Шубин В.С. Основы робототехники

Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Основы

Робототехники» предназначена для учащихся (9 - 15 лет) общеобразовательных школ,
дополнительно изучающих робототехнику в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук» г. УланУдэ. Программа рассчитана на 1 год обучения (108 часов, 3 часа в неделю).
Робототехника (от «робот» и «техника»; англ. «robotics») — прикладная наука,
занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Эта наука опирается на
такие дисциплины как электроника, механика и программирование. Выделяют строительную,
промышленную,

бытовую,

авиационную

и

экстремальную

(военную,

космическую,

подводную) робототехнику.
В связи с наблюдающимся подъёмом экономики и ориентации промышленности на
развитие наукоёмкого производства в стране ощущается потребность в специалистах
инженерного профиля. На производстве наблюдается нехватка высококвалифицированных
рабочих: токарей, фрезеровщиков, слесарей контрольно-измерительных приборов, связистов и
т.д. Нехватка специалистов технического творчества ощущается и в российских вооружённых
силах. Использование роботов в различных сферах деятельности человека требует от
пользователей основательных знаний в области управления роботами.
Предлагаемую программу можно рассматривать как один из вариантов на пути к
решению выше указанной

проблемы. Программа занятий в объединении рассчитана на

подготовку детей к самостоятельному конструированию роботов. Она предусматривает
изучение необходимых теоретических сведений по робототехнике и выполнение монтажных,
сборочных и наладочных работ по изготовлению роботов. Содержание программы
способствует

развитию

познавательных

процессов

учащихся:

внимания,

мышления,

воображения, а также развитию моторики. Организация работы занятий по легоконструированию для учащихся предполагает выполнение тематических проектных заданий,
которые стимулируют использование знаний, полученных детьми на уроках по таким
предметам, как ознакомление с окружающим миром, физика, математика, информатика и др.
Также данную программу можно рассматривать как спецкурс для общеобразовательных школ
для реализации ФГОС.
Цель программы – обучение основам механики и робототехники, расширение
абстрактного

и

творческого

мышления,

формирование

конструированию роботов.
Задачи
Образовательные:
• Изучение основ и базовых понятий робототехники;
• Формирование навыков создания роботов;

практических

навыков

по

• Обучение методам моделирования и конструирования, проведения экспериментов;
• Совершенствование
компьютерным

навыков

технологиям,

работы

углубление,

и

повышение

обобщение

и

интереса

к

современным

систематизация

знаний

по

программному обеспечению ПК;
• Обучение

решению

творческих,

нестандартных

ситуаций

на

практике

при

конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;
• Прививать навыки программирования через разработку программ в визуальной среде
программирования, развивать алгоритмическое мышление;
• Подготовка учащихся к самостоятельной научной и практической работе.
Развивающие:
• Развитие интереса к изучению механики, электроники и вычислительной техники;
• Развитие

творческих

способностей,

памяти,

внимательности,

логического

и

конструктивного креативного мышления учащихся;
• Развитие умения работать с дополнительными программами, верно выбирать источники
необходимой информации;
• Развитие навыков дисциплины труда.
Воспитательные:
• Формирование коммуникативных способностей посредством творческого общения;
• Оказание помощи в выборе будущей профессии;
• Воспитание самодисциплины, решительности, целеустремлённости;
• Развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения
аргументированно представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку
зрения;
• Воспитание информационной культуры.
Форма

работы

в

рамках

дополнительного

образования

помогает

развитию

коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного
взаимодействия в ходе групповой проектной деятельности, поэтому программа составлена для
разновозрастной группы из

4 - 8-х классов. Выполнение проектов требует от учащихся

широкого поиска и анализа дополнительной информации, самостоятельного или группового
принятия решений, что позволит в условиях разного возраста и уровня подготовки детей
созданию дружественной и партнерской атмосферы на занятиях.
В первый год обучения набираются только мальчики, из-за апробации восприятия
изучаемого материала.

