Очиров В.О. Российская история с древнейших времен до начала XXI века

Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа (ДОП) рассчитана на детей, имеющих
определенный базовый уровень подготовки по истории, а также творчески одаренных детей, и
представляет собой версию углубленной и расширенной программы курса «истории» средней
школы, предназначенной для продвинутого обучения. Программа может быть использована
педагогами общеобразовательных учреждений, реализующих подготовку детей к участию в
олимпиадах, конференциях и конкурсах различного уровня. ДОП по направлению «история»
реализуется в течение одного года обучения. Занятия по данной программе проводятся по 3
академических часов в неделю. Каждый год обучения рассчитан на 108 академических часов.
Учебно-тематический план, содержание программы курса, методическое, материально-техническое
и информационное обеспечение программы для каждого года обучения раскрываются в рабочей
программе. Курс «История России» предназначен для ознакомления обучающихся с основными
этапами исторического развития Российского государства и общества, для изучения основных
исторических событий, жизни и деятельности выдающихся исторических лиц. Как справедливо
замечал Н.М. Карамзин: «История есть в каком-то смысле священная книга народов, зерцало их
бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомкам; дополнение,
изъяснение настоящего и пример будущего». Знание исторического прошлого особенно важно в
наш век перемен. Изучение истории России не только выполняет просветительские функции, но и
несет огромную воспитательскую нагрузку, помогает нравственному формированию личности,
способствует развитию патриотических чувств, позволяет рассматривать историческое прошлое
нашего Отечества в контексте мировой истории.
Актуальность и новизна ДОП Программа предполагает реализацию новой концепции
преподавания. Общей целью нового подхода к преподаванию истории является создание
максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и
осознающей ответственность за совершенные поступки личности. Определенной новизной
предлагаемой программы является интеграция курсов Всеобщей истории и истории России с
древнейших времён до XXI века. Преподавание интегрированного курса строится на основе
синхронно-параллельного изучения всемирной истории и истории России. Изучение каждого из
этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного
материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения
социализации личности.
Педагогическая целесообразность ДОП обусловлена направленностью на развитие
личностных особенностей школьников, их профессионального и культурного самоопределения, на
обеспечение творческой самореализации обучающихся в рамках дополнительного образования.
Настоящая ДОП направлена на достижение основной цели: дать научное представление об
основных этапах и содержании Истории России и родного края, овладеть теоретическими основами
и методологией ее изучения, сформировать историческое сознание, привить навыки исторического
мышления. Изучение курса предусматривает органическое взаимопроникновение всеобщей,
отечественной истории и краеведения. Познание общественно-исторических процессов в курсе
носит историко-аналитический характер, они рассматриваются в проблемно-хронологическом
плане, изучение основано на фактическом материале отечественной и мировой истории IX-XXI
веков.
Данная ДОП предполагает реализовать следующие задачи обучения:

- приобретение научных знаний об основных методологических концепциях, изучения
Истории России, практического опыта работы с историческими источниками и их и научного
анализа.
- овладение научными методами исторического исследования, позволяющими на основе
собранного материала делать обобщающие выводы по изучаемой проблеме.
- формирование – общих представлений об основных этапах исторического развития нашей
страны, их специфики и знаковых событий. - развитие умения применять профессиональные знания
на практике.
Дисциплина
ориентирует
на
учебно-воспитательный,
научно-методический,
профессиональный и культурно-просветительский виды профессиональной деятельности. Ее
изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности. в
области учебно-воспитательной деятельности:
- планирование и проведение учебных занятий с учётом специфики тем и разделов
программы в соответствии с учебным планом;
- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;
- использование современных научно-обоснованных приёмов, методов и средств обучения;
- воспитание уважительного отношения к историческому наследию;
- развитие патриотических чувств и гражданственности.
В области научно-методической деятельности:
– анализ собственной деятельности с целью её совершенствования;
- формирование мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня знания
в данной области.
- приобретение навыков участия в научных дискуссиях. – развитие умения формулировать и
обосновывать собственную научную позицию.
в области культурно-просветительской деятельности:
- формирование культуры профессионального общения и деятельности
- развития общей культуры;
- воспитание чувства гуманизма.
- Приобретение навыков участия в научных дискуссиях
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
от уже существующих образовательных программ, заключается в том, что все образовательные
разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование
деятельностно-практического опыта (таблица №1). В содержание курса входят социальные навыки,
умения, ключевые компетентности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
• Основные этапы и принципы периодизации Истории России.
• социально-экономические процессы, происходившие в русском и российском обществе на
разных этапах исторического развития.
• основные тенденции в развитии российского государства
• значимые факты и события из истории России в рассматриваемые периоды;
• деятельность известных исторических личностей и их роль в истории; • понятийный
аппарат;
• основные даты, относящиеся к изучаемому периоду.
- уметь: определять причину того или иного явления, отличать причину от предпосылки,
выделять как общие черты, так и специфику, анализировать то или иное явление, выбирать и
2

