Гармаева И.А. РадиоМАН

Пояснительная записка
Данная программа по радиожурналистике предназначена для учащихся 2-8 классов (8 14 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих журналистику в Центре
дополнительного образования «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1 год
обучения (108 часов, 3 часа в неделю).
Программа по радиожурналистике до начала своей реализации уже стала
востребованной среди учащихся, обучающиеся по программе «Основы журналистики». Так как
в процессе создания телепередач сформировалась такая категория обучающихся, которые
предпочитали говорить за кадром. Но при создании телевизионной программы «Школьное
телевидение» записывается всего 5-6 закадровых текстов. Исходя из этого для удовлетворения
потребности этой категории детей возникла идея запуска второго проекта, но уже на радио, где
более полно и глубоко обучающиеся смогут себя реализовать в работе «за кадром».
Актуальность программы дополнительного образования «РадиоМан» связана с решением
такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие
личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и
подростков. «Основы радиожурналистики» заключается в том, что СМИ как источник
информации формирует не только видение мира, но и отношения к социуму. Учащиеся
школьного возраста создают коммуникативные сообщества, в которых информационная
составляющая становится важной частью группового общения. А в профессии
радиожурналиста необходимо не только уметь говорить, но и находить интересные темы,
выполнять роли ведущего и диктора. СМИ, в работе которых воспитанники объединения
«Радиожурналистика» принимают участие, дает им возможность определиться в сфере
массовой коммуникации и реализоваться в данной сфере. Работа по программе «РадиоМан»
учит собирать и умело распространять информацию, ясно и точно излагать свои мысли,
повышает речевую культуру, обучает техническим знаниям и навыкам в области радиовещания,
поможет укрепить связи с ближайшим социальным окружением.
Участие детей в создании средств массовой информации даёт им возможность определиться
в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои
успехи в общественном мнении. Подростки получают возможность выявить свои способности,
профессиональные качества, определиться в мире профессий.
В данной программе по радиожурналистике, дети структурировано получают знания и по
построению радиоэфира, и по технике речи, и по монтажу, что позволит им понять для себя, в
каком направлении они будут развиваться в дальнейшем. На занятиях дети углубленно
осваивают навыки грамотного владения устной и письменной речи путем специальных
упражнений в работе с текстом, а также применения основ дикции и артикуляции. Обучаясь по
программе «РадиоМан», дети повысят свой словарный запас, научатся грамотно выстраивать
предложения, формулируя свои мысли и в целом усовершенствуют свой речевой аппарат.
Занятия помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения
образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации учащихся
к предметам как гуманитарного, так и технического профиля.
Цели программы: создание условий для формирования и развития творческих способностей
учащихся, осознанного выбора будущей профессии, расширения информационнопознавательных возможностей путем создания радиопередачи «РадиоМан».
Перспективная цель — подготовка обучающихся к сотрудничеству с городскими и
региональными средствами массовой информации и возможному выбору радиожурналистики
как будущей профессии.
Задачи:

