Очиров В.О. Изучение обществознания одаренными детьми

Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа (ДОП) по направлению «Изучение
обществознания одаренными детьми» предназначена для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных школ, получающих дополнительное образование в МАУ ДО ЦДО «Малая
академия наук». ДОП рассчитана на детей, имеющих определенный базовый уровень подготовки
по обществознанию, а также творчески одаренных детей, и представляет собой версию
углубленной программы курса «Обществознание» средней школы, предназначенной для
продвинутого обучения. Программа может быть использована педагогами общеобразовательных
учреждений, реализующих подготовку детей к участию в олимпиадах, конференциях и конкурсах
различного уровня. Занятия по данной программе проводятся по 3 академических часов в неделю.
Каждый год обучения рассчитан на 108 академических часа. Учебно-тематический план,
содержание программы курса, методическое, материально-техническое и информационное
обеспечение программы для каждого года обучения раскрываются в рабочей программе.
Актуальность и новизна ДОП определяется необходимостью поиска подходов к
ориентированию и подготовке школьников к участию в олимпиадах, конференциях и конкурсах,
позволяющих реализовать их творческие возможности. Актуальной проблемой преподавания
обществознания является то, что эффективности социализации обучающихся препятствует
теоретизация и наукообразие в преподавании обществознания в современном российском
образовании. Учитывая данную проблему, программа предполагает реализацию новой концепции
преподавания обществознания. Общей целью нового подхода к преподаванию обществознания
является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей,
информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности, в
частности, путем воспитания в обучающихся патриотизма, самостоятельности, навыков
коммуникации, умения делать свободный, осознанный и ответственный выбор и др. Помимо
прочего, новизна программы заключается в том, что она учитывает ряд особенностей
современного общества, выделяемых в учебной литературе по программе курса. В частности,
делается акцент на глобальное мышление и понимание закономерностей информационного
общества, определяется направленность на осмысление тенденций мирового развития, понимание
собственной роли в обществе, видение путей достижения личной и общественной успешности,
умение действовать в конкурентной среде, широта кругозора и информационная грамотность.
Ведущими методами при этом являются дискуссии, прогнозирование, работа с поиском,
структурированием и анализом информации, проектирование, ориентация на целеполагание,
сравнение и обобщение.
Педагогическая целесообразность ДОП обусловлена направленностью на развитие
личностных особенностей школьников, их профессионального и культурного самоопределения, на
обеспечение творческой самореализации обучающихся в рамках дополнительного образования.
Главной целью дополнительного образования по обществознанию является повышение уровня
предметной подготовки учащихся, развитие одаренности школьников посредством осуществления
образовательной деятельности, подготовка обучающихся к интеллектуально-творческому труду в
различных сферах научной и практической деятельности, развитие творческого потенциала
учащихся.
Настоящая ДОП направлена на достижение основной цели: обеспечить необходимые
условия оптимальной социализации личности, содействовать её вхождению в мир общественных
ценностей и, в то же время, способствовать открытию и утверждению уникального и
неповторимого собственного «Я».
Данная ДОП предполагает реализовать следующие задачи обучения:

создание у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира,
обучение современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой
России;
развитие духовной культуры личности в период ранней юности, социального мышления,
познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического
мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно
ориентироваться в её потоке;
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданственности,
социальной
ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям,
положенным в основу Конституции РФ;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии,
социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и
успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации
полученных данных;
освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных
ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности,
межличностных отношений (включая отношения между людьми разных национальностей и
вероисповеданий), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для
самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от
уже существующих образовательных программ, заключается в том, что все образовательные
разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование
деятельностно-практического опыта. В содержание курса входят социальные навыки, умения,
ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по
отношению к обществу и другим людям, правовые нормы, регулирующие отношения людей во
всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

2

Возраст
детей,
участвующих в
реализации
данной
дополнительной
образовательной
программы
15-16 лет

