1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка Программа рассчитана на 108 академических часов. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Актуальность программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества. Программа направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: необходимость интеллектуального развития современных школьников, потребность в когнитивной разгрузке (отдых от гаджетов, интернета), обеспечение доступности дополнительного образования, увеличение количества детей, охваченных дополнительным образованием. Вид программы – модифицированная Направленность программы – спортивная Адресат программы – учащиеся 8-17 лет, дополнительно изучающие шахматы в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук» г. Улан-Удэ. Дети в разном возрасте хотят научиться играть в шахматы, поэтому группы могут быть разновозрастные. Срок и объём освоения программы – 1 год: Форма обучения – очная Особенности организации образовательной деятельности – группы разновозрастные Режим занятий 3 часа в неделю; 108 часов в год 1.2 Цель программы – создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, организация содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы Задачи: • Овладение учащимися знаниями теории и практики шахматной игры; • Формирование и развитие у учащихся на основе теоретических и практических занятий навыков ведения шахматной борьбы при помощи коллективного обсуждения шахматной стратегии и тактики; • Формирование навыков индивидуального и коллективного творчества с целью подготовки шахматистов – разрядников; • Подготовка к успешным выступлениям на различных соревнованиях; • Выявление способных и талантливых спортсменов для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства; • Развитие у учеников инициативы, логики, памяти, внимания, пространственного мышления, индивидуальности, самообладания, самостоятельности, эстетического вкуса и понимания красоты шахматных этюдов и комбинаций; • Развитие личностного потенциала; • Формирование навыков здорового образа жизни; • Воспитание и развитие интереса учащихся к шахматам, к самостоятельной работе и творчеству. Поэтапное освоение курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям. Использование во время процесса обучения наряду с традиционными шахматами электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ. Ожидаемые результаты Должны знать: - все ходы фигур; - шахматную нотацию; - сравнительную ценность фигур; - что такое шах, мат, пат; - общие принципы игры в начале партии; - правила поведения во время игры; - тактические удары (связка, двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной шах); - правила поведения в помещении и на улице; - правила техники безопасности. Должны уметь: - ставить мат тяжёлыми фигурами; - решать комбинации на различные темы (двойной удар, связка, вскрытый шах и др.); - играть шахматную партию с записью и часами. Личностными результатами являются: - правильно вести себя во время игры; - уважительно относиться к сопернику по игре; - правильно вести себя в помещении и на улице. 1.2 Содержание программы Учебный план 1. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым «полем». 3 2. Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы. 12 3. Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре. 18 4. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы. 15 5. Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов. 15 6. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия, типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации. 21 7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии. Соревнования в группе. 24 Теория – 36 часов Практика – 72 часа. Итого – 108 часов Основная форма подведения итогов – зачет. Критериями оценки результативности обучения являются уровень теоретической и практической подготовки учащихся. Дополнительный критерий оценивания уровня усвоения образовательной программы – результаты на турнирах. Методическая литература 1. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 2002. 2. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 2011. 3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. 4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. 5. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. 6. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 2009 г. 7. Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. М., ФиС, 2002. 8. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 2006 . 9. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 2003. 10. Яковлев Н. Шахматный решебник. Найди лучший ход. Спб: Физкультура и спорт, 2011. Календарный учебный график. Группы 1,2 10 11 12 13 15 16 декабрь 14 17 19 20 январь 18 21 25 февраль март 24 15/ 17 22/ 24 29/ 31 5/7 12/ 14 22 23 11/ 13 18/ 20 25/ 27 9/1 0 19/ 21 26/ 28 4/6 Форма Время Кол-во часов 3 2.2. Чемпионы мира. 3 2.3. Развитие шахмат в Бурятии. 3 3. Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре. 3 3.1. Как играть фигурами и пешками. 23/ 25 30/ 1 7/8 13/ 15 20/ 22 27/ 29 4/6 2.1. Шатар. Форма контроля 9 ноябрь 8 3 устный опрос, зачет 7 2. История зарождения шахмат. Место проведения 6 9/1 1 16/ 18 3 Кабинет №4 МАУ ДО ЦДО «МАН» 5 октябрь 4 3 1. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым «полем». 3 Беседа, практические упражнения 3 Тема занятия 11/ 13 18/ 20 25/ 27 2/4 понедельник 9.00 -11.20 /среда12:30-14:50 2 сентябрь 1 число Месяц № п/п 3.2. Ходы и взятие фигур. 3 3.3. Взятие на проходе. 3 3.4. Практическое занятие – ходы пешкой. 3 3.4. Превращение пешки. 3 4. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блицшахматы, долгие шахматы. 3 4.1. Мат 3 4.2. Миттельшпиль 3 4.3. Эндшпиль 3 4.4. Блиц-шахматы, долгие шахматы 3 5. Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов. 3 5.1. Мат в один ход. 3 5.2. Мат в два хода. 3 5.3. Мат в три и более хода. 3 5.4. Задачи на постановку мата в несколько ходов. 3 6. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия, типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации. 3 6.1. Шахматные комбинации. 3 6.2. Разнообразие шахматной игры. 3 6.3. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса 26 27 28 29 31 32 апрель 30 33 34 37 май 35 37 11/ 13 18/ 20 25/ 27 1/3 3 6.4. Система защиты 3 6.5. Атака 3 6.6. Типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации. 3 8/1 0 15/ 17 22/ 24 29/ 2 6/8 3 7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии. Соревнования в группе. 13/ 15 20/ 22 27/ 29 3 3 3 3 3 7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии. Соревнования в группе. 3 3 Итоговое занятие. Вручение свидетельств об окончании курса. 111 23 3 30 3 14 3 6 21 7 8 28 9 11 ноябрь 10 11 3 18 Беседа, практические упражнения 5 Суббота 12:30-14:50/ 15.00 – 17.20 7 октябрь 4 2. История зарождения шахмат. 2.1. Шатар. 3 2.2. Чемпионы мира. 2.3. Развитие шахмат в Бурятии. 3 3. Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре. 3 3.1. Как играть фигурами и пешками. 3 3.2. Ходы и взятие фигур. 3 3.3. Взятие на проходе. 3 13 9 3.4. Практическое занятие – ходы пешкой. 3 3.4. Превращение пешки. 3 4. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы. 3 4.1. Мат 14 15 16 16 3 4.2. Миттельшпиль 23 3 30 3 4.3. Эндшпиль 4.4. Блиц-шахматы, долгие шахматы 25 2 декабрь 12 Форма контроля 3 1. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым «полем». устный опрос, зачет 16 Место проведения Кол-во часов Форма Время число Тема занятия Кабинет №4 МАУ ДО ЦДО «МАН» 1 2 3 сентябрь № п/п Месяц Календарный учебный график. Группы 3,4 13 3 5. Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов. 20 3 5.1. Мат в один ход. 27 3 5.2. Мат в два хода. 3 3 10 3 17 3 24 3 2 3 9 3 16 3 27 23 3 5.3. Мат в три и более хода. 5.4. Задачи на постановку мата в несколько ходов. 6. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия, типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации. 6.1. Шахматные комбинации. 6.2. Разнообразие шахматной игры. 6.3. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса 6.4. Система защиты 6.5. Атака 28 29 30 31 32 33 34 35 30 3 6 3 18 19 январь 17 20 21 23 24 февраль 22 36 апрель май 26 март 25 13 6.6. Типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации. 7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии. 3 Соревнования в группе. 20 3 27 3 4 3 11 3 18 3 25 3 108 7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии. Соревнования в группе. Вручение свидетельств об окончании курса.