Хабусова Л.А. Буряад радио

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа предназначена для учащихся (возрастом 11-17
лет) общеобразовательных школ. Количество обучающихся в группе – 10-12 человек.
Срок реализации образовательной программы – долгосрочная. Программа курса
«Школьное радио» на этапе основной школы решает потребность углубленной
подготовки учащихся, включенных в процесс гуманитарного образования. Предметом
изучения являются основы журналистики, рассмотрение языка как средства общения в
обществе.
Цель изучения – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, создавать
радиопередачи.
Задачи образовательного курса:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного выступления,
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства,
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии
искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам
работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные
компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная
связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания
мира и осознания себя в нём. Актуальность программы заключается во взаимосвязи двух
аспектов деятельности учащихся: понимание и анализ устного и печатного слова и
самостоятельное высказывание о происходящих событиях, социальном окружении.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать в
дальнейшем навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства,
включая детей в систему средств массовой коммуникации общества, создавая условия для
формирования коммуникативной и социальной компетентностей.
Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что
помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте
средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе
предполагается и создание учащимися собственных радиопередач, что позволяет
совершенствовать умения чётко и ярко выражать свои мысли.

Сказанное

выше

предполагает

использование

в

классно-урочной

системе

преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого
курса

–

использование

интеграционной

технологии,

что

соответствует

цели

дополнительного образования.
Данная рабочая программа рассчитана на три раза в неделю по три часа. Контроль
знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и
письменных заданий, в том числе и творческого характера.
Планируемые образовательные результаты.
В результате изучения курса «Школьное радио» ученик должен
знать/понимать
1. Основы культуры речи
2. Жанры журналистики
3. Этапы создания радиопередачи
4. Права и обязанности журналиста
уметь:
1. Готовить выпуски радиопередач, телепередач (в качестве выпускающего
редактора, диктора, автора статей)
2. Различать жанры публицистики
3. Применять морально-этический кодекс журналиста.
аудирование и чтение:
1. Выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных
жанров;
2. пересказывать прозу;
3. работать со словарями;
4. строить диалог;
говорение и письмо:
1. создание собственных текстов различных типов речи;
2. создание собственных текстов различных жанров;
3. употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях

Учебный план
1 год обучения
Сентябрь – май 2022 – 2023 уч. год.
№

Раздел

Часы

1

Введение в радиожурналистику.

3

2

Технические средства
радиожурналистики.

3

Жанры журналистики.

48

4

Журналистика- как профессия.

165

5

Прямой эфир.

84

в

работе 24

Всего: 324 часов.

Календарный учебный график.

IX

5

Входная
диагностика.
Устное
собеседование

3

День встреч.

Беседа, опрос,
тестирование

2

IX

6

Практическое.

3

Опрос.

3

IX

10

Устное
собеседование.
Выпуск
передачи
«Шагай»

3

Знакомство
с
радиооборудованием.
История
радиовещания.
Радио и другие СМИ.

4

IX

12

Занятие.

3

Тема: Общее знакомство с
жанрами журналистики.

5

IX

13

Комбинированн
ый урок

3

«Журналист- оратор»

ЦДО «МАН» каб.№ 2, Радио фм.

Число

1

05.09.21-27.09.22

месяц

Место
проведения

Кол-во часов

Форма
контроля

№ п/п

Время
проведения
занятия
Форма занятия

Тема занятия

Выпуск
радиопередачи
“Шагай”.
«Каникулы”
Опрос,
тест,
подготовка к
радиопередаче
Эссе, выпуск
радиопередачи
“Эдир
репортёр”

6

IX

17

Комбинированн
ый урок

3

Подготовка
к
радиопередаче. «Школьные
новости”

Творческое
задание,
выпуск
радиопередачи

7

IX

19

Занятие.

3

«Новости города»..

8

IX

20

3

Функции радиовещания.

9

IX

24

Комбинированн
ый урок.
Практическое
занятие.

