Бурцев М.А. 3Д моделирование

Пояснительная записка
Программа «3D моделирование» предназначена для учащихся 6 - 11 классов (13 – 17
лет), посещающих дополнительные занятия в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук».
Программа направлена на развитие и поддержку детей, проявивших интерес и
определённые способности к 3D моделированию, на формирование у обучающихся ряда
компетенций:
информационных,
общекультурных,
учебно-познавательных,
коммуникативных, социально-трудовых необходимых для дальнейшего формирования и
развития компетентности в выбранной сфере информационных технологий, а также на
возможность приобретения опыта при работе в графических средах. В курсе решаются
задачи по созданию и редактированию 3D моделей с помощью специализированного
редактора трехмерной графики Fusion 360.
Планируемые данной программой занятия проводятся в смешанных группах,
состоящих из учащихся разных классов. Каждый из модулей программы предусматривает
организацию определённого вида внеурочной деятельности подростков и направлен на
решение определенных задач. Преобладающей формой текущего контроля выступает
самостоятельные практические работы в виде проектов.
Программа рассчитана на 1 год (всего 108 часов, 3 часа в неделю). Численность
обучающихся в группе – до 8 человек.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена её направленностью на овладение знаниями
в области компьютерной трехмерной графики, которые повсеместно используются в
различных сферах деятельности и становятся все более значимыми для полноценного
развития личности. Данный курс развивает творческое воображение, конструкторские,
изобретательские, научно-технические компетенции школьников и нацеливает на
осознанный выбор необходимых обществу профессий, таких как инженер-конструктор,
инженер-технолог, проектировщик и т.д. Поддержка и развитие детского технического
творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и
стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.
Новизна программы состоит в том, что создание и реализация в образовательных
учреждениях программ дополнительного образования в области 3D моделирования
обеспечивает современного российского школьника определенным уровнем владения
компьютерными технологиями, а также социально-экономической потребностью в
обучении. Дает дополнительные возможности для профессиональной ориентации
школьников и их готовности к профессиональному самоопределению в области
технических профессий. Занятия по 3D моделированию формируют знания в области
технических наук, дают практические умения и навыки, воспитывают трудолюбие и
дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Полученные
знания учащиеся могут применить при разработке мультимедийных презентаций в
образовательном процессе. Трехмерное моделирование является основой для изучения
систем виртуальной реальности.
В качестве программной среды для курса выбран продукт, представляющий собой
бесплатную и простую в использовании в области создания трехмерной графики
программы Fusion 360. Fusion 360 — программа для моделирования относительно

простых трёхмерных объектов. Ее главное достоинство –уникальный по простоте,
логичности и удобству интерфейс.
Цель: Формирование базовых знаний в области трехмерной компьютерной
графики и овладение навыками работы в программе Fusion 360.
Задачи:
Образовательные:
- дать учащимся представление о трехмерном моделировании, его назначении,
промышленном и бытовом применении, перспективах развития;
- познакомить с основными инструментами и возможностями создания и обработки
изображения в программе Fusion 360;
- научить ориентироваться в трехмерном пространстве сцены;
- научить эффективно использовать базовые инструменты создания объектов;
- научить модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные
элементы;
- научить объединять созданные объекты в функциональные группы;
- научить создавать простые трехмерные модели;
Развивающие:
- способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению программ для
3D моделирования;
- развивать пространственное воображение, умения анализа и синтеза пространственных
объектов;
- способствовать расширению кругозора в области знаний, связанных с компьютерными
технологиями;
- способствовать развитию творческих способностей, фантазии и эстетического вкуса;
Воспитательные:
- способствовать формированию потребности к осознанному использованию
компьютерных технологий при обучении в школе и в повседневной жизни;
- воспитывать готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий;
- воспитание самостоятельной личности, умеющей ориентироваться в новых социальных
условиях;
- воспитывать информационную культуру как составляющую общей культуры
современного человека;
Формы подведения итогов:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам
выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке. В конце курса каждый
учащийся выполняет индивидуальный проект в качестве зачетной работы. На последнем
занятии проводится защита проектов, на которой учащиеся представляют свои работы и
обсуждают их.
Учащиеся должны знать:
- Термины 3D моделирования;
- Основы графической среды Fusion 360, структуру инструментальной оболочки данного
графического редактора;
- Основные приемы построения 3D моделей.
2

- Способы и приемы редактирования моделей.
Уметь:
- ориентироваться в трёхмерном пространстве сцены;
- эффективно использовать базовые инструменты создания объектов;
- модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные элементы;
- объединять созданные объекты в функциональные группы;
- создавать простые трёхмерные модели реальных объектов.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
- осознание ценности пространственного моделирования;
- осознание ценности инженерного образования;
- формирование сознательного отношения к выбору будущей профессии;
- формирование информационной культуры как составляющей общей культуры
современного человека;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение ставить учебные цели;
- умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по
переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
- умение сличать результат действий с эталоном (целью);
- умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи
с ранее поставленной целью;
- умение оценивать результат своей работы, а также самостоятельно определять пробелы
в усвоении материала курса.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения
учебных и творческих задач;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации;
3

Предметные результаты:
- умение использовать терминологию моделирования;
- умение работать в среде графических 3D редакторов;
- приобрести навыки работы в среде 3D-моделирования и освоить основные приемы
выполнения проектов трехмерного моделирования;
- освоить элементы технологии проектирования в 3D-системах и применять их при
реализации исследовательских и творческих проектов.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения
учебных и творческих задач;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации;
1.Учебный план занятий.
Тема

1

Создание геометрии

21

14

7

2

Редактирование геометрии

15

10

5

3

Сборки. Текстуры. Анализ.

