Муханова Е.С. Программируем на языке Pascal

Пояснительная записка

Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для
учащихся

(16-17 лет), дополнительно изучающих программирование в Центре

дополнительного образования «Малая академия наук». (87 часов, 3 ч. в неделю).
Смена парадигм, обусловившая признание информатики как фундаментальной
естественной науки об информации и информационных процессах в природе и обществе,
усилила её общеобразовательную роль.
Овладение

единым

подходом к изучению

информационных

процессов,

понимание общности процессов восприятия, передачи, преобразования информации в
системах различной природы требует сознательного отношения учащихся к изучению
информатики на базовом или профильном уровнях.
Содержание обучения, представленное в программе учебного курса, имеет
практическую

направленность

и учитывает

актуальные

интересы

школьников.

Формирование умений и способов деятельности для решения важных, с точки зрения
учащихся, задач активизирует их исследовательский, творческий потенциал.
Кроме того, активизация познавательного процесса позволяет учащимся более
полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в
изучаемой области знаний.
Курс

способствует

созданию

дополнительных

условий

для

проявления

индивидуальных образовательных интересов учащихся.
В

рамках

курса

изучаются

как

общие

понятия

алгоритмизации

и

программирования, так и реализация алгоритмических конструкций на конкретном
языке программирования Паскаль, рассматриваются популярные классические
алгоритмы.
Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в
рамках школьной программы осветить весь спектр ее направлений, актуальной
представляется разработка данного курса.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и
доступности, позволяет получить необходимые знания по основам программирования
на языке Паскаль.

Цели курса:
- раскрытие значения программирования и сути профессии программиста;
- ознакомление со средой PASCAL и основами программирования;
- подготовка к практическому использованию полученных знаний при решении
учебных задач, а затем – в профессиональной деятельности.
Задачи элективного курса:
-

формирование

интереса

к

изучению

профессии,

связанной

с

программированием;
- знакомство с типовыми алгоритмами: ввод-вывод данных, использование
циклов, работа с массивами;
- знакомство со структурированными типами данных;
- профессиональное самоопределение;
- развитие алгоритмического мышления;
- решение задач повышенной сложности и олимпиадных задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Курс включает в себя как рассмотрение и знакомство с типовыми алгоритмами и
структурами: ввод-вывод, использование циклов, работа с массивами, так и темы,
которые, как правило, остаются за рамками традиционных курсов программирования:
работа со строками и файлами, вывод на принтер, решение олимпиадных задач и задач
повышенной сложности. Изучение данного курса имеет важное значение для развития
мышления. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения
информатики и использования компьютеров в обучении на развитие теоретического,
творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так
называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных
решений; открывает новые возможности для овладения такими современными
методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный
эксперимент.
Конкретная среда языка программирования Паскаль рассматривается с позиции
приобретения обучающимися навыков программирования. Преобладающий тип
занятий – практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального

компьютера в среде языка программирования Паскаль согласно санитарным правилам
и нормам (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения:
Личностные:
•

формирование представления о программировании как сфере возможной
профессиональной деятельности

Метапредметные:
• умения записи простых последовательностей действия на формальном
языке
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Предметные:
• развитие

алгоритмического

мышления,

необходимого

для

профессиональной деятельности в современном обществе;
•

развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя;

•

формирование знаний об алгоритмических конструкциях;

• знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной и циклической.
Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса
В результате освоения элективного курса обучающиеся должны знать:
- алгоритмические конструкции, исполнители;
- основы программирования на одном из языков программирования;
- общую структуру языка программирования, его синтаксис;
- правила определения типа переменной и ее описания;
- правила записи операторов языка, порядок выполнения операций, стандартные
и пользовательские функции, записи и выполнения арифметических и логических
функций;

- правила записи на языке программирования условного оператора, оператора
выбора, цикла с предусловием, цикла с постусловием, цикла со счётчиком, процедуры,
функции;
- основные приёмы отладки и тестирования программ.
Обучающиеся должны уметь:
- составлять и записывать программы, используя известные алгоритмические
конструкции;
- распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической
конструкции при решении задачи;
- использовать процедуры и функции при решении задач;
правильно записывать символы и ключевые слова языка программирования;
- записывать числовые и логические константы, задавать и описывать
переменные;
- описывать тип и размерность массивов;
- составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения
простых задач;
- понимать листинг, корректировать программу;
- выводить результаты на дисплей или записывать в файл;
- решать олимпиадные задачи начального уровня;
- проводить отладку и тестирование программ.

