Пояснительная записка Программа «3D моделирование» предназначена для учащихся 6 - 11 классов (13 – 17 лет), посещающих дополнительные занятия в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук». Программа направлена на развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определённые способности к 3D моделированию, на формирование у обучающихся ряда компетенций: информационных, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, социально-трудовых необходимых для дальнейшего формирования и развития компетентности в выбранной сфере информационных технологий, а также на возможность приобретения опыта при работе в графических средах. В курсе решаются задачи по созданию и редактированию 3D моделей с помощью специализированного редактора трехмерной графики Fusion 360. Планируемые данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов. Каждый из модулей программы предусматривает организацию определённого вида внеурочной деятельности подростков и направлен на решение определенных задач. Преобладающей формой текущего контроля выступает самостоятельные практические работы в виде проектов. Программа рассчитана на 1 год (всего 108 часов, 3 часа в неделю). Численность обучающихся в группе – до 8 человек. Актуальность программы Актуальность программы обусловлена её направленностью на овладение знаниями в области компьютерной трехмерной графики, которые повсеместно используются в различных сферах деятельности и становятся все более значимыми для полноценного развития личности. Данный курс развивает творческое воображение, конструкторские, изобретательские, научно-технические компетенции школьников и нацеливает на осознанный выбор необходимых обществу профессий, таких как инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик и т.д. Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации. Новизна программы состоит в том, что создание и реализация в образовательных учреждениях программ дополнительного образования в области 3D моделирования обеспечивает современного российского школьника определенным уровнем владения компьютерными технологиями, а также социально-экономической потребностью в обучении. Дает дополнительные возможности для профессиональной ориентации школьников и их готовности к профессиональному самоопределению в области технических профессий. Занятия по 3D моделированию формируют знания в области технических наук, дают практические умения и навыки, воспитывают трудолюбие и дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Полученные знания учащиеся могут применить при разработке мультимедийных презентаций в образовательном процессе. Трехмерное моделирование является основой для изучения систем виртуальной реальности. В качестве программной среды для курса выбран продукт, представляющий собой бесплатную и простую в использовании в области создания трехмерной графики программы Fusion 360. Fusion 360 — программа для моделирования относительно простых трёхмерных объектов. Ее главное достоинство –уникальный по простоте, логичности и удобству интерфейс. Цель: Формирование базовых знаний в области трехмерной компьютерной графики и овладение навыками работы в программе Fusion 360. Задачи: Образовательные: - дать учащимся представление о трехмерном моделировании, его назначении, промышленном и бытовом применении, перспективах развития; - познакомить с основными инструментами и возможностями создания и обработки изображения в программе Fusion 360; - научить ориентироваться в трехмерном пространстве сцены; - научить эффективно использовать базовые инструменты создания объектов; - научить модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные элементы; - научить объединять созданные объекты в функциональные группы; - научить создавать простые трехмерные модели; Развивающие: - способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению программ для 3D моделирования; - развивать пространственное воображение, умения анализа и синтеза пространственных объектов; - способствовать расширению кругозора в области знаний, связанных с компьютерными технологиями; - способствовать развитию творческих способностей, фантазии и эстетического вкуса; Воспитательные: - способствовать формированию потребности к осознанному использованию компьютерных технологий при обучении в школе и в повседневной жизни; - воспитывать готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий; - воспитание самостоятельной личности, умеющей ориентироваться в новых социальных условиях; - воспитывать информационную культуру как составляющую общей культуры современного человека; Формы подведения итогов: Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке. В конце курса каждый учащийся выполняет индивидуальный проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится защита проектов, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их. Учащиеся должны знать: - Термины 3D моделирования; - Основы графической среды Fusion 360, структуру инструментальной оболочки данного графического редактора; - Основные приемы построения 3D моделей. 2 - Способы и приемы редактирования моделей. Уметь: - ориентироваться в трёхмерном пространстве сцены; - эффективно использовать базовые инструменты создания объектов; - модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные элементы; - объединять созданные объекты в функциональные группы; - создавать простые трёхмерные модели реальных объектов. Ожидаемые результаты Личностные результаты: - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; - осознание ценности пространственного моделирования; - осознание ценности инженерного образования; - формирование сознательного отношения к выбору будущей профессии; - формирование информационной культуры как составляющей общей культуры современного человека; - формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты: - умение ставить учебные цели; - умение использовать внешний план для решения поставленной задачи; - умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное; - умение сличать результат действий с эталоном (целью); - умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью; - умение оценивать результат своей работы, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса. - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; 3 Предметные результаты: - умение использовать терминологию моделирования; - умение работать в среде графических 3D редакторов; - приобрести навыки работы в среде 3D-моделирования и освоить основные приемы выполнения проектов трехмерного моделирования; - освоить элементы технологии проектирования в 3D-системах и применять их при реализации исследовательских и творческих проектов. - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; 1.