Пояснительная записка Данная программа по актерскому мастерству предназначена для учащихся 1-11 классов (6-17 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих актерское мастерство в Центре дополнительного образования детей «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1 год обучения (102 часа, 3 часа в неделю). Актёрское мастерство — набор упражнений, направленный не на освоение навыков профессии актера, а развитие психофизического аспекта человека. Благодаря такой тренинговой программе человек учится раскрываться миру, избавляется от страхов и фобий, связанных с общением с другими людьми, выступлением перед публикой. Он становится прекрасным оратором, у него налаживаются отношения со всеми людьми, он идет по жизни легко и играючи. Актерское мастерство помогает осознать общечеловеческие ценности, формирует позитивное отношение к миру. Этот предмет готовит детей к будущей жизни, успешной работе в коллективе, так сказать, способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой. Актерское мастерство активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления. Актерское мастерство побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше, и при использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности. Актуальность и педагогическая целесообразность. В современном обществе людям сложно чувствовать себя раскрепощёнными, управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенным в себе. Большинство чувствуют страх, агрессию, неуверенность, не могут выразить свои мысли, чувства. Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, но и в движениях. Среди молодежи наблюдается падение интереса к искусству, к коллективному творчеству, наблюдается разобщенность, действует девиз «каждый сам за себя». Уходят в прошлое коллективные игры, массовые походы по музеям и театрам. На смену приходят компьютеры и виртуальное общение по локальным сетям. К сожалению, в век «высоких технологий» дети просто разучились играть вместе в реальном мире. Часто молодежь, не встречающая должного понимания, стараясь найти себя, становится приверженцами различных субкультур, а то и просто весь интерес от общения со сверстниками сводиться к «бутылке пива да пачке сигарет». Театр – синтетическое искусство, объединяющее слова и действия с изобразительным искусством, музыкой, пластикой и т.д. Театр как ничто другое объединяет в себе все виды творчества и дает огромный потенциал для самовыражения личности. Театр так же искусство коллективное. Творческие проекты и есть результат усилий коллектива. Занятия актёрским мастерством могут и должны воспитывать у детей такие ценные качества как чувство партнерства, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы, требовательность к себе и к другим. Занятия помогают формированию у детей верных идейно-эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров. Практическое знакомство со сценическим действием имеет общевоспитательное значение: способствует развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости, культуры речи, слуха, пластики. Занятия актерским мастерством включают в себя проведение бесед об искусстве, истории, литературе, что так же способствует культурно-эстетическому развитию детей. Таким образом, привлечение школьников к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей и самореализации творческого потенциала личности. Новизна данной программы помогает подростку открыть в себе новые чувства и ощущения, помогает ему в его совершенствовании, раскрытии личностного потенциала, даёт харизму. Он становится непревзойденным оратором, легко общающимся с публикой. Укрепляется общая стрессоустойчивость, так как ребёнок станет легко управлять своими чувствами и эмоциями. Через свое тело он управляет своим настроением и поведением и легко добивается успеха в жизни в целом. Цель программы - гармоничное развитие самостоятельной творческой индивидуальности подростка средствами актерского мастерства. Формирование личности, обладающей широким кругозором в области театра, искусства, телевиденья, способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра. Задачи программы. - дать базовый уровень знаний по предмету; - Формирование