- дать основные представления и умения в сфере радиожурналистики, навыки работы
разнообразными видами и источниками информации;
-формировать первоначальные навыки работы со специальной аудиотехникой и цифровым
оборудованием;
-развивать творческий потенциал, познавательные и коммуникативные способности
обучающихся;
- создать условия для первых проб ребенка в качестве тележурналиста, телеоператора,
ведущего, монтажера, редактора, сценариста, интервьюера, комментатора, репортера;
- развивать навыки социального общения, способность к социальной адаптации.
На занятиях учащиеся изучают основы профессии радиожурналиста, редактора, режиссера и
др., усваивают основы профессиональной культуры, узнают о жанрах средств массовой
информации, способах освещения информации, познакомятся с компьютерными программами,
предназначенными для создания программ. Программа предполагает проведение экскурсий с
учащимися, целью которых является получение необходимой информации для дальнейшей
работы программы «РадиоМан».
Особенностью программы является её практико-ориентированный характер. Учащиеся центра
проходят обучение в процессе работы над реальными радиовыпусками. Такая работа имеет
четкие сроки, накладывает на весь коллектив и каждого ребенка большую ответственность за
выполнение взятых на себя обязательств. Чтобы полноценно участвовать во всех этапах
производства радиопрограммы, ученику необходимо овладеть устной и письменной речью,
сценарным мастерством, основами аудиомонтажа. Программа предусматривает знакомство
детей с самыми элементарными азами радиожурналистики. Создавая радиовыпуск, дети учатся
ориентироваться в информационном пространстве, пишут сценарии, учатся общению и диалогу
с разными людьми, берут интервью, выступают в роли ведущих радиосюжетов.
Формы организации образовательного процесса коллективные, групповые и индивидуальные.
Виды занятий определяются содержанием программы. В основном это практические занятия,
деловые и ролевые игры, беседы, речевые упражнения, выполнение самостоятельной работы.
По окончании обучения дети будут знать: основные принципы работы на радио, основы
монтажа, звуковую структуру программы, особенности звучащей речи на радио; форму и
содержание журналистских произведения.
Будут уметь: самостоятельно составлять сценарии для радиопрограмм; владеть основными
функциями звуковой программы, выступать устно, соблюдая речевую культуру журналиста;
самостоятельно готовить сюжеты для радио, ориентироваться в конкретной речевой ситуации,
построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Тема

Введение в радиожурналистику.
День встреч. Входная диагностика.
Инструктаж о правилах пожарной
безопасности, ПДД.
1.2. Знакомство с радиооборудованием.
История радиовещания. Радио как
1.
1.1

Количество часов
Теория Практика

3

3

3

Формы
Итого аттестации/
контроля
3

Тестирование,
устный опрос

6

Выполнение
творческого
2

1.3

1.4

1.5
1.6

1.7
2
2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

СМИ. Радиорепортёр. Живое
слово. Сценарий программы
«РадиоМан»
Специфика корр.,работы
Азы радиожурналистики. Обзор
детских и молодёжных
радиопередач. Новые рубрики.
Журналистский текст.
Знакомство с радиостанцией.
История радио. Практикум. Работа
в программе «Adobe Audition »
Функции радиовещания.
Работа с микрофоном. ЗКД
Виды радиовещания.
Работа со звуковыми программами

«Введение в радиожурналистику».
история
Создание радиопрограммы
Микширование и монтаж
Подготовка к фестивалю
«Включайся»
Сюжетно-ролевая игра «Берём
интервью». Создание радио текстов
разного типа
(описание, рассуждение,
повествование
Создание радиопрограммы.
Практикум.
Сбор необходимых фактов.
Выбор музыки, которая
используется в радиопередаче.
Подготовка полного текста
радиопередачи. Запись слов автора.
Сбор радиопередачи полностью от
начало до конца.
Звуковая структура
Запись программы по теме
«Толерантность»
Аудитория радио
Подготовка программы о здоровом
образе жизни
Запись программы о здоровом
образе жизни
Особенности звучащей речи на

задания;
опрос
3

3

6

опрос

3

6

9

3

3

6

Выполнение
творческого
задания
тестирование

3

3

6

3

3

3

6

9

6

6

9

3

6

9

Выполнение
творческого
задания

3

3

6

3

3

6

Выполнение
творческого
задания
Выполнение
творческого
задания

3

3

6

Собеседование;
Выполнение
творческого
задания
Опрос

Выполнение
творческого
задания
Выполнение
творческого
задания

беседа
3

2.7

3
3.1

3.2

3.3
4
4.1

4.2

4.3

радио.
Технические особенности
радиопрограмм
Зачёт «Создание радиопрограммы»

Культура радиоречи
Голос и его свойства. Речевой
аппарат.
Артикуляционная
гимнастика.Голосоречевой
тренинг.
Коммуникативные качества речи.
Речевые такты и логические
ударения,
мелодика речи
Голос и дикция
Выпуск радиопрограммы
Основы режиссуры и сценарного
мастерства
Рождение замысел. Идейнотематический
анализ.
Структурный план радиовыпуска

Выпуск тематических передач.
Итого:

3

3

6

Выполнение
творческого
задания

3

3

3

Опрос

3

3

Опрос

3

3

Опрос

3

3

1.5

1.5

3

1.5
42

1.5
66

3
108

Выполнение
творческого
задания
Выполнение
творческого
задания
Тест

Тема занятия
Введение в радиожурналистику
1.1 День встреч. Входная диагностика.
Инструктаж о правилах пожарной безопасности,
ПДД.