Сроки
реализации
дополнительной
образовательной
программы

Формы проведения и режим
занятий

Методы обучения

Ожидаемые
результаты
способы
определения
результативности

1 год

Форма
проведения
занятий
индивидуально-групповая.
Лекции,
сопровождающиеся
демонстрацией
презентаций,
видео-фото
материалов;
практические
занятия
по
совершенствованию лексических,
грамматических
навыков
и
развития
речи,
ораторского
мастерства;
комбинированные
уроки;
защита
проектов;
дискуссии;
игры;
викторины,
турниры с привлечением учащихся
городских школ; экскурсии в
архивы и музеи РБ, совместный
просмотр исторических фильмов в
кинотеатре.
Посещение
дома
дружбы
народов,
открытых
судебных
заседаний,
экономических форумов. Беседы с
приглашенными
гостями,
ветеранами, учеными ВУЗов и
научных учреждений г. Улан-Удэ.

Объяснительноиллюстративные,
репродуктивные
методы
обучения,
частичнопоисковые
методы
обучения.
Проблемнохронологический,
идеографический.
компаративный, системный,
типологический методы, а
также метод включенного
наблюдения.

Ожидаемый результат соотносится
с поставленными целям и задачам
обучения.
Творческая
самореализация
учащихся,
готовность
обучающихся
к
участию в олимпиадах различного
уровня.
Главным
методом,
отслеживая
результативности,
выступает
педагогическое
наблюдение, а также показатели
обучающихся
в
олимпиадах;
профессиональное
самоопределение школьников.

.

3

и
их

Формы
итогов

подведения

Итоговые
контрольные
работы по курсу, участие
в
олимпиадах,
конференциях
и
конкурсах
интеллектуального толка.

Виды контроля

Проверка
конспектов. Оценка
ответа.
Реферат,
эссе, тестирование.

1. Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы:
№
п/
п

Название раздела, темы

Количество часов
Формы
аттестаци
Всег Те Практ
и/контрол
о
ор
ика
я
ия
12
6 6
Устная
беседа,
проверка
9
4,5 4,5
конспекто
12
6 6
в,
рефератов
18
9 9
,
эссе,
тестирова
36
18 18
ние

1

Природа человека

2

Социум как особенная часть мира.

3

Культура и духовная жизнь.

4

Социальное взаимодействие и общественные отношения.

5

Политико-правовая сфера

6

Экономика: наука и хозяйство.

21

Итого:

108

10,
5
54

10,5
54

19

26
03

октябрь

10

17

Лекции,
сопрово
ждающи
еся
демонст
рацией
презента
ций,
видеофото
материа
лов;
практич
еские
занятия
по
соверше

Мировоззрение, его виды и формы
Виды знаний. Понятие истины, её критерии
Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и
необходимость в человеческой деятельности
Системное строение общества:
элементы и подсистемы. Основные институты общества
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Наука. Основные особенности научного мышления.
Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование, его
значимость для личности и общества. Религия. Искусство. Мораль.
Философия.

4

Форма
контроля

Место
проведения

Тема
занятия

Кол-во
часов

Человек и общество. Проблемы социально-политической и духовной
жизни.
Природное и общественное в человеке (человек как результат
биологической и социокультурной эволюции)

каб.№1.
МАУ ДО ЦДО МАН

12

17:20-19:40

сентябрь

05

3

Время
проведения
занятия
Форма
занятия

Число

Месяц

2. Календарный учебный график.

Устная
беседа,
проверка
конспект
ов,
реферат
ов, эссе,
тестиров
ание

24

31

07

ноябрь

14
21

декабрь

28

нствова
нию
лексичес
ких,
граммат
ических
навыков
и
развития
речи,
ораторск
ого

Понятие
общественного
прогресса.
общественного развития (типы обществ).
(глобальные проблемы)

Многовариантность
Угрозы XXI века

Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность
Социальные группы. Молодёжь как социальная группа

Социальный конфликт и пути его разрешения. Этнические общности.
Межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Конституционные принципы (основы) национальной политики в
Российской Федерации.
Виды социальных норм. Социальный контроль. Свобода и
ответственность
Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль.
Социализация индивида. Семья и брак

5

Политическая сфера. Политика как общественное явление. Понятие
власти Государство, его функции. Политическая система. Типология
политических режимов
Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское
общество и государство

12

Избирательная кампания в РФ. Политический процесс. Политическое
участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти
РФ. Федеративное устройство России
Политические партии и движения. Становление многопартийности в
России

19

26

январь

Человек и правовая сфера жизни общества. Право в системе
социальных норм
Система российского права. Законотворческий процесс в РФ.
Понятие и виды юридической ответственности.
09

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного
строя РФ
Законодательство РФ о выборах. Субъекты гражданского права.

