Хепнер А.И. Белый город мл.гр

Пояснительная записка к рабочей программе
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Цель и задачи учебного предмета
Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся 8-11 классов
(14-18 лет) общеобразовательных школ, изучающих Изобразительное искусство в Центре
дополнительного образования детей «Малая академия наук». (108 часов, 3 ч. в неделю)
Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого
потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету. Задачи:
– освоение терминологии предмета «изобразительное искусство»;
– приобретение умений грамотно изображать художественными средствами с натуры и по памяти
предметы окружающего мира;
– формирование умения создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;
– приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками,
эскизами;
– формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их
материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения и воспитания:
• Методы формирования новых знаний и способов деятельности.-объяснительноиллюстративный и
репродуктивный (рассказ, объяснение, показ, демонстрация,
наблюдение, выполнение задания по алгоритму и др.);
-проблемный и частично- поисковый (проблемная или эвристическая беседа, создание
ситуации затруднения и др.);
•

Методы организации деятельности учащихся.
-методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся (мозговой штурм,
дискуссия, ролевые и сюжетные игры, практикум и др.);
-методы самостоятельной работы (выполнение упражнений, сопровождающихся
самопроверкой, изучение работ известных художников, подбор ассоциаций, образов,
действия с моделями, постановками, практическая работа и др.)

•

Методы контроля и самоконтроля.
-викторины;
-практические работы;
-просмотры.

2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Академический рисунок»
Личностные образовательные результаты:
• художественно-эстетическое развитие личности ребенка;
• раскрытие творческого потенциала;
• развитие внимательности, наблюдательности;
• сохранение и развитие творческого подхода в работе;
• развитие мотивации к творчеству и учѐбе.

Метапредметные образовательные результаты
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

навыки самоорганизации;
развитие мелкой моторики рук;
развитие глазомера;
развитие зрительной памяти;
активация мыслительных процессов, необходимых для анализа и синтеза.
Предметные образовательные результаты:
освоение терминологии предмета «графика»;
знакомство с различными графическими материалами;
освоение светотеневого моделирования формы;
приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по
памяти предметы окружающего мира;
формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения
технических и творческих задач;
приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками,
зарисовками, эскизами;
формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены

Раздел I. Учебные пособия
Учебные
год
кол-во
пособия
издания экземпляров
Научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания
и публикации, описание экспериментов и др.):
1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению.
2002
1
2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник.
1994
1
3. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе
1963
1
4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты
1969
1
5. Ене Барчай Анатомия для художников. Будапешт
1986
1
6. Клебер Г. Полный курс рисунка обнаженной натуры
2000
1
7. Ломоносова М.Т. Графика и живопись
2002
1
2

8. Ф.М.Пармон, Т.П.Кондратенко. Рисунок и графика
1987
1
9. Рабинович М. Пластическая анатомия человека,
1978
1
четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке.
10. Рисунок. Под ред. Серова А.М.
1975
1
11. Ростовцев Н.И. Учебный рисунок.
1976
1
12. Сергеев А. Учебный натюрморт.
1955
1
видеоматериалы (видеолекции, художественны и нацчно-популярные фильмы,
видеозаписи занятий, мероприятий и т.д.):
1. https://www.youtube.com/user/photoshopfirst
2. https://www.youtube.com/channel/UCR9N1dgBJz5uZ7KpNEPlOeA
3. https://www.youtube.com/watch?v=WIJxb6LrsGo
программное обеспечение (компьютерные программы и т.п.):
1. Аdobe Рhotoshop
2017
8
материально-техническое оснащение:
1. Мольберт
8
2. Гипсовые фигуры
6
3. Инвентарь для постановок
4. Графический планшет
8
5. ПК
8

Раздел II. Методические материалы
1. Учебный план занятий

п/п

Название раздела, тема

1

Вводная беседа. Знакомство с
художественными
материалами и понятиями:
линия, штрих, тон.
Упражнение в проведении
линии и упражнение на
нарастание тона (градации
серого)
Понятие о перспективе –
перспектива плоскости, куба.
Рисунок геометрических тел –
возможно – каркасная
проволочная модель
Классический рисунок куба с
построением и легкой
светотенью
Знакомство с понятием
«Живопись», знакомство с
материалами, техниками.
Изображение простого
натюрморта из 2-х предметов
в холодных тонах (гуашь)

