Очиров В.О. История Отечества в лицах

Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы.
ДОП рассчитана на детей, имеющих определенный базовый уровень подготовки по истории, а
также творчески одаренных детей, и представляет собой версию специального курса «истории»
средней школы, предназначенной для продвинутого обучения. Программа может быть
использована педагогами общеобразовательных учреждений, реализующих подготовку детей к
участию в олимпиадах, конференциях и конкурсах различного уровня. ДОП по направлению
«история» реализуется в течение одного года обучения. Занятия по данной программе проводятся
по 3 академических часов в неделю. Каждый год обучения рассчитан на 108 академических часов.
Учебно-тематический план, содержание программы курса, методическое, материально-техническое
и информационное обеспечение программы для каждого года обучения раскрываются в рабочей
программе.
Актуальность и новизна ДОП состоит в трактовке противоречивых исторических событий с
позиций гражданственности, центральное место уделяется проблемам человека, события
рассматриваются с цивилизационной позиции, многопланово, изучение строится на
документальной основе. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного
общества вперёд требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно
принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащихся
могут формировать в себе необходимые качества личности. Данная программа способствует
изучению истории на углубленном уровне и подготовке к олимпиадам, конкурсам, обусловлена в
соответствии с желаниями, интересами и потенциальными возможностями обучающихся
Педагогическая целесообразность ДОП обусловлена направленностью на развитие личностных
особенностей школьников, их профессионального и культурного самоопределения, на обеспечение
творческой самореализации обучающихся в рамках дополнительного образования.
Приоритетом программы является повышение уровня предметной подготовки учащихся, развитие
одаренности школьников посредством осуществления образовательной деятельности, подготовка
обучающихся к интеллектуально-творческому труду в различных сферах научной и практической
деятельности.
Цель курса: развитие исторического мышления, понимания таких философских категорий как
причина, следствие, необходимость, возможность и действительность. Она ориентирована не
только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его
познавательных и созидательных способностей: знать события прошлого и настоящего, при
признании самобытности России на фоне развития мировой цивилизации. Способствовать
расширению и углублению понимания роли личности в истории. Основное предназначение
программы – удовлетворять изменяющиеся индивидуальные социокультурные, образовательные и
профессиональные потребности, основное внимание уделяется проблемам философии истории,
обучению учащихся видеть закономерности, вариативность исторического процесса, умение читать
исторические источники. Программа предназначена для профильной подготовки учащихся 11
классов. Курс рассчитан на повышенный уровень сложности, т.е. его главной целью является
подготовка учащихся для поступления в ВУЗ.
Задачи курса: Воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности,
развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных
установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта обучающихся при анализе и
обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории России. Способствовать воспитанию
уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой,
выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации. Способствовать
развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся. Способствовать
формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять
собственное отношение к историческим личностям. Формировать умение объяснять мотивы, цели,
результаты деятельности тех или иных лиц.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от
уже существующих образовательных программ, заключается в том, что все образовательные
разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование
деятельностно-практического опыта (таблица №1). В содержание курса входят социальные навыки,
умения, ключевые компетентности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: - Отечественную историю на различных этапах ее развития;
•локализовать во времени общие рамки и события, этапы становления и развития Российского
государства; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, о направлениях
крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических
памятниках;
• составлять описание образа жизни различных групп населения, памятников материальной и
художественной культуры; рассказывать о значительных событиях.
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и
политического строя; б) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории.
Уметь:
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и
различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания
памятников культуры России, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства
и значение.
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое
развитие России,
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и
др.);
Владеть навыками:
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными
словами»), формулировать выводы;
- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки
выдвигаемых гипотез;
- различать факт и мнение;
- аргументировано опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос,
относящийся к изучаемой теме;
- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или
нескольким предложенным основаниям, критериям;
2

- понимать и воспроизводить структуру научного понятия;
- конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры;
- находить основание для сравнения фактов, явлений;
- выделять характерные причинно-следственные связи;
- различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
- разделять процессы на этапы, звенья;
-комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих
стандартное применение одного из них;
- строить рассуждение с доказательством от противного;
- решать проблемы, используя предоставленную информацию;
- объяснять (устно и письменно) результаты наблюдений и экспериментов;
- критически оценивать качество представленной аргументации, выделять наиболее сильный
аргумент, подтверждающий данный тезис

3

Таблица
Возраст
детей,
участвующих в
реализации
данной
дополнительной
образовательной
программы
17-18 лет