Состав учебно-методического комплекта
Программа курса обеспечивается контрольно-измерительными материалами для
проведения текущего и итогового контроля, учебной программой.
Для проведения практических занятий в компьютерном кабинете необходим
следующий состав аппаратного и программного обеспечений.

Аппаратное обеспечение:
1.

Процессор не ниже Pentium III.

2.

Оперативная память не меньше 256 Мб.

3.

Дисковое пространство не меньше 50 Мб.

4.

Монитор с 16-битной видеокартой.

5.

Разрешение монитора не ниже 1024х768.

Программное обеспечение:
Операционная система: Windows 2000 или Windows XP и выше, Linux (Alt,

1.

Ubuntu, Kubuntu).
Приложение ABS Pascal.

2.

1. Учебный план занятий.
Количество часов
№
п/п

Название раздела,
темы.

Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1.
2.

Введение
Раздел 1. Разветвляющиеся
алгоритмы

3
30

1
10

2
20

3.

Раздел 2. Циклические
алгоритмы

15

5

10

Контрольная
работа №2

4.

Раздел 3. Массивы

21

6

15

5

Раздел 4. Строковые данные

15

4

11

6.

Дифференцированный зачёт

3

-

3

Контрольная
работа №3
Контрольная
работа №4
Зачет

87

26

61

Контрольная
работа №1

Итого:

3

Форма
занятия
Лекция,
практикум

Кол
-во
час
ов
3

Тема занятия

Инструктаж по ТБ.
ABS Pascal-среда
программирования.

Место
проведения

Число

9.0011.10

1

Мес
яц

Ноябрь

№
п/
п

Время
проведения
занятия

2. Календарный учебный график.

Форма
контроля
Самостоят
ельная
работа

3

3

18

Лекция,
практикум

3

4

25

Лекция,
практикум

3

Типы данных языка
PASCAL: строковые.

5

2

Лекция,
практикум

3

Переменные и константы в
PASCAL.

6

9

Лекция,
практикум

3

Лекция,
практикум

3

Организация ветвлений с
помощью условных
операторов
Оператор выбора

Лекция,
практикум

3

7

16

Структура программы.
Типы данных языка
PASCAL: целые,
действительные.
Типы данных языка
PASCAL: логический тип

Программирование с
использованием условных
операторов
Повторение пройденного
материала

9

30

Лекция,
практикум

3

10

13

Лекция,
практикум

3

Программирование с
использованием
операторов выбора

Контрольная
работа

3

Контрольная работа №1

Лекция,
практикум

3

Программирование
циклических алгоритмов
Программирование циклов
с известным числом
повторений
Программирование циклов
с предусловием

11

20

9.00-11.10

23

Январь

8

Кабинет № 35

Лекция,
практикум

9.00-11.10

11

Декабрь

2

Кабинет № 35

Интерфейс. Решение задач.
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Контроль
ная
работа1
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа

3

Лекция
Практикум

3

14

10

Лекция
Практикум

3

Лекция,
практикум

3

Программирование циклов
с постусловием

Контрольная
работа

3

Контрольная работа №2

3

Массив

Самостоят
ельная
работа

3

Заполнение массива

Самостоят
ельная
работа

17

24

17

2

Март

16

18

9

9.00-11.10

15

Лекция,
практикум
Лекция,
практикум

Кабинет № 35

13

9.00-11.10

27

Февраль

12

Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Контроль
ная
работа2

Обработка массива

20

23

Лекция,
практикум

3

Максимальный элемент
массива

21

30

Лекция,
практикум

3

Минимальный элемент
массива

22

6

Лекция,
практикум

3

Сортировка массива

23

13

Контрольная
работа

3

Контрольная работа №3

Лекция,
практикум

3

Символьный тип

24

20

Практикум

3

Строки

26

4

Практикум

3

Обработка строк

27

11

Лекция,
практикум

3

Нахождение фрагментов
строки

Лекция,
практикум

3

Нахождение фрагментов
строки

Зачёт

3

Повторение. Обобщение.
Зачёт

Всего

87

28

29

18

25

9.00-11.10

27

Май

25

Кабинет № 35

3

Кабинет № 35

Лекция,
практикум

9.00-11.10

16

Апрель

19

Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Контроль
ная
работа3
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Зачет

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. «Программирование на языке Турбо Паскаль» / П.А.Шрайнер, Н.В.Сосновская
- Новосибирск: НГПУ 2022
2. «Turbo Pascal в задачах и примерах» / Н. Культин - СПб: БХВ-Петербург 2020г
3. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. пособие.- 3-е доп. изд. – М
2020г.
4. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.
2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 7-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».