Пояснительная записка Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся (13-14 лет) дополнительно, изучающих математику в Центре дополнительного образования «Малая академия наук». (108 часов, 3 ч. в неделю). Программа может быть использована для учащихся с разной степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся. Цель: позволить учащимся повысить учебную мотивацию, проверить свои способности к математике и развить устойчивый интерес к предмету. научить решать некоторые задачи, с которыми каждый из нас может столкнуться в повседневной жизни; доказать, что математика нужна всем, чем бы человек не занимался, какой бы профессией не овладевал, где бы не учился. Задачи: учить школьников выполнять тождественные преобразования выражений; учить учащихся решать линейные уравнения и неравенства; учить учащихся решать квадратные уравнения и неравенства; учить строить графики линейных и квадратных функций; помочь овладеть умениями на уровне свободного их использования; учить работать с текстом, ставить цели, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при решении задач; помочь ученикам оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Программа «Развивающая математика» состоит из пяти модулей: 1. «Процентные расчёты на каждый день в школе и в жизни» 2. «Квадратный трехчлен. Квадратичная функция» 3. «Модуль и его приложения» 4. «Геометрия. Красота и гармония». 5. «Элементы теории множеств. Делимость целых чисел. Принцип Дирихле. Решение задач с помощью графов.» Модуль «Процентные расчёты на каждый день в школе и в жизни» включает в себя прикладные задачи из разделов экономики, химии, физики. Практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие, окончившие школу, не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчёты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Модуль «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социальноэкономическому профилю. Познавательный материал модуля будет способствовать не только выработке умений, но и закреплению навыков процентных вычислений, формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Вопрос о функции в математики – это один из тех вопросов, характер изучения которых в значительной степени определяет прикладную направленность модуля «Квадратный трехчлен. Квадратичная функция». Учащиеся не всегда умеют сознательно использовать информацию о свойствах квадратного трёхчлена при решении заданий, связанных с исследованием квадратного уравнени я. К таким задачам относятся: задачи на применение теоремы Виета, на соотношения между корнями квадратного уравнения, на взаимное расположение корней квадратного уравнения и решение квадратных уравнений с параметром. Вместе с тем глубокое понимание этих т ем совершенно необходимо для построения системы знаний о рациональных числах, осознанном решении уравнений и неравенств, содержащих параметры. Поэтому основной задачей курса является углубление знаний по определенным темам и развитие устойчивого интереса к предмету. Задачи, предлагаемые в данном модуле, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание модуля позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно- познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся. Особую роль при рассмотрении свойств функций играет использование графических представлений. Одна из важнейших задач изучения функционального материала состоит в формировании умения «читать» график: находить значение функции по заданному значению аргумента; находить, при каких значениях аргумента функция принимает указанное значение; определять промежутки знакопостоянства, а также промежутки возрастания и убывания функции. При изучении конкретных функций график является опорным для выяснения свойств функции, которые затем доказываются аналитически. В то же время, обращение к аналитическим доказательствам используется для уточнения суждения о виде графика. В процессе изучения данного модуля предполагается использование различных форм и методов организации самостоятельной деятельности учащихся. Модуль «Модуль и его приложения» направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах. Материал данного модуля содержит «нестандартные» методы, которые позволяют более эффективно решить широкий класс заданий, содержащий модуль. Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный модуль предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения Предлагаемый модуль «Геометрия. Красота и гармония» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них. Ведущий подход, который был использован при разработке курса: показать на обширном материале от античных времен до наших дней пути взаимодействия и взаимообогащения двух великих сфер человеческой культуры – науки и искусства; расширить представления о сферах применения математики; показать, что фундаментальные закономерности математики являются формообразующими в архитектуре, в музыке, живописи и т. д. Данный модуль полезен и интересен не только учащимся, интересующимся математикой, но и гуманитариям; он призван стать дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, а также понимания учащимися философского постулата о единстве мира и осознания положения об универсальности математических знаний. Методы обучения: словесные (беседа, устное изложение); наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, работа по образцу); объяснительно – иллюстративные (при таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивные (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично – поисковые (участие детей в коллективном поиске); исследовательские (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы). Формы организации занятий – групповая, индивидуальная, парная, консультация, лекция, семинар. Материально – методическое обеспечение – таблицы, справочные материалы, компьютер, проектор. Ожидаемые результаты. Учащиеся должны уметь: видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни; выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; самостоятельно ставить цели, выбирать и находить способы решения учебных и практических проблем; планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; решать задачи на принцип Дирихле; доказывать утверждения на обобщенный принцип Дирихле; проводить доказательные рассуждения при решении задач; изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи; применять понятия, связанные с делимостью целых чисел. знать: универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, возникновения и развития геометрии; красоту и изящества математических рассуждений. 1.Учебный план занятий. № Название раздела, темы Количество часов п/п Всего Формы Теор Прак ия тика аттестации/кон троля 1 Модуль «Процентные расчёты на каждый день в школе и в жизни» 24 8 16 Входная к/р 2 Модуль «Квадратный трехчлен. Квадратичная функция» 27 9 18 с/р 3 Модуль «Модуль и его приложения» 27 9 18 с/р 4 Модуль «Геометрия. Красота и гармония». 18 6 12 с/р Модуль «Элементы теории множеств. Делимость целых чисел. Принцип Дирихле. Решение задач с 15 3 12 с/р 111 35 76 помощью графов.» 5 ИТОГО: 1 Лекция. 7(9) контроля Форма Место проведения Тема занятия Кол-во часов Форма занятия занятия проведения Время Число Месяц № 2.Календарный учебный график. 3 Вводное занятие. Входная диагностика. К/р 3 1. Модуль- «Процентные расчёты на каждый день в С/р Лекция. 14(16) школе и в жизни». 1.Проценты в прошлом и настоящем. Практика Лекция 3 4.Распродажа. Тарифы. Штрафы. 5.Банковские операции. 3 6.Процентные ставки и процентный Практика Лекция. 28(30) 7 12(14) 19(21) 15:00-17:20 Октябрь 6 Лекция. 5(7) С/р 3 8.Задачи на смеси, растворы и сплавы. 3 9.Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом Практика Лекция. Практика Лекция. С/р прирост.7.Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей. Практика 5 каб.№2. вычисления в жизненных ситуациях уравнений. 3 10. Проценты и задачи оптимизации. каб.№2. 4 21(23) 15:00-17:20 3 Сентябрь 2.Простой и сложный процентный рост. 3.Процентные МАУ ДО ЦДО МАН 2 МАУ ДО ЦДО МАН Практика С/р С/р С/р Практика 8 26(28) 9 2(-) Лекция. 3 11.Решение задач по всему курсу. С/р 3 2. Модуль - «Квадратный трехчлен. Квадратичная С/р Практика Лекция. Практика функция». 1.Квадратный трехчлен. 2.Исследование корней квадратного трехчлена. Разложение квадратного трехчлена. Практика 9(11) 3 3.Примеры применения свойств квадратного трехчлена С/р Лекция. 3 Практика 4.Знакомство с программой графопостроитель. Обучение построению графиков в программе графопостроитель. 5.Обучение построению графиков в программе каб.№2. 16(18) 15:00-17:20 11 Ноябрь при решении задач. графопостроитель 12 Лекция. 23(25) 3 Практика 13 Лекция. 30(2) Практика 7(9) 6.Обратная пропорциональность. Свойства функции. С/р С/р Различные способы задания функции. 3 Практика 14 МАУ ДО ЦДО МАН 10 7.