использовать методы научного исследования, формулировать собственную научную концепцию,
видеть взаимосвязь между причиной и следствием, работать в коллективе;
- владеть: понятийно-терминологическим аппаратом в области истории; навыками поиска
информации и ее анализа.

3

Таблица
Возраст
детей,
участвующих в
реализации
данной
дополнительной
образовательной
программы
14-15 лет

Сроки
реализации
дополнительной
образовательной
программы

Формы проведения и режим
занятий

Методы обучения

Ожидаемые
результаты
способы
определения
результативности

1 год

Форма
проведения
занятий
индивидуально-групповая.
Лекции,
сопровождающиеся
демонстрацией
презентаций,
видео-фото
материалов;
практические
занятия
по
совершенствованию лексических,
грамматических
навыков
и
развития
речи,
ораторского
мастерства;
комбинированные
уроки;
защита
проектов;
дискуссии;
игры;
викторины,
турниры с привлечением учащихся
городских
школ;
посещение
архивов и музеев РБ, совместный
просмотр исторических фильмов в
кинотеатре.
Беседы
с
приглашенными
гостями,
ветеранами, учеными ВУЗов и
научных учреждений г. Улан-Удэ.

Объяснительноиллюстративные,
репродуктивные методы
обучения, частичнопоисковые методы
обучения. Принцип
историзма.
Цивилизационный
(взаимосвязь мировой и
отечественной истории),
проблемнохронологический,
идеографический.
Компаративный,
системный, типологический
методы, а также метод
включенного наблюдения.

Ожидаемый результат соотносится
с поставленными целям и задачам
обучения.
Творческая
самореализация
учащихся,
готовность
обучающихся
к
участию в олимпиадах различного
уровня.
Главным
методом,
отслеживая
результативности,
выступает
педагогическое
наблюдение, а также показатели
обучающихся
в
олимпиадах;
профессиональное
самоопределение школьников.

4

и
их

Формы
итогов

подведения

Итоговые
контрольные
работы по курсу, участие
в
олимпиадах,
конференциях
и
конкурсах
интеллектуального толка.

Виды контроля

Проверка
конспектов. Оценка
ответа.
Реферат,
эссе, тестирование.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы:
№
п/п

Название раздела, темы

1

История России в системе мировой истории

Количество
часов
Всег Тео Пра
о
рия кти
ка
3
3

2

Эпоха Древней Руси. (IХ – ХIV вв.)

24

3

12

12

Московское государство: основные вехи исторического 9
пути.

4,5

4,5

4

Российское государство в эпоху Нового времени

6

3

3

5

Россия в период Просвещенного абсолютизма

3

1,5

1,5

6

Социально-политическое и экономическое развитие
Российской империи в первой половине ХIХ в.
Российская империя в эпоху буржуазных реформ и
контрреформ ХIХ в
Российская империя в эпоху империализма и русских
революций

12

6

6

12

6

6

8

Советский и современный период в истории России

39

19,5

19,5

9

ИТОГО

108

55,5

52,5

7

5

Формы
аттестации/контрол
я
Устная
беседа
(входной контроль)
Устная
беседа,
проверка
конспектов,
рефератов,
эссе,
тестирование
Устная
беседа,
проверка
конспектов,
рефератов
Устная
беседа,
проверка конспектов
Устная
беседа,
проверка конспектов
Устная
беседа,
проверка конспектов
Устная
беседа,
проверка
конспектов,
рефератов,
эссе,
тестирование
Устная
беседа,
тестирование

Лекции,
сопровож
дающиеся
демонстр
ацией
презентац
ий,
видеофото
материал
ов;
практичес
кие
занятия
по
совершен
ствовани
ю
лексическ
их,
граммати
ческих
навыков
и
развития
речи,
ораторско
го
мастерств
а. Беседа,
практичес
кие
упражнен
ия