2

3
4
5

Колич-во
часов
3

Теоретические основы Практические занятия
1

2

3

1

2

6

1

5

3

1

2

12

1

11
3

10

11

12
13
14

15

1

8

9

1

8

9

1

8

3

1

4

12

1

11

6

1

5

6

1

5

6

1

5

9

1

8

12

1

11

2. Календарный учебный график
№
п/п

Число

Форма
занятия

Тема занятия
Место
проведения

9

9

Кол-во часов

8

Время
проведения

7

Рисунок натюрморта из 2-3
предметов контрастные по
форме и тону на светлом фоне
Натюрморт 2-3 предметов с
простой драпировкой
(пастель)
Рисунок натюрморта 2-3
предметов с простой
драпировкой
Натюрморт – цветочное
растение на светлом фоне с
простой драпировкой (уголь)
Изображение натюрморта из
3х фигур различных по форме
(стилизация, гуашь).
Знакомство с понятием
«стилизация»
Натюрморт 2-3-х предметов с
использованием
геометрических фигур с
легкой драпировкой в теплых
тонах (гуашь)
Изображение складок
драпировки (рисунок)
Натюрморт из 2-х предметов,
различных по форме в технике
гризайль
Составление композиции из 2х геометрических тел
(врезание друг в друга,
рисунок).
Понятие стилизация.
Изображение стилизованного
натюрморта из 2-х фигур в
теплых тонах. Определение
источника света

Месяц

6

Форма
контроля

4

3

2

18

Лекция.
Практикум

3

Лекция.
Практикум

3

Вводная беседа.
Знакомство с
художественными
материалами и
понятиями: линия,
штрих, тон.
Упражнение в
проведении линии и
упражнение на
нарастание тона
(градации серого)
Понятие о
перспективе –
перспектива
плоскости, куба.
Рисунок
геометрических тел –
возможно – каркасная
проволочная модель
Классический
рисунок куба с
построением и легкой
светотенью

Итог.
Просмотр

Кабинет №311

Лекция.
Практикум

9.00-11.00

11

сентябрь

1

Итог.
Просмотр

4

2

Лекция.
Практикум

3

Классический
рисунок куба с
построением и легкой
светотенью

Итог.
Просмотр

5

9

Лекция.
Практикум

3

Знакомство с
понятием
«Живопись»,
знакомство с
материалами,
техниками.

Итог.
Просмотр

Лекция.
Практикум

3

Изображение
простого натюрморта
из 2-х предметов в
холодных тонах
(гуашь)

октябрь
6

16

Итог.
просмотр

Кабинет №311

25

9.00-11.00

3

Итог.
Просмотр

5

Лекция.
Практикум

3

Изображение
простого натюрморта
из 2-х предметов в
холодных тонах
(гуашь)

Итог.
просмотр

8

30

Лекция.
Практикум

3

Изображение
простого натюрморта
из 2-х предметов в
холодных тонах
(гуашь)

Итог.
просмотр

9

6

Лекция.
Практикум

3

Итог.
просмотр

10

13

Лекция.
Практикум

3

Лекция.
Практикум

3

Изображение
простого натюрморта
из 2-х предметов в
холодных тонах
(гуашь)
Рисунок натюрморта
из 2-3 предметов
контрастные по форме
и тону на светлом
фоне
Рисунок натюрморта
из 2-3 предметов
контрастные по форме
и тону на светлом
фоне
Рисунок натюрморта
из 2-3 предметов
контрастные по форме
и тону на светлом
фоне
Натюрморт 2-3
предметов с простой
драпировкой (пастель)
Натюрморт 2-3
предметов с простой
драпировкой (пастель)
Натюрморт 2-3
предметов с простой
драпировкой (пастель)
Рисунок натюрморта
2-3 предметов с
простой драпировкой
Рисунок натюрморта
2-3 предметов с
простой драпировкой

Лекция.
Практикум

3

13

4

Лекция.
Практикум

3

14

11

Лекция.
Практикум

3

Лекция.
Практикум

3

15

18

9.00-11.00

27

декабрь

12

Лекция.
Практикум

3

17

15

Лекция.
Практикум

3

9.0011.00

25

январ
ь

16

Кабинет №311

Итог.
просмотр

Итог.
просмотр

Итог.
просмотр
Кабинет №311

20

Итог.
просмотр

Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр

Каби
нет
№311

11

9.00-11.00

23

ноябрь

7

Итог.
просмотр
6

Лекция.
Практикум

3

Рисунок натюрморта
2-3 предметов с
простой драпировкой

Итог.
просмотр

19

29

Лекция.
Практикум

3

Итог.
просмотр

20

5

Лекция.
Практикум

3

21

12

Лекция.
Практикум

3

22

19

Лекция.
Практикум

3

Изображение
натюрморта из 3х
фигур различных по
форме (стилизация,
гуашь). Знакомство с
понятием
«стилизация»
Изображение
натюрморта из 3х
фигур различных по
форме (стилизация,
гуашь). Знакомство с
понятием
«стилизация»
Изображение
натюрморта из 3х
фигур различных по
форме (стилизация,
гуашь). Знакомство с
понятием
«стилизация»
Изображение
натюрморта из 3х
фигур различных по
форме (стилизация,
гуашь). Знакомство с
понятием
«стилизация»

