Будашеева З.В. Актерское мастерство для детей

Пояснительная записка
Данная программа по актерскому мастерству предназначена для учащихся 1-11
классов (6-17 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих актерское
мастерство в Центре дополнительного образования детей «Малая академия наук».
Программа рассчитана на 1 год обучения (102 часа, 3 часа в неделю).
Актёрское мастерство — набор упражнений, направленный не на освоение навыков
профессии актера, а развитие психофизического аспекта человека. Благодаря такой
тренинговой программе человек учится раскрываться миру, избавляется от страхов
и фобий, связанных с общением с другими людьми, выступлением перед публикой.
Он становится прекрасным оратором, у него налаживаются отношения со всеми людьми,
он идет по жизни легко и играючи.
Актерское мастерство помогает осознать общечеловеческие ценности, формирует
позитивное отношение к миру. Этот предмет готовит детей к будущей жизни, успешной
работе в коллективе, так сказать, способствует внешней и внутренней социализации
ребёнка, помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство
партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества,
необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой.
Актерское мастерство активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно
образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области
текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления.
Актерское мастерство побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с
удовольствием и более осмысленно, чем раньше, и при использовании метода
драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо
лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того,
пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает
информацию, чем слух в отдельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
В современном обществе людям сложно чувствовать себя раскрепощёнными,
управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенным в себе. Большинство
чувствуют страх, агрессию, неуверенность, не могут выразить свои мысли, чувства.
Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются
не только в мимике, речи, но и в движениях.
Среди молодежи наблюдается падение интереса к искусству, к коллективному
творчеству, наблюдается разобщенность, действует девиз «каждый сам за себя». Уходят в
прошлое коллективные игры, массовые походы по музеям и театрам. На смену приходят
компьютеры и виртуальное общение по локальным сетям. К сожалению, в век «высоких
технологий» дети просто разучились играть вместе в реальном мире. Часто молодежь, не
встречающая должного понимания, стараясь найти себя, становится приверженцами
различных субкультур, а то и просто весь интерес от общения со сверстниками сводиться к
«бутылке пива да пачке сигарет».
Театр – синтетическое искусство, объединяющее слова и действия с
изобразительным искусством, музыкой, пластикой и т.д. Театр как ничто другое
объединяет в себе все виды творчества и дает огромный потенциал для самовыражения
личности.
Театр так же искусство коллективное. Творческие проекты и есть результат усилий
коллектива. Занятия актёрским мастерством могут и должны воспитывать у детей такие
ценные качества как чувство партнерства, способность чувствовать и ценить красоту
настоящей дружбы, требовательность к себе и к другим. Занятия помогают формированию

у детей верных идейно-эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных
явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров.
Практическое знакомство со сценическим действием имеет общевоспитательное
значение: способствует развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них
наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы,
эмоциональной отзывчивости, культуры речи, слуха, пластики.
Занятия актерским мастерством включают в себя проведение бесед об искусстве,
истории, литературе, что так же способствует культурно-эстетическому развитию детей.
Таким образом, привлечение школьников к многообразной деятельности,
обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего
развития их способностей и самореализации творческого потенциала личности.
Новизна данной программы помогает подростку открыть в себе новые чувства
и ощущения, помогает ему в его совершенствовании, раскрытии личностного
потенциала, даёт харизму. Он становится непревзойденным оратором, легко общающимся
с публикой.
Укрепляется общая стрессоустойчивость, так как ребёнок станет легко управлять
своими чувствами и эмоциями. Через свое тело он управляет своим настроением
и поведением и легко добивается успеха в жизни в целом.
Цель программы - гармоничное развитие самостоятельной творческой
индивидуальности подростка средствами актерского мастерства. Формирование личности,
обладающей широким кругозором в области театра, искусства, телевиденья, способной к
успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра.
Задачи программы.
- дать базовый уровень знаний по предмету;
- Формирование стойкого интереса у детей к театральному искусству в целом и к предмету

«Основы актерского мастерства» в частности;

- формирование личности, способной к созидательному, систематическому,
творческому труду, к самостоятельной работе в любой, выбранной в дальнейшем,
профессиональной деятельности, то есть пробуждение творца;
- создание творческой атмосферы обучения, гарантирующей развитие творческой
индивидуальности, воспитывающей чувство причастности к общему делу, ответственности
за свои действия, уважение к творческому «Я»;
- развитие внутренней и внешней техники психофизического аппарата учащегося;
- развитие наблюдательности, сенсорной и образной памяти, эмоциональной памяти,
многоплоскостного внимания, фантазии, воображения, логического, ассоциативного и
метафорического мышления;
- развитие внутренней свободы личности (освобождение от излишнего напряжения);
- воспитание чувства пространства и композиции;
- выработка правильности произношения;
- постановка правильного дыхания;
- работа с партнером;
- воспитание зрительской культуры.
Итоги реализации программы
По завершению курса «Актерское мастерство» учащиеся должны получить
представление как о профессии актёра, так и о театре в целом. Усвоить основы
профессиональной культуры актёра, уметь воссоздавать образы персонажей, освоить
навыки сценической речи и сценического движения. Учащиеся должны уметь не только
«заучивать» или читать текст, а также и свободно импровизировать.

