Муллин Д.О. Школа журналистики

Пояснительная записка
Данная программа по журналистике предназначена для учащихся 12-17 лет
общеобразовательных школ, дополнительно изучающих журналистику в Центре
дополнительного образования «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1 год
обучения (108 часов, 3 часа в неделю)
собой. Этому умению нужно учиться. Программа дополнительного образования «Школа
журналистики» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли
журналистов. Весь курс обучения журналистики направлен на освоение системы языка,
повышение культуры речи и формирование речемыслительной деятельности, которые
выступают в тесной взаимосвязи. Занятия по данной программе предполагают личностно
ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит
их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности
обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие
литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии,
нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности
в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство ответственности,
укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).
Коммуникативная направленность обучения по этой программе дает учащимся
возможность общаться в процессе создания новостного блога, а деятельностный характер
обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.
Предмет журналистики способствует развитию навыков аналитической деятельности,
самостоятельности суждений, инициативности, ответственности, развивает творческие
способности.
Данный курс поможет определиться ученику в выборе профиля, восполнить
пробелы в его предыдущей подготовке. Обучающиеся расширят и углубят свои знания о
видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание будет уделяться
публичному общению - таким жанрам как устные развернутые ответы, спор, отзыв,
объяснительная записка, газетная информация и др. Данная программа подготавливает к
жизненно важному выбору будущей профессии, организует пробу сил учащихся на
поприще журналистики.
Программа дополнительного образования «Школа журналистики» составлена в
практико-ориентированной форме подачи материала.
По форме организации образовательного процесса программа делится на три основные
части, включающие в себя основные направления журналистики, знание жанров, умение
работать над созданием средства массовой информации: «Газетный мир», «Телевидение»,
«Радио». Каждый раздел делится на два блока — теоретический и блок творческих
заданий. Объём теоретического курса невелик. Выбранные темы включают в себя все
вопросы, касающиеся теории журналистики. Все разделы в совокупности представляют
собой единую методическую концепцию. По цели обучения данная программа
профессионально-прикладная, поскольку ориентирована на профессиональное образование старшеклассников в области журналистики, а также на выработку
профессиональных навыков и умений.
Срок реализации программы – один год.
Данная программа рассчитана на работу с детьми от 12 до 17 лет.
Численность обучающихся в группе – 5-18 человек.
Индивидуальные занятия – развитие индивидуального творческого стиля обучающегося.
Направленность программы -эстетическая - направлена на развитие коммуникативных
и интеллектуальных способностей̆ обучающихся, развитие лидерских качеств,
организацию социализирующего досуга детей, развитие художественного вкуса, чувства
меры, высокой культуры литературного творчества.

1

Программа «школа журналистики» составлена для реализации в МАУ ДО ЦДО
«МАН». При составлении программы были использованы рекомендации Агафоновой
Ю.А., Лазутиной Г.В., Спириной Н.А., Мильчина А.Г. и др.
Цель программы
Развитие речи и формирование коммуникативной компетентности, т.е. овладение
различными видами речевой деятельности, получение учащимися опыта создания
журналистского текста. Создание условий для развития творческой личности, воспитания
нравственности, повышения социальной активности.
Перспективная цель – подготовка обучающихся к сотрудничеству с районными,
республиканскими, федеральными периодическими изданиями и возможному выбору
журналистики как будущей профессии.
В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи:
обучающие:
 изучить основы журналистского творчества, принципы журналистской деятельности,
особенности профессии журналиста и профессий, имеющих прямое и косвенное
отношение к медиасфере;

 формировать знания о языковых стилях, о жанрах журналистики;
 научить правильно строить высказывания (письменные и устные) в любой речевой
ситуации, свободно используя разнообразные языковые средства;
 овладеть навыками устной и письменной речи через создание статей, знакомство с
образцами отечественной журналистики;
 научить создавать тексты в изученных жанрах;
 приобрести знания и навыки информационно-компьютерных технологий.
развивающие:
 повышение уровня культуры речи;
 развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
 развитие способности критически относиться к услышанному;
 развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью (сбор
материала в беседах с людьми и подача его в газету в определенном жанре;
 формирование потребности в постоянном повышении информированности;
 развитие навыка работы со справочной литературой;
воспитательные:
 воспитание любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского
народа;
 формирование потребности в самообразовании, самовоспитании;
 воспитание культуры поведения и речи.