Программа рассчитана на 1 год обучения на 36 занятий, где не

предусмотрено жесткого разделения учебного времени. Количество учащихся в группе – 1012 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа.

Реализацию программы предполагается осуществить на основе следующих
принципов:
•

Последовательности (от простого к сложному);

•

от умения к навыку;

•

создание ситуаций успеха и развивающего общения;

•

связи теории с практикой;

•

систематичности;

•

доступности;

•

научности

Методы, используемые в процессе обучения робототехнике, призваны дать детям
основные понятия о стадиях творческого процесса, элементах технической эстетики, приёмах
и методах поиска технических решений.
Во время теоретических занятий используются словесные методы: рассказ, беседа;
наглядный метод с использованием плакатов, слайдовых презентаций; частично-поисковый
метод; метод проектов. Доказано, что самым эффективным методом обучения является
обучение во время игры, и курс робототехники дает уникальную возможность получить
знания из целого ряда сложных технических дисциплин в увлекательной игровой форме.
Формы оценки результативности освоения образовательной программы:
текущий – сборка базовых конструкций, разработка моделей;
итоговый – написание творческой работы и создание модели по предложенной теме в конце
курса:

за

качественно

выполненное

задание,

правильность

написания

программы,

оригинальность выполнения конструкции либо участие в муниципальных или региональных
соревнованиях.
Основная форма работы: практические занятия.
Формы организации деятельности: со всей группой, по подгруппам, парами,
индивидуальные.
Средства обучения: конструктор Лего для уроков по робототехнике - Lego Mindstorms
NXT, который содержит микропроцессор с флэш-памятью и портами для подключения
датчиков и двигателей, также имеется встроенный Bluetooth, чтобы робот мог осуществлять
беспроводное соединение с компьютером или с другими блоками управления NXT; 5
персональных компьютеров (мин. треб. – 512 Мб оперативной памяти, 700 Мб свободного
дискового пространства, XVGA дисплей (1024*768), 1 USB порт, Bluetooth адаптер);
установленное программное обеспечение Lego Mindstorms NXT 2.0 и Robolab 2.9.
На начальном этапе обучения используются следующие наборы лего-конструкторов:
LEGO Mindstorms NXT 9797 и LEGO Mindstorms NXT 9695 – серии Lego Education.

Набор LEGO Mindstorms 9797, в состав которого входят 431 деталь. Детали образуют 5
больших групп:
1) Электронные компоненты:
• Микропроцессорный модуль NXT с батарейным блоком
• Три мотора со встроенными датчиками
• Ультразвуковой датчик (датчик расстояния)
• Датчик касания
• Датчик звука – микрофон
• Датчик освещенности
• Комплект соединительных кабелей
• USB кабель для подключения NXT к компьютеру
• Соединительные кабеля разной длины для подключения датчиков и сервоприводов к NXT
• Кабель-переходник для подключения датчиков старого образца (совместимых с RCX) к NXT
• Три лампочки (по 9 вольт)
• Набор из 3 кабелей для лампочек
• 1 батарея для NXT блока с зарядным устройством
2)

Шестеренки, колеса и оси

3)

Соединительные элементы

4)

Конструкционные элементы

5)

Специальные детали

Набор LEGO Mindstorms NXT 9695 (ресурсный) состоит из 817 деталей
Требования к знаниям и умениям.
По окончании курса обучения учащиеся должны знать:
• Что такое робототехника и её основные задачи и направления развития
• Основные понятия механики приводов, конструирования и программирования
• Понятие алгоритмов и основные принципы их построения
• Методы конструирования роботов и разработки программ для них уметь:
разрабатывать, конструировать и компоновать различные типы приводов и других элементов
конструкций роботов.
• Ставить задачи и разрабатывать алгоритмы их выполнения
• Составлять программы для роботов по алгоритму
• Работать с визуальными средами программирования
• Производить

отладку

и

доводку

программ.