04
11
18
25
01
08

15

ноябрь

22

17:20-19:40

29

Тема
занятия

Место
проведе
ния
Форма
контрол
я
Устная
беседа,
проверка
конспекто
в,
рефератов
,
эссе,
тестирова
ние
(входной
контроль)

Древнерусское Государство при Ярославе Мудром.
Спорные вопросы в изучение феодальной
раздробленности
Спорные вопросы в изучение золотоордынского ига.
Русь в условиях монголо-татарского нашествия.
Куликовская битва и ее историческое значение.
Собирание земель вокруг Москвы. Причины
усиления Московского княжества. Борьба Москвы и
Твери.
Ликвидация монголо-татарского ига. Политическая
жизнь Руси в эпоху Ивана III. Социальноэкономическое и политическое развитие Руси при
Василии III
Формирование идеологии Москва третий Рим.
Внутренняя политика Ивана Грозного. Реформы и
их значение. Опричнина и ее последствия. Внешняя
политика в эпоху Ивана IV. Окончательное
складывание централизованного государства.
Период Нового времени в истории России:
основные подходы. Основные этапы закрепощения
крестьян
и
их
специфика.
Крестьянские
выступления. Причины, этапы и последствия
Смуты. Земский Собор и формирование новой
династии. Внешняя и внутренняя политика России в
ХVII в. Церковный раскол и его последствия.
Формирование сословной системы организации
общества.

6

каб.№3.
МАУ ДО ЦДО МАН

27

3

20

История России в системе мировой истории
Повесть временных лет как основной исторический
источник по древнейшей истории Руси. Образование
Киевского государства
Нормандская теория и ее критика. Происхождение
Руси.
Реформы Владимира. Крещение Руси и его
историческое значение

3

сентябрь

06
13

октябрь

Кол-во
часов

Время
проведе
Форма
ния
занятия
занятия

Число

Месяц

1. Календарный учебный график.

декабрь

06

Складывание абсолютной монархии в России и на
Западе: сравнительный анализ. Реформы Петра 1. и
их
последствия.
Дискуссии
о
генезисе
самодержавия. Формирование Российской империи.

13

Дворцовые перевороты средины
Просвещенный абсолютизм.

20

Особенности экономического развития России в
дореформенный период. Реформы Александра I.
Отечественная война 1812 г. в отечественной и
западной историографии.
Причины, суть, последствия восстания декабристов.
Правление Николая I.: внутренняя и внешняя
политика. Крымская война и ее последствия.
Правление Александра II. Буржуазные реформы 6070 –х гг. ХIХ в. Общественная мысль и особенности
общественного движения России Х1Х в.
Александр III. Контрреформы и внешняя политика.
Социально-экономическое развитие России в н. ХХ
в., Основные политические силы в н. ХХ в. и их
требования (общая характеристика) Деятельность
первой,
второй,
третьей
и
четвертой
государственной Думы и их специфика. Социальноэкономическое развитие и политическая расстановка
сил в период первой русской революций.
Деятельность первой, второй гос. Думы. Треть
июньский переворот и его оценка. Деятельность
третьей и четвертой государственной Думы и их
специфика.
Внешняя политика России в 1900–1917 годах.
Причины и последствия участия в Первой мировой
войне. Первая мировая война 1914–1918

27
10

январь

17

24

31

март

февраль

07

ХVIII

века

14

Причины
февральской
революции.
Опыт
российского парламентаризма и его оценка в
литературе.

21

События 25 октября 1917 г и их историческая
оценка.

28

Основные периоды и итоги гражданской войны.
Формирование и развитие СССР.

07

Складывание Сталинского режима. Политические
репрессии.

14
21
28

Экономическое развитие СССР в довоенный период
Внешняя

политика

СССР
7

накануне

Великой

Отечественной войны.

апрель

Основные этапы Великой Отечественной войны и
их особенности. Начало II Мировой войны
04

Лето – осень 1941 года. Зима 1941–1942 годов Лето
1942 года Международная реакция на нападение
Германии на СССР. Итоги первого периода войны

11

Лето – осень 1943 года. Партизанское движение.
Освобождение СССР. Советские люди на фронте и в
тылу в годы Вов.

