Лупсанов А.Б. Физика вокруг нас 14-15

Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Физика
вокруг нас» (далее Программа) предназначена для школьников 14-15 лет, проявляющих интерес
к физике в Центре дополнительного образования «Малая академия наук». Программа рассчитана
на 1 год обучения (108 часов, 3 часа в неделю).
Физика как наука о наиболее общих законах природы, вносит существенный вклад в
систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и
культурном

развитии

общества,

способствует

формированию

современного

научного

мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения
физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с
методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление учащихся с методами научного
познания предполагается проводить при дополнительном изучении всех разделов курса физики.
Техническое значение физики как составной части дополнительного образования состоит
в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать
объективные знания об окружающем мире. Физика изучается на уровне рассмотрения явлений
природы, укрепления знаний об основных законах физики и применения этих законов в технике
и повседневной жизни.
Цели программы
Программа направлена на достижение следующих целей:


расширение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах,
характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного
познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине
мира;



овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать
результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения
физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью
таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять
полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов,
принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;



развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и
выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных
технологий;



воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу
общечеловеческой культуры;



применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной
жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования
и охраны окружающей среды.
Задачи программы:
•

дополнительное ознакомление обучаемых с разнообразными механическими

процессами и явлениями в окружающем нас мире, включая соударения тел, их механические
колебания и генерацию звука;
•

разъяснение смысла физических понятий, физических величин и основных

физических законов;
•

разъяснение обучаемым того факта, что современная физика является не только

качественным лабораторным предметом в школе, но также и количественной современной
наукой, базирующейся на строгом математическом описании большинства физических
процессов и явлений. Детальное ознакомление с научным методом познания природы;
•

наработка навыков по эффективному применению полученных знаний по физике

и математических приемов для количественного решения теоретических и практических задач
по пройденным разделам Программы.
Срок реализации программы
Данная программа рассчитана на один год обучения.
Формы организации деятельности детей на занятии: индивидуальные, групповые,
индивидуально-групповые.
Формы занятий. Педагогом по данной программе используются разнообразные формы
занятий: Лекция, семинар, беседа, практические упражнения, зачет, консультации, презентация,
интегрированный урок, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Методы обучения


словесный (лекция, дискуссия, самостоятельная работа с учебным материалом, беседа)



наглядный (информационно-коммуникационные технологии)



практический (самонаблюдение, эксперимент, решение задач)
В результате изучения физики ученик должен:
Знать/понимать:



смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,
электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения,

планета, звезда, галактика, Вселенная.


смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,
механическая

энергия,

внутренняя

кинетическая

энергия

частиц

энергия,

вещества,

абсолютная

количество

температура,

теплоты,

средняя

элементарный

электрический заряд.


смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения
энергии, импульса и электрического заряда, электромагнитной индукции.



вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие
физики.
Уметь:



описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и
искусственных

спутников Земли;

свойства газов, жидкостей

и

твердых

тел;

электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые
свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.


отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных
данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются
основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность
теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные
явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.



приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики
и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для
развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики,
лазеров.



воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию,
содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:


обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных
средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;



оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей
среды;



рационального природопользования и защиты окружающей среды.

1. Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Раздел

Количество часов
Теория Практика Всего

Вводное занятие. Введение в физику
Раздел I. Механика.
Раздел II. Механические колебания и
волны
Раздел III. Электричество и магнетизм
Раздел IV. Строение атома и атомного
ядра.
Раздел V. Строение и эволюция
Вселенной

4
21
6

2
24
12

6
45
18

9
3

15
3

24
6

3

6

9

Форма
аттестации
Устный опрос,
самостоятельная
работа,
контрольная
работа, тест.

