Хепнер А.И. БГ ИЗО младшая

Пояснительная записка
Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся (14-18 лет)
общеобразовательных школ, изучающих Изобразительное искусство в Центре дополнительного
образования детей «Малая академия наук». (108 часов, 3 ч. в неделю)
Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого
потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету. Задачи:
– освоение терминологии предмета «изобразительное искусство»;
– приобретение умений грамотно изображать художественными средствами с натуры и по памяти
предметы окружающего мира;
– формирование умения создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;
– приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками,
эскизами;
– формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их
материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения и воспитания:
• Методы формирования новых знаний и способов деятельности.-объяснительноиллюстративный и репродуктивный (рассказ, объяснение, показ, демонстрация,
наблюдение, выполнение задания по алгоритму и др.);
-проблемный и частично- поисковый (проблемная или эвристическая беседа, создание
ситуации затруднения и др.);
• Методы организации деятельности учащихся.
-методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся (мозговой штурм,
дискуссия, ролевые и сюжетные игры, практикум и др.);
-методы самостоятельной работы (выполнение упражнений, сопровождающихся
самопроверкой, изучение работ известных художников, подбор ассоциаций, образов,
действия с моделями, постановками, практическая работа и др.)
• Методы контроля и самоконтроля.
-викторины;
-практические работы;
-просмотры.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Академический рисунок»
Личностные образовательные результаты:
• художественно-эстетическое развитие личности ребенка;
• раскрытие творческого потенциала;
• развитие внимательности, наблюдательности;
• сохранение и развитие творческого подхода в работе;

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

развитие мотивации к творчеству и учѐбе.
Метапредметные образовательные результаты
навыки самоорганизации;
развитие мелкой моторики рук;
развитие глазомера;
развитие зрительной памяти;
активация мыслительных процессов, необходимых для анализа и синтеза.
Предметные образовательные результаты:
освоение терминологии предмета «графика»;
знакомство с различными графическими материалами;
освоение светотеневого моделирования формы;
приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по
памяти предметы окружающего мира;
формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения
технических и творческих задач;
приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками,
зарисовками, эскизами;
формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены

Раздел I. Учебные пособия
Учебные
год
кол-во
пособия
издания экземпляров
Научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания
и публикации, описание экспериментов и др.):
1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению.
2002
1
2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник.
1994
1
3. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе
1963
1
4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты
1969
1
5. Ене Барчай Анатомия для художников. Будапешт
1986
1
6. Клебер Г. Полный курс рисунка обнаженной натуры
2000
1
7. Ломоносова М.Т. Графика и живопись
2002
1
8. Ф.М.Пармон, Т.П.Кондратенко. Рисунок и графика
1987
1
9. Рабинович М. Пластическая анатомия человека,
1978
1
четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке.
10. Рисунок. Под ред. Серова А.М.
1975
1
11. Ростовцев Н.И. Учебный рисунок.
1976
1
12. Сергеев А. Учебный натюрморт.
1955
1
видеоматериалы (видеолекции, художественны и нацчно-популярные фильмы,
видеозаписи занятий, мероприятий и т.д.):
1. https://www.youtube.com/user/photoshopfirst
2. https://www.youtube.com/channel/UCR9N1dgBJz5uZ7KpNEPlOeA
2

3. https://www.youtube.com/watch?v=WIJxb6LrsGo
программное обеспечение (компьютерные программы и т.п.):
1. Аdobe Рhotoshop
2017
материально-техническое оснащение:
1. Мольберт
2. Гипсовые фигуры
3. Инвентарь для постановок
4. Графический планшет
5. ПК

8
8
6
8
8

Раздел II. Методические материалы
1. Учебный план занятий
п/п

Название раздела, тема

1

Вводная беседа. Знакомство с художественными
материалами и понятиями: линия, штрих, тон.
Упражнение в проведении линии и упражнение
на нарастание тона (градации серого)
Понятие о перспективе – перспектива плоскости,
куба. Рисунок геометрических тел – возможно –
каркасная проволочная модель
Классический рисунок куба с построением и
легкой светотенью
Знакомство с понятием «Живопись», знакомство
с материалами, техниками.
Изображение простого натюрморта из 2-х
предметов в холодных тонах (гуашь)
Рисунок натюрморта из 2-3 предметов
контрастные по форме и тону на светлом фоне
Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой
(пастель)
Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой
драпировкой
Натюрморт – цветочное растение на светлом
фоне с простой драпировкой (уголь)
Натюрморт 2-3-х предметов с использованием
геометрических фигур с легкой драпировкой в
теплых тонах (гуашь)
Изображение складок драпировки (рисунок)
Натюрморт из 2-х предметов, различных по
форме в технике гризайль
Составление композиции из 2-х геометрических
тел (врезание друг в друга, рисунок).
Понятие стилизация. Изображение
стилизованного натюрморта из 2-х фигур в
теплых тонах. Определение источника света