18

Советская
страна
в
первое
послевоенное
десятилетие 1945-1953 года: основные направления
внутренней и внешней политики. СССР после
Великой Отечественной войны (ВОВ)

25

СССР в годы холодной войны и хрущевской
оттепели.
Леонид Ильич Брежнев (1964–1982)

16

Суверенная Россия: становление новой российской
государственности, переход к рыночной экономике.
Распад СССР

май

Перестройка в СССР: попытки реформирования
экономики и обновления политической системы
(1985–1991)

май

02

23

30

Экономические реформы Ельцина – Гайдара. Путч
1993 года. Экономика России в 1994–2000 годах.
Чеченская война. Россия в 2000–2006 годах. Россия
на современном этапе в системе международных
отношений

Информационное обеспечение программы
Список литературы
Основная и дополнительная литература
1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник [Текст] / И.Н. Кузнецов. – Изд. 4-е,
исправленное и дополненное. – М.: Дашков и К˚, 2008. – 816 с.
2. Родригес А.М. История XX века Россия – Запад – Восток: учебное пособие [Текст] / А.М.
Родригес, С.В. Леонов, М.В. Пономарев. – М.: Дрофа, 2008. – 558 с.
1. Барсенков А.С. История России 1917 – 2009: учебное пособие [Текст] / А.С. Барсенков, А.И.
Вдовин. – Изд. 3-е, расширенное и переработанное. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 846 с.
8

2. Введение в лабораторию историка: учебно-справочное пособие [Текст] / составитель О.Г.
Малышева. – М.: РАГС, 2009. – 420 с.
3. Деревянко А.П. История России: учебное пособие [Текст] / А.П. Деревянко, Н.А.
Шабельникова. – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Проспект, 2008. – 576 с.
4. История государственного управления в России: учебник [Текст] / под редакцией А.Н.
Маркова, Ю.К. Федулова. - Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,
2008. – 319 с.
5. История России XVIII – XIX веков: учебное пособие [Текст] / под редакцией Л.В. Милова,
Н.И. Цимбаева. – М.: Эксмо, 2008. – 784 с.
6. История России XX – начала XXI века: учебное пособие [Текст] / под редакцией Л.В.
Милова. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с.
7. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебное пособие [Текст] / под
редакцией Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2009. – 768 с.
8. Крючков В.Н. Отечественная история. Краткий курс: учебное пособие [Текст] / В.Н.
Крючков. – М.: Дашков и К˚, 2007. – 304 с.
9. Новейшая история России 1914 – 2008: учебное пособие [Текст] / составители В.А. Кутузов,
Н.Б. Лебина, И.С. Ратьковский. – М.: Высшее образование, 2008. – 526 с.
10. Носовский Г.В. Татаро-монгольское иго: Кто кого завоевал [Текст] / Г.В. Носовский, А.Т.
Фоменко. – М.: АСТ, Владимир, ВКТ, 2010. – 380 с.
11. Павленко Н.И. Петр Великий [Текст] / Н.И. Павленко. – М.: Мир энциклопедий Аванта +
Астрель, 2010. – 830 с.
12. Реформы в России XVIII – XX веков. Опыт и уроки: учебное пособие [Текст] / составители
С.Л. Анохина, Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 493 с.
13. Сизенко А.Г. Казачество России. Казачьи войска. Знаменитые атаманы. Уклад жизни [Текст]
/ А.Г. Сизенко. – Ростов н/Д, 2010. – 432 с.
14. Шильдер Н.К. Павел I. Его жизнь и царствование: иллюстрированная история [Текст] / Н.К.
Шильдер. – М.: Эксмо, 2010. – 432 с.
15. Шумилов М.И. История России: конец XIX – начало XX века: учебное пособие [Текст] /
М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. – Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – Ростов н/Д:
Феникс, 2007. – 637 с.
Програмное обеспечение и интернет-ресурсы
1. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext
2. http://historydoc.edu.ru
3. http://rushistory.stsland.ru

1.
2.
3.
4.

Мультимедийные учебно-методические пособия:
Энциклопедия истории России.862-1917. [Электронный ресурс] CD. – М., 2002.
Династия Романовых. Три века российской истории.[Электронный ресурс] CD. – М., 2002.
История Отечества: 882-1917.[Электронный ресурс] 2 CD. – М., СГУ, 2003.
Ключевский В.О. Курс Русской истории.[Электронный ресурс]
Вер. 2.0, ИДД,
«БИЗНЕСОФТ», Россия, 2005.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».