Очиров В.О. В мире обществознания

Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа (ДОП) по направлению «Изучение
обществознания одаренными детьми» предназначена для учащихся 8-9 классов
общеобразовательных школ, получающих дополнительное образование в МАУ ДО ЦДО «Малая
академия наук». ДОП рассчитана на творчески одаренных детей, и представляет собой версию
расширенной программы курса «Обществознание» средней школы, предназначенной для
углубленного обучения. Программа может быть использована педагогами общеобразовательных
учреждений, реализующих подготовку детей к участию в олимпиадах, конференциях и конкурсах
различного уровня. Занятия по данной программе проводятся по 3 академических часов в неделю.
Каждый год обучения рассчитан на 108 академических часа. Учебно-тематический план,
содержание программы курса, методическое, материально-техническое и информационное
обеспечение программы для каждого года обучения раскрываются в рабочей программе.
Актуальность и новизна ДОП. Данная программа включает темы, относящиеся к
содержательным блокам курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества»,
«Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».
Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания
учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания
смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою
мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная,
систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических
способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной
степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому
будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по
проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их
выполнения. Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом,
связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат
выполненного задания.
Главной целью дополнительного образования по обществознанию является повышение уровня
предметной подготовки учащихся, развитие одаренности школьников посредством осуществления
образовательной деятельности, подготовка обучающихся к интеллектуально-творческому труду в
различных сферах научной и практической деятельности, развитие творческого потенциала
учащихся.
Настоящая ДОП направлена на достижение основной цели: обеспечить необходимые
условия оптимальной социализации личности, содействовать её вхождению в мир общественных
ценностей.
Данная ДОП предполагает реализовать следующие задачи обучения:
развивающие:
-формирование навыков коммуникации;
-развитие
способности
к
самостоятельному
принятию
конкретных
решений
обучающие:
-овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе политическую
и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных
характерных для подросткового возраста социальных ролях;
-освоение способов познавательной,
коммуникативной,
практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в
области гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере

воспитательные:
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
-воспитание уважения к социальным нормам;
-воспитание приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от
уже существующих образовательных программ, заключается в том, что все образовательные
разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование
деятельностно-практического опыта. Данный курс включает в себя основы философии,
социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения.
Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного
общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой.
Программа ориентирована на обязательный минимум содержания образования по
обществоведению для средней школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным
образовательным
стандартом.

2

Возраст
детей,
участвующих в
реализации
данной
дополнительной
образовательной
программы
14-15 лет

Сроки
реализации
дополнительной
образовательной
программы

Формы проведения и режим
занятий

Методы обучения

Ожидаемые
результаты
способы
определения
результативности

1 год

Форма
проведения
занятий
индивидуально-групповая.
Лекции,
сопровождающиеся
демонстрацией
презентаций,
видео-фото
материалов;
практические
занятия
по
совершенствованию лексических,
грамматических
навыков
и
развития
речи,
ораторского
мастерства;
комбинированные
уроки;
защита
проектов;
дискуссии;
игры;
викторины,
турниры с привлечением учащихся
городских школ; экскурсии в
архивы и музеи РБ, совместный
просмотр исторических фильмов в
кинотеатре.
Посещение
дома
дружбы
народов,
открытых
судебных
заседаний,
экономических форумов. Беседы с
приглашенными
гостями,
ветеранами, учеными ВУЗов и
научных учреждений г. Улан-Удэ.

Объяснительноиллюстративные,
репродуктивные
методы
обучения,
частичнопоисковые
методы
обучения.
Проблемнохронологический,
идеографический.
компаративный, системный,
типологический методы, а
также метод включенного
наблюдения.

Ожидаемый результат соотносится
с поставленными целям и задачам
обучения.
Творческая
самореализация
учащихся,
готовность
обучающихся
к
участию в олимпиадах различного
уровня.
Главным
методом,
отслеживая
результативности,
выступает
педагогическое
наблюдение, а также показатели
обучающихся
в
олимпиадах;
профессиональное
самоопределение школьников.

.

3

и
их

Формы
итогов

подведения

Итоговые
контрольные
работы по курсу, участие
в
олимпиадах,
конференциях
и
конкурсах
интеллектуального толка.

Виды контроля

Проверка
конспектов. Оценка
ответа.
Реферат,
эссе, тестирование.

1. Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы:
№
п/
п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

1

Человек и общество

24

Тео
рия
12

Практи
ка
12

2

Социальные отношения

9

4,5

4,5

3

Политическая сфера жизни общества

12

6

6

4

Право в системе общественных отношений

42

21

21

5

Экономика и экономическая наука

21

10,5

Итого:

108

54

Формы
аттестации/
контроля
Устная
беседа,
проверка
конспектов,
рефератов,
эссе,
тестировани
е

10,5
54

19

26
03
10

октябрь

17

24

31

Лекции,
сопровож
дающиеся
демонстр
ацией
презентац
ий, видеофото
материал
ов;
практичес
кие
занятия
по
совершен
ствовани
ю
лексическ
их,
граммати
ческих

Устная
беседа,
проверка
конспекто
в,
рефератов
,
эссе,
тестирова
ние

Мировоззрение, его виды и формы
Виды знаний. Понятие истины, её критерии
Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и
необходимость в человеческой деятельности
Системное строение общества:
элементы и подсистемы. Основные институты общества
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Наука. Основные особенности научного мышления.
Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование, его
значимость для личности и общества. Религия. Искусство.
Мораль. Философия.
Понятие
общественного
прогресса.
Многовариантность
общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI века
(глобальные проблемы)
Социальные
отношения.
Социальная
стратификация
и
мобильность
Социальные группы. Молодёжь как социальная группа

4

Форма
контроля

Место
проведения

Тема
занятия

Кол-во
часов

Человек и общество. Проблемы социально-политической и
духовной жизни.
Природное и общественное в человеке (человек как результат
биологической и социокультурной эволюции)

каб.№4.
МАУ ДО ЦДО МАН

12

15:00-17:20

сентябрь

05

3

Время
проведения
Форма
занятия
занятия

Число

Месяц

2. Календарный учебный график.

07

ноябрь

14

Социальный конфликт и пути его разрешения. Этнические
общности. Межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Конституционные принципы (основы) национальной политики в
Российской Федерации.

21
28

декабрь

навыков и
развития
речи,
ораторско
го

Виды социальных норм. Социальный контроль. Свобода и
ответственность
Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль.
Социализация индивида. Семья и брак

5

Политическая сфера. Политика как общественное явление.
Понятие власти Государство, его функции. Политическая система.
Типология политических режимов
Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское
общество и государство

12

Избирательная кампания в РФ. Политический процесс.
Политическое участие. Политическое лидерство. Органы
государственной власти РФ. Федеративное устройство России
Политические
партии
и
движения.
Становление
многопартийности в России

19

26

февраль

январь

Человек и правовая сфера жизни общества. Право в системе
социальных норм
Система российского права. Законотворческий процесс в РФ.
Понятие и виды юридической ответственности.
09

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного
строя РФ
Законодательство РФ о выборах. Субъекты гражданского права.

16

23
30

Организационно-правовые
формы
и
правовой
предпринимательской деятельности.
Имущественные и неимущественные права
Порядок приёма на работу. Порядок заключения
и расторжения трудового договора

6
13

Правовое регулирование отношений супругов.
Порядок и условия заключения и расторжения брака

27

Особенности административной юрисдикции
Право на благоприятную окружающую среду и способы его
защиты

март

6
13

20

Международная
защита прав человека
Основные правила и принципы
Особенности уголовного процесса
Гражданство

РФ.

Воинская

5

гражданского

обязанность,

режим

процесса.

альтернативная

гражданская служба.

апрель

Права и обязанности налогоплательщика
27

Правоохранительные органы.

03

Судебная система РФ.

10

Человек и экономика. Экономическая сфера жизни общества.

17

Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и
предложение. Постоянные и переменные затраты

24

Финансовые институты. Банковская система. Основные
источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги
Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия
инфляции
Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства
в экономике

15

май

22

Налоги Государственный бюджет

29

16

23

октябрь

30
07
14

17:20-19:40

сентябрь

09

Лекции,
сопровож
дающиеся
демонстр
ацией
презентац
ий, видеофото
материал
ов;
практичес
кие
занятия
по
совершен

Мировоззрение, его виды и формы
Виды знаний. Понятие истины, её критерии
Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и
необходимость в человеческой деятельности
Системное строение общества:
элементы и подсистемы. Основные институты общества

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Наука. Основные особенности научного мышления.

6

Форма
контроля

Место
проведения

Тема
занятия

Кол-во
часов

Человек и общество. Проблемы социально-политической и
духовной жизни.
Природное и общественное в человеке (человек как результат
биологической и социокультурной эволюции)

каб.№4.
МАУ ДО ЦДО МАН

02

3

Время
проведения
Форма
занятия
занятия

Число

Месяц

Мировая экономика
Субъекты мирового хозяйства, показатели развития мирового
хозяйства.

