Пояснительная записка Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся 5-6 классов (11-13 лет), дополнительно изучающих программирование в Центре дополнительного образования «Малая академия наук». (108 часов, 3 ч. в неделю). Смена парадигм, обусловившая признание информатики как фундаментальной естественной науки об информации и информационных процессах в природе и обществе, усилила её общеобразовательную роль. Овладение единым подходом к изучению информационных процессов, понимание общности процессов восприятия, передачи, преобразования информации в системах различной природы требует сознательного отношения учащихся к изучению информатики на базовом или профильном уровнях. Содержание обучения, представленное в программе учебного курса, имеет практическую направленность и учитывает актуальные интересы школьников. Формирование умений и способов деятельности для решения важных, с точки зрения учащихся, задач активизирует их исследовательский, творческий потенциал. Кроме того, активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний. Курс способствует созданию дополнительных условий для проявления индивидуальных образовательных интересов учащихся. В рамках курса изучаются как общие понятия алгоритмизации и программирования, так и реализация алгоритмических конструкций на конкретном языке программирования (используется диалект языка LOGO в среде программирования MSWLogo), рассматриваются популярные классические алгоритмы. Кроме того, значительная часть курса посвящена созданию моделей из различных предметных областей. Общие требования к образованности учащихся Для качественного обучения необходимо, чтобы школьники обладали базовыми знаниями по математике на уровне 5 класса и элементарными навыками работы в файловой системе. Также приветствуется готовность к коллективному обучению, умение учиться независимо от других, планировать и организовывать свою деятельность. Концепция курса Ключевой особенностью курса является его направленность на формирование у учащихся навыков поиска собственного решения поставленной задачи, составления алгоритма решения и реализации алгоритма с помощью средств программирования. В рамках предлагаемого курса изучение основ программирования на языке Logo — это не столько средство подготовки к будущей профессиональной деятельности, сколько формирование новых общеинтеллектуальных умений и навыков: разделение задачи на этапы решения, построение алгоритма и др. Исключительно велика роль программирования для формирования мышления школьников, приёмов умственных действий, умения строить модели, самостоятельного нахождения и составления алгоритмов решения задач, умения чётко и лаконично реализовывать этапы решения задач. Использование этих возможностей для формирования общеинтеллектуальных и общеучебных умений школьников активизирует процесс индивидуально-личностного становления учащихся. Умение составлять алгоритмы решения и навыки программирования являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций современной школы. Умение находить решение, составлять алгоритм решения и реализовывать его с помощью языков программирования — необходимое условие подготовки современных школьников. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими продуктами в виде программ на компьютере рождается основополагающий образовательный продукт — освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся в форме различных программ. Цели изучения курса Основными целями курса являются: ⋅ понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации; ⋅ овладеть базовыми понятиями теории алгоритмов; ⋅ научиться разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их в виде программы, написанной на языке программирования Logo. Задачи курса Основными задачами курса являются: Образовательные: ⋅ познакомиться с понятиями языка программирования, процедуры, алгоритма; ⋅ сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Logo; ⋅ изучить основные конструкции языка программирования Logo, позволяющие работать с простыми (скалярными) и составными (массивами, строками) типами данных; ⋅ научиться применять процедуры при написании программ на языке программирования Logo; ⋅ научиться отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ; ⋅ познакомиться с компьютерными моделями, создаваемыми средствами языка Logo. Развивающие: ⋅ развитие логическое мышление учащихся; ⋅ развитие информационной культуры учащихся при решении задач; ⋅ развитие внимательности, самостоятельности. Воспитательные: ⋅ формирование правильной самооценки учащихся; ⋅ воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества); ⋅ привитие у учащихся интереса к информатике: ученик должен чувствовать эстетическое удовольствие от красиво решенной задачи, от установленной им возможности приложения информатики к другим наукам. Ожидаемые результаты курса В рамках курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности: ⋅ умеют составлять алгоритмы для решения задач; ⋅ умеют реализовывать алгоритмы на компьютере в виде программ, написанных на языке Logo; ⋅ владеют основными навыками программирования на языке Logo; ⋅ умеют отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Logo; ⋅ умеют составлять и реализовывать на языке Logo несложные модели из смежных курсов школьной программы; ⋅ вырабатывают навыки коллективной работы над совместным проектом. Состав учебно-методического комплекта Программа курса обеспечивается контрольно-измерительными материалами для проведения текущего и итогового контроля, учебной программой. Для проведения практических занятий в компьютерном кабинете необходим следующий состав аппаратного и программного обеспечений. Аппаратное обеспечение: 1. Процессор не ниже Pentium III. 2. Оперативная память не меньше 256 Мб. 3. Дисковое пространство не меньше 50 Мб. 4. Монитор с 16-битной видеокартой. 