни; понимании
биологии как науки и как явления культуры. Она предусматривает отражение
современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено
на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание
уделено развитию экологической и валеологической культуры учащихся в процессе
обучения. Изучение биологии на углубленном уровне обеспечивает применение полученных знаний для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной,
нестандартной ситуации, умение систематизировать и обобщать полученные знания;
овладение основами исследовательской деятельности биологической направленности и
грамотного оформления полученных результатов; развитие способности моделировать
некоторые объекты и процессы, происходящие в живой природе. Изучение предмета на
углубленном уровне позволяет формировать у обучающихся умение анализировать, и на
основе

теоретических

знаний

находить

логические

решения,

как

в

научно-

исследовательской деятельности, в решении задач олимпиадного уровня, так и в темах
наиболее сложных для восприятия учащимися при выполнении заданий ЕГЭ.
Цель программы – развить в процессе биологического образования школьников
понимание законов и закономерностях существования и развития живой природы, роли
биологического разнообразия, значения процесса эволюции, закономерностей передачи
наследственности, многообразия форм жизни, а также развить экологическое образование,
воспитать у школьников экологическую культуру и сформировать навыки решения
научно-исследовательских и практических задач, в том числе олимпиадного уровня.
Основу структурирования содержания курса общей биологии составляют ведущие
системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие,
эволюция, восприятие человека как биосоциальное существо, в соответствии с которыми,
выделены блоки содержания: «Биология как наука», «Система и многообразие

органического мира»», «Организм человека и его здоровье», «Общая биология».
Раздел «Биология как наука»
Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь
биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе.
Синтез естественно-научного и социогуманитарного знания на современном этапе
развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы
организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных
уровней организации.
Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно-научной
картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные
методы в биологии, статистическая обработка данных.
Раздел «Система и многообразие органического мира»
Строение бактериальной

клетки:

оболочка,

цитоплазма,

ядерное

вещество,

включения. Питание, размножение, образование спор. Хемосинтез. Многообразие и
значение бактерий.
Грибы. Многообразие грибов (макромицеты, микромицеты), их роль в природе и
жизни человека. Лишайники и их роль.
Признаки царства растения (клеточное строение, ткани, органы). Типы питания.
Особенности обмена веществ. Фотосинтез (цикл Кальвина). Способы размножения,
чередование стадий гаметофита и спорофита (генетическая основа процессов). Низшие
растения. Отделы высших растений. Работа с определителями. Генофонд дикорастущей
флоры, его значение. Охрана видов.
Царство

животные.

Типы

и

строение

тканей

животных.

Процессы

жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие.
Раздражимость. Рефлексы, инстинкты, поведение. Многообразие животных (типы,
классы, эволюционный подход).
Раздел «Организм человека и его здоровье»
Человек как уникальный вид живой природы. Строение организма человека:
клетки, ткани, органы. Доказательства эволюционного происхождения человека от
животных. Становление человека как биосоциального существа.
Анатомия, внутреннее строение человека, системы органов.
Биологические и социальные свойства современного человека. Образ жизни
человека — основной фактор здоровья. Природно-климатические факторы и здоровье
человека. Влияние факторов внешней среды на генетический аппарат человека. Здоровье

человека и безопасность жизни. Адаптация человека к экстремальным условиям среды.
Болезни — следствие нездорового образа жизни. Эндемичные заболевания человека. Роль
трудовой деятельности и творчества в жизни человека. Рациональная организация труда и
отдыха.
Раздел «Общая биология»
Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические
вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль
минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и
нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды.
Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм
действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение,
функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические
вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы
энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в
процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы
фотосинтеза. Хемосинтез.
Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его
свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме.
Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов
обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение
биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и
случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди–
Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Формы естественного
отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная.
Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути эволюции.
Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций.
Коэволюция. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины
мира.
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип
толерантности, лимитирующие факторы). Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера.
Закономерности

существования

биосферы.

Компоненты

биосферы

и

их

роль.

Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.