16

Организационно-правовые
формы
и
правовой
предпринимательской деятельности.
Имущественные и неимущественные права
Порядок приёма на работу. Порядок заключения
и расторжения трудового договора

23

30

5

режим

февраль

Правовое регулирование отношений супругов.
Порядок и условия заключения и расторжения брака

6
13

Особенности административной юрисдикции
27

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

6

Международная
защита прав человека
Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности
уголовного процесса

март

13

Гражданство РФ. Воинская обязанность, альтернативная гражданская
служба.

20

апрель

Права и обязанности налогоплательщика
27

Правоохранительные органы.

03

Судебная система РФ.

10

Человек и экономика. Экономическая сфера жизни общества.

17

Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и
предложение. Постоянные и переменные затраты

24

Финансовые институты. Банковская система. Основные источники
финансирования бизнеса. Ценные бумаги
Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции

май

15
22

Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в
экономике

29

Налоги Государственный бюджет

6

Форма
контроля

Место
проведения

Кол-во
часов

Тема
занятия

Человек как результат биологической и социальной
эволюции. Деятельность человека, ее основные
формы.

Устная
беседа,
проверка
конспектов,
рефератов,

каб.№6.
МАУ ДО
ЦДО
МАН

Лекции,
сопровожд
ающиеся

3

Время
проведения
Форма
занятия
занятия

Число
07

17:2019:40

Месяц
сентябрь

Мировая экономика
Субъекты мирового хозяйства, показатели развития мирового
хозяйства.

14

21

28
05

октябрь

12

19

26

02

ноябрь

09
16

демонстрац
ией
презентаци
й, видеофото
материалов
;
практическ
ие занятия
по
совершенст
вованию
лексически
х,
грамматиче
ских
навыков и
развития
речи,
ораторског
о
мастерства.
Беседа,
практическ
ие
упражнени
я

Мышление. Типы мышления. Цель и смысл жизни
человека. Самореализация. Цель жизни. Смысл
жизни. Проблема смысла жизни человека.
Самореализация.
Индивид,
индивидуальность,
личность. Социализация.
Познание мира. Формы познания. Истина и ее
критерии. Относительность истины
Виды человеческих знаний. Научное познание
Социум как особенная часть мира. Социальные
институты.
Общество и природа. Общество и культура.
Многовариантность
общественного
развития.
Типология обществ.
Процессы глобализации и глобальные проблемы
человечества
Культура и духовная жизнь. Искусство, его формы,
основные направления. Наука
Формы и разновидности культуры: народная,
массовая и элитарная; молодежная субкультура
Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые
религии. Мораль. Нравственная культура
Тенденции духовной жизни современной России

23
30

д
е
к
а
б
р
ь

07

Социальные
отношения.
Социальное
взаимодействие и общественные отношения.

14

Социальные
группы,
их
классификация.
Социальный статус. Социальная роль.

21

Неравенство
и
социальная
Социальная мобильность

28

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение

стратификация.

Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнические
общности.
Межнациональные
отношения
7

эссе,
тестирование

я
н
в
а
р
ь
ф
е
в
р
а
л
ь

11

Семья и брак как социальные институты

18

Человек в политической жизни. Политическое
участие. Власть, ее происхождение и виды
Политическая система, ее структура и функции

25

01

Политические партии и движения. Становление
многопартийности в России

08

Политический режим. Типы политических режимов

15

Политическая идеология Политическая культура

22

Гражданское общество Правовое государство

апрель

м 01
а
р
т

Право в системе социальных норм Источники права.
Правовые акты. Система права: основные отрасли,
институты, отношения

15

Правонарушения. Юридическая ответственность и
ее виды

22

Конституция РФ

29

Основные понятия и нормы административного,
гражданского права
Основы трудового, семейного и уголовного права в
Российской Федерации

05

Международные документы о правах человека
Правовая культура

12

Экономика:
наука
и
хозяйство.
Термин
«экономика». Экономика – это хозяйство.
Производство, распределение, обмен, потребление.
Факторы производства. Экономика как наука.
Функции экономической теории. Макроэкономика.
Микроэкономика.