ИТОГО: 108
Вводное занятие. Введение в физику (6 часов).
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Расписание и организационные
вопросы. Входная диагностическая работа.
Введение в физику. Физика как наука. Содержание и структура физики. Физические
величины. Международная система единиц (СИ). Измерения и перевод физических величин.
Погрешность измерений. Векторы и скаляры. Основные операции с векторами.
Раздел I. Механика (45 часов).
Механическое движение. Система отсчета. Радиус-вектор. Перемещение и путь.
Скорость. Принцип относительности. Прямолинейное равномерное движение. Неравномерное
движение. Средняя скорость. Ускорение. Графическое описание движения. Прямолинейное
равноускоренное движение. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного под углом к
горизонту. Криволинейное движение. Вращательное движение. Угол поворота. Угловая
скорость. Угловое ускорение. Законы Ньютона. Инертность. Масса. Силы. Закон Гука. Закон
Всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Вес тела. Реакция опоры.
Перегрузки. Невесомость. Сила трения. Центр масс и центр тяжести. Момент силы. Правило
моментов сил. Условия равновесия тела. Давление. Сила Архимеда. Условия плавания тела.
Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса. Механическая работа. Кинетическая
и потенциальная энергия. Механическая энергия и закон сохранения энергии. КПД. Мощность.
Раздел II. Механические колебания и волны (18 часов).
Механические

колебания.

Маятник.

Характеристики

колебательного

движения.

Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Раздел III. Электричество и магнетизм.
Элементы электростатики. Постоянный электрический ток. Электрические цепи.
Магнитное поле и его виды. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитное

поле. Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Электромагнитные колебания.
Раздел IV. Строение атома и атомного ядра.
Строение атома и состав атомного ядра. Излучение и спектры. Квантовая гипотеза Планка.
Ядерные силы и ядерные реакции у различных элементов
Раздел V. Строение и эволюция Вселенной
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Большие планеты Солнечной
системы. Малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция звезд. Строение и
эволюция Вселенной.
Перечень ошибок при выполнении заданий.
Грубые ошибки:
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории,
формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их
измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;
неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее
решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе;
ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное
истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести
опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показание измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки:
1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные
неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные
несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей,
графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты:
1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений,

преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность
полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

прямолинейное

Неравномерное
движение.
Средняя
скорость.
Ускорение.
Графическое
описание
движения.
Прямолинейное равноускоренное движение. Свободное
падение тел. Движение тела, брошенного под углом к
горизонту.

Форма контроля
Контр. раб.
Уст. опрос
Уст. опрос

Место проведения

3

3

Каб. №3

равномерное

Сам. Раб.

на

Уст. опрос

Решение задач
движение.

Каб. №3

Введение в физику.
Физика как наука. Содержание и структура физики.
Физические величины. Международная система единиц
(СИ). Измерения и перевод физических величин.
Погрешность измерений. Векторы и скаляры. Основные
операции с векторами.
Раздел I. Механика.
Механическое движение. Система отсчета. Радиусвектор. Перемещение и путь. Скорость. Принцип
относительности.
Прямолинейное
равномерное
движение.

Каб. №3

Вводное занятие.
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности.
Расписание и организационные вопросы.
Входная диагностическая работа.

Каб. №3

Количество часов

Форма занятия
Беседа
Лекция
Лекция

7

Тема занятия

Каб. №3

5

Практикум

3

30

Октябрь

4

Время проведения

23

Лекция

3

17:20-19:40
17:20-19:40

3

17:20-19:40

16

Сентябрь

2

3

17:20-19:40

9

17:20-19:40

1

День

№
п
/
п

Месяц

2. Календарно-тематическое планирование.

23

Каб. №3

Решение задач по статике.
3

3

Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения
импульса. Механическая работа. Кинетическая и
потенциальная энергия. Механическая энергия и закон
сохранения энергии. КПД. Мощность.
Решение задач по законам сохранения.