1.Учебный план занятий.
№

1.

Тематика

Раздел 1. Теория: Инструктаж по технике
безопасности и охраны труда. Правила поведения.

Количество часов
теория

практ
ика

2

1

всего

3

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с актерским
мастерством и театральным искусством в целом.

Формы
аттестации/
контроля

Беседа,
творческое
задание
Устный
опрос

2.

Раздел 1. Тема 1.2. Тренинги на сплочение коллектива.

-

3

3

Беседа,
творческое
задание

3.

Раздел 1. Тема 1.3. Тренинги на развитие актерского
внимания и зрительной памяти.

-

3

3

Беседа,
творческое
задание

4.

Раздел 1. Тема 1.4. Упражнения на снятие мышечных
зажимов.

-

3

3

Беседа,
творческое
задание

5.

Раздел 1. Тема 1.5.Тренинги на развитие фантазии и
воображения.

-

3

3

Беседа,
творческое
задание

6.

Раздел 1. Тема 1.6. Тренинги на развитие органов
чувств восприятия (Слуха).

-

3

3

Беседа,
творческое
задание

7.

Раздел 1. Тема 1.7. Тренинги на развитие
ассоциативного и образного мышления.

-

3

3

Беседа,
творческое
задание

8.

Раздел 1. Тема 1.8. Тренинги на координацию в
пространстве.

-

3

3

Беседа,
творческое
задание

9.

Раздел 1. Тема 1.9. Тренинги на партнерское
взаимодействие и общение.

-

3

3

Беседа,
творческое
задание

10.

Раздел 1. Тема 1.10. Упражнения на развитие
импровизационного самочувствия.

1

2

3

Беседа,
творческое
задание

11.

Раздел 2. Тема 2.1. Упражнения на ощущение
атмосферы.

1,5

1,5

3

Беседа,
творческое
задание

12.

Раздел 2. Тема 2.2. Ощущение пространства.

-

3

3

Беседа,
творческое
задание

13.

Раздел 2. Тема 2.3. Импровизация.

-

3

3

Беседа,
творческое
задание

14.

Раздел 2. Тема 2.4. Мизансцена.

1

2

3

Беседа,
творческое
задание

15.

Раздел 2. Тема 2.5. Внутренний монолог

1,5

1,5

3

Беседа,
творческое
задание

16.

Раздел 2. Тема 2.6. Овладением словесным действием.

1,5

1,5

3

Беседа,
творческое
задание

17.

Раздел 2. Тема 2.7. Тренинг по сценической речи.
Построение правильного дыхания.

1

2

3

Беседа,
творческое
задание

18.

Раздел 2. Тема 2.8. Речь в движении.

-

3

3

Беседа,
творческое
задание

19.

Раздел 2. Тема 2.9. Упражнения на освобождения
мышц.

1

2

3

Беседа,
творческое
задание

20.

Раздел 2. Тема 2.10. Основы построения мизансцен.

1,5

1,5

3

Беседа,
творческое
задание

21.

Раздел 2. Тема 2.11. Действия в предлагаемых
обстоятельствах.

-

3

3

Беседа,
творческое
задание

22.

Раздел 2. Тема 2.12. Упражнения на беспредметное
действие.

-

3

3

Беседа,
творческое
задание

23.

Раздел 2. Тема 2.13. Предлагаемые обстоятельства.
Логика действия.

24.

1,5

1,5

3

Беседа,
творческое
задание

Раздел 2. Тема 2.14. Оправдание места действия.

-

3

3

Беседа,
творческое
задание

25.

Раздел 2. Тема 2.15. Упражнения на память
физических действий.

1

2

3

Беседа,
творческое
задание

26.

Раздел 2. Тема 2.16. Тренинг на физическое
самочувствие.

-

3

3

Беседа,
творческое
задание

27.

Раздел 3. Тема 3.1. Эмоциональная память.

-

3

3

Беседа,
творческое
задание

28.

Раздел 3. Тема 3.2. Упражнения на перемену
отношения к предмету.

1

1

3

Беседа,
творческое
задание

29.

Раздел 2. Тема 3.3. Упражнения на перемену
отношения к месту действия.

1

1

3

Беседа,
творческое
задание

30.

Раздел 3. Тема 3.4. Отношение к событию (оценка
факта).

1

2

3

Беседа,
творческое
задание

31.

Раздел 3. Тема 3.5. Перемена отношения к партнеру.

1

2

3

Беседа,
творческое
задание

32.

Раздел 3. Тема 3.6. Действия для достижения
поставленной цели.

-

2

3

Беседа,
творческое
задание

33.