стойкого интереса у детей к театральному искусству в целом и к предмету «Основы актерского мастерства» в частности; - формирование личности, способной к созидательному, систематическому, творческому труду, к самостоятельной работе в любой, выбранной в дальнейшем, профессиональной деятельности, то есть пробуждение творца; - создание творческой атмосферы обучения, гарантирующей развитие творческой индивидуальности, воспитывающей чувство причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважение к творческому «Я»; - развитие внутренней и внешней техники психофизического аппарата учащегося; - развитие наблюдательности, сенсорной и образной памяти, эмоциональной памяти, многоплоскостного внимания, фантазии, воображения, логического, ассоциативного и метафорического мышления; - развитие внутренней свободы личности (освобождение от излишнего напряжения); - воспитание чувства пространства и композиции; - выработка правильности произношения; - постановка правильного дыхания; - работа с партнером; - воспитание зрительской культуры. Итоги реализации программы По завершению курса «Актерское мастерство» учащиеся должны получить представление как о профессии актёра, так и о театре в целом. Усвоить основы профессиональной культуры актёра, уметь воссоздавать образы персонажей, освоить навыки сценической речи и сценического движения. Учащиеся должны уметь не только «заучивать» или читать текст, а также и свободно импровизировать. 1.Учебный план занятий. № 1. Тематика Раздел 1. Теория: Инструктаж по технике безопасности и охраны труда. Правила поведения. Количество часов теория практ ика 2 1 всего 3 Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с актерским мастерством и театральным искусством в целом. Формы аттестации/ контроля Беседа, творческое задание Устный опрос 2. Раздел 1. Тема 1.2. Тренинги на сплочение коллектива. - 3 3 Беседа, творческое задание 3. Раздел 1. Тема 1.3. Тренинги на развитие актерского внимания и зрительной памяти. - 3 3 Беседа, творческое задание 4. Раздел 1. Тема 1.4. Упражнения на снятие мышечных зажимов. - 3 3 Беседа, творческое задание 5. Раздел 1. Тема 1.5.Тренинги на развитие фантазии и воображения. - 3 3 Беседа, творческое задание 6. Раздел 1. Тема 1.6. Тренинги на развитие органов чувств восприятия (Слуха). - 3 3 Беседа, творческое задание 7. Раздел 1. Тема 1.7. Тренинги на развитие ассоциативного и образного мышления. - 3 3 Беседа, творческое задание 8. Раздел 1. Тема 1.8. Тренинги на координацию в пространстве. - 3 3 Беседа, творческое задание 9. Раздел 1. Тема 1.9. Тренинги на партнерское взаимодействие и общение. - 3 3 Беседа, творческое задание 10. Раздел 1. Тема 1.10. Упражнения на развитие импровизационного самочувствия. 1 2 3 Беседа, творческое задание 11. Раздел 2. Тема 2.1. Упражнения на ощущение атмосферы. 1,5 1,5 3 Беседа, творческое задание 12. Раздел 2. Тема 2.2. Ощущение пространства. - 3 3 Беседа, творческое задание 13. Раздел 2. Тема 2.3. Импровизация. - 3 3 Беседа, творческое задание 14. Раздел 2. Тема 2.4. Мизансцена. 1 2 3 Беседа, творческое задание 15. Раздел 2. Тема 2.5. Внутренний монолог 1,5 1,5 3 Беседа, творческое задание 16. Раздел 2. Тема 2.6. Овладением словесным действием. 1,5 1,5 3 Беседа, творческое задание 17. Раздел 2. Тема 2.7. Тренинг по сценической речи. Построение правильного дыхания. 1 2 3 Беседа, творческое задание 18. Раздел 2. Тема 2.8. Речь в движении. - 3 3 Беседа, творческое задание 19. Раздел 2. Тема 2.9. Упражнения на освобождения мышц. 1 2 3 Беседа, творческое задание 20. Раздел 2. Тема 2.10. Основы построения мизансцен. 1,5 1,5 3 Беседа, творческое задание 21. Раздел 2. Тема 2.11. Действия в предлагаемых обстоятельствах. - 3 3 Беседа, творческое задание 22. Раздел 2. Тема 2.12. Упражнения на беспредметное действие. - 3 3 Беседа, творческое задание 23. Раздел 2. Тема 2.13. Предлагаемые обстоятельства. Логика действия. 24. 1,5 1,5 3 Беседа, творческое задание Раздел 2. Тема 2.14. Оправдание места действия. - 3 3 Беседа, творческое задание 25. Раздел 2. Тема 2.15. Упражнения на память физических действий. 