Лекция.
Практикум

3

24

4

Лекция.
Практикум

3

9.00-11.00

26

март

23

Натюрморт –
цветочное растение на
светлом фоне с
простой драпировкой
(уголь)
Натюрморт 2-3-х
предметов с
использованием
геометрических фигур
с легкой драпировкой
в теплых тонах

Итог.
просмотр

Кабинет №311

Итог.
просмотр

Итог.
просмотр

Итог.
просмотр

Кабинет
№311

9.00-11.00

22

февраль

18

Итог.
просмотр

7

26

18

3

27

25

28

1

Лекция.
Практикум
Лекция.
Практикум
Лекция.
Практикум

29

8

Лекция.
Практикум

30

15

Лекция.
Практикум

3

Лекция.
Практикум

3

3
3

32

29

Лекция.
Практикум

3

33

6

Лекция.
Практикум

3

34

13

35

20

9.00-11.00

22

май

31

Лекция.
Практикум

3

Лекция.
Практикум

3

(гуашь)
Натюрморт 2-3-х
предметов с
использованием
геометрических фигур
с легкой драпировкой
в теплых тонах
(гуашь)
Изображение складок
драпировки (рисунок)
Изображение складок
драпировки (рисунок)
Натюрморт из 2-х
предметов, различных
по форме в технике
гризайль
Натюрморт из 2-х
предметов, различных
по форме в технике
гризайль
Составление
композиции из 2-х
геометрических тел
(врезание друг в
друга, рисунок).
Составление
композиции из 2-х
геометрических тел
(врезание друг в
друга, рисунок).
Составление
композиции из 2-х
геометрических тел
(врезание друг в
друга, рисунок).
Понятие стилизация.
Изображение
стилизованного
натюрморта из 2-х
фигур в теплых тонах.
Определение
источника света
Понятие стилизация.
Изображение
стилизованного
натюрморта из 2-х
фигур в теплых тонах.
Определение
источника света
Понятие стилизация.
Изображение

Итог.
просмотр

Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр

Кабинет №311

3

Итог.
просмотр

Итог.
просмотр

Итог.
просмотр

Итог.
просмотр

Кабинет №311

Лекция.
Практикум

9.00-11.00

11

апрель

25

Итог.
просмотр

Итог.
просмотр
8

36

27

Лекция.
Практикум

3

стилизованного
натюрморта из 2-х
фигур в теплых тонах.
Определение
источника света
Понятие стилизация.
Изображение
стилизованного
натюрморта из 2-х
фигур в теплых тонах.
Определение
источника света

Итог.
просмотр

Раздел III. Конспект занятий

Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон.
Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого).
Задачи: знакомство с новыми понятиями, постановка руки, приобретение навыков штриховки и
передачи тона через градации серого цвета.
Материалы: бумага А4, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Понятие о перспективе – перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел – возможно –
каркасная проволочная модель
Задачи: переход от плоского изображения к объемному, понятие о конструкции предметов,
принципы построения линейной перспективы (с 1,2 точками схода), построение каркасных
геометрических тел.
Материалы: Бумага А4, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью.
Задачи: передачи светотени собственной и падающей тени.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Рисунок 2-х геометрических тел.
Задачи: Закрепление знаний по перспективе и навыков построения простых геометрических тел,
передача объема в пространстве.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Знакомство с понятием «Живопись», знакомство с материалами, техниками.
Задачи: Композиционное решение листа, применение навыков построения предметов и передача
объема и пространства.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь.
Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь)Задачи: Выявление
и закрепление полученных навыков, выполнение композиционной работы – живопись.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь.
Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне Задачи:
Выразительная передача формы и светотеневого рисунка.

9

Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель).
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, и помещение
предметов в пространстве.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, пастель.
Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Натюрморт – цветочное растение на светлом фоне с простой драпировкой (уголь)
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, уголь
Натюрморт 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур с
легкой драпировкой в теплых тонах (гуашь)
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь
Изображение складок драпировки (рисунок)
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик
Натюрморт из 2-х предметов, различных по форме в технике гризайль
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти круглые, акварель
Составление композиции из 2-х геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок).
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик
Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах.
Определение источника света
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».