5. Разрешение монитора не ниже 1024х768. Программное обеспечение: Операционная система: Windows 2000 или Windows XP и выше, Linux (Alt, 1. Ubuntu, Kubuntu). Приложение MSWLogo или FMSLogo. 2. 1. Учебный план занятий. № п/п темы. 1. 2. Введение Раздел 1. Черепашья графика 3. 4. 5. Название раздела, Количество часов Всего Теория Практика 1 9 2 21 Раздел 2. Программирование с 42 Черепашкой 14 28 Раздел 3. Моделирование с Черепашкой Дифференцированный зачёт 24 8 16 9 3 6 108 35 73 Итого: 3 30 Формы аттестации/ контроля Контрольная работа №1 Контрольная работа №2 Самостоятельная работа Защита проекта Мес яц Число Форма занятия Кол -во час ов Тема занятия Место проведения № п/ п Время проведения 2. Календарный учебный график. Форма контроля 3 3 21 Лекция, практикум 3 4 25 Лекция, практикум 3 3 6 9 Лекция, практикум 3 7 16 Лекция, практикум 3 Лекция, практикум 3 Цвет. RGB-модель цвета 23 9.00-11.10 Лекция, практикум Октябрь 2 «Черепашка рисует окружность, а мы узнаём, что такое цикл» Написание, создание циклических программ Лекция, практикум 3 Вывод текста. Атрибуты шрифта. 10 13 Лекция, практикум 3 «Черепашка вспоминает всё, чему научилась, а мы готовимся к контрольной работе». 11 20 Лекция, практикум 3 Повторение. Контрольная работа. Лекция, практикум 3 Раздел 2. Программирование с Черепашкой. Переменные. Параметры процедур «Черепашка рисует многоугольники, а мы создаём процедуру с параметром»; «Черепашка рисует спирали, а мы продолжаем знакомство со счётчиком repcount»; «В дождике отражается солнце, а мы используем переменные» 12 27 9.00-11.10 30 Ноябрь 9 Лекция, практикум 3 14 11 Лекция, практикум 3 Лекция, практикум 3 15 18 9.00-11.10 4 Декабрь 13 Типы данных: число, слово, список Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа «Черепашка рисует звёзды, а мы узнаём, в чём измеряется угол» Циклический алгоритм. 5 8 Самостоят ельная работа Кабинет № 35 Лекция, практикум Введение. Знакомство с курсом. Интерактивный электронный учебник. Справочник. Задачник. Компьютерный исполнитель. СКИ. Алгоритм. Программирование. Раздел 1. Черепашья графика «Черепашка узнаёт новую команду, а мы учимся создавать процедуры» Рисование геометрических фигур, многоугольников. Самостоят ельная работа Кабинет № 35 3 Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Кабинет № 35 18 Лекция, практикум Контроль ная работа 1 Самостоят ельная работа Кабинет № 35 2 9.00-11.10 11 Сентябрь 1 Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Лекция, практикум 3 «Спираль приобретает цвет, а мы знакомимся со списками» 17 9 Лекция, практикум 3 18 15 Лекция, практикум 3 Лекция, практикум 3 «Черепашка радуется дождику, а мы генерируем случайные числа» «Черепашка рисует смайлики, а мы знакомимся с новым типом данных» Ветвление Лекция, практикум 3 21 5 Лекция Практикум 3 22 12 Лекция Практикум 3 Лекция Практикум 3 «Черепашка считает ответы, а мы знакомимся с циклом while» Лекция, практикум 3 Контрольная работа 3 Подготовка к контрольной работе № 2 «Черепашка вспоминает про счётчик и генератор, а мы готовимся к контрольной работе» Контрольная работа № 2. 19 24 26 25 4 11 27 Март 26 18 9.00-11.10 23 9.00-11.10 29 Февраль 20 Лекция, практикум 3 Лекция, практикум 3 «Черепашка высаживает цветы, а мы знакомимся с командой управления if» Команды ввода-вывода «Черепашка задаёт вопросы, а мы знакомимся с командами ввода-вывода» Цикл «пока» Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа 29 1 Лекция, практикум 3 8 Лекция, практикум 3 Рекурсия. 3D-моделирование Лекция, практикум 3 Рекурсия. Хвостовая рекурсия Лекция, практикум 3 Рекурсивные процедуры. Пространственные координаты. Апрель 32 22 9.00-11.10 3 апрель Лекция, практикум 15 Контроль ная работа2 Самостоят ельная работа 25 31 Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Раздел 3. Моделирование с Черепашкой Звук и анимация. Моделирование физических процессов Звук. Кодирование звука на компьютере. Генерация звука заданной частоты и длительности. Команда wait. Принцип компьютерной анимации «нарисовалподождал-стёр-вычислил новое положение». Создание простых анимационных роликов. Массив Черепашек. Создание множества Черепашек и управление ими. 28 30 Кабинет № 35 22 Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Кабинет № 35 19 9.00-11.10 25 Январь 16 3 Режим perspective. Построение трёхмерных моделей. 34 13 Практикум 3 Дифференцированный зачёт. Подготовка проекта Практикум 3 Подготовка проекта Лекция, практикум 3 Защита проекта Всего 108 35 36 20 27 Кабинет № 35 Лекция, практикум 9.00-11.10 6 Май 33 Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Самостоят ельная работа Зачет Учебно-методические материалы 1. Татарникова Л. А. Занимательное ЛОГОзнание : Рабочая тетрадь. 2. Занимательное ЛОГОзнание : Интерактивный электронный учебник. 3. Татарникова Л. А. Занимательное ЛОГОзнание : Методические рекомендации. 4. Татарникова Л. А. Занимательное ЛОГОзнание : Задания для проведения контрольной работы № 1 «Черепашья графика». 5. Татарникова Л. А. Занимательное ЛОГОзнание : Задания для проведения контрольной работы № 2 «Программирование с Черепашкой». 6. Татарникова Л. А. Занимательное ЛОГОзнание : Задания для итогового проекта.