19

Экономические системы. Экономическая система.
Основные
типы
экономических
систем:
традиционная,
централизованная,
рыночная,
смешанная. Многообразие рынков. Спрос, закон
спроса. Предложение, закон предложения.
8

Система национальных счетов. ВВП. ВНП. НД.
Экономический цикл и экономический рост.
Экономический цикл. Фазы экономического цикла.
Причины циклического развития экономики. Виды
кризисов. Экономический рост.
Экономика и государство. Роль государства в
экономике. Правовое регулирование. Денежнокредитная политика. Инфляция и ее виды.
Банковская система. Налогово-бюджетная политика.
Налоги, функции налогов. Государственный
бюджет. Государственный долг

26

03

м
а
й 10

Мировая
экономика:
внешняя
торговля,
международная финансовая система. Мировая
экономика. Международное разделение труда
(МРТ). Мировой рынок. Международная торговля.
Типы экономической интеграции. Структура
международной валютно-финансовой системы.

17

Экономика потребителя. Экономика производителя.
Потребитель. Цель потребителя. Рациональное
поведение
потребителя.
Доход
потребителя.
Уровень жизни.

24

Бизнес,
предпринимательство.
Виды
предпринимательства.
Основные
принципы,
регулирующие предпринимательскую деятельность.
Функции предпринимательства. Рынок труда.
Безработица. Рынок труда, рабочая сила.

контроля

Место
проведен
ия
Форма
9

Устная
беседа,

МАУ
ДО
ЦДО
МАН

3

«Отечественной истории», методы, основные
подходы и источники изучения курса, научная
традиция изучения «Отечественной истории»

каб.
№4.

Тема
занятия

Кол-во
часов

Время
проведен
Форма
ия
занятия
занятия

Лекции,
сопрово

17:2019:40

Число
01

сентя
брь

Месяц

31

08

15

22
29

октябрь

06

13

20

ноябрь

27

ждающи
еся
демонст
рацией
презента
ций,
видеофото
материа
лов;
практич
еские
занятия
по
соверше
нствова
нию
лексичес
ких,
граммат
ических
навыков
и
развития
речи,
ораторск
ого
мастерст
ва

Образование и развитие Древнерусского государства
IX- X вв. Норманнская теория образования
Древнерусского государства. Антинорманнизм.
Первые киевские князья IX – середина X века. Эпоха
расцвета Киевской державы. Правление Ярослава
Мудрого.
Переход к удельной раздробленности вторая
половина XI – начало XII века
Политический строй и социально – экономическое
развитие Владимиро – Суздальского княжества в
начале XII – первой половине XIII века.
Политический строй и социально – экономическое
развитие Галицко - Волынского княжества в начале
XII – первой половине XIII века. Политический строй
и социально – экономическое развитие Новгородской
боярской республики в начале XII – первой половине
XIII века. Причины феодальной раздробленности
Киевской Руси в начале XII – первой половине XIII
века»
Русские земли в XIII – XIV веках: развитие
феодализма и преодоление раздробленности. Русские
земли и Золотая Орда.
Объединение русских земель вокруг Москвы: от
раздробленности к централизации. Формирование
централизованного государства. Московская Русь.
Русские земли и княжества: между Ордой и Литвой.
Россия в эпоху Ивана Грозного. Социальноэкономическое развитие Российского государства в
XVI веке. Внутренняя политика и реформы Ивана IV.
Опричнина. Внешняя политика Ивана IV. Смутное
время в России в начале XVII века. Причины
фактического закрепощения крестьян в конце XVI
века.

