Гармаева И.А. Основы журналистики

Пояснительная записка
Данная программа по журналистике предназначена для учащихся 5-8 классов (11-14 лет)
общеобразовательных школ, дополнительно изучающих журналистику в Центре
дополнительного образования «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1 год
обучения (108 часов, 3 часа в неделю).
Актуальность программы дополнительного образования «Основы журналистики» связана с
решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое
развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление
детей и подростков.
Участие детей в создании средств массовой информации даёт им возможность определиться
в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои
успехи в общественном мнении. Подростки получают возможность выявить свои способности,
профессиональные качества, определиться в мире профессий.
Умению интересно рассказывать, выделять главное, излагать свои мысли на бумаге,
правильно задавать вопросы и слушать собеседника нужно учиться. Потребность в данной
программе дополнительного образования обусловлена тем, что определённый круг учащихся
стремится развить в себе умения, способности, необходимые для занятий журналистикой.
«Основы журналистики» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли
журналистов. Занятия по данной программе учитывают личностные особенности учащихся и
учат их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности
обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного
таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного
мышления и способности мыслить гибко и чётко, реализации потребности в коллективном
творчестве. Занятия имеют коммуникативную направленность и дают учащимся возможность
общаться в процессе создания средств массовой информации, а характер обучения позволяет
каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.
Для всестороннего знакомства с профессией журналиста выбраны три основных направления:
«Газетный мир», «Телевидение» и «Радио». Это позволит детям получить более полное
представление о направлениях в журналистике и различных аспектах этой профессии.
Цели программы:
— создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности,
—интеллектуального совершенствования;
— изучить основы журналистского мастерства.
Перспективная цель — подготовка обучающихся к сотрудничеству с городскими и
региональными средствами массовой информации и возможному выбору журналистики как
будущей профессии.
В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи.
1. Обучающие:
—знакомства с принципами журналистской деятельности;
—формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития;
—развитие знаний об особенностях журналистской профессии, а также о профессиях, имеющих
прямое и косвенное отношение к СМИ;
—формирование
навыков
журналистского
мастерства,
приобретение
первичного
профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;
—формирование практических навыков создания средств массовой информации.
2. Воспитывающие:
— формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения;
— формирование представления о журналистике как о профессии, играющей важную роль в
жизни общества;

— привитие культуры общения со средствами массовой информации;
— пробуждение интереса к прессе;
—формирование потребности в постоянном повышении информированности;
— воспитание культуры поведения и речи.
3. Развивающие:
- всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления;
— расширение общего кругозора.
Программа дополнительного образования «Основы журналистики» составлена в практикоориентированной форме подачи материала.
По форме организации образовательного процесса программа делится на три основные части,
включающие в себя основные направления журналистики, знание жанров, умение работать над
созданием средства массовой информации: «Газетный мир», «Телевидение», «Радио».
Каждый раздел делится на два блока — теоретический и блок творческих заданий. Объём
теоретического курса невелик. Выбранные темы включают в себя все вопросы, касающиеся
теории журналистики. Все разделы в совокупности представляют собой единую методическую
концепцию.
Планируемым результатом обучения по программе будет предоставление возможности
сотрудничества со СМИ, участвующими в реализации данной программы; создание учащимися
своего портфолио; освоение обучающимися указанных в данной программе как теоретических,
так и различных практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности, а
именно:
Предметные знания в следующих областях:
— журналистика как форма информационной деятельности;
— журналистика как профессия;
— роль журналиста в становлении общественного мнения;
— основные газетные жанры;
— основные телевизионные жанры;
— создание текста для телевизионного репортажа;
— особенности работы на радио;
— создание радийного текста;
— современные тенденции в журналистике.
Предметные умения и навыки - навыки анализа текста как конечного результата журналистской
деятельности, поиска информации в различных источниках; первичные навыки работы с
информацией.
Обучающиеся должны знать основные понятия журналистики, принципы организации
редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности.
Обучение, а также оценка знаний и умений, обучающихся проводятся в форме творческих
работ, рефератов, индивидуальных заданий. Используются также экскурсии в редакции
местных средств массовой информации. При работе над теоретическим материалом
предпочтение отдаётся основополагающим понятиям журналистики. Освоение теоретического
материала проводится в форме лекций и последующего обсуждения темы. В ходе занятий
обучающиеся овладевают техникой постановки вопросов, что очень важно для успешной
журналистской деятельности.
В связи с отсутствием соответствующего государственного образовательного стандарта по
изучению основ журналистики в школе данная программа строилась с опорой на программу
2