Содержание изучаемого курса
1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности. Понятие «робот», «робототехника». Применение
роботов в различных сферах жизни человека, значение робототехники. Просмотр
видеофильма о роботизированных системах вооружения стран НАТО.
Показ действующей модели робота и его программ: на основе датчика освещения,
ультразвукового датчика, датчика касания
Ознакомление с комплектом деталей для изучения робототехники: контроллер, сервоприводы,
соединительные кабели, датчики-касания, ультразвуковой, освещения. Порты подключения.
Создание колесной базы на гусеницах
2. Моя первая программа.
Понятие «программа», «алгоритм». Алгоритм движения робота по кругу, вперед-назад,
«восьмеркой» и пр.
Написание программы для движения по кругу через меню контроллера. Запуск и отладка
программы. Написание других простых программ на выбор учащихся и их самостоятельная
отладка
3. Ознакомление с визуальной средой программирования
Понятие «среда программирования», «логические блоки». Показ написания простейшей
программы для робота
Интерфейс программы LEGO MINDSTORMS Education NXT и работа с ним. Написание
программы для воспроизведения звуков и изображения по образцу
4. Робот в движении
Написание линейной программы.
Понятие «мощность мотора», «калибровка». Применение блока «движение» в программе.
Создание и отладка программы для движения с ускорением, вперед-назад. «Робот-волчок».
Плавный поворот, движение по кривой
5. Первая программа с циклом
Написание программы с циклом. Понятие «цикл».
Использование блока «цикл» в программе.
Создание и отладка программы для движения робота по «восьмерке»
6. Робот-танцор
Понятие «генератор случайных чисел». Использование блока «случайное число» для
управления движением робота
Создание программы для движения робота по случайной траектории
7. Робот рисует многоугольник
Теория движения робота по сложной траектории

Написание программы для движения по контуру треугольника, квадрата
8. Робот, повторяющий воспроизведенные действия
Промышленные манипуляторы и их отладка. Блок «записи/воспроизведения»
Робот, записывающий траекторию движения и потом точно её воспроизводящий
9. Робот, определяющий расстояние до препятствия
Ультразвуковой датчик
Робот, останавливающийся на определенном расстоянии до препятствия. Робот-охранник
10. Ультразвуковой датчик управляет роботом
Роботы – пылесосы, роботы-уборщики. Цикл и прерывания
Создание и отладка программы для движения робота внутри помещения и самостоятельно
огибающего препятствия.
11. Робот-прилипала
Программа с вложенным циклом. Подпрограмма
Робот, следящий за протянутой рукой и выдерживающий требуемое расстояние. Настройка
иных действий в зависимости от показаний ультразвукового датчика
12. Использование нижнего датчика освещенности
Яркость объекта, отраженный свет, освещенность, распознавание цветов роботом
Робот, останавливающийся на черной линии. Робот, начинающий двигаться по комнате, когда
включается свет.
13. Движение вдоль линии
Калибровка датчика освещенности
Робот, движущийся вдоль черной линии
14. Соревнования роботов
Робототехнические соревнования
Соревнования роботов на тестовом поле № 8547. Зачет времени и количества ошибок
15. Робот с несколькими датчиками
Датчик касания, типы касания
Создание робота и его программы с задним датчиком касания и передним ультразвуковым
16. Защита проекта «Мой собственный уникальный робот»
Создание собственных роботов учащимися и их презентация

Учебно-тематический план образовательной программы
1 год обучения.

Цель:
-создание условий для развития разносторонних способностей и интересов школьников.
Задачи:
-обучение основам конструирования, моделирования, программирования.
- развитие умения довести решение задачи до работающей модели.
- развитие умения работать надо проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
- развитие умения анализировать ситуацию и самостоятельно находить решение и ответы на
вопросы путём логических рассуждений.
Программа занятий.
Введение в робототехнику. Знакомство с конструктором. Первая элементарная модель.
Знакомство со средой программирования Mindstorm NXT 2.0
Знакомство с работой датчиков.
Создание роботов на основе работы датчиков.
Создание роботов для выполнения олимпиадных задач (сумо, кегельринг и др.)
Участие в соревнованиях.
7. Разработка собственного варианта робота.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.Учебный план занятий.
№
п/
п
1
2