03

Причины наступления Смутного времени. Проблема
самозванства в России в начале XVII века.

10

Россия при первых Романовых. «Бунташный» век.

10

проверка
конспектов
,
рефератов,
эссе,
тестирован
ие
(входной
контроль)

декабрь

17

Социально-экономическое развитие России в XVII
веке. Внутренняя политика России в XVII веке.
Внешняя политика России в XVII веке.

24

Россия в XVIII веке: начало модернизации и
европеизации. Предпосылки модернизации России.
Политические и социально-экономические реформы
Петра I. Внутренняя и Внешняя политика Петра I..

01

Дворянская империя во второй четверти – середине
XVIII века. Дворцовые перевороты. Личность,
особенности правления Екатерины I. Личность,
особенности правления Петра II. Личность,
особенности правления Анны Иоанновны. Заговор
верховников. Иван IV Антонович. Личность,
особенности правления Елизаветы Петровны.
Личность, особенности правления Петра III.

08

Россия во второй половине XVIII века: проблемы
политического
и
социально-экономического
развития. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины
II. Россия в первой половине XIX века: проблемы
поиска путей модернизации.

15

Экономика и социальный строй России в первой
половине XIX века. Внутренняя политика и Внешняя
политика в России в первой половине XIX века.

22

Идейная борьба и общественное движение в России в
первой половине XIX века. Декабристское движение
в России в первой половине XIX века.
Консервативное общественное движение в России в
первой половине XIX века. Либеральное и
радикальное общественные движения в России в
первой половине XIX века

11

29

январь

12

19

26

февраль

02

Российское государство и общество во второй
половине
XIX
века.
Внутренний
и
внешнеполитический кризис в России в середине XIX
в. и альтернативы его разрешения. Содержание и
направленность реформ 1860-70-х гг. и их влияние на
экономическую и общественно-политическую жизнь
в России.
Контрреформы 1880-90-х гг. и их последствия для
модернизационных процессов. Оформление идейных
течений и развитие общественно-политических
движений в России пореформенного периода.
Идейная борьба и общественное движение в России
во второй половине XIX века. Социальная основа,
политические идеи консервативного направления
общественного движения в России во второй
половине XIX века. Социальная основа, политические
идеи либерального направления общественного
движения в России во второй половине XIX века.
Социальная основа, политические идеи радикального
направления общественного движения в России во
второй половине XIX века.
Россия на рубеже XIX и XX веков: особенности
экономической и политической модернизации.
Особенности
процесса
формирования
монополистического капитализма в России на рубеже
XIX – XX веков.
Промышленность России на рубеже XIX – XX веков.
Финансовая система России на рубеже XIX – XX
веков. Сельское хозяйство России на рубеже XIX –
XX веков
Внутриполитическое положение и общественное
движение в России в начале ХХ века. Социальнополитический кризис в России в начале XX века.

09

Революция 1905 – 1907 годов в России.
Третьеиюньская политическая система в России 1907
– 1914 годы.

16

Первая мировая война и революции 1917 года в
России. Россия в первой Мировой войне.
Причины, характер, ход, движущие силы Февральская
революция 1917 года. Развитие революционной
ситуации от февраля к октябрю. Причины, характер,
ход, движущие силы Октябрьского переворота 1917
года.

12

Гражданская война в России. Внутренняя и внешняя
политика большевиков накануне гражданской войны.
Причины гражданской войны. Этапы и ход
гражданской войны. Советская Россия в 1917 – 1922
годы.

09

Экономический и социальный кризис конца 1920 –
начала 1921 года. Новая экономическая политика.
Образование СССР.

16

СССР в период форсированного строительства
социализма. Экономическая политика во второй
половине 20-х – 30-е годы. Социально-политическое
развитие во второй половине 20-х – 30-е годы.

23

СССР в годы Второй мировой и Великой
Отечественной войн. Советско – германский фронт.

март

02

30

Крупнейшие сражения Великой Отечественной
войны,
международные
конференции
стран
антигитлеровской коалиции

13

Советский тыл в годы войны. Народная борьба на
оккупированной территории.

