Гармаева И.А. Звонкий голос детства

Пояснительная записка
Данная программа по основам детской журналистики «Звонкий голос детства»
предназначена для учащихся 2-4 классов (8-10 лет) общеобразовательных школ, дополнительно
изучающих журналистику в Центре дополнительного образования детей «Малая академия наук».
Программа рассчитана на 1 год обучения (108 часов, 3 часа в неделю).
Актуальность
программы
дополнительного
образования
«Звонкий
голос
детства» определена тем, что в настоящие время дети могут беспрепятственно получать любую
информацию с интернет ресурсов. Использование информационных технологий привело к
увеличению объема информации, к ее быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение
информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми.
Программа соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет
детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать ее, но учит
добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал. Новизна
данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во
время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой
коммуникации общества. Благодаря занятиям, учащиеся учатся работать коллективно, решать
вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми,
благодаря интервью, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций,
приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и
коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то
новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного
языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля;
научился брать интервью, задавать правильные вопросы и слушать собеседника.
Целью программы является формирование нравственной системы ценностей у детей
младшего школьного возраста через знакомство и изучение основ журналистики.
Задачи:

Обучающие:


- расширить знания об особенностях газетных, телевизионных жанров: заметки, отзыва,
зарисовки, интервью, репортажа;



- закрепить умения писать зарисовки, заметки, отзывы;



- научить анализировать текст, определять его смысл и тему, подбирать заголовок;



- вырабатывать умение собирать информацию, обрабатывать и проверять;



- познакомить с основами редакторской правки;



- отрабатывать навыки журналистского мастерства.

Развивающие:
- развивать коммуникативные компетенции (речевые умения и навыки, взаимодействие и
сотрудничество);
- развивать информационные компетенции ( отбор, обработка, оформление материала);
- развивать наблюдательность, воображение;
- развивать эмоциональную отзывчивость, умение передавать в тексте свои чувства;

- развивать творческие способности.
Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества;
- пробудить интерес к СМИ;
- воспитать умение эффективно работать в команде и индивидуально;
- формировать эстетический вкус.
Программа дополнительного образования «Звонкий голос детства» составлена в практикоориентированной форме подачи материала. Программа создана с учетом особенностей указанной
возрастной группы, что позволит с максимальной эффективностью реализовать цели и задачи
программы. Также программа позволит детям дать представления о собственных творческих
способностях, развить их и сформировать необходимые знания и навыки.
Именно в этом возрасте у детей проявляется потребность участвовать во всех делах на благо
окружающих людей, представителей живой природы, потребность в проявлении таких качеств,
как сострадание, сочувствие, осознание себя значимой частью окружающего мира.
В работе курса ««Звонкий голос детства»» используются различные формы деятельности
учащихся:
Методы подачи нового материала:
Словесные.
Наглядные.
Практические.
Приёмы организации работы:
Решение проблемных ситуаций.
Ролевые игры.
Объяснение.
Разбор речевых ошибок.
Презентация.
Распределение обязанностей.
Анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке выпуска ролика.
На занятиях применяются методы проблемно-развивающего обучения по классификации
Махмутова М.И. Методы изложения преподавателя: показательный, диалогический. Методы
организации самостоятельной деятельности обучающихся: эвристический, алгоритмический,
интерактивные методы.
Каждая тема начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта,
который предстоит создать обучающимся. С этой целью педагог проводит лекцию,
мультимедийную презентацию, комментированный обзор периодических изданий.
Особенностью методики проведения занятий является объединение творческой и практической
частей. Порядок работы при этом может быть различным.
Каждое занятие, включает вводную теоретическую часть и практическую часть.
Исключение составляют блоки проектной деятельности в которых основной упор делается на
практику.
Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация
познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала,
преподносится в форме эвристической беседы.