3
Решение комбинированных задач по механике.
3

Сам. Раб.
Уст. опрос
Сам. Раб.
Уст. опрос
Сам. раб.
Уст. опрос

3

Центр масс и центр тяжести. Момент силы. Правило
моментов сил. Условия равновесия тела. Давление. Сила
Архимеда. Условия плавания тела.

Сам. раб.

Каб. №3

Каб. №3

Каб. №3

3

Каб. №3

Каб. №3

Решение задач по динамике.

Уст. опрос

3

Законы Ньютона. Инертность. Масса. Силы. Закон Гука.
Закон
Всемирного
тяготения.
Гравитационная
постоянная. Сила тяжести. Вес тела. Реакция опоры.
Перегрузки. Невесомость. Сила трения.

Каб. №3

3

Каб. №3

Практикум
Лекция
Практикум
Лекция
Практикум
Лекция

17:20-19:40
17:20-19:40
17:20-19:40
17:20-19:40

Решение задач на криволинейное и вращательное
движения.

Сам. раб.

15

16

3

Сам. раб.

14

Криволинейное движение. Вращательное движение.
Угол поворота. Угловая скорость. Угловое ускорение.

Каб. №3

9

Декабрь

13

3

Каб. №3

2

Практикум

12

Лекция

25

Практикум

11

18

Практикум

10

11

Ноябрь

9

17:20-19:40

28

17:20-19:40

8

17:20-19:40

21

17:20-19:40

7

17:20-19:40

14

17:20-19:40

6

Решение задач на неравномерное движение.

Гармонические колебания. Затухающие колебания.
Вынужденные колебания. Резонанс.
3

Контр. раб.
Уст. опрос
Уст. опрос
Сам. раб.
Уст. опрос

Каб. №3

Каб. №3

Каб. №3

3

Каб. №3

Каб. №3

Решение задач с маятниками.

Каб. №3

3

3
Раздел III. Электричество и магнетизм.
Элементы электростатики.
3

Уст. опрос

Разбор контрольной. Работа над ошибками.

Контр. раб.

3

Сам. раб.

Решение задач на механические колебания.

Каб. №3

Зачет
Практикум
Лекция
Практикум
Лекция
Практикум

17:20-19:40
17:20-19:40
17:20-19:40
17:20-19:40

3

Раздел II. Механические колебания и волны.
Механические колебания. Маятник. Характеристики
колебательного движения.

Уст. опрос

10

3

Каб. №3

24

Разбор контрольной. Работа над ошибками. Повторение
механики. Проверка домашнего задания.

Каб. №3

3

Март

23

Зачет

17

3

Контрольная работа по механическим колебаниям.

Беседа

22

10

Лекция

21

3

Февраль

20

17:20-19:40

27

17:20-19:40

19

20

17:20-19:40

18

13

Январь

17

17:20-19:40

30

17:20-19:40

16

Контрольная работа по механике

Сам. раб.

Каб. №3

Практикум

Уст. опрос

Каб. №3

Сам. раб.
Уст. опрос

Каб. №3
Каб. №3

Сам. раб.
Контр. раб.

17:20-19:40
17:20-19:40

Лекция
Практикум
Лекция
Практикум

Каб. №3
Каб. №3

3

Разбор контрольной. Работа над ошибками.
3

3

Раздел IV. Строение атома и атомного ядра.
Строение атома и состав атомного ядра. Излучение и
спектры. Квантовая гипотеза Планка. Ядерные силы и
ядерные реакции у различных элементов

Уст. опрос

5

Контрольная работа по электричество и магнетизму.

Уст. опрос

32

28

Май

31

3

Каб. №3

21

3

Магнитное поле и его виды. Индукция магнитного поля.
Магнитный
поток.
Электромагнитное
поле.
Электромагнитная
индукция.
Правило
Ленца.
Электромагнитные колебания.

Каб. №3

30

3

Решение задач на электромагнитное поле.

Зачет

14

Апрель

29

3

Решения задач на постоянный электрический ток.

Беседа

7

3

Постоянный электрический ток. Электрические цепи.