Название раздела, темы

Количество часов
Формы
Всего Теория Практика аттестации/
контроля
3
1
2
тест
3
1
2
тест

4

Введение
Ознакомление с комплектом деталей для изучения
робототехники: контроллер, сервоприводы,
соединительные кабели, датчики-касания,
ультразвуковой, освещения. Порты подключения.
1.Одномоторная тележка. Полноприводная тележка.
Тележка с автономным управлением.
2.Робот пятиминутка

5

3.Внедорожник

3

0

3

6

4.Тележка с захватом

3

0

3

7

5.Робот фут.

3

0

3

8

1.Использование звука, экрана, движение вперед назад .

3

1

3

9

3

1

2

10

2. Программы: Ускорения, плавный разворот,
разворот на месте.
3.Езда по квадрату

3

0

3

11

4.Мой блок1, парковка

3

0

3

12
13
14
15

5.Копирование действия, управление по звуку
Сборка модели на гусеничном ходу
Полно приводная модель робота
.Програма определение расстояния, контроль
расстояния
Движение по линии, обнаружение касания
Реакция на свет ( один датчик, два датчика)

3
3
3
3

1
0
0
1

2
3
3
2

3
3

1
1

2
2

Программа движение вдоль стенки
Механическая передача. Передаточное отношение,
передаточное число, редуктор
Конкурс мини сумо
Конкурс сумо
Конкурс борьба роботов
Сборка шагоходов 4 ноги
Шагоход 6 ног
Шагоход 8 ног
Соревнование шагоходов траектория
Соревнование шагоходов сумо
Рычаг, свойства, сборка ударного механизма
Соревнование роботов боксёров
Интерфейс программы. Блок движения, ожидания.
Ветвление. Циклы. Переменные.
Соревнование кегельринг
Выбор среды программирования, написание программы,

3
3

1
1

2
3

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
3

3
3
3
3
3
3
3
3
2
3
0

Соревнован
ия
тест
Соревнование
тест

3
3

0
1

3
2

Соревнование
тест

3

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

3

0

3

3

0

3

Выполнени
е задания

тест

Выполнени
е задания
тест

тест
Соревнован
ие
Выполнени
е задания

33
34
35
36

запуск её на модели.
1.Управление скоростью
2.Реакция на расстояние, освещённость.
3.Задержка срабатывания, датчик оборотов, управление
оборотами, кнопки nxt
4.Калибровка датчиков, хранение файлов,
мультизагрузка.
Сборка механизмов захват
Сборка механизмов захват-подъём
Сборка модели «Мой собственный уникальный робот»
Защита проекта «Мой собственный уникальный робот»
ИТОГО:

3
3
3
3
108

0
0
0
1
14

3
3
3
2
94

тест
тест
Защита
проекта

Теория

12

Теория,
практическ
ая работа
практическ
ая работа
практическ
ая работа
практическ
ая работа
практическ
ая работа

3

Введение. Ознакомление с комплектом деталей для
изучения робототехники: контроллер,
сервоприводы, соединительные кабели, датчикикасания, ультразвуковой, освещения. Порты
подключения.
1.Одномоторная тележка.
Полноприводная тележка. Тележка с автономным
управлением.
2.Робот пятиминутка

3

3.Внедорожник

3

4.Тележка с захватом

3

5.Робот футболист.

3

3

4

26

5

03

6

10

7

17

Теория,
3
практическ
ая работа

1.Использование звука, экрана, движение впередназад

8

24

Теория,
3
практическ
ая работа

2.Программы: Ускорения, плавный разворот,
разворот на месте.