Творческое
задание, опрос.
Беседа, опрос.

3

Работа
со
звуковыми
программами(на радио)

10
11

IX
IX

26
27

Занятие.
Практическое
занятие.

3
3

Виды радиовещания
Работа с микрофоном.

12

X

1

3

13

X

3

14

X

4

Комбинированн
ый урок.

3

«Журналистика – профессия
и стиль жизни.
«Введение
в
радиожурналистику»
«День
Учителя»
подготовка к радиопередаче.

15

X

8

Практическое
занятие.

3

Создание радиопрограммы.

16

X

10

3

17

X

11

3

«Заметка как основной жанр
журналистики».
Микширование и монтаж.

18

X

15

3

Звуковая структура.

Беседа, опрос.

19

X

17

Комбинированн
ый урок.
Комбинированн
ый урок.
Комбинированн
ый урок.
Практическое
занятие.

3

Работа
со
программами.

20
21

X
X

18
22

Занятие.
Практическое
занятие

3
3

Виды радиовещания
«Традиционная
бурят».

22

X

24

Комбинированн
ый урок.

3

Подготовка
к
радиопередаче. «Встреча с
интересными дюдьми».

Выполнение
практического
задания.
Беседа.
Опрос.
Съёмка
рубрики
в
музее
Выполнение
практического
задания.

23

X

25

24

X

29

Комбинированн 3
ый
урокПрактическ
ое занятие.
Комбинированн 3

01.10.- Занятие.
31.10.
2022
Зачет.

3

звуковыми

юрта

Выполнение
практического
задания.
Опрос, беседа.
Опрос.
Выполнение
практического
задания.
Беседа.
Опрос.
Зачет.
Выполнение
творческого
задания.
«Эдир
репортёр»
выпуск
передачи.
Опрос, тест.
Беседа, опрос.

«Культура радио речи».

Интервью,
опрос.

«Встреча

Интервью

с

интересными

на

ый урок.
Комбинированн
ый урок.
Комбинированн
ый урок.
Практическое
занятие.

радио
Беседа, опрос.

3

людьми».
«Репортаж как основной
жанр журналистики».
«Голос и дикция»

3

Работа в студии. Монтаж.

Выполнение
практического
задания.
Передача
«
Эдир
репортёр»
Выполнение
практического
задания.

25

X

31

26

XI

1

27

XI

5

28

XI

7

Комбинированн
ый урок.

3

Эфирное выступление.

29

XI

8

Практическое
занятие.

3

Технические
особенности
радиопрограмм.

30

XI

12

3

«Национальная пища бурят»

31

XI

14

3

Аудитория радио буряад фм.

32

XI

15

3

Подготовка к репортажу.

33

XI

19

3

34

XI

21

35

XI

22

36

XI

26

37

XI

28

38

XI

29

39

XII 3

«Песенная
традиция
у
бурят»
Прямой эфир. Плюсы и
минусы.
«Радиоредакцияролевая
игра».
Подготовка к передаче ко
Дню Матери.
«Психологические аспекты
речи»
Выпуск
передачи»День
Матери»
«Новости школы, грода»

40

XII 5

41

XII 6

41

XII 10

Комбинированн
ый урок.
Комбинированн
ый урок.
Комбинированн
ый урок.
Комбинированн
ый урок.
Комбинированн
ый урок.
Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок.
Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированн
ый урок.
Практическое
занятие

43

XII 12

44

XII 13

45

XII 17

46

XII 19

Комбинированн
ый урок.
Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.

01.11.
2129.11.
22

03.1227.12.
22

3

3
3
3
3
3
3

3

«Фольклор
бурятского
народа.Загадки»
Речевой тренинг.

3

«Шагай»

3

День встреч с интересными
людьми.
Речевое дыхание.

3

3
3
3

Интервью,
монтаж.
Подготовка к передаче.
Выпуск передачи « Эдир
репортёр»

Беседа, опрос.