Раздел 3. Тема 3.7. «Я» в предлагаемых
обстоятельствах.

1

2

3

Беседа,
творческое
задание

34.

Раздел 3. Тема 3.8. Итоговое занятие

1

2

3

Беседа,
творческое
задание

ИТОГО:

23,5

78,5

102

Количество часов, отведенных на изучение темы, может изменяться в зависимости от
усвояемости материала учащимися.
Учебно–методическое обеспечение
Приемы и методы:
Специфика данной программы позволяет использовать многообразные формы обучения и
различные методы и приемы:
-словесный метод (рассказ, объяснение);
-наглядный метод (личный показ педагога);
-практический метод (упражнения, решение задач);
-метод самостоятельной работы;
Техническое оснащение
Для реализации программы на одну учебную группу необходимо иметь соответствующее
оборудование и материалы.
Светлое, чистое, проветриваемое помещение, наличие вентиляции.
Музыкальный центр/колонка, теннисные мячи.

2.

29

3

Раздел 1. Теория:
Инструктаж по технике
безопасности и охраны
труда. Правила поведения.
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с актерским
мастерством и театральным
искусством в целом.

3

Раздел 1. Тема 1.2.
Тренинги на сплочение
коллектива.

Форма
контрол
я

Тема занятия

Место
проведе
ния

Кол-во
часов

Форма
занятия

09:0011:20;
15:0017:20.

беседа, практические упражнения

Время
проведе
ния

22

Сентябрь

1.

Число

№

Месяц

2.Календарный учебный график.

Ул.
Устный
Борсоева,
опрос,
17
творческое
задание.

6

3

Раздел 1. Тема 1.3.
Тренинги на развитие
актерского внимания и
зрительной памяти.

4.

13

3

Раздел 1. Тема 1.4.
Упражнения на снятие
мышечных зажимов.

20

3

Раздел 1. Тема 1.5.
Тренинги на развитие
фантазии и воображения.

6.

27

3

Раздел 1. Тема 1.6.
Тренинги на развитие
органов чувств восприятия
(Слуха).

7.

3

3

Раздел 1. Тема 1.7.
Тренинги на развитие
ассоциативного и
образного мышления.

8.

10

3

Раздел 1. Тема 1.8.
Тренинги на координацию
в пространстве.

17

3

Раздел 1. Тема 1.9.
Тренинги на партнерское
взаимодействие и общение.

10.

24

3

Раздел 1. Тема 1.10.
Упражнения на развитие
импровизационного
самочувствия.

11.

1

3

Раздел 2. Тема 2.1.
Упражнения на ощущение
атмосферы.

12.

8

3

Раздел 2. Тема 2.2.
Ощущение пространства.

15

3

Раздел 2. Тема 2.3.
Импровизация.

13.

Ноябрь

9.

Декабрь

5.

Октябрь

3.

22

3

Раздел 2. Тема 2.4.
Мизансцена.

15.

29

3

Раздел 2. Тема 2.5.
Внутренний монолог

16.

12

3

Раздел 2. Тема 2.6.
Овладением словесным
действием.

17.

19

3

Раздел 2. Тема 2.7. Тренинг
по сценической речи.
Построение правильного
дыхания.

18.

26

3

Раздел 2. Тема 2.8. Речь в
движении.

19.

2

3

Раздел 2. Тема 2.9.
Упражнения на
освобождения мышц.

9

3

Раздел 2. Тема 2.10.
Основы построения
мизансцен.

21.

16

3

Раздел 2. Тема 2.11.
Действия в предлагаемых
обстоятельствах.

22.

1

3

Раздел 2. Тема 2.12.
Упражнения на
беспредметное действие.

23.

15

3

Раздел 2. Тема 2.13.
Предлагаемые
обстоятельства. Логика
действия.

22

3

Раздел 2. Тема 2.14.
Оправдание места
действия.

Март

20.

Февраль

Январь

14.

24.

29

3

Раздел 2. Тема 2.15.
Упражнения на память
физических действий.

26.

5

3

Раздел 2. Тема 2.16.
Тренинг на физическое
самочувствие.

27.

12

3

Раздел 3. Тема 3.1.
Эмоциональная память.

19

3

Раздел 3. Тема 3.2.
Упражнения на перемену
отношения к предмету.

29.

26

3

Раздел 2. Тема 3.3.
Упражнения на перемену
отношения к месту
действия.

30.

3

3

Раздел 3. Тема 3.4.
Отношение к событию
(оценка факта).

31.

10

3

Раздел 3. Тема 3.5.
Перемена отношения к
партнеру.

32.

17

3

Раздел 3. Тема 3.6.
Действия для достижения
поставленной цели.

33.

24

3

Раздел 3. Тема 3.7. «Я» в
предлагаемых
обстоятельствах.

34.

31

3

Раздел 3. Тема 3.8.
Итоговое занятие.

Май

28.

Апрель

25.

102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».