Лекция

28

17:20-19:40

31

17:20-19:40

27

17:20-19:40

24

17:20-19:40

26

17:20-19:40

17

17:20-19:40

25

Решение задач по электростатике.

строению

и

эволюции

3

Разбор контрольных работ. Работы над ошибками.
Составление плана домашнего задания на лето.
3

Контр. раб.
Контр. раб.

по

Уст. опрос

работа

Уст. опрос

Каб. №3
Контрольная
Вселенной.

Каб. №3

Зачет
Лекция
Зачет

17:20-19:40
17:20-19:40

3

Раздел V. Строение и эволюция Вселенной.
Состав, строение и происхождение Солнечной системы.
Большие планеты Солнечной системы. Малые тела
Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция
звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Каб. №3

27

3

Каб. №3

36

26

Семинар

35

19

17:20-19:40

34

12

17:20-19:40

33

Контрольная работа по атомной и ядерной физике.

Основная литература*
1. Перышкин А.В. Физика-9, М.: Дрофа;
2. Громов С.В., Родина Н.А, Белага В.В. /Под ред. Ю.А. Панебратцева. Физика-9, М.:
Просвещение;
3. Перышкин А. В. Сборник задач по физике 7-9 классы. М.: Дрофа;
4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 классы. М.: Просвещение.
Дополнительная литература
1. Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. В 3 томах. Том 1. Механика.
Теплота. Молекулярная физика. М.: Физматлит, 2021.
2. Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. В 3 томах. Том 2. Электричество и
магнетизм. М.: Физматлит, 2019.
3. Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. В 3 томах. Том 3. Колебания и
волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. М.: Физматлит, 2019.
4. Дельцов В. П., Дельцов В. В. Физика: дойти до самой сути! Настольная книга для
углубленного изучения физики в средней школе. Механика: Учебное пособие / Науч.
ред. Н. С. Алексеева, А. Е. Дементьев. — М.: ЛЕНАНД, 2017. — 272 с.
5. Дельцов В. П., Дельцов В. В. Физика: дойти до самой сути! Настольная книга для
углубленного изучения физики в средней школе. Термодинамика и молекулярная
физика: Учебное пособие / Науч. ред. В. А. Овчинкин, В. А. Орлов. М.: ЛЕНАНД,
2017. — 304 с.

6. Дельцов В. П., Дельцов В. В. Физика: дойти до самой сути! Настольная книга для
углубленного изучения физики в средней школе. Электричество: Учебное пособие /
Науч. ред. Н. С. Алексеева. — М.: ЛЕНАНД, 2017. — 304 с.
7. Дельцов В. П., Дельцов В. В. Физика: дойти до самой сути! Настольная книга для
углубленного изучения физики в средней школе. Электромагнетизм: Учебное
пособие / Науч. ред. Н. С. Алексеева. М.: ЛЕНАНД, 2017. — 240 с.
8. Дельцов В. П., Дельцов В. В. Физика: дойти до самой сути! Настольная книга для
углубленного изучения физики в средней школе. Волны. Оптика: Учебное пособие /
Науч. ред. Н. С. Алексеева. М.: ЛЕНАНД, 2017. — 240 с.
9. Дельцов В. П., Дельцов В. В. Физика: дойти до самой сути! Настольная книга для
углубленного изучения физики в средней школе. Атомная и ядерная физика: Учебное
пособие. М.: ЛЕНАНД, 2017. — 176 с.
10. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И. Физика. 7-9 классы. Решение ключевых
задач для основной школы М: Илекса, 2019.
11. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И. 1001 задача по физике с ответами,
указаниями, решениями. М.: Илекса, 2018.
12. Александров Д. А., Можаев В. В., Чешев Ю. В., Чивилев В. И., Шеронов А. А. / Под
ред. Ю. В. Чешева. Методическое пособие по физике для учащихся старших классов
и абитуриентов М.: Физматкнига, 2018.
*

Можно использовать любой год издания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».