В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно
напоминают обучающимся о правилах использования инструментов и соблюдении правил
гигиены, санитарии и техники безопасности.
Ожидаемые результаты по программе:
Обучающиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
умеют оформить собранную информацию, обрабатывать и проверять ее, а также выделять
аргументы и факты;
умеют работать в коллективе;
умеют владеть основными навыками журналистского мастерства.
умеют оформить письменную речь и подготовиться к выступлению;
владеют способами работы с изученными программами и оборудованием;
имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при создании медиапродукции;
имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты мультимедиа проектов;
способны, осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать
дальнейшую деятельность по разработке проектов.
В ходе года обучения обучающиеся создадут:
Портфолио личных творческих работ.
Информационно-методическое обеспечение:
Печатные пособия
1. Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006
2. Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: 2004
3. Ворошилов В.В. История журналистики России. Конспект лекций. – СПб.: 1999
4. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. – М.:
2000
5. Грабельников А. А.Работа журналиста в прессе. – М.: 2001
6. Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. – М.: 2002
7. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс, 2004
8. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: 2000
9. Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004
Цифровые ресурсы:
21.http://kriv-krschool.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2013/11/IvanovaT.P_vneurochka_Vvedenie-vzhurnalistiku-5-klass.pdf
http://alenushka.opendev.ru/u/programma_krujka_yunyiy_jurnalist.pdf
Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная
графика:Photoshop CS, CorelDraw 12, Illustrator CS. Трюки и эффекты (+СВ). – СПб.: Питер, 2004.
– 812 с.: ил. – (Серия “Трюки и эффекты”.
Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на
сайте WWW:http://www.1september.ru

1. Учебный план занятий
№

0

Тематика
Раздел 0. Вводное занятие.
0.1.Беседа с детьми «Мы – журналисты».

Количество часов
теория практ
всего
ика

-

3

Формы
аттестации/
контроля
Творческое
задание

1

2

3

4

5

6

7
8

0.2. Рассматривание иллюстраций, фотографий и составление
рассказов по ним.
0.3.Просмотр видеофрагментов о работе журналиста.
0.4. Правила ТБ, ПБ, ПДД,

1.5

1.5

3

Устный опрос

1.5

1.5

3

Творческое
задание

05.Презентовать себя. 10 правдивых фактов и 3 ложных

-

3

3

Раздел 1. Тема 1. Знакомство со структурой редакции
телевидения.
1.1. Правила поведения в студии.
Показ серии передач
«Школьного телевидения». Практика: Анализ рубрик передачи
1.2. Жанры. Интервью.
Практика: Выделить главные понятия. Составить кроссворд.
1.3. Создание журналистского текста
Практика: Написать актуальную новость
Раздел 2. Тема 2.1. Работа с фотографией
2.1.Используемая фототехника.
Практика: управления данной фототехникой. Правильно
построить красивую композицию.
2.2.Как найти нужную информацию? Источники информации в
СМИ
Практика: съемки в студии и на выезде

1.5

1.5

3

Творческое
задание
Творческое
задание

1.5

1.5

3

Опрос

1.5

1.5

3

1.5

1.5

3

Творческое
задание
Устный опрос,
творческое
задание

1.5

1.5

3

Раздел 3. Тема 1. Культура речи
3.1.Особенности культуры речи журналиста
3.2.Имидж юного журналиста
Практика: Создать «образ» для различных съемок
Раздел 3. Тема 1. Культура речи
3.3.выразительное чтение и пересказ текста.
Раздел 4. Тема 1.Основные телевизионные жанры
4.1.Интервью и сходные с ним жанры, беседа и дискуссия и т.д.
4.2. Ток - шоу, пресс-конференция, брифинг.
Практика: Провести свою пресс-конференцию
4.3.Очерк, эссе, зарисовка и т.д.
Практика: написать эссе - экскурсия - «Тивиком»
Раздел 4. Тема 2.2. Мастерство журналиста: работа со словом
4.2.3.Интервью
Практика: составление вопросов, отбор фактов их проверка
4.2.4. Провести интервью у гостя