Квадратичная функция. Свойства функции. Три С/р способа построения параболы. 3 8.Создание рисунка с помощью графиков функций, С/р 17 Лекция. 21(23) 3 9.Решение параметрических уравнений второй степени. 3 10. Решение неравенств второй степени с параметром. 3 11. Прикладная направленность заданий по теме Практика Лекция. 28(30) Практика МАУ ДО ЦДО МАН 16 Лекция. Практика каб.№2. 15 Декабрь 14(16) 15:00-17:20 заданных на промежутке. С/р С/р С/р «Квадратный трехчлен». 12. Решение разнообразных заданий по теме «Квадратный трехчлен». 15:00-17:20 Лекция. неравенств, содержащих модуль. 3 Практика 21 Лекция. 1(3) 15(17) 3 22(-) 6. Преобразование графиков функций, содержащих 3 7. Модуль в олимпиадных заданиях. 3 8. Графический метод решения уравнений, содержащих Практика Лекция. Лекция. Практика С/р С/р модуль. Практика 23 24 15:00-17:20 Февраль 22 Лекция. 4. Графики функций, содержащие модуль. 5. Построение С/р графиков функции, содержащих модуль. Практика 8(10) 2. Решение уравнений, содержащих модуль. 3. Решение МАУ ДО ЦДО МАН 3 каб.№2. модуль. Практика 25(27) С/р сведения. Преобразование выражений, содержащих Лекция. 18(20) 3. Модуль и его приложения. 1. Модуль. Общие модуль. 3 9. Методы решения уравнений, содержащих «модуль в МАУ ДО ЦДО МАН 20 3 каб.№2. 19 Практика 11(13) Январь 18 С/р С/р С/р модуле». Март 26 15(17) Лекция. С/р модуле». 3 11. Задачи, содержащие неизвестное под знаком модуля. 3 4. Модуль- «Геометрия. Красота и гармония». С/р Практика Лекция. Практика Лекция. 22(24) 10. Методы решения неравенств, содержащих «модуль в 1. Нестандартные методы решения треугольников. 3 2. Нестандартные решения четырехугольников. каб.№2. -(10) 15:00-17:20 25 27 3 Практика МАУ ДО ЦДО МАН Лекция. 1(3) С/р С/р Практика 28 29 29(31) Практика 3 3. Площади в архитектуре. С/р 30 5(7) Практика 3 4. Углы и отрезки, связанные с окружностью. С/р 31 12(14) Лекция. 3 5. Геометрия в музыке и живописи. С/р 3 6. Тренинг с использованием компьютерных программ С/р Практика математика» Лекция. 26(28) («Открытая математика. Планиметрия», «Живая 3 Практика 5. Модуль-Элементы теории множеств. Делимость целых чисел. Принцип Дирихле. Решение задач с помощью графов. 1.Различные формулировки принципа Дирихле, применение принципа Дирихле к решению МАУ ДО ЦДО МАН Лекция. каб.№2. 33 19(21) Апрель 32 15:00-17:20 Практика С/р разнообразных задач. 2.Алгоритм решения задач на принцип Дирихле. Решение задач по теме «Принцип Дирихле» 3. Понятие инварианта. Виды инвариантов. Чётность и нечётность: основные типы задач. 4. Остатки от деления. Раскраска. Решение задач по теме «Инвариантность». 6.Решение задач по теме «Шифрование и математика». Практика 3 7.Что такое треугольник Паскаля и как его можно С/р построить. 8.Некоторые свойства треугольника Паскаля. 9.Символические обозначения, задание треугольника Паскаля рекуррентными формулами. 10. Треугольник Паскаля и возведение в степень двучлена. 36 17(19) Практика 3 Итоговая зачетная работа. 37 24(26) Практика 3 Заключительное занятие. каб.№2. 10(12) 3 Май 35 Практика МАУ ДО ЦДО МАН 5. Постановка задачи. Матричный способ шифрования. 3(5) 15:00-17:20 34 С/р тест Литература: 1. Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблема нормы словоупотребления. Математика , № 5, 2003. 2. Петров В.А. Элементы финансовой математики на уроках. Математика в школе, № 8,2002. 3. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа - Пресс, 1999. 4. Водинчар М.И., Лайкова, Г.А., Рябова, Ю.К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений. Математика в школе. – № 4. 2001.4. 5.Рязановский А.Р. Задачи на части и проценты. Математика в школе. – № 1. 1992. 6. Симонов А. С. Проценты и банковские расчеты. Математика в школе. – № 4. 1998. 7. Симонов А. С. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей. Математика в школе. – № 6. 1998. 8. Симонов А. С. Сложные проценты. Математика в школе. – 1998. – № 5. 9. Соломатин О. Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси. Математика в школе. – №1. 1997. 10. Шевкин А. В. Текстовые задачи. – М.: Изд. отд. УНЦ ДО МГУ, 1997. 11. Гельфанд И.М., Глаголева Е.Г., Шноль Э.Э. Функции и графики (основные приемы). – 6-е изд., испр. – М.: МЦНМО,2004. 14. Феоктистов И.Е. Материалы по теме «Декартовы координаты на плоскости». Образовательные ресурсы сети Интернет: http://ege.edu.ru http://eqworld.ipmnet.ru http://www.uztest.ru http://www.ed.vseved.ru