20

Послевоенное восстановление и развитие СССР в
1946 – 1953 годы. Социально-экономическое развитие
СССР в 1946 – 1952 годы. Общественнополитическая жизнь СССР в 1946 – 1952 годы.
Внешняя политика СССР в 1946 – 1952 годы.

27

СССР в 1953 – 1964 годы. Попытка демократизации
общественно-политической
жизни
советского
общества. Преобразования в экономике СССР в 1953
– 1964 годы. Либерализация внешнеполитического
курса СССР в 1953 – 1964 годы.

04

От реформ к кризисным явлениям в советском
обществе (1965-1984 гг.). Внутренняя политика СССР
в 1965 – 1984 годы. Противоречия экономического
развития СССР в 1965 – 1984 годы. Внешняя
политика СССР в 1965 – 1984 годы.

11

Политические и экономические реформы (1985-1991
гг.). «Перестройка» в общественно-политической
жизни советского общества в 1985 – 1991 годы

18

Экономическое развитие советского государства в
1985 – 1991 годы. Внешнеполитическая деятельность

май

апрель

06

13

правительства СССР в 1985 – 1991 годы. Распад
СССР.
25

Россия на современном этапе. Экономика России в
1992 – 2014 годы. Внутренняя политика России в
1992 – 2014 годы. Внешняя политика России в 1992 –
2014 годы.
3. Информационное обеспечение программы
Список литературы
Основная литература

1. "Обществознание", учебное пособие для поступающих в юридические ВУЗы под ред.
Марченко М.Н., М., 1999.
2. "Человек и общество" под ред, Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой, М., 1997.
3. "Человек и общество", книги 1-3 под ред. В.И.Купцова, М., 1993.
4. Автономов В.С. "Введение в экономику", учебник для 9, 10 классов общеобразовательных
учреждений, М., Вита-Пресс, 1998.
5. Азимов Л.Б. "Экономика", М., Вита-Пресс 1999.
6. Алексеев А.И., Николина В.В. "География: население и хозяйство России. 9 класс", М.,
Просвещение, 2000.
7. Большой энциклопедический словарь. М.: Дрофа, 1999.
8. Дополнение к учебнику "Человек и общество", М., 1997.
9. Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права. СПб.: Спецлит, 2007
10. Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. М.: Знание, 1994.
11. Кравченко А.И. "Введение в социологию", М., 1997.
12. Кравченко А.И. Введение в социологию. М.: Просвещение, 2001.
13. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – М.: Русское слово, 2008.
14. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. "Основы экономических знаний", учебник для 10-11 классов, М.,
Вита-Пресс, 1999.
15. Максаковский В.П. "Экономическая и социальная география мира. 10 класс", М.,
Просвещение, 2000.
16. Малышевский А.Ф. "Введение в философию", М., 1998.
17. Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. М.: Владос, 2004
18. Мухаев Р.Т. "Политология", М., 1997.
19. Никитин А.Ф. "Право и политика", М., 1997.
20. Обществознание, экономика, право. Содержание образования. – М.: Вента-Гриф, 2008.
21. Политика и право: (профильный уровень)/ М.И. Шилобод и др. – М.: Дрофа, 2002.
22.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Базовый уровень (включая экономику и право) // Сборник нормативных документов.
Обществознание/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
23. Ром В.Я., Дронов В.П. "География России: население и хозяйство. 9 класс", М., Дрофа, 2001.
24.
Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному
тестированию. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008.
25.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ среднего
(полного) общего образования. М., 2012.
26.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник
нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
27. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. "Политика и право. 10-11 классы", М., 1997.
14

Дополнительная литература
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (ред.
от 05.06.2012 г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря, Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru. 07.06.2012.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от
30.12.2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 02.10.2012 г.) // Российская газета. 2001. 31 декабря, Российская
газета. 2012. 5 октября.
3. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 г. N 223-ФЗ (ред. от
30.11.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. N 1. Ст. 16, Собрание
законодательства РФ. 05.12.2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7029.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ (ред. от
28.07.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3, Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 30.07.2012.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ (ред. от
30.12.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. ст. 2954, Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 31.12.2012.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».