31

Теория,
3
практическ
ая работа 3
Теория,
практическ
ая работа

3.Езда по квадрату

9

10

н
о

07

9:00-11:20

19

Октябрь

3

4.Мой блок1, парковка

Место
проведен
ия
Форма
контроля

Кол-во
часов
Тема
занятия

Время
проведен
Форма
ия
занятия
занятия

05

МАУ ДО ЦДО МАН шк.18

2

Сентябрь

1

Число

№
п/п
Месяц

2.1Календарный учебный график.

12

я
б
р
ь

13

21

практическ
ая работа

28

Теория,
практическ
ая работа

3

5.Копирование действия, управление по звуку
каб.№201.
Сборка модели на гусеничном ходу
Полно приводная модель робота

3

05

Теория,
практическ
ая работа

3

.Программа определение расстояния, контроль
расстояния

12

Теория,
практическ
ая работа

3

Движение по линии, обнаружение касания

16

19

Теория,
практическ
ая работа

3

Реакция на свет( один датчик, два датчика)

17

26

Теория,
практическ
ая работа

3

Программа движение вдоль стенки

09

Теория,
практическ
ая работа

3

Механическая передача. Передаточное отношение,
передаточное число, редуктор

16

практическ
ая работа

3

Конкурс мини сумо

23

практическ
ая работа

3

Конкурс сумо

30

практическ
ая работа
практическ
ая работа

3

Конкурс борьба роботов

14

15

18

19
20

Д
е
к
б
р
ь

14

Теория,
практическ 3
ая работа

Я
н
в
а
р
ь

21
22
23
24

25
26
27

ф
е
в
р
а
л
ь

06
13
20
27

м
а
р
т

06

28

29

13
20
27

а

03

Сборка шагоходов 4 ноги
3
3

Шагоход 6 ног

практическ
ая работа

3

Шагоход 8 ног

Соревнова
ние
Соревнова
ние
Соревнова
ние
Теория,
практическ
ая работа

3

Соревнование шагоходов

3

Рычаг, свойства, сборка ударного механизма

3

Соревнование роботов боксёров

3

Соревнова

3

Интерфейс программы. Блок движения, ожидания.
Ветвление. Циклы.
Переменные.
Соревнование кегельринг

практическ
ая работа

МАУ ДО ЦДО
МАН шк18

11

30

31

п
р
е
л
ь

32

33
34

10

ние

17

Теория,
практическ
ая работа
Теория,
практическ
ая работа

3

.Выбор среды программирования, написание
программы, запуск её на модели.

3

15

практическ
ая работа

3

1.Управление скоростью
2.Реакция на расстояние, освещённость.
3.Задержка срабатывания, датчик оборотов,
управление оборотами, кнопки nxt
4.Калибровка датчиков, хранение файлов,
мультизагрузка
Сборка механизмов захват

22

практическ
ая работа

3

Сборка механизмов захват-подъём

29

практическ
ая работа

3

Сборка модели «Мой собственный уникальный
робот»

практическ
ая работа

3

Защита проекта «Мой собственный уникальный
робот»

24

м
а
й

35

36

Итого:

108

26

6

03

Октябрь

5

10

Введение. Ознакомление с комплектом деталей
для изучения робототехники: контроллер,
сервоприводы, соединительные кабели, датчикикасания, ультразвуковой, освещения. Порты
подключения.
1.Одномоторная тележка.
Полноприводная тележка. Тележка с автономным
управлением.
2.Робот пятиминутка

3

3
3.Внедорожник
3
4.Тележка с захватом
3

практическ
ая работа 3

5.Робот футболист.

Место
проведен
ия
Форма
контроля

Время
проведен
Форма
ия
занятия
занятия

3

МАУ ДО ЦДО МАН шк.18

4

Тема
занятия

19

Теория,
практическ
ая работа
практическ
ая работа
практическ
ая работа
практическ
ая работа

Кол-во
часов

3

12

14.30-16.50

2

Теория

05

Сентябрь

1

Число

№
п/п
Месяц

2.2Календарный учебный график.

7

17

Теория,
практическ 3
ая работа

1.Использование звука, экрана, движение впередназад

8

24

Теория,
практическ 3
ая работа

2.Программы: Ускорения, плавный разворот,
разворот на месте.