дополнительного образования «Журналистика в школе» (МОУ «Портниковская
общеобразовательная школа», автор-составитель Н.А.Спирина) образовательную программу
стажировки «Редактор детского печатного СМИ» (составитель Л. В. Деветиярова, редактор
журнала «ОКО» КРИРПО, г. Кемерово), образовательную программу юношеского
информационного агентства липецкого городского Дома творчества учащихся (составители И.
А. Малько, педагог дополнительного образования, и В. В. Плешков, зам. главного редактора
липецкой детской областной газеты «Золотой ключик», кандидат филологических наук),
методическое пособие «Методы профильной подготовки будущих журналистов» (автор Ю. А.
Агафонова, младший научный сотрудник лаборатории ТСО и медиаобразования ИСМО РАО) и
учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Азбука
журналистики» (авторы О. И. Лепилкина и др.).
Программа дополнительного образования «Основы журналистики» общим объёмом 234 часа
рассчитана на один учебный год. Обучающиеся разделены на 2 возрастные группы.
Итоги реализации программы
По завершению курса «Основы журналистики» учащиеся должны получить представление о
журналистской профессии. Усвоить основы профессиональной культуры журналиста, уметь
создавать телевизионные сюжеты, освоить навыки поиска информации в различных
источниках. Учащиеся должны уметь не только собирать материал, но и систематизировать его,
понять специфику работы редакции газеты, телевидения и радио.
Форма проведения занятий
В программе курса «Основы журналистики»
-индивидуальные занятия;
-семинары;
-лекции;
-выездные занятия;
-встречи с профессионалами;
-практическая работа (подготовка видеосюжетов, радиоматериалов)

1. Учебный план занятий
№

Тематика

Количество часов
теор
прак всего
ия
тика

Формы
аттестации

3

0

1

2

3

4

5

/ контроля
Творческое
задание

Раздел 1. Тема 0. Вводное занятие. Беседа с детьми «Мы – журналисты».
Рассматривание иллюстраций, фотографий и составление рассказов по
ним. Просмотр видеофрагментов о работе журналиста.

1

2

3

1.1. История российской журналистики. Журналистика как профессия
Практика: Разгадать кроссворд на тему: «Журналистика»

3

-

3

1.2.Создание журналистского текста
Практика: Написать эссе
1.3. Работа над журналистским текстом
Практика: Найти ошибку в тексте
Раздел 1. Тема 1. Теория: 1.1.Знакомство со структурой редакции
телевидения, правила поведения в студии.
Практика: анализ передач «Школьного телевидения».
1.2. СТД

1.5

1.5

3

1.5

1.5

3

1.5

1.5

3

3

-

3

1.3. Создание телевизионного текста
Практика: Написать СТД, зачитать его ЗКД
Раздел 1. Тема 1.
1.4. Повтор темы. История журналистики.
презентаций

1.5

1.5

3

1.5

1.5

3

1.5. Требования к журналисту.
Практика: съемки на выезде, расшифровка видео, написание и
озвучивание текста
Раздел 2. Тема. Источники информации в СМИ.
2.1 Информации-человек, документы, архив, интернет, объявления,
реклама.