3

-

3

Устный опрос,
творческое
задание, выпуск
передачи
Устный опрос

1.5

1.5

3

Устный опрос

-

3

3

3

-

3

Творческое
задание
Устный опрос

1.5

1.5

3

1.5

1.5

3

3
1.5

1.5

3
3

-

3

3

Раздел 5. Тема 1. Знакомство со структурой редакции радио.
5.1. Как выглядит звукозаписывающая студия?
5.2. Работа с голосом. Дикция
Практика: Артикуляционные упражнения
5.3. Имидж радиоведущего.
Практика: Особенности создания выпуска новостей на радио.
Голос и умение им владеть.
Раздел 6. Тема: Аудитория СМИ
6.1.Формы и методы изучения радиоаудитории
6.2. рейтинг передачи
Практика: анализ местных радиостанций (аудиоматериалов).
Раздел 7. Тема 1. Основные жанры журналистики
Информационный жанр;Аналитический жанр;
Знакомство со структурой редакции СМИ
Раздел 8. Тема 1. Интернет и журналистика
8.1.Какие интернет интернет-ресурсы вы знаете?
Практика: Работа с компьютером. Создать
Раздел 8. Тема 1. Интернет и журналистика
8.2. Сайты, блоги, кабинеты, социальные сети
Практика: Анализ сайта газеты «Информ Полис»
Раздел 9. Тема 1. Этика для журналиста.

-

3

3

1.5

1.5

3

1.5

1.5

3

опрос

3

-

3

опрос

1.5

1.5

3

3

-

3

Творческое
задание
Опрос

-

3

3

тест

-

3

3

Творческое
задание

1.5

1.5

3

Творческое

Творческое
задание
Творческое
задание
Устный опрос
тест
Творческое
задание
Опрос

9.1. Право людей на получение правдивой информации
Практика: Найти в тексте ложную информацию. Проверить
факты из статьи
9.2.Профессиональная честность журналиста. Практика: Найти в
тексте ложную информацию. Проверить факты из статьи
9.3. стандарты журналиста
Раздел 10. Тема 2: Журналистское творчество
10.1. Как ведут себя журналисты в различных ситуациях.
Практика: создать алгоритм действий при ЧС
10.2 Известные журналисты и их работы. Творческий проект
10.3. Маргарита Симоньян, Владимир Познер. Творческий
проект.
10.4. Владимир Соловьев, Дмитрий Муратов 10.5. ТВ: Однако с
Леонтьевым.
Практика: Обзор СМИ
10.6 Создать обложку для журнала (альбомный лист) про
любимого или известного журналисты.
Раздел 11. Журналистика:
11.1. Расследовательская журналистика. Практика: Найти
особенности расследовательской жур-ки в статьях
11.2. Спортивная журналистика
Практика: Анализ спортивной информации в изданиях СМИ
Итого:

задание
Творческое
задание
опрос
Творческое
задание

1.5

1.5

3

3
1.5

1.5

3
3

-

3

3

-

3

3

1.5

1.5

3

-

3

3

1.5

1.5

3

Творческое
задание
Тест

1.5

1.5

3

Тест

Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание

108

Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения
занятий, как лекции (теоретический материал), игры-тренинги, беседы, пресс-конференции,
экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску
газеты в творческой лаборатории.
Методы и приемы учебно-воспитательного процесса:
словесные (лекции, семинары, эвристические беседы);
наглядные;
анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;
практические (создание, издание и распространение школьной газеты или журнала);
проблемный;
диалоговый;
игровой;
лабораторные работы;
экскурсии.
Дидактические материалы
В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:
-видеоархив телепередач;
-архив радийных передач;
-архив газетных материалов;
Техническое оснащение
Для реализации программы на одну учебную группу необходимо иметь соответствующее
оборудование и материалы.
Светлое, чистое, проветриваемое помещение, наличие вентиляции.
Профессиональная видеокамера; Фоны для съемки; Штатив; Микрофоны; Компьютеры;
Фотоаппараты; Съемочный павильон; Классная доска; Учебники; Студийное световое
оборудование.

Кол-во часов

Тема занятия
Раздел 0. Вводное занятие.
0.1.Беседа с детьми «Мы – журналисты».
0.2. Рассматривание иллюстраций, фотографий и составление
рассказов по ним.