2

3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14

Количво часов
3

Теоретические Практические
основы
занятия
1
2

3

1

2

6

1

5

3

1

2

9

1

8

9

1

8

12

1

11

12

1

11

3

1

4

9

1

8

9
6

1
1

8
5

12

1

11

12

1

11

3

3

6

10

7

17

8

24

3

Лекция.
Практикум
Лекция.
Практикум

3

Лекция.
Практикум
Лекция.
Практикум
Лекция.
Практикум

3

Лекция.
Практикум

3

3

3
3

Лекция.
Практикум

3

10

7

Лекция.
Практикум

3

11

14

Лекция.
Практикум

3

Лекция.
Практикум

3

Лекция.
Практикум

3

Лекция.

3

13

15

21

28

Классический рисунок конуса с
построением и легкой светотенью
Классический рисунок куба с
построением и легкой светотенью
Знакомство
с
понятием
«Живопись»,
знакомство
с
материалами, техниками.
Изображение
простого
натюрморта из 2-х предметов в
холодных тонах (гуашь)
Изображение
простого
натюрморта из 2-х предметов в
холодных тонах (гуашь)
Изображение
простого
натюрморта из 2-х предметов в
холодных тонах (гуашь)
Рисунок натюрморта из 2-3
предметов контрастные по форме
и тону на светлом фоне
Рисунок натюрморта из 2-3
предметов контрастные по форме
и тону на светлом фоне
Рисунок натюрморта из 2-3
предметов контрастные по форме
и тону на светлом фоне
Натюрморт 2-3 предметов с

д
е
к
а
1б
5р
.ь
0
0
1
7
.
0
0

12

15.00-17.00

31

ноябрь

9

Вводная беседа. Знакомство с
художественными материалами и
понятиями: линия, штрих, тон.
Упражнение в проведении линии и
упражнение на нарастание тона
(градации серого)
Понятие
о
перспективе
–
перспектива плоскости, куба.
Рисунок геометрических тел –
возможно
–
каркасная
проволочная модель
Классический рисунок куба с
построением и легкой светотенью
Классический рисунок конуса с
построением и легкой светотенью

5

Итог.
Просмотр

Кабинет №311

Лекция.
Практикум

Место
проведения

Кол-во часов
3

Форма
контроля

Итог.
Просмотр

Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
Просмотр
Итог.
Просмотр
Итог.
Просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр

№
3

5

Лекция.
Практикум

Кабинет №311

26

Тема занятия

Кабинет №311

4

Форма
занятия

К
а
б
и
н
е
т

19

октябрь

3

15.00-17.00

12

15.00-17.00

2

5

сентябрь

1

Число

Месяц

№
п/п

Время
проведения

2. Календарный учебный график

Итог.