1.5

1.5

3

1.5

1.5

3

Творческое
задание

Раздел 2. Тема. Источники информации в СМИ.
2.2. Как найти нужную информацию?
Практика: Рассмотреть и отобрать важную информацию в газете
2.3.Тема, замысел и идея журналистского произведения
Практика: Написать рассказ
Раздел 2. Тема 2.
2.4. Телевизионные новости, телевизионный репортаж.
Практика: Написать новость
2.5. Авторская программа. Как найти тему?
Практика: Приготовить и защитить свою авторскую программу
2.6. Замысел и идея программы
Практика: съемки на выезде, расшифровка видео, написание и
озвучивание текста

1.5

1.5

3

опрос

1.5

1.5

3

1.5

1.5

3

Устный
опрос,

1.5

1.5

3

творческое

1.5

1.5

3

задание

Раздел 3. Тема 1. Культура речи
3.1. Особенности культуры речи журналиста

3

-

3

Творческое
задание

3.2. Экология речи. Речевой этикет.
Практика: выразительное чтение и пересказ, съемки на выезде,
расшифровка видео, написание и озвучивание текста

1.5

1.5

3

Раздел 4. Основные телевизионные жанры
4.1. Интервью и сходные с ним жанры, беседа и дискуссия. Практика:
Составить вопросы для интервью и провести его

1.5

1.5

3

4.2. Ток - шоу, пресс-конференция, брифинг. Очерк, эссе, зарисовка и
т.д.
Практика: написать эссе на заданную тему, просмотреть все программы
информационного, аналитического, художественно-публицистического

1.5

1.5

3

Практика:

Защита

Устный
опрос

4

и сатирического жанра

6
7

8

9

Раздел 4. Тема: Основные телевизионные жанры
4.3. Защита проектов
съемки в студии и на выезде, экскурсия - «Тивиком»
Раздел 5. Тема: Знакомство со структурой редакции радио.
5.1. Основные радийные жанры. Радиозаметка.

-

3

3

3

-

3

Устный
опрос,

5.2. Обзор печати, интервью, отчет и т.д.
Практика: найти какие радийные программы относятся к жанру.

1.5

1.5

3

творческое
задание

Раздел 5. Тема: Знакомства со структурой редакции радио.
5.3. Особенности создания выпуска новостей на радио. Голос и умение
им владеть. Практика: Артикуляционная разминка

1.5

1.5

3

Устный
опрос,

Раздел 5. Тема: Знакомства со структурой редакции радио
5.4.Мастер-класс по созданию программы на радио. Озвучивание текста
Практика: анализ местных радиостанций (аудиоматериалов), съемки на
выезде и в студии, экскурсия на «ГТРК-Бурятия»

-

3

3

творческое
задание,
выпуск
передачи

Раздел 6. Тема. Основные газетные жанры
6.1.Знакомство со структурой редакции
профессионалами

1.5

1.5

3

Раздел 6. Тема. Основные газетные жанры
6.2. Статья

3

-

3

Раздел 7. Тема 1. Основные газетные жанры
7.1.Новость, репортаж, пресс-релиз, опрос, рецензия, эссе.

1.5

1.5

3

7.2. Интервью
Практика: экскурсия в редакцию газеты, выезд на съемки, озвучивание
текста, анализ местных газет и журналов

1.5

1.5

3

Раздел 8. Тема 1. Интернет и журналистика
8.2. понятие Нью-медиа, их место в современной системе общества

3

-

3

Раздел 8. Тема 1. Интернет и журналистика
8.3. Интернет-радио
Практика: анализ сайта, съемки на выезде

1.5

1.5

3

1.5

1.5

3

1.5

3
1.5

3
3

-

3

3

1

2

3

газеты,

встреча

с

Практика: Подготовить вопросы для гостя

10

Практика: Написать текст в любом жанре

11

Раздел 8. Тема 1. Интернет и журналистика 8.3.Потребнорсть в
интернете

12

Раздел 8. Тема 1. Интернет-радио, ТВ
8.4. Рецензия
Практика: Написать рецензию на любимую книгу
8.5. Написание статьи на свободную тему
8.6. Особое место рекламы в СМИ
Практика: анализ сайта, съемки на выезде, расшифровка видео,
написание и озвучивание текста