9

6

3

4

Инструменты поверхностного
моделирования

12

9

3

Устный опрос. Проверочная
работа
Устный опрос. Проверочная
работа
Устный опрос. Проверочная
работа
Устный опрос. Проверочная
работа

5

Инструменты редактирования свободной
геометрии

18

12

6

Устный опрос. Проверочная
работа

6

Дополнительные инструменты
проектирования

15

10

5

Устный опрос. Проверочная
работа

7

Итоговая работа над самостоятельным
проектом

18

12

6

Устный опрос. Презентация
проекта

108

73

35

Итого:

Всего Теор. Практ.

Формы аттестации/контроля

№

4

2.Календарный учебный график.
№
п/
п

Ме
сяц

1

Чи
Время
Форма
сло проведени занятия
я занятия

Лекция

8

Колво
часо
в
3

Лекция

3

22

Лекция

3

4

29

3

5

6

6

13

7

20

Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа

Сентябрь
Октябрь

3

27

9

28

1
0

3

1
1

Ноябрь

8

10

9:00-11:20/
15:00-17:20

15

2

3

Тема занятия

Инструктаж по ТБ.
Знакомство со средой
Fusion 360 и Fusion Team
Создание проектов. Обзор
облачной среды проектирования
Fusion Team.
Визуализация CAD-данных в Устный
Web-интерфейсе Fusion Team.
опрос.
Настройки приложения
Autodesk Fusion 360.
Браузер Fusion 360.Основы
Устный
создания эскизов.
опрос.

Команды среды эскизирования.

3

Проверочная
работа
пройденной теме.

Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа

3

Основы твердотельного
моделирования.

Лекция,
Практич
еская

3

3

Устный
опрос.
Устный
опрос.
Устный
опрос.

Вводное занятие.

3

3

Форма
контроля

Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.
по Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.

Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.
Проверочная по пройденной Представлен
теме.
ие проектов.
Устный
опрос.
Сопряжения и фаски. Прямое Представлен
редактирование.
ие проектов.
Устный
опрос.
Оболочки и просмотр сечений.
Выполнение заданий по теме.

Представлен
ие проектов.
Устный
5

работа

опрос.

17

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Изучение
инструментов Представлен
редактирования геометрии.
ие проектов.
Устный
опрос.

1
3

24

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Проверочная
работа
пройденной теме.

1
4

1

3

Основы работы с телами.
Основы работы с компонентами.

Представлен
ие проекта.

1
5

8

Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа

3

Сборки.
Выполнение заданий по теме

Устный
опрос.

1
6

15

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Управление сборками.
Устный
Работа с внешними компонентами опрос.
и измерения.

1
7

22

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Проверочная
работа
пройденной теме.

1
8

29

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Материалы и текстуры.
Проверочная работа.

1
9

12

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Самостоятельная
Применение
инструментов.

2
0

19

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Инструменты создания T-spline Представлен
поверхностей.
ие проектов.
Взаимодействие
T-spline
и
Устный
твердых тел.

Лекция,
Практич
еская

3

2
1

Январь

Декабрь

Ноябрь

1
2

26

по Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.

по Устный
опрос.

Устный
опрос.

работа. Представлен
изученных ие проектов.
Устный
опрос.

опрос.

Инструменты редактирования в
среде «Patch».

Представлен
ие проектов.
Устный
6

работа

опрос.

2

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Инструменты редактирования в
среде «T-spline».

Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.

2
3

9

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Дополнительные инструменты
редактирования.

Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.

2
4

16

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Проверочная
работа
пройденным темам.

2
5

2

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Общие сведения о среде
рендеринга.
Работа с текстурами в сцене.

Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.

2
6

9

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Работа с окружением в сцене.
Настройки процесса рендеринга.

Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.

2
7

16

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Публикация изображений. Доступ
к изображениям.
Проверочная работа.

Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.

2
8

23

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Среда работы с листовым
металлом.

Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.

2
9

30

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Среда анимации.
Среда инженерных расчетов.

Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.

3
0

6

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Среда инженерных расчетов.

Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.

Апрель

Март

Февраль

2
2

по Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.

7

13

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Самостоятельная
Применение
инструментов.

3
2

20

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Среда CAM.
Среда оформления чертежей.

Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.

3
3

27

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Выбор темы итогового проекта.
Работа с эскизами в проекте.

Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.

3
4

4

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Работа над твёрдыми телами в
проекте.

Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.

3
5

11

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Работа со сборками в проекте.
Добавление материалов и текстур
в проект.

Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.

18

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Проведение анализа готовой
модели.
Презентация готового проекта.

Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.

25

Лекция,
Практич
еская
работа

3

Проведение анализа готовой
модели.
Презентация готового проекта.

Представлен
ие проектов.
Устный
опрос.

3
6

Май

3
1

3
7

Всего

работа. Представлен
изученных ие проектов.
Устный
опрос.

111 часов

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».