Устная
беседа,
проверка
конспекто
в,
рефератов
,
эссе,
тестирова
ние

21

28

11

декабрь

ноябрь

18

25

январь

Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование, его
значимость для личности и общества. Религия. Искусство. Мораль.
Философия.
Понятие
общественного
прогресса.
Многовариантность
общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI века
(глобальные проблемы)
Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность
Социальные группы. Молодёжь как социальная группа

Социальный конфликт и пути его разрешения. Этнические
общности. Межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Конституционные принципы (основы) национальной политики в
Российской Федерации.
Виды социальных норм. Социальный контроль. Свобода и
ответственность
Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль.
Социализация индивида. Семья и брак

02

Политическая сфера. Политика как общественное явление. Понятие
власти Государство, его функции. Политическая система.
Типология политических режимов
Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское
общество и государство

09

Избирательная кампания в РФ. Политический процесс.
Политическое участие. Политическое лидерство. Органы
государственной власти РФ. Федеративное устройство России
Политические партии и движения. Становление многопартийности
в России

16

23
30

Человек и правовая сфера жизни общества. Право в системе
социальных норм
Система российского права. Законотворческий процесс в РФ.
Понятие и виды юридической ответственности.

13

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного
строя РФ
Законодательство РФ о выборах. Субъекты гражданского права.

20

Организационно-правовые
формы
и
правовой
предпринимательской деятельности.
Имущественные и неимущественные права
Порядок приёма на работу. Порядок заключения
и расторжения трудового договора

27
03
10

Правовое регулирование отношений супругов.
Порядок и условия заключения и расторжения брака

17

Особенности административной юрисдикции

режим

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
03

ма
рт

февраль

ствовани
ю
лексическ
их,
граммати
ческих
навыков и
развития
речи,
ораторско
го

Международная
защита прав человека

7

10

Основные правила и принципы
Особенности уголовного процесса

17

Гражданство
РФ.
гражданская служба.

Воинская

гражданского

обязанность,

процесса.

альтернативная

Права и обязанности налогоплательщика
24

Правоохранительные органы.

апрель

31
07

Судебная система РФ.

14

Человек и экономика. Экономическая сфера жизни общества.

21

Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и
предложение. Постоянные и переменные затраты

28

Финансовые институты. Банковская система. Основные источники
финансирования бизнеса. Ценные бумаги
Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции

май

05
12

Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в
экономике

19

Налоги Государственный бюджет

26

Мировая экономика
Субъекты мирового хозяйства, показатели развития мирового
хозяйства.

3. Информационное обеспечение программы
Список литературы
Основная литература
1. "Обществознание", учебное пособие для поступающих в юридические ВУЗы под ред.
Марченко М.Н., М., 1999.
2. "Человек и общество" под ред, Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой, М., 1997.
3. "Человек и общество", книги 1-3 под ред. В.И.Купцова, М., 1993.
4. Автономов В.С. "Введение в экономику",
учебник для 9, 10 классов
общеобразовательных учреждений, М., Вита-Пресс, 1998.
5. Азимов Л.Б. "Экономика", М., Вита-Пресс 1999.
6. Алексеев А.И., Николина В.В. "География: население и хозяйство России. 9 класс", М.,
Просвещение, 2000.
7. Большой энциклопедический словарь. М.: Дрофа, 1999.
8. Дополнение к учебнику "Человек и общество", М., 1997.
9. Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права. СПб.: Спецлит, 2007
10. Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. М.: Знание, 1994.
11. Кравченко А.И. "Введение в социологию", М., 1997.
12. Кравченко А.И. Введение в социологию. М.: Просвещение, 2001.
13. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – М.: Русское слово, 2008.
8

14. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. "Основы экономических знаний", учебник для 10-11
классов, М., Вита-Пресс, 1999.
15. Максаковский В.П. "Экономическая и социальная география мира. 10 класс", М.,
Просвещение, 2000.
16. Малышевский А.Ф. "Введение в философию", М., 1998.
17. Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. М.: Владос, 2004
18. Мухаев Р.Т. "Политология", М., 1997.
19. Никитин А.Ф. "Право и политика", М., 1997.
20.
Обществознание, экономика, право. Содержание образования. – М.: Вента-Гриф,
2008.
21. Политика и право: (профильный уровень)/ М.И. Шилобод и др. – М.: Дрофа, 2002.
22.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Базовый уровень (включая экономику и право) // Сборник нормативных документов.
Обществознание/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
23. Ром В.Я., Дронов В.П. "География России: население и хозяйство. 9 класс", М.,
Дрофа, 2001.
24.
Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и
вступительному тестированию. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008.
25.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
среднего (полного) общего образования. М., 2012.
26.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования //
Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.
- М.: Дрофа, 2007.
27. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. "Политика и право. 10-11 классы",
М., 1997.

Дополнительная литература
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994 г. N 51ФЗ (ред. от 05.06.2012 г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря, Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 07.06.2012.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный
закон от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 02.10.2012 г.) // Российская газета. 2001. 31
декабря, Российская газета. 2012. 5 октября.
3. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 г. N 223-ФЗ
(ред. от 30.11.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. N 1. Ст. 16, Собрание
законодательства РФ. 05.12.2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7029.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ
(ред. от 28.07.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3,
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 30.07.2012.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ
(ред. от 30.12.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. ст. 2954,
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 31.12.2012.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».