Литература:
1) Бородин П.М. [и др.] Биология. 10 класс: учебник.- Москва: Просвещение, 2019.
2) Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и
поступающих в вузы / Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. – 3-изд.-М.: АСТ-ПРЕСС
ШКОЛА, 2012. – 816с.
3) Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. В 3-х томах. – М.: Мир, 1987.
4) Воронцов

Н.Н.,

Сухорукова

Л.Н.

Эволюция

органического

мира

(факультативный курс): Учебное пособие для 10-11 классов средней школы. –
М.: Наука, 1996.
5) Воробьев Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня... М.: Просвещение, 1995
6) Стаут У., Тейлор Д. Грин Н. Биология. В 3-х томах. – М.: Мир, 2010.
7) Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и
абитуриентов - СПб: Тригон, 2005. - 128 с.
8) Захаров

В.Б.,

Мамонтов

С.Г.,

Сивоглазов

В.И.

Биология:

общие

закономерности: Учебник для 10–11 кл. – М.: Школа-Пресс, 1996.
9) Инге – Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. - М.: Высшая школа, 1989.
10) Гигани О.Б. Общая биология, 9 – 11. таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007
11) Дымшиц Г.М, Саблина О.В. Новейшая биология. Учебное пособие для 10 -11
классов

общеобразовательных

Новосибирск, 2007

учреждений

(профильный

уровень).

1.Учебный план занятий
№
п/п

Название раздела, темы

1.

Повторение курса 9 класса

2.

Входной контроль; разбор теста

3.
4.

5.

6.
7.

8.
9.
10

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Количество часов
Формы
Всего Теория Практика аттестации/
контроля
3
1,5
1,5
Устный опрос
1,5

1,5

Тестирование

Разбор теста. Техника безопасности
3
Раздел 1. Биология как наука
Тема 1.1. Биология как наука. Современные
3
направления в биологии. Биологические
системы разных уровней организации.
Тема 1.2.
Методы
научного познания
3
органического
мира.
Экспериментальные
методы в биологии, статистическая обработка
данных.
Раздел 2. Система и многообразие органического мира
Тема 2.1. Бактерии, многообразие бактерий.
3
Вирусы - неклеточная форма жизни
Тема 2.2. Грибы. Многообразие грибов, их роль
3
в природе и жизни человека.
Лишайники и их роль
Тема 2.3. Растения. Растительная клетка.
3
Растительные ткани.
Тема 2.4. Органы растений. Процессы
3
жизнедеятельности: обмен веществ и энергии.
Тема 2.5. Процессы жизнедеятельности:
3
фотосинтез, дыхание, питание, транспорт
веществ.
Экскурсия: посещение лаборатории
3
геоботаники и флористики ИОЭБ СО РАН
Тема 2.6. Процессы жизнедеятельности: рост,
3
развитие, размножение
Тема 2.7. Многообразие растений, принципы их
3
классификации
Тема 2.8. Водоросли, мхи, папоротники
3
Тема 2.9. Голосеменные растения. Работа с
3
определителями.
Тема 2.10. Покрытосеменные растения
3
Тема 2.11. Семейства покрытосеменных
3
растений. Работа с определителями
Тема 2.12. Царство животные
3
Тема 2.13. Строение животных
3
Тема 2.14. Процессы жизнедеятельности и их
3
регуляция у животных
Тема 2.15. Размножение, рост и развитие.
3

1,5

1,5

Устный опрос

1,5

1,5

Устный опрос

1,5

1,5

Зачет, устный
опрос,
тестирование

1,5

1,5

Тестирование

1,5

1,5

Тестирование

1,5

1,5

Устный опрос

1,5

1,5

Устный опрос

1,5

1,5

Устный опрос

1,5

1,5

1,5

1,5

Тестирование,
зачет
Устный опрос

1,5
1,5

1,5
1,5

Устный опрос
Устный опрос

1,5
1,5

1,5
1,5

1,5
1,5
1,5

1,5
1,5
1,5

Устный опрос
Тестирование,
зачет
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос

1,5

1,5

Устный опрос

Тема 2.16. Раздражимость. Рефлексы,
инстинкты, поведение
Тема 2.17. Многообразие животных (типы,

3

1,5

1,5

Устный опрос

3

1,5

1,5

Тестирование,

3

24.

25.
26.

27.
28.

29.

30.

31.

32.
33.
34.
35.

36.