Отличительные особенности программы
Особенностью методики проведения занятий по журналистике является
объединение творческой и практической частей. При организации занятий основной упор
делается на практическую работу, в которой заключается написание статей в разных
журналистики, построение высказываний на любую тему в разных речевых ситуациях,
тщательная работа с языком и словом текста, эффективная, тонкая работа с выразительными
средствами, создание композиционного единства. Одним из наиболее интересных аспектов
деятельности обучающихся является работа в интерет-пространстве, состоящая в
создании и ведении собственных блогов, групп в социальных сетях, каналов.
Программа предназначена для детей, имеющих интерес к изучению журналистики.
Условия реализации программы:
- в освоении данной программы участвуют дети от 12 до 17 лет;
- принимаются все желающие;
- группы формируются одного возраста.
2

Срок реализации программы
Данная программа рассчитана на один год обучения.
Формы организации деятельности детей на занятии
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, коллективные.
Формы занятий
Педагогом по данной программе используются разнообразные формы занятий:
обсуждения (дискуссии, аналитические разборы, рецензирование) творческих работ
обучающегося: не менее одного раза в месяц работы обучающегося обсуждаются на уроке и
анализируются педагогом, мозговой штурм идеи новой рубрики, творческие ролевые игры

на уроках, участие в концертах, праздниках, круглых столах и других мероприятиях
города.
Методы обучения
-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
-эвристический (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения).
Ожидаемые результаты освоения программы
К концу обучения курса «Школа журналистики» учащиеся должны
знать:.
- специфику профессии журналиста;
- основы профессиональной культуры журналиста.
- стилистические особенности газетных жанров;
- основы редактирования;
- структуру газеты.
- компьютерные программы, применяемые для журналистской деятельности.
уметь:
- создавать журналистские тексты в жанрах, которые на момент окончания учебного года
будут изучены, освоить навыки поиска информации в различных источниках.
- работать с текстом (создание, редактирование, адаптация к различным журналистским
жанрам).
- собирать материал, систематизировать его.
- понимать специфику работы редакции газеты, телевидения и радио.
- анализировать свой материал, подходящих для данной работы.
- определять порядок действий, планировать этапы своей работы.
- проявлять творчество в создании своей работы.
- писать сценарии.
Формы подведения итогов




выпуск статей, интервью, репортажа;
ведение собственных блогов, групп в социальных сетях интернет-пространства;
участие детей в городских, областных, региональных и всероссийских конкурсах по
журналистике;



Заключение
3

Развитие детских литературных способностей – многогранный образовательный
процесс, включающий в себя развитие: креативных качеств личности ребёнка,
коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействия с другими
людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, выполнять
различные социальные роли в группе и коллективе.
Методическое обеспечение программы:
 Агафонова Ю.А. Методика преподавания элективного курса «Журналистика»
старшеклассникам. (Сетевой ресурс www.openclass.ru/io/1/psihologiches)

 Ворошилов В.В. История журналистики России. СПб. 2000.
 Ворошилов В.В. Техника и технология СМИ. СПб. 2000.





Калинин А.В. Лексика русского языка. М. 2002.
Колесников. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.
Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.

 Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М. 2008. - изучение жанров





журналистикиРахманова М.И. Трудности русского языка. Словарь журналиста. М. 2004.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М. 2004.
Спирина Н.А. Журналистика в школе. (Сетевой ресурс
http://festival.1september.ru/articles/310091

учебно-тематический план

4

№
п/п

Всего
часов

Теория

Практика

3
3

3
2

1

3
3
3
3
3
3

2
3
2
2
2
2

1
1
1
1
1

9. Очерк
10. Корреспонденция
11. Комментарий

3
3
3

2
2
2

1
1
1

12. Эссе
13. Рецензия
14. Язык СМИ. Разговорная лексика

3
3
3

2
2
1

1
1
2

3
3
3

1
-

2
3
3

3

2

1

Тема
1. Вводное занятие
2. История российской журналистики
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Журналистика как профессия
Жанры журналистики: общая характеристика
Заметка. Аннотация
Статья
Стендап
Репортаж

15. Комплексный анализ журналистского текста
16. Анкетирование
17. Рубрика. Придумывание рубрики
18. Журналистика в современном мире.
19.
20.
21.
22.