4

19

26

20

16

21

23

22

30

3
3
3
3
3

Лекция.
Практикум

3

24

13

Лекция.
Практикум

3

Лекция.
Практикум

3

25

20

15.00-17.00

6

февраль

23

Лекция.
Практикум

3

27

6

Лекция.
Практикум

3

28

13

Лекция.
Практикум

3

Лекция.
Практикум
Лекция.
Практикум
Лекция.
Практикум
Лекция.
Практикум

3

30

25

31

27

32

3

33

10

15.00-17.00

20

апрель

29

15.00-17.00

27

март

26

Лекция.
Практикум

3
3
3

Кабинет №311

24

3

простой драпировкой (пастель)
Натюрморт 2-3 предметов с
простой драпировкой (пастель)
Натюрморт 2-3 предметов с
простой драпировкой (пастель)
Рисунок
натюрморта
2-3
предметов с простой драпировкой
Рисунок
натюрморта
2-3
предметов с простой драпировкой
Рисунок
натюрморта
2-3
предметов с простой драпировкой
Рисунок
натюрморта
2-3
предметов с простой драпировкой
Изображение натюрморта из 3х
фигур различных по форме
(стилизация, гуашь). Знакомство с
понятием «стилизация»
Изображение натюрморта из 3х
фигур различных по форме
(стилизация, гуашь). Знакомство с
понятием «стилизация»
Изображение натюрморта из 3х
фигур различных по форме
(стилизация, гуашь). Знакомство с
понятием «стилизация»
Изображение натюрморта из 3х
фигур различных по форме
(стилизация, гуашь). Знакомство с
понятием «стилизация»
Натюрморт – цветочное растение
на светлом фоне с простой
драпировкой (уголь)
Натюрморт 2-3-х предметов с
использованием геометрических
фигур с легкой драпировкой в
теплых тонах (гуашь)
Натюрморт 2-3-х предметов с
использованием геометрических
фигур с легкой драпировкой в
теплых тонах (гуашь)
Изображение складок драпировки
(рисунок)
Изображение складок драпировки
(рисунок)
Изображение складок драпировки
(рисунок)
Натюрморт из 2-х предметов,
различных по форме в технике
гризайль
Натюрморт из 2-х предметов,
различных по форме в технике

просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр

Кабинет №311

18

3

Итог.
просмотр
Итог.
просмотр

Итог.
просмотр
Итог.
просмотр

Кабинет №311

19

Практикум
Лекция.
Практикум
Лекция.
Практикум
Лекция.
Практикум
Лекция.
Практикум
Лекция.
Практикум
Лекция.
Практикум
Лекция.
Практикум

Кабинет
№311

17

15.00-17.00

12

январь

16

Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
5

3

35

24

Лекция.
Практикум

3

36

6

Лекция.
Практикум

3

37

8

Лекция.
Практикум

3

38

15

Лекция.
Практикум

3

22

Лекция.
Практикум

3

29

Лекция.
Практикум

3

39

гризайль
Составление композиции из 2-х
геометрических тел (врезание друг
в друга, рисунок).
Составление композиции из 2-х
геометрических тел (врезание друг
в друга, рисунок).
Понятие стилизация. Изображение
стилизованного натюрморта из 2-х
фигур
в
теплых
тонах.
Определение источника света
Понятие стилизация. Изображение
стилизованного натюрморта из 2-х
фигур
в
теплых
тонах.
Определение источника света
Понятие стилизация. Изображение
стилизованного натюрморта из 2-х
фигур
в
теплых
тонах.
Определение источника света
Понятие стилизация. Изображение
стилизованного натюрморта из 2-х
фигур
в
теплых
тонах.
Определение источника света
Итоговый просмотр

Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр

Кабинет №311

Лекция.
Практикум

15.00-17.00

17

май

34

Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр

Раздел III. Конспект занятий
Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон.
Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого).
Задачи: знакомство с новыми понятиями, постановка руки, приобретение навыков штриховки и
передачи тона через градации серого цвета.
Материалы: бумага А4, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Понятие о перспективе – перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел – возможно –
каркасная проволочная модель
Задачи: переход от плоского изображения к объемному, понятие о конструкции предметов,
принципы построения линейной перспективы (с 1,2 точками схода), построение каркасных
геометрических тел.
Материалы: Бумага А4, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью.
Задачи: передачи светотени собственной и падающей тени.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Рисунок 2-х геометрических тел.
Задачи: Закрепление знаний по перспективе и навыков построения простых геометрических тел,
передача объема в пространстве.
6

Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Знакомство с понятием «Живопись», знакомство с материалами, техниками.
Задачи: Композиционное решение листа, применение навыков построения предметов и передача
объема и пространства.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь.
Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь)Задачи: Выявление
и закрепление полученных навыков, выполнение композиционной работы – живопись.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь.
Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне Задачи:
Выразительная передача формы и светотеневого рисунка.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель).
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, и помещение
предметов в пространстве.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, пастель.
Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Натюрморт – цветочное растение на светлом фоне с простой драпировкой (уголь)
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, уголь
Натюрморт 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур с
легкой драпировкой в теплых тонах (гуашь)
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь
Изображение складок драпировки (рисунок)
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик
Натюрморт из 2-х предметов, различных по форме в технике гризайль
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти круглые, акварель
7

Составление композиции из 2-х геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок).
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик
Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах.
Определение источника света
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».