Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Изобразительное искусство» Цель и задачи учебного предмета Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся 8-11 классов (14-18 лет) общеобразовательных школ, изучающих Изобразительное искусство в Центре дополнительного образования детей «Малая академия наук». (108 часов, 3 ч. в неделю) Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету. Задачи: – освоение терминологии предмета «изобразительное искусство»; – приобретение умений грамотно изображать художественными средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира; – формирование умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач; – приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами; – формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения и воспитания: • Методы формирования новых знаний и способов деятельности.-объяснительноиллюстративный и репродуктивный (рассказ, объяснение, показ, демонстрация, наблюдение, выполнение задания по алгоритму и др.); -проблемный и частично- поисковый (проблемная или эвристическая беседа, создание ситуации затруднения и др.); • Методы организации деятельности учащихся. -методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся (мозговой штурм, дискуссия, ролевые и сюжетные игры, практикум и др.); -методы самостоятельной работы (выполнение упражнений, сопровождающихся самопроверкой, изучение работ известных художников, подбор ассоциаций, образов, действия с моделями, постановками, практическая работа и др.) • Методы контроля и самоконтроля. -викторины; -практические работы; -просмотры. 2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Академический рисунок» Личностные образовательные результаты: • художественно-эстетическое развитие личности ребенка; • раскрытие творческого потенциала; • развитие внимательности, наблюдательности; • сохранение и развитие творческого подхода в работе; • развитие мотивации к творчеству и учѐбе. Метапредметные образовательные результаты • • • • • • • • • • • • навыки самоорганизации; развитие мелкой моторики рук; развитие глазомера; развитие зрительной памяти; активация мыслительных процессов, необходимых для анализа и синтеза. Предметные образовательные результаты: освоение терминологии предмета «графика»; знакомство с различными графическими материалами; освоение светотеневого моделирования формы; приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира; формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач; приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами; формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены Раздел I. Учебные пособия Учебные год кол-во пособия издания экземпляров Научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.): 1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. 2002 1 2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. 1994 1 3. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе 1963 1 4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты 1969 1 5. Ене Барчай Анатомия для художников. Будапешт 1986 1 6. Клебер Г. Полный курс рисунка обнаженной натуры 2000 1 7. Ломоносова М.Т. Графика и живопись 2002 1 2 8. Ф.М.Пармон, Т.П.Кондратенко. Рисунок и графика 1987 1 9. Рабинович М. Пластическая анатомия человека, 1978 1 четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. 10. Рисунок. Под ред. Серова А.М. 1975 1 11. Ростовцев Н.И. Учебный рисунок. 1976 1 12. Сергеев А. Учебный натюрморт. 1955 1 видеоматериалы (видеолекции, художественны и нацчно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и т.д.): 1. https://www.youtube.com/user/photoshopfirst 2. https://www.youtube.com/channel/UCR9N1dgBJz5uZ7KpNEPlOeA 3. https://www.youtube.com/watch?v=WIJxb6LrsGo программное обеспечение (компьютерные программы и т.п.): 1. Аdobe Рhotoshop 2017 8 материально-техническое оснащение: 1. Мольберт 8 2. Гипсовые фигуры 6 3. Инвентарь для постановок 4. Графический планшет 8 5. ПК 8 Раздел II. Методические материалы 1. Учебный план занятий п/п Название раздела, тема 1 Вводная беседа. Знакомство с художественными материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении линии и упражнение на нарастание тона (градации серого) Понятие о перспективе – перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел – возможно – каркасная проволочная модель Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью Знакомство с понятием «Живопись», знакомство с материалами, техниками. Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь) 2 3 4 5 Колич-во часов 3 Теоретические основы Практические занятия 1 2 3 1 2 6 1 5 3 1 2 12 1 11 3 10 11 12 13 14 15 1 8 9 1 8 9 1 8 3 1 4 12 1 11 6 1 5 6 1 5 6 1 5 9 1 8 12 1 11 2. Календарный учебный график № п/п Число Форма занятия Тема занятия Место проведения 9 9 Кол-во часов 8 Время проведения 7 Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель) Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой Натюрморт – цветочное растение на светлом фоне с простой драпировкой (уголь) Изображение натюрморта из 3х фигур различных по форме (стилизация, гуашь). Знакомство с понятием «стилизация» Натюрморт 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур с легкой драпировкой в теплых тонах (гуашь) Изображение складок драпировки (рисунок) Натюрморт из 2-х предметов, различных по форме в технике гризайль Составление композиции из 2х геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок). Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света Месяц 6 Форма контроля 4 3 2 18 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 Вводная беседа. Знакомство с художественными материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении линии и упражнение на нарастание тона (градации серого) Понятие о перспективе – перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел – возможно – каркасная проволочная модель Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью Итог. Просмотр Кабинет №311 Лекция. Практикум 9.00-11.00 11 сентябрь 1 Итог. Просмотр 4 2 Лекция. Практикум 3 Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью Итог. Просмотр 5 9 Лекция. Практикум 3 Знакомство с понятием «Живопись», знакомство с материалами, техниками. Итог. Просмотр Лекция. Практикум 3 Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь) октябрь 6 16 Итог. просмотр Кабинет №311 25 9.00-11.00 3 Итог. Просмотр 5 Лекция. Практикум 3 Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь) Итог. просмотр 8 30 Лекция. Практикум 3 Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь) Итог. просмотр 9 6 Лекция. Практикум 3 Итог. просмотр 10 13 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь) Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель) Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель) Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель) Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой Лекция. Практикум 3 13 4 Лекция. Практикум 3 14 11 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 15 18 9.00-11.00 27 декабрь 12 Лекция. Практикум 3 17 15 Лекция. Практикум 3 9.0011.00 25 январ ь 16 Кабинет №311 Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Кабинет №311 20 Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Каби нет №311 11 9.00-11.00 23 ноябрь 7 Итог. просмотр 6 Лекция. Практикум 3 Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой Итог. просмотр 19 29 Лекция. Практикум 3 Итог. просмотр 20 5 Лекция. Практикум 3 21 12 Лекция. Практикум 3 22 19 Лекция. Практикум 3 Изображение натюрморта из 3х фигур различных по форме (стилизация, гуашь). Знакомство с понятием «стилизация» Изображение натюрморта из 3х фигур различных по форме (стилизация, гуашь). Знакомство с понятием «стилизация» Изображение натюрморта из 3х фигур различных по форме (стилизация, гуашь). Знакомство с понятием «стилизация» Изображение натюрморта из 3х фигур различных по форме (стилизация, гуашь). Знакомство с понятием «стилизация» Лекция. Практикум 3 24 4 Лекция. Практикум 3 9.00-11.00 26 март 23 Натюрморт – цветочное растение на светлом фоне с простой драпировкой (уголь) Натюрморт 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур с легкой драпировкой в теплых тонах Итог. просмотр Кабинет №311 Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Кабинет №311 9.00-11.00 22 февраль 18 Итог. просмотр 7 26 18 3 27 25 28 1 Лекция. Практикум Лекция. Практикум Лекция. Практикум 29 8 Лекция. Практикум 30 15 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 3 3 32 29 Лекция. Практикум 3 33 6 Лекция. Практикум 3 34 13 35 20 9.00-11.00 22 май 31 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 (гуашь) Натюрморт 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур с легкой драпировкой в теплых тонах (гуашь) Изображение складок драпировки (рисунок) Изображение складок драпировки (рисунок) Натюрморт из 2-х предметов, различных по форме в технике гризайль Натюрморт из 2-х предметов, различных по форме в технике гризайль Составление композиции из 2-х геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок). Составление композиции из 2-х геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок). Составление композиции из 2-х геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок). Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света Понятие стилизация. Изображение Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Кабинет №311 3 Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Кабинет №311 Лекция. Практикум 9.00-11.00 11 апрель 25 Итог. просмотр Итог. просмотр 8 36 27 Лекция. Практикум 3 стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света Итог. просмотр Раздел III. Конспект занятий Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого). Задачи: знакомство с новыми понятиями, постановка руки, приобретение навыков штриховки и передачи тона через градации серого цвета. Материалы: бумага А4, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. Понятие о перспективе – перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел – возможно – каркасная проволочная модель Задачи: переход от плоского изображения к объемному, понятие о конструкции предметов, принципы построения линейной перспективы (с 1,2 точками схода), построение каркасных геометрических тел. Материалы: Бумага А4, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью. Задачи: передачи светотени собственной и падающей тени. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. Рисунок 2-х геометрических тел. Задачи: Закрепление знаний по перспективе и навыков построения простых геометрических тел, передача объема в пространстве. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. Знакомство с понятием «Живопись», знакомство с материалами, техниками. Задачи: Композиционное решение листа, применение навыков построения предметов и передача объема и пространства. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь. Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь)Задачи: Выявление и закрепление полученных навыков, выполнение композиционной работы – живопись. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь. Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне Задачи: Выразительная передача формы и светотеневого рисунка. 9 Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель). Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, и помещение предметов в пространстве. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, пастель. Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие пространственного мышления и фантазии. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. Натюрморт – цветочное растение на светлом фоне с простой драпировкой (уголь) Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие пространственного мышления и фантазии. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, уголь Натюрморт 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур с легкой драпировкой в теплых тонах (гуашь) Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие пространственного мышления и фантазии. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь Изображение складок драпировки (рисунок) Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие пространственного мышления и фантазии. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик Натюрморт из 2-х предметов, различных по форме в технике гризайль Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие пространственного мышления и фантазии. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти круглые, акварель Составление композиции из 2-х геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок). Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие пространственного мышления и фантазии. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие пространственного мышления и фантазии. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь 10