9

31

Теория,
3
практическ
ая работа 3
Теория,
практическ
ая работа

3.Езда по квадрату

10

11

н
о
я
б
р
ь

07

14

Теория,
практическ 3
ая работа

12

21

практическ
ая работа

13

28

Теория,
практическ
ая работа

14

15

16

Д
е
к
а
б
р
ь

17

18

19
20

Я
н
в
а
р
ь

21

22
23

ф
е
в
р

4.Мой блок1, парковка

3

5.Копирование действия, управление по звуку
каб.№201.
Сборка модели на гусеничном ходу
Полно приводная модель робота

3

05

Теория,
практическ
ая работа

3

.Программа определение расстояния, контроль
расстояния

12

Теория,
практическ
ая работа

3

Движение по линии, обнаружение касания

19

Теория,
практическ
ая работа

3

Реакция на свет( один датчик, два датчика)

26

Теория,
практическ
ая работа

3

Программа движение вдоль стенки

09

Теория,
практическ
ая работа

3

Механическая передача. Передаточное
отношение, передаточное число, редуктор

16

практическ
ая работа

3

Конкурс мини сумо

23

практическ
ая работа

3

Конкурс сумо

30

практическ
ая работа

06
13

практическ
ая работа

20

практическ
ая работа

Конкурс борьба роботов
3
Сборка шагоходов 4 ноги
3
3

Шагоход 6 ног

а
л
ь

27

практическ
ая работа

3

Шагоход 8 ног

25

м
а
р
т

06

Соревнова
ние
Соревнова
ние
Соревнова
ние
Теория,
практическ
ая работа

3

Соревнование шагоходов

3

Рычаг, свойства, сборка ударного механизма

3

Соревнование роботов боксёров

3

03
10

Соревнова
ние

3

Интерфейс программы. Блок движения,
ожидания.
Ветвление. Циклы.
Переменные.
Соревнование кегельринг

17

Теория,
практическ
ая работа

26
27
28

29
30

31

34

20
27

а
п
р
е
л
ь

32

33

13

м
а
й

35

36

Итого:

24

Теория,
практическ
ая работа

3

15

практическ
ая работа

3

.
Выбор среды программирования, написание
программы, запуск её на модели.
1.Управление скоростью
2.Реакция на расстояние, освещённость.
3.Задержка срабатывания, датчик оборотов,
управление оборотами, кнопки nxt
4.Калибровка датчиков, хранение файлов,
мультизагрузка
Сборка механизмов захват

22

практическ
ая работа

3

Сборка механизмов захват-подъём

29

практическ
ая работа

3

Сборка модели «Мой собственный уникальный
робот»

практическ
ая работа

3

Защита проекта «Мой собственный уникальный
робот»

3

108

МАУ ДО ЦДО МАН шк18

24

Теория,
практическ
ая работа
практическ
ая работа
практическ
ая работа
практическ
ая работа

3

19

4

26
03

10

7

17

8

24

9

1
0
1
1

Октябрь

6

н
о
я
б
р
ь

1
2
1
3

1
4

Д
е

31

07

14

14.30-16.50

5

Введение. Ознакомление с комплектом деталей для
изучения робототехники: контроллер,
сервоприводы, соединительные кабели, датчикикасания, ультразвуковой, освещения. Порты
подключения.
1.Одномоторная тележка.
Полноприводная тележка. Тележка с автономным
управлением.
2.Робот пятиминутка

3

3
3.Внедорожник
3
4.Тележка с захватом
3

практическ
ая работа 3
Теория,
практическ 3
ая работа

5.Робот футболист.

Теория,
практическ 3
ая работа

2.Программы: Ускорения, плавный разворот,
разворот на месте.

Теория,
3
практическ
ая работа 3
Теория,
практическ
ая работа

3.Езда по квадрату

1.Использование звука, экрана, движение впередназад

4.Мой блок1, парковка

Теория,
практическ 3
ая работа

5.Копирование действия, управление по звуку
каб.№201.