1 2 3 Беседа, творческое задание 26. Раздел 2. Тема 2.16. Тренинг на физическое самочувствие. - 3 3 Беседа, творческое задание 27. Раздел 3. Тема 3.1. Эмоциональная память. - 3 3 Беседа, творческое задание 28. Раздел 3. Тема 3.2. Упражнения на перемену отношения к предмету. 1 1 3 Беседа, творческое задание 29. Раздел 2. Тема 3.3. Упражнения на перемену отношения к месту действия. 1 1 3 Беседа, творческое задание 30. Раздел 3. Тема 3.4. Отношение к событию (оценка факта). 1 2 3 Беседа, творческое задание 31. Раздел 3. Тема 3.5. Перемена отношения к партнеру. 1 2 3 Беседа, творческое задание 32. Раздел 3. Тема 3.6. Действия для достижения поставленной цели. - 2 3 Беседа, творческое задание 33. Раздел 3. Тема 3.7. «Я» в предлагаемых обстоятельствах. 1 2 3 Беседа, творческое задание 34. Раздел 3. Тема 3.8. Итоговое занятие 1 2 3 Беседа, творческое задание ИТОГО: 23,5 78,5 102 Количество часов, отведенных на изучение темы, может изменяться в зависимости от усвояемости материала учащимися. Учебно–методическое обеспечение Приемы и методы: Специфика данной программы позволяет использовать многообразные формы обучения и различные методы и приемы: -словесный метод (рассказ, объяснение); -наглядный метод (личный показ педагога); -практический метод (упражнения, решение задач); -метод самостоятельной работы; Техническое оснащение Для реализации программы на одну учебную группу необходимо иметь соответствующее оборудование и материалы. Светлое, чистое, проветриваемое помещение, наличие вентиляции. Музыкальный центр/колонка, теннисные мячи. 2. 29 3 Раздел 1. Теория: Инструктаж по технике безопасности и охраны труда. Правила поведения. Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с актерским мастерством и театральным искусством в целом. 3 Раздел 1. Тема 1.2. Тренинги на сплочение коллектива. Форма контрол я Тема занятия Место проведе ния Кол-во часов Форма занятия 09:0011:20; 15:0017:20. беседа, практические упражнения Время проведе ния 22 Сентябрь 1. Число № Месяц 2.Календарный учебный график. Ул. Устный Борсоева, опрос, 17 творческое задание. 6 3 Раздел 1. Тема 1.3. Тренинги на развитие актерского внимания и зрительной памяти. 4. 13 3 Раздел 1. Тема 1.4. Упражнения на снятие мышечных зажимов. 20 3 Раздел 1. Тема 1.5. Тренинги на развитие фантазии и воображения. 6. 27 3 Раздел 1. Тема 1.6. Тренинги на развитие органов чувств восприятия (Слуха). 7. 3 3 Раздел 1. Тема 1.7. Тренинги на развитие ассоциативного и образного мышления. 8. 10 3 Раздел 1. Тема 1.8. Тренинги на координацию в пространстве. 17 3 Раздел 1. Тема 1.9. Тренинги на партнерское взаимодействие и общение. 10. 24 3 Раздел 1. Тема 1.10. Упражнения на развитие импровизационного самочувствия. 11. 1 3 Раздел 2. Тема 2.1. Упражнения на ощущение атмосферы. 12. 8 3 Раздел 2. Тема 2.2. Ощущение пространства. 15 3 Раздел 2. Тема 2.3. Импровизация. 13. Ноябрь 9. Декабрь 5. Октябрь 3. 22 3 Раздел 2. Тема 2.4. Мизансцена. 15. 29 3 Раздел 2. Тема 2.5. Внутренний монолог 16. 12 3 Раздел 2. Тема 2.6. Овладением словесным действием. 17. 19 3 Раздел 2. Тема 2.7. Тренинг по сценической речи. Построение правильного дыхания. 18. 26 3 Раздел 2. Тема 2.8. Речь в движении. 19. 2 3 Раздел 2. Тема 2.9. Упражнения на освобождения мышц. 9 3 Раздел 2. Тема 2.10. Основы построения мизансцен. 21. 16 3 Раздел 2. Тема 2.11. Действия в предлагаемых обстоятельствах. 22. 1 3 Раздел 2. Тема 2.12. Упражнения на беспредметное действие. 23. 15 3 Раздел 2. Тема 2.13. Предлагаемые обстоятельства. Логика действия. 22 3 Раздел 2. Тема 2.14. Оправдание места действия. Март 20. Февраль Январь 14. 24. 29 3 Раздел 2. Тема 2.15. Упражнения на память физических действий. 26. 5 3 Раздел 2. Тема 2.16. Тренинг на физическое самочувствие. 27. 12 3 Раздел 3. Тема 3.1. Эмоциональная память. 19 3 Раздел 3. Тема 3.2. Упражнения на перемену отношения к предмету. 29. 26 3 Раздел 2. Тема 3.3. Упражнения на перемену отношения к месту действия. 30. 3 3 Раздел 3. Тема 3.4. Отношение к событию (оценка факта). 31. 10 3 Раздел 3. Тема 3.5. Перемена отношения к партнеру. 32. 17 3 Раздел 3. Тема 3.6. Действия для достижения поставленной цели. 33. 24 3 Раздел 3. Тема 3.7. «Я» в предлагаемых обстоятельствах. 34. 31 3 Раздел 3. Тема 3.8. Итоговое занятие. Май 28. Апрель 25. 102