13
14

Раздел 8. Тема 1. Интернет-радио, ТВ
8.7. Различия и сходства в работе журналистов и корреспондентов.
Съемки на выезде, расшифровка видео, написание и озвучивание текста
Раздел 9. Тема 1. Этические и правовые нормы работы журналиста
9.1.Кодекс профессиональной этики российского журналиста,

5

15

Журналистские стандарты
Практика: съемки на выезде. Выход группой в театр
Раздел 10. Просмотр и анализ собственных сюжетов. Подведение итогов
учебного года. Торжественное закрытие 2016-2017 г.
Итого:

-

3

3

Защита
проектов

108

Количество часов, отведенных на изучение темы, может изменяться в зависимости от
усвояемости материала учащимися.
Учебно–методическое обеспечение
Приемы и методы:
Специфика данной программы позволяет использовать многообразные формы обучения и
различные методы и приемы:
-словесный метод (рассказ, объяснение);
-наглядный метод (личный показ педагога);
-практический метод (упражнения, решение задач);
-метод самостоятельной работы;
Дидактические материалы
В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:
-видеоархив телепередач;
-архив радийных передач;
-архив газетных материалов;
Техническое оснащение
Для реализации программы на одну учебную группу необходимо иметь соответствующее
оборудование и материалы.
Светлое, чистое, проветриваемое помещение, наличие вентиляции.
Профессиональная видеокамера; Фоны для съемки; Штатив; Микрофоны; Компьютеры;
Фотоаппараты; Съемочный павильон; Классная доска; Учебники; Студийное световое
оборудование.

Место
проведения
Форма контроля

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Время занятия

Число

месяц

№

2.Календарный учебный график.

6

беседа

05,

3

Сентябрь

19,
26

беседа

03
10

3

Октябрь

24
31,

14

беседа,
практи
ческие
упражн
ения
беседа

21

беседа

28,

беседа

05

беседа

12

Беседа,
практи
ческие
упражн
ения
Беседа

3

Беседа

3

Декабрь/

ноябрь

07

ноябрь

3

4

09,

6
7

16

Январь

5

09-00 -11-20; 15-00-17-20;

декабрь

19
26

Раздел 1. Тема 1. Теория: 1.1.Знакомство со структурой редакции
телевидения, правила поведения в студии. Показ серии передач
«Школьного телевидения».

Опрос

Раздел 1. Тема 1. Теория: 1.1.Знакомство со структурой редакции
телевидения.
СТД
Раздел 1. Тема 1. Теория: 1.1.Знакомство со структурой редакции
телевидения
1.3. Создание журналистского текста

17,

2

Зачет

1.1. История российской журналистики. Журналистика как
профессия
1.2.Создание журналистского текста
Работа над журналистским текстом

12

1

Раздел 1. Тема 0. Вводное занятие. Беседа с детьми «Мы –
журналисты». Рассматривание иллюстраций, фотографий и
составление рассказов по ним. Просмотр видеофрагментов о
работе журналиста.

беседа,
беседа,
практиче
ские
у
выездные

3

Раздел 1. Тема 1.
1.4. Повтор темы. История журналистики. Краткое введение в
журналистику.

устный
опрос

1.5. Требования к журналисту, съемки на выезде, расшифровка
видео, написание и озвучивание текста

устный
опрос

Раздел 2. Тема. Источники информации в СМИ. 2.1. Информациичеловек, документы, архив, интернет, объявления, реклама.
Раздел 2. Тема. Источники информации в СМИ.2.2. Как найти
нужную информацию?
Раздел 2. Тема. Источники информации в СМИ.
2.3.Тема, замысел и идея журналистского произведения. Новость
Раздел 2. Тема 2. 2 Свои программы
2.2. Телевизионные новости, телевизионный репортаж.