Выпуск
рубрики
Беседа, опрос.
Выпуск
передачи.
Съёмка
рубрики
Беседа, опрос.
Творческая
работа.
Творческая
работа.
Беседа, опрос
Выпуск
радиопередачи
Творческая
работа
Съёмка
рубрики
Беседа, опрос
Выпуск
передачи
на
радио
Беседа. Опрос.
Беседа. Опрос.
Практическая
работа.
Выпуск
передачи.

47

XII 20

Комбинированн
ый урок

3

48

XII 24

3

49

XII 26

50

XII 27

Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие.

51

I

9

Комбинированн
ый урок

3

52

I

10

3

53

I

14

54

I

16

Практическое
заняти
Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок

55

I

17

3

56

I

21

Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие.

57

I

23

3

58

I

24

3

Радиоопросы.

Репортаж.

59

I

28

3

60

I

30

61

I

31

Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок

«Бурятские
обычаи
и
традиции».
Выпуск
программы
«Традиции
и
обычаи
бурятского народа»
Новости на радио.

Творческая
работа , беседа
Выпуск
рубрики
Беседа, опрос.

62

II

4

3

63

II

6

64

II

7

Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок
Комбинированн
ый урок

65

II

11

3

66

II

13

Комбинированн
ый урок
Комбинированн
ый урок

«Путешествие
в
мир
бурятского фольклора»
Игра «Устное народное
творчество бурят»
«Информационные жанры
радиожурналистики:
радиосообщение
и
радиоотчет».
Выпуск передачи «Новости
класса, школы, города»
«Особенности
звучащей
речи на радио»
«Интонационновыразительные
средства
речи»
«День Святого Валентина»история праздника.
Подготовка
к
выпуску
передачи.

09.01.
2331.01.
23

04.0228.02.
23

3
3

3
3

3

3
3

3
3

3

«Радиоочеркдокументально
–
художественный жанр».
Радиоочерк на тему «Моя
Бурятия»Подготовка
к
передаче
«Новый год».
Выпуск
новогодней
радиопередачи.
«Новогодние посиделки»
«Как
провели
зимние
каникулы». Подготовка к
передаче.
Встреча
с
известными
людьми
«Как
провели
зимние
каникулы».
«Правила
работы
радиоведущих
на
музыкальных
радиостанциях».

Беседа, опрос.
Творческая
работа.
Выпуск
радиопередачи
Выпуск
передачи
Творческая
работа.
Съёмка
рубрики
Выпуск
радиопередачи
Встреча
с
ведущим
«Радио
–
Сибирь»
Егором
Бельских.
Творческая
работа , беседа.
Выпуск
передачи
Беседа, опрос.

Выпуск
передачи.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа.
Творческая
работа.

67

II

14

68

II

18

69

II

21

70

II

25

71

II

27

72

II

28

73

III

4

74
75

III
III

6
7

76

III

11

77

III

13

78

III

14

79

III

18

80

III

20

81

III

21

82

III

25

83

III

27

84

III

28

85

IV

1

86

IV

3

87

IV

4

88

IV

89

IV

Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок
Комбинированн
ый урок

3
3

«Воспитание мальчика
бурятской семье».
Выпуск передачи

в

3

« Сагаалха – Новый год у
бурят»
Выпуск передачи

3

Выпуск передачи

3
3

«Типичные
ошибки
словоупотреблении».
«Логика в речи»

Зачет
Комбинированн
ый урок

3
3

«Культура радиоречи»
«8 Марта- Эжын hайндэр».

Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие
Комбинированн
ый урок
Комбинированн
ый урок

3

Выпуск передачи.

3

Радиоопросы.