Учебный план занятий. Тема 1 Создание геометрии 21 14 7 2 Редактирование геометрии 15 10 5 3 Сборки. Текстуры. Анализ. 9 6 3 4 Инструменты поверхностного моделирования 12 9 3 Устный опрос. Проверочная работа Устный опрос. Проверочная работа Устный опрос. Проверочная работа Устный опрос. Проверочная работа 5 Инструменты редактирования свободной геометрии 18 12 6 Устный опрос. Проверочная работа 6 Дополнительные инструменты проектирования 15 10 5 Устный опрос. Проверочная работа 7 Итоговая работа над самостоятельным проектом 18 12 6 Устный опрос. Презентация проекта 108 73 35 Итого: Всего Теор. Практ. Формы аттестации/контроля № 4 2.Календарный учебный график. № п/ п Ме сяц 1 Чи Время Форма сло проведени занятия я занятия Лекция 8 Колво часо в 3 Лекция 3 22 Лекция 3 4 29 3 5 6 6 13 7 20 Лекция, Практич еская работа Лекция, Практич еская работа Лекция, Практич еская работа Лекция, Практич еская работа Сентябрь Октябрь 3 27 9 28 1 0 3 1 1 Ноябрь 8 10 9:00-11:20/ 15:00-17:20 15 2 3 Тема занятия Инструктаж по ТБ. Знакомство со средой Fusion 360 и Fusion Team Создание проектов. Обзор облачной среды проектирования Fusion Team. Визуализация CAD-данных в Устный Web-интерфейсе Fusion Team. опрос. Настройки приложения Autodesk Fusion 360. Браузер Fusion 360.Основы Устный создания эскизов. опрос. Команды среды эскизирования. 3 Проверочная работа пройденной теме. Лекция, Практич еская работа Лекция, Практич еская работа Лекция, Практич еская работа 3 Основы твердотельного моделирования. Лекция, Практич еская 3 3 Устный опрос. Устный опрос. Устный опрос. Вводное занятие. 3 3 Форма контроля Представлен ие проектов. Устный опрос. по Представлен ие проектов. Устный опрос. Представлен ие проектов. Устный опрос. Проверочная по пройденной Представлен теме. ие проектов. Устный опрос. Сопряжения и фаски. Прямое Представлен редактирование. ие проектов. Устный опрос. Оболочки и просмотр сечений. Выполнение заданий по теме. Представлен ие проектов. Устный 5 работа опрос. 17 Лекция, Практич еская работа 3 Изучение инструментов Представлен редактирования геометрии. ие проектов. Устный опрос. 1 3 24 Лекция, Практич еская работа 3 Проверочная работа пройденной теме. 1 4 1 3 Основы работы с телами. Основы работы с компонентами. Представлен ие проекта. 1 5 8 Лекция, Практич еская работа Лекция, Практич еская работа 3 Сборки. Выполнение заданий по теме Устный опрос. 1 6 15 Лекция, Практич еская работа 3 Управление сборками. Устный Работа с внешними компонентами опрос. и измерения. 1 7 22 Лекция, Практич еская работа 3 Проверочная работа пройденной теме. 1 8 29 Лекция, Практич еская работа 3 Материалы и текстуры. Проверочная работа. 1 9 12 Лекция, Практич еская работа 3 Самостоятельная Применение инструментов. 2 0 19 Лекция, Практич еская работа 3 Инструменты создания T-spline Представлен поверхностей. ие проектов. Взаимодействие T-spline и Устный твердых тел. Лекция, Практич еская 3 2 1 Январь Декабрь Ноябрь 1 2 26 по Представлен ие проектов. Устный опрос. по Устный опрос. Устный опрос. работа. Представлен изученных ие проектов. Устный опрос. опрос. Инструменты редактирования в среде «Patch». Представлен ие проектов. Устный 6 работа опрос. 2 Лекция, Практич еская работа 3 Инструменты редактирования в среде «T-spline». Представлен ие проектов. Устный опрос. 2 3 9 Лекция, Практич еская работа 3 Дополнительные инструменты редактирования. Представлен ие проектов. Устный опрос. 2 4 16 Лекция, Практич еская работа 3 Проверочная работа пройденным темам. 2 5 2 Лекция, Практич еская работа 3 Общие сведения о среде рендеринга. Работа с текстурами в сцене. Представлен ие проектов. Устный опрос. 2 6 9 Лекция, Практич еская работа 3 Работа с окружением в сцене. Настройки процесса рендеринга. Представлен ие проектов. Устный опрос. 2 7 16 Лекция, Практич еская работа 3 Публикация изображений. Доступ к изображениям. Проверочная работа. Представлен ие проектов. Устный опрос. 2 8 23 Лекция, Практич еская работа 3 Среда работы с листовым металлом. Представлен ие проектов. Устный опрос. 2 9 30 Лекция, Практич еская работа 3 Среда анимации. Среда инженерных расчетов. Представлен ие проектов. Устный опрос. 3 0 6 Лекция, Практич еская работа 3 Среда инженерных расчетов. Представлен ие проектов. Устный опрос. Апрель Март Февраль 2 2 по Представлен ие проектов. Устный опрос. 7 13 Лекция, Практич еская работа 3 Самостоятельная Применение инструментов. 3 2 20 Лекция, Практич еская работа 3 Среда CAM. Среда оформления чертежей. Представлен ие проектов. Устный опрос. 3 3 27 Лекция, Практич еская работа 3 Выбор темы итогового проекта. Работа с эскизами в проекте. Представлен ие проектов. Устный опрос. 3 4 4 Лекция, Практич еская работа 3 Работа над твёрдыми телами в проекте. Представлен ие проектов. Устный опрос. 3 5 11 Лекция, Практич еская работа 3 Работа со сборками в проекте. Добавление материалов и текстур в проект. Представлен ие проектов. Устный опрос. 18 Лекция, Практич еская работа 3 Проведение анализа готовой модели. Презентация готового проекта. Представлен ие проектов. Устный опрос. 25 Лекция, Практич еская работа 3 Проведение анализа готовой модели. Презентация готового проекта. Представлен ие проектов. Устный опрос. 3 6 Май 3 1 3 7 Всего работа. Представлен изученных ие проектов. Устный опрос. 111 часов 8