классы)
Раздел 3. Организм человека и его здоровье
Тема 3.1. Человек как уникальный вид живой
природы. Строение организма человека: клетки,
ткани, органы. Доказательства эволюционного
происхождения
человека
от
животных.
Становление человека как биосоциального
существа.
Тема 3.2. Системы органов: опора и движение
Тема 3.3. Кровеносная и лимфатическая
системы организма. Транспорт веществ.
Дыхание. Дыхательная система.
Тема 3.4. Питание. Пищеварительная система.
Строение и функции выделительной системы.
Тема 3.5. Половая система. Сперматогенез и
оогенез. Онтогенез. Влияние факторов внешней
среды на генетический аппарат человека.
Тема 3.6. Нервная система. Нейрогуморальная
регуляция процессов жизнедеятельности.
Адаптация человека к экстремальным условиям
среды.
Тема 3.7. Высшая нервная деятельность.
Поведение и психика. Биологические и
социальные свойства современного человека.
Здоровый образ жизни. Полезные и вредные
привычки, их влияние на состояние здоровья.
Раздел 4. Общая биология
Тема 4.1. Особенности химического состава
клеток
живых
организмов.
Химические
элементы,
минеральные
и
органические
вещества. Нанотехнологии в биологии.
Тема 4.2. Обмен веществ и превращение
энергии.
Тема 4.3. Бесполое и половое размножение.
Тема 4.4. Наследственность и изменчивость.
Тема 4.5. Движущие силы эволюции Результаты
эволюции: многообразие видов,
приспособленность организмов к среде
обитания.
Тема 4.6. Экология и концепция биосферы.
Заключение
ИТОГО:

зачет
3

1,5

1,5

Устный опрос

3
3

1,5
1,5

1,5
1,5

Устный опрос
Устный опрос

3

1,5

1,5

Устный опрос

3

1,5

1,5

Устный опрос

3

1,5

1,5

Устный опрос

3

1,5

1,5

Тестирование,
зачет

3

1,5

1,5

Тестирование

3

1,5

1,5

Тестирование

3
3
3

1,5
1,5
1,5

1,5
1,5
1,5

Тестирование
Тестирование
Тестирование

3

1,5

1,5

Тестирование,
зачет

108

Входной контроль; разбор теста

19

3

Разбор теста. Техника безопасности

3

Раздел 1. Биология как наука
Тема 1.1. Биология как наука.
Отличительные признаки представителей
разных царств живой природы.
Раздел 1. Биология как наука
Тема 1.2. Методы изучения живых
организмов: наблюдение, измерение,
эксперимент.
Клеточное строение организмов

5.

3

Лекция,
беседа,
практические
упражнения

3

6.

10

3

7.

17

Лекция,
беседа,
практические
упражнения
Лекция,
беседа,
практические
упражнения
Лекция,
беседа

3

24

9.

31

10.

11.

Ноябрь

8.

с 17:00 до 19:00

26

Октябрь

4.

3

Лекция,
беседа

3

7

Лекция,
беседа

3

14

Беседа,
практические
упражнения

3

Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Тема 2.1. Бактерии, многообразие бактерий.
Вирусы - неклеточная форма жизни
Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Тема 2.2. Грибы. Многообразие грибов, их
роль в природе и жизни человека.
Лишайники и их роль
Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Тема 2.3. Растения. Растительная клетка.
Растительные ткани.
Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Тема 2.4. Органы растений. Процессы
жизнедеятельности: обмен веществ и
энергии.
Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Тема 2.5. Процессы жизнедеятельности:
фотосинтез, дыхание, питание, транспорт
веществ.
Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Экскурсия: посещение лаборатории
геоботаники и флористики ИОЭБ СО РАН

Форма
контроля

3

Место

Повторение курса 9 класса

Форма
занятий

3

Устный
опрос
Тестиров
ание
Устный
опрос
Устный
опрос

Кабинет № 4 МАУ ДО ЦДО "МАН»

3.

Тема занятий

12

Количество

2.

Беседа,
лекция
Беседа,
практические
упражнения
Беседа,
лекция
Лекция,
беседа

рь

5

Сентябрь

1.

Время

Число

Месяц

№

2. Календарный учебный график.