21

практическ
ая работа

28

Теория,
практическ
ая работа

3

Теория,
практическ

3

05

3

Сборка модели на гусеничном ходу
Полно приводная модель робота

.Программа определение расстояния, контроль
расстояния

МАУ ДО ЦДО МАН шк.18

12

2

3

Место
проведен
ия
Форма
контроля

Теория

Тема
занятия

05

Кол-во
часов

Число

1

Сентябрь

№
п/п
Месяц

Время
проведен
Форма
ия
занятия
занятия

2.3Календарный учебный график.

1
6
1
7
1
8

1
9
2
0
2
1
2
2

2
3
2
4

Я
н
в
а
р
ь

ф
е
в
р
а
л
ь

2
5
2
6
2
7
2
8

м
а
р
т

2
9
3
0

а
п
р
е
л
ь

3
1

12

ая работа
Теория,
практическ
ая работа

3

Движение по линии, обнаружение касания

19

Теория,
практическ
ая работа

3

Реакция на свет( один датчик, два датчика)

26

Теория,
практическ
ая работа

3

Программа движение вдоль стенки

09

Теория,
практическ
ая работа

3

Механическая передача. Передаточное отношение,
передаточное число, редуктор

16

практическ
ая работа

3

Конкурс мини сумо

23

практическ
ая работа

3

Конкурс сумо

30

практическ
ая работа

06
13

практическ
ая работа

20

практическ
ая работа

27

практическ
ая работа

Конкурс борьба роботов
3
Сборка шагоходов 4 ноги
3

Шагоход 6 ног
3
Шагоход 8 ног
3

06

Соревнова
ние

3

Соревнование шагоходов

13

Соревнова
ние

3

Рычаг, свойства, сборка ударного механизма

20

Соревнова
ние

3

Соревнование роботов боксёров

27

Теория,
практическ
ая работа

3

03

Соревнова
ние

3

Интерфейс программы. Блок движения, ожидания.
Ветвление. Циклы.
Переменные.
Соревнование кегельринг

3

.
Выбор среды программирования, написание

10

17

Теория,
практическ
ая работа

МАУ ДО ЦДО МАН шк.18

1
5

к
а
б
р
ь

3
2

3
3
3
4
3
5

м
а
й

3
6
Итого:

24

Теория,
практическ
ая работа

3

15

практическ
ая работа

3

программы, запуск её на модели.
1.Управление скоростью
2.Реакция на расстояние, освещённость.
3.Задержка срабатывания, датчик оборотов,
управление оборотами, кнопки nxt
4.Калибровка датчиков, хранение файлов,
мультизагрузка
Сборка механизмов захват

22

практическ
ая работа

3

Сборка механизмов захват-подъём

29

практическ
ая работа

3

Сборка модели «Мой собственный уникальный
робот»

практическ
ая работа

3

Защита проекта «Мой собственный уникальный
робот»
108

Список литературы:
Гаазе-Рапопорт М.Г., Поспелов Д.А. От амеды до робота:модели поведения.- М.:Наука, 1987.- 288 с.
Комский Д.М. Простая кибернетика.- М.:Молодая гвардия, 1965.- 160 с.
Кривич М. Машины учатся ходить: Научно-популярная литература.- М.: Детская литература, 1988.159 с.
Не счесть у робота профессий.- М.: Мир, 1987.- 182 с.
Попов Е.П., Письменный Г.В. Основы робототехники. Введение в специальность. – М.: Высш. шк.,
1990. – 224 с.
Робототехника/Под ред. Е.П.Попова и Е.И.Юревича, М., 1984. – 288 с.
Робототехника и гибкие автоматизированные производства. В 9 кл./Под ред. И. М. Макарова,
М.,1986 г.
Русецкий А. Ю. В мире роботов.-М.:Просвещение,1990-160 с.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей Санкт-Петербург 2010 г.
http://robot.bmstu.ru
http://robosport.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».