Раздел 2. Тема 2. 2 Свои программы
2.2.3. Авторская программа. Как найти тему?
Раздел 2. Тема 2. 2 Свои программы
2.2.4. Замысел и идея программы
Практика: съемки на выезде, расшифровка видео, написание и
озвучивание текста
Раздел 3. Тема 1. Культура речи
3.1. Особенности культуры речи журналиста
Раздел 4. Основные телевизионные жанры
4.1. Интервью и сходные с ним жанры, беседа и дискуссия,

каб.№2 МАУ ДО ЦДО «МАН» «Медиацентр»

0

устный
опрос

устный
опрос
творческ
ое
задание

7

23

30

8
06,

13,

Февраль

9

март

10

20,
27
06

11

13,

Раздел 4. Основные телевизионные жанры
Раздел 5. Тема: Знакомство со структурой редакции радио.
.

беседа,
практи
ческие
упражн
ения
беседа,
практи
ческие
упражн
ения,
выездн
ые
занятия

Раздел 5. Тема: Знакомство со структурой редакции радио.
5.2. Обзор печати, интервью, отчет, новость и т.д.

беседа,
практи
ческие
упражн
ения
беседа,
практи
ческие
упражн
ения,
выездн
ые
занятия

5.1. Основные радийные жанры. Радиозаметка

12

Раздел 5. Тема: Знакомства со структурой

3

редакции радио.
5.3. Особенности создания выпуска новостей на радио. Голос и
умение им владеть.
5.4.Мастер-класс по созданию программы на радио. Озвучивание
текста
Практика:
анализ
местных
радиостанций
(аудиоматериалов), съемки на выезде и в студии, экскурсия на
«ГТРК-Бурятия»
Раздел 6. Тема . Основные газетные жанры
6.1.Знакомство со структурой редакции газеты, встреча с
профессионалами
6.2. Статья
Раздел 7. Тема 1. Основные газетные жанры
7.1.Новость, выезд на место события

Раздел 7. Тема 1. Основные газетные жанры
7.2. Экскурсия в редакцию (МК Бурятия) Интервью
Практика:
экскурсия в редакцию газеты, выезд на съемки,
текста, анализ местных газет и журналов

апр апрель
ель

13

24

творческ
ое
задание

озвучивание

Беседа

17

творческ
ое
задание

творческ
ое
задание

Тема 1. Интернет-радио, ТВ. Потребность в интернете

03

10

творческ
ое
задание
творческ
ое
задание

3

март

20,
27

анятия
пражне
ния,
беседа,
практи
ческие
упражн
ения,
выездн
ые
занятия
Беседа

творческ
ое
задание
опрос

Беседа

3

Тема 1. Интернет-радио, ТВ
8.5. Написание статьи на свободную тему

беседа,
практи
ческие
упражн
ения

3

Раздел 8. Тема 1. Интернет и журналистика
8.2. понятие нью-медиа, их место в современной системе
общества
Раздел 8. Тема 1. Интернет и журналистика
8.3. Интернет-радио
Практика: анализ сайта, съемки на выезде

опрос

Раздел 8. Тема 1. Интернет-радио, ТВ
8.4. Рецензия

творческ
ое

беседа,

8

3

14

15,

15
16

22

май

29

практи
ческие
упражн
ения
выездн
ые
занятия
беседа,
практи
ческие
упражн
ения,
выездн
ые
занятия
беседа,
практи
ческие
упражн
ения

3

3

Раздел 8.
8.6. Особое место-реклама в СМИ
Практика: анализ сайта, съемки на выезде, расшифровка видео,
написание и озвучивание текста

задание

Раздел 8. Тема 1. Интернет-радио, ТВ
8.7.
Различия и сходства в работе журналистов и
корреспондентов.
Съемки на выезде, расшифровка видео, написание и озвучивание
текста
Раздел 9. Тема 1. Этические и правовые нормы работы
журналиста
9.1.Кодекс профессиональной этики российского журналиста,

опрос

творческ
ое
задание

Раздел 9. Тема. Этические и правовые нормы работы журналиста
Раздел 10. Просмотр и анализ собственных сюжетов. Подведение
итогов учебного года. Торжественное закрытие 2016-2017 г.

творческ
ое
задание

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».