3

Встреча
с
известными
людьми
Выпуск рубрики

Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок

3

Комбинированн
ый урок
Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок

3

8

Комбинированн
ый урок

3

10

Комбинированн
ый урок

3

04.-328.03.
23

01.0429.04.
23

3

3
3
3

3

3
3
3

в

«Невербальные
средства
информации».
Информационные
жанры
радиожурналистики:
радиоинтервью.
Выпуск передачи «Новости
класса, школы, города»
Информационные
жанры
радиожурналистики:радиооб
- зор печати»
«Информационные жанры»
«Встреча с интересными
людьми»
«Встреча с интересными
людьми»
«Аналитические
жанры:
радиокорреспонденция
и
радиорецензия»
«Аналитические
жанры:
радиобеседа
и
радиокомментарий».
Аналитические
жанры:
дискуссия на радио.

Беседа, опрос
Выпуск
рубрики.
Беседа, опрос.
Выпуск
передачи.
Выпуск
передачи.
Беседа, опрос,
эссе.
Беседа, опрос
Зачет.
Подготовка
передаче
«Шагай»
Выпуск
передачи.
Выпуск
передачи.
Беседа.

к

Выпуск
рубрики
Опрос.
Беседа, опрос.
Выпуск
передачи
Беседа, опрос
Зачет.
Подготовка к
передаче.
Выпуск
передачи.
Беседа, опрос
Беседа, опрос
Беседа, опрос

Практическое
занятие.
Практическое
занятие.

3

17

Комбинированн
ый урок

3

IV

18

Комбинированн
ый урок

3

94

IV

22

3

95

IV

24

Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок

96

IV

25

Практическое
занятие.

3

Выпуск
радиопередачи.
«Бурятские сказки на радио»

97

IV

29

Комбинированн
ый урок

3

«9 Мая – День Победы»

Выпуск
передачи.
Радиоспектакль.
Беседа

98

V

2

3

Встреча с ветеранами тыла.

Беседа

99

V

6

3

100

V

13

Практическое
занятие
Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок

Выпуск передачи. «Новости
школы, класса, города».
«День радио»

101

V

15

3

102

V

16

Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок

103

V

20

Комбинированн
ый урок

3

104

V

22

3

105

V

23

3

Подготовка к передаче.

106

V

27

3

107

V

29

108

V

30

Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.

Встреча с журналистами
буряад фм радио.
Документально
–
художественные
жанры:радиокомпозиция.
Документально
–
художественные
жанры:радиокомпозиция
Встреча с ветераном

Выпуск
передачи.
Подготовка
праздничного
выпуска.
Выпуск
передачи.
Беседа

Повторение и закрепление
пройденного материала.
Выпуск итоговой передачи
«Эдир репртёр»
Выпуск итоговой передачи
«Шагай»

90

IV

11

91

IV

15

92

IV

93

02.0530.05.
23

3

3

3

3

3
3

Подготовка
радиопередаче.
Выпуск радиопередачи.

к

Документально
–
художественные
жанры:
радиофельетон.
Документально
–
художественные
жанры:
радиозарисовка.
Подготовка к радиопередаче
«Шагай».
Документально
–
художественные
жанры:
радиоспектакль.

Творческая
работа.
Выпуск
передачи
«Шагай».
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Творческая
работа.
Беседа, опрос.

Беседа. Опрос.
Выпуск
рубрики
Твоческая
работа.
Зачет.
Выпуск
передачи.
Выпуск
передачи.

Список литературы, использованной педагогом:
1. Багиров Э.Г. Ружников В.Н. Основы радиожурналистики. – М., 1984
2. Гаймакова Б.Д. Мастерство эфирного выступления. – Москва: Типография РГТРК, 1993
3. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. – М.: Совершенство, 1997.
4. Иванова – Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. _- : Айрис Пресс, 2002.
5. Кохтев А.П. Риторика, учеб. пос. Москва, 1998 год.
6. Карнеги Д. Как подготовиться к выступлению, Москва: Эксмо, 1999
7. Школьная риторика. Методические рекомендации. Москва, 1998
8. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики.- М. Аспент Пресс, 2002
9. Цвик В.Л. Журналист с микрофоном.- М.: Наука, 2000
10. Шерель А.А. Радиожурналистика. – М.: Издательство Московского университета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».