Зачет,
устный
опрос,
тестирова
ние
Тестиров
ание
Тестиров
ание

Устный
опрос
Устный
опрос

Устный
опрос

3

13.

28

Лекция,
беседа

3

14.

5

Лекция,
беседа

3

15.

12

Лекция,
беседа

3

19

Лекция,
беседа

16.

17.
26

Март

Лекция,
практические
упражнения

Февраль – Март

21

Декабрь

12.

Лекция,
практические
упражнения

3

3

Лекция,
беседа

3

Лекция,
беседа

3

Лекция,
беседа

3

Лекция,
беседа

3

30

3

6

Лекция,
беседа

13

Лекция,
практические
упражнения

3

24.

27

Лекция,
беседа

3

25.

6

Лекция,
беседа

3

18.
9
19.

20.

Январь

16
23

21.

Март

23.

Февраль

22.

Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Тема 2.6. Процессы жизнедеятельности:
рост, развитие, размножение
Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Тема 2.7. Многообразие растений,
принципы их классификации
Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Тема 2.8. Водоросли, мхи, папоротники
Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Тема 2.9. Голосеменные растения
Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Тема 2.10. Покрытосеменные растения
Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Тема 2.11. Семейства покрытосеменных
растений
Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Тема 2.12. Царство животные
Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Тема 2.13. Строение животных
Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Тема 2.14. Процессы жизнедеятельности и
их регуляция у животных
Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Тема 2.15. Размножение, рост и развитие.
Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Тема 2.16. Раздражимость. Рефлексы,
инстинкты, поведение
Раздел 2. Система и многообразие
органического мира
Тема 2.17. Многообразие животных (типы,
классы)
Раздел 3. Организм человека и его
здоровье
Тема 3.1. Строение организма человека:
клетки, ткани, органы.
Раздел 3. Организм человека и его
здоровье
Тема 3.2. Системы органов: опора и
движение

Тестиров
ание,
зачет
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Тестиров
ание,
зачет
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Тестиров
ание,
зачет
Устный
опрос
Устный
опрос

13

Лекция,
беседа

3

Раздел 3. Организм человека и его
здоровье
Тема 3.3. Кровеносная и лимфатическая
системы организма. Транспорт веществ.
Дыхание. Дыхательная система.
Раздел 3. Организм человека и его
здоровье
Тема 3.4. Питание. Пищеварительная
система. Строение и функции
выделительной системы.
Раздел 3. Организм человека и его
здоровье
Тема 3.5. Половая система. Сперматогенез и
оогенез. Онтогенез.
Раздел 3. Организм человека и его
здоровье
Тема 3.6. Нервная система.
Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности.
Раздел 3. Организм человека и его
здоровье
Тема 3.7. Высшая нервная деятельность.
Поведение и психика. Здоровый образ
жизни. Полезные и вредные привычки, их
влияние на состояние здоровья.
Раздел 4. Общая биология
Тема 4.1. Особенности химического состава
клеток живых организмов. Химические
элементы, минеральные и органические
вещества.
Раздел 4. Общая биология
Тема 4.2. Обмен веществ и превращение
энергии.
Раздел 4. Общая биология
Тема 4.3. Бесполое и половое размножение.

Устный
опрос

27.

20

Лекция,
беседа

3

28.

27

Лекция,
беседа

3

29.

3

Лекция,
беседа

3

30.

10

Лекция,
практические
упражнения

3

31.

17

Лекция,
практические
упражнения

3

32.

24

3

33.

15

34.

22

Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения

3

Раздел 4. Общая биология
Тема 4.4. Наследственность и изменчивость.

Тестиров
ание

3

Раздел 4. Общая биология
Тема 4.5. Движущие силы эволюции.
Результаты эволюции: многообразие видов,
приспособленность организмов к среде
обитания
Раздел 4. Общая биология
Тема 4.6. Экология и концепция биосферы.
Заключение, подведение итогов

Тестиров
ание

35.

36.

Май

Апрель

26.

29

24

3

Лекция,
3
практические
упражнения
ИТОГО
108

Устный
опрос

Устный
опрос
Устный
опрос

Тестиров
ание,
зачет

Тестиров
ание

Тестиров
ание
Тестиров
ание

Тестиров
ание,
зачет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».