3

1.2.
Знакомство с радиооборудованием.
История радиовещания. Радио и другие СМИ

Форма контроля

Кол-во часов
3

Место
проведения

Форма занятия

Время занятия

беседа

опрос

МАУ ДО ЦДО
«Малая академия
наук»

9,
16

09-00-11-20

2,

сентябрь

0

Число

месяц

№

2.Календарный учебный график.

4

1

23

3

1.3. Азы радиожурналистики. Обзор детских и
молодёжных радиопередач

30

3

1.4. Работа над журналистским текстом

3

1.4. Редакция на радио.

беседа

07,

Практикум.
Audition»

14,

Работа

опрос
в

программе

радиовещания.

3

1.5.Функции
микрофоном

3

1.6 Виды радиовещания.

«Adobe

Работа

с

Октябрь,

21
28

Работа со звуковыми программами
беседа,
практические
упражнения

Декабрь, ноябрь

2

3

11,
18

устный опрос

«Введение в радиожурналистику». история

3
25,,
02,

2.1.Создание радиопрограммы. Микширование и
монтаж.
Подготовка к фестивалю «Включайся»

беседа

09,

3

2.2 Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью».
Создание радио текстов разного типа

устный опрос

декабрь

(описание, рассуждение, повествование

4

16,

3
практические
упражнения

устный опрос

2.3. Создание радиопрограммы.
Практикум.

3

беседа,
практические
упражнения,
выездные
занятия

3

беседа,
практические
упражнения

2.4.
Запись
«Толерантность»

программы

по

теме

Аудитория радио
2.5. Подготовка программы о здоровом образе
жизни.
Запись программы о здоровом образе жизни

2.6. Особенности звучащей речи на радио
3
Технические особенности радиопрограмм

каб.№ 6
МАУ ДО ЦДО МАН «Медиацентр»

беседа,
практические
у выездные

09-00-11-20
09-00-11-20
09-00-11-20

27,
03,

09-00-11-20

13,
20

Январь, февраль

5

23
30

09-00-11-20

декабрь

Звуковая структура

устный опрос

5

10,
17

Беседа

24,

беседа,
практические
упражнения,
выездные
занятия

февраль

6

03,
10

март

7

8

март

17,
24,
31
07,
14,
21,
28

апрель

9

5,
12

3

беседа,
практические
упражнения,
выездные
занятия
беседа,
практические
упражнения,
выездные
занятия
беседа,
практические
упражнения

беседа,
практические
упражнения
беседа,

19,
26

май

11

творческое
задание

Раздел 3. Тема: культура радиоречи
Голос и его свойства. Речевой аппарат.
Артикуляционная гимнастика. Голосоречевой
тренинг.

Раздел 3. Коммуникативные качества речи.
Речевые такты и логические ударения,
мелодика речи

творческое
задание

3.3.Голос и дикция

творческое
задание
творческое
задание

Выпуск радиопрограммы
Раздел 4. Основы режиссуры и сценарного
мастерства.

творческое
задание

4.1.
Рождение замысла.
Идейнотематический
анализ.
«Создание программы РадиоМАН»
3

Раздел 4. Основы режиссуры и сценарного
мастерства.
4.2.Структурный план радиовыпуска

3

4.3.Выпуск тематических передач.

май

10

2.7. Зачёт «Создание радиопрограммы»

творческое
задание
творческое
задание
творческое
задание
творческое
задание

(Авторская работа)

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».