/ноябрь октябрь

27

беседа,
практич
еские
упражн
ения

03
Беседа,
практич
еские
упражн
ения

ноябрь

10
14,
24
01,
08

4
5

09-00-11-20, 15-00-17-20

Февраль
январь

беседа,
практич
еские у
выездн
ые
упражн
ения,
Упражн
ения

4.2.4. Провести интервью у гостя
Раздел 5. Тема 1. Знакомство со структурой редакции радио.
5.1. Как выглядит звукозаписывающая студия?
5.2. Работа с голосом. Дикция
5.3. Имидж радиоведущего.
Практика: Особенности создания выпуска новостей на радио.
Голос и умение им владеть.
Раздел 6. Тема: Аудитория СМИ
6.1.Формы и методы изучения радиоаудитории

9:00-11:20
15.
00-17:30
9:00-11:20
15.
00-17:30
15.
00-17:30

29

январь
декабрь

Декабрь
ноябрь

22

19,
26

Раздел 2. Тема 2.1. Работа с фотографией
2.1.Используемая фототехника.
-Навыки управления данной фототехникой.-Умение построить
красивую композицию.
2.2.Как найти нужную информацию? Источники информации в
СМИ
Практика: съемки в студии и на выезде
Раздел 3. Тема 1. Культура речи
3.1.Особенности культуры речи журналиста
3.2.Имидж юного журналиста
3.3.выразительное чтение и пересказ текста.
Раздел 4. Тема 1.Основные телевизионные жанры
4.1.Интервью и сходные с ним жанры, беседа и дискуссия и
т.д.
4.2. Ток - шоу, пресс-конференция, брифинг.
4.3.Очерк, эссе, зарисовка и т.д.
Практика: написать эссе
- экскурсия - «Тивиком»
Раздел 4. Тема 2.2. Мастерство журналиста: работа со словом
4.2.3.Интервью
Практика: составление вопросов, отбор фактов их проверка

15

12,
19

0.3.Просмотр видеофрагментов о работе журналиста. 0.4.
Правила ТБ
Презентовать себя. 10 правдивых фактов и 3 ложных
Раздел 1. Тема 1. Знакомство со структурой редакции
телевидения.
1.1. Правила поведения в студии.
Показ серии передач
«Школьного телевидения».
1.2.История российской журналистики.
1.3. Создание журналистского текста

беседа,
практич
еские

9:00-11:20
9:00-11:20
9:00-11:20

октябрь

13
20

беседа

устный
опрос

устный
опрос

устный
опрос

МАУ ДО ЦДО «МАН» «Медиацентр»

29
06

Место
проведения
Форма контроля

Форма занятия

3

22

3

6

беседа

15

1

2

Время занятия

08,
сентябрь

0

Число

месяц

№

2.Календарный учебный график.

устный
опрос

творческое
задание

творческое
задание
творческое

02,
09,
16

7
ма
рт

23,
30
06,
13

апрель

8

11

02,
09,,
16

20,
27
04.

упражн
ения,
выездн
ые
занятия
беседа,
практич
еские
упражн
ения,
выездн
ые
занятия
беседа,
практич
еские
упражн
ения

6.2. рейтинг передачи
Практика: анализ местных радиостанций (аудиоматериалов).

беседа,
практич
еские
упражн
ения,
выездн
ые
занятия
Беседа

Раздел 9. Тема 1. Этика для журналиста.

25

Апрель

март

май
май

18

Раздел 7. Тема 1. Основные жанры журналистики
-Знакомство со структурой редакции СМИ

Раздел 8. Тема 1. Интернет и журналистика
8.1.Какие интернет интернет-ресурсы вы знаете?

творческое
задание

Раздел 8. Тема 1. Интернет и журналистика
8.2. Сайты, блоги, кабинеты, социальные сети
Практика: Анализ сайта газеты «Информ Полис»
творческое
задание

9.1. Право людей на получение правдивой информации
9.2.Профессиональная честность журналиста

9.3. Позиция журналиста
Раздел 9. Тема 2: Журналистское творчество
9.2.1. Как ведут себя журналисты в различных ситуациях
9.2.2. Известные журналисты и их работы
9.2.3. Маргарита Симоньян, Владимир Познер
9.2.4. Владимир Соловьев, Дмитрий Муратов9.2.5. ТВ: Однако
с Леонтьевым.

11

задание

Беседа

Обзор СМИ
Создать обложку для журнала (альбомный лист) про любимого
или известного журналисты.

беседа,
практич
еские
упражн
ения,
выездн
ые

Раздел 10. Журналистика:
10.1. Расследовательская журналистика
Практика: Найти особенности расследовательской жур-ки в
статьях Защита своих творческих проектов
Торжественное закрытие 2021-2022 г.

творческое
задание

творческое
задание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».