Интервью. Подкаст.
Функции журналистики
Мастерство журналиста: работа со словом
Требования к журналисту

3
3
3
3

1
1
1
3

2
2
2

23.
24.
25.
26.
27.
28.

Этико-правовые основы журналистики. Закон РФ о СМИ
Права и обязанности журналиста
Профессиональная этика журналиста
Этические кодексы и нормы журналистского поведения.
Стендап. Время, место, действие. Кто, где, когда?
Формы деловой коммуникации

3
3
3
3
3
3

3
2
1
1
1
1

1
2
2
2
2

29. Реклама в журналистике
30. Виды средств массовой информации
31. Анализ структуры и ошибок (логических, фактических,
речевых). Корректурные знаки.
32. Речь как инструмент деятельности журналиста

3
3
3

1
2
1

2
1
2

3

1

2

Требования к речи журналиста.
Интервью. Правила и нормы
Пикчинг.
Место и роль описания, повествования и рассуждения в
газетных, радио- и телетекстах. Различия и сходства в
работе журналистов и корреспондентов.

3
3
3
3

1
1
1

3
2
2
2

108

53

55

33.
34
35.
36.

Итого

5

Форма
контроля

Место
проведения

Кол-во
часов
Тема
занятия

Время
проведения
Форма
занятия
занятия

Число

Месяц
п/п

№

2.Календарный учебный график.

беседа
беседа
Беседа
практические
упражнения
Беседа
практические
упражнения

Вводное занятие
История российской журналистики
Журналистика как профессия

устный опрос
устный опрос

Жанры журналистики: общая характеристика

устный опрос

устный опрос
творческое
задание

Стендап

9

7

Беседа
беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения
беседа,

Заметка. Аннотация
Статья

8

3-4
1011
1718
2425

устный опрос
творческое
задание
устный опрос
творческое
задание
устный опрос
творческое
задание
устный опрос
творческое
задание
устный опрос
творческое
задание
устный опрос
творческое
задание
устный опрос

7

Октябрь

5
6

14

11

ноябрь

10

21
28

9:00-11:20

12

Репортаж
Очерк
Корреспонденция
Комментарий
Эссе
Рецензия.

МАУ ДО ЦДО МАН Каб № 6.

4

Сентябрь

5-6
1213
1920
2627

1
2
3

5-6

14

1213

беседа,
практические
упражнения

Язык СМИ. Разговорная лексика

1920

беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения

Комплексный анализ журналистского текста

творческое
задание

Анкетирование

творческое
задание

15

декабрь

13

устный опрос
творческое
задание

2627

17

910

беседа,
практические
упражнения

Рубрика. Придумывание рубрики

творческое
задание

1617

беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения

Журналистика в современном мире.

творческое
задание

Интервью. Подкаст.

творческое
задание

18

19

январь

16

2324

6

3031

беседа,
практические
упражнения

Функции журналистики

творческое
задание

21

6-7

Мастерство журналиста: работа со словом

творческое
задание

22

1314

беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения

Требования к журналисту

творческое
задание

Этико-правовые основы журналистики.

творческое
задание

Закон РФ о СМИ Права и обязанности журналиста

творческое
задание

Профессиональная этика журналиста

творческое
задание

Этические кодексы и нормы журналистского
поведения.

творческое
задание

беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения
беседа,
практические
упражнения
беседа

23

февраль

20

2122
2728

25

6-7

26

1314

27

март

24

2021
2728

29

3-4

30

1011

31

апрель

28

1718
2425

33

2

34

1516

35
36

май

32

2223
2930

Итого

беседа
беседа,
практические
упражнения

Стендап. Время, место, действие. Кто, где, когда?

устный опрос

Формы деловой коммуникации

устный опрос

Реклама в журналистике

творческое
задание

Виды средств массовой информации.

творческое
задание

Анализ структуры и ошибок (логических,
фактических, речевых). Корректурные знаки.

творческое
задание

Речь как инструмент деятельности журналиста

Творческое
задание

Требования к речи журналиста.

творческое
задание

Интервью. Правила и нормы

устный опрос

Пикчинг.

устный опрос

Место и роль описания, повествования и
рассуждения в газетных, радио- и телетекстах.
Различия и сходства в работе журналистов и
корреспондентов.

Творческое
задание

108

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».