Сроки
реализации
дополнительной
образовательной
программы

Формы проведения и режим
занятий

Методы обучения

Ожидаемые
результаты
способы
определения
результативности

1 год

Форма
проведения
занятий
индивидуально-групповая.
Лекции,
сопровождающиеся
демонстрацией
презентаций,
видео-фото
материалов;
практические
занятия
по
совершенствованию лексических,
грамматических
навыков
и
развития
речи,
ораторского
мастерства;
комбинированные
уроки;
защита
проектов;
дискуссии;
игры;
викторины,
турниры с привлечением учащихся
городских
школ;
посещение
архивов и музеев РБ, совместный
просмотр исторических фильмов в
кинотеатре.
Беседы
с
приглашенными
гостями,
ветеранами, учеными ВУЗов и
научных учреждений г. Улан-Удэ.

Объяснительноиллюстративные,
репродуктивные методы
обучения, частичнопоисковые методы
обучения. Принцип
историзма.
Цивилизационный
(взаимосвязь мировой и
отечественной истории),
проблемнохронологический,
идеографический.
Компаративный,
системный, типологический
методы, а также метод
включенного наблюдения.

Ожидаемый результат соотносится
с поставленными целям и задачам
обучения.
Творческая
самореализация
учащихся,
готовность
обучающихся
к
участию в олимпиадах различного
уровня.
Главным
методом,
отслеживая
результативности,
выступает
педагогическое
наблюдение, а также показатели
обучающихся
в
олимпиадах;
профессиональное
самоопределение школьников.

4

и
их

Формы
итогов

подведения

Итоговые
контрольные
работы по курсу, участие
в
олимпиадах,
конференциях
и
конкурсах
интеллектуального толка.

Виды контроля

Проверка
конспектов. Оценка
ответа.
Реферат,
эссе, тестирование.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы:
№
п/п

1
2

3

Название раздела, темы

Количество
часов
Всег Тео Пра
о
рия кти
ка
образование 15
7,5
7,5

Исторические личности в период
Древнерусского государства (IX – XII вв.)
Исторические личности Руси в период феодальной 39
раздробленности,
образования
и
развития
централизованного государства (XIII – XVII вв.).
Исторические деятели в XVIII - первой половине XIX
21
в.

19,5

19,5

10,5

10,5

9

4,5

4,5

6

3

3

6

Исторические персонажи во второй половине XIX –
начале XX в.
Полководцы первой мировой войны. Деятели
революции 1917 года и гражданской войны
Исторические личности Советского государства в 20 –
начале 40- х гг. XX в.
Великая Отечественная война и роль личности в
истории
Исторические персонажи второй половины XX века.

12

6

6

7

Становление Российского государства на современном
этапе. Новые лица в истории России.

6

3

3

108

54

54

4
5

5

Формы
аттестации/контрол
я
Устная
беседа,
проверка
конспектов,
рефератов,
эссе,
тестирование

сентябрь

10

17

01

октябрь

08

15

22

15:00-17:20

24

Лекции,
сопрово
ждающи
еся
демонст
рацией
презента
ций,
видеофото
материа
лов;
практич
еские
занятия
по
соверше
нствова
нию
лексичес
ких,
граммат
ических
навыков
и
развития
речи,
ораторс
кого
мастерст
ва

Место
проведен
ия
Форма
контроля

Кол-во
часов

Тема
занятия
Сущность, формы, функции исторического знания.
Методы и источники изучения истории. Понятия и
классификация
исторического
источника.
Отечественная историография в прошлом и
настоящем: общее и особенное. Методология и
теория исторической науки
Основные источники и литература по истории
Древней Руси. Античное наследие в эпоху великого
переселения
народов.
Проблема
этногенеза
восточных славян. Основные этапы становления
мировой и российской государственности. Древняя
Русь и кочевники. Византийско-древнерусские
связи. Особенности социального строя Древней
Руси.
Этнокультурные
и
социально-политические
процессы становления русской государственности.
Принятие христианства на Руси, его историческое
значение.
Эволюция восточнославянской государственности в
XI-XII вв. Русь и кочевники. Отношения Руси с
Западной Европой.
Социально-экономические и политические причины
раздробленности Руси. Общее и особенное в
раздробленности Руси и Запада. Основные
политические центры Руси, особенности их
политического устройства и экономического
развития.
Проблема монголо-татарского нашествия на Русь.
Русь и Орда: особенности взаимоотношений,
взаимовлияние.
Александр Невский и его политический курс.
Отношения Руси с Литвой, Польшей, Данией,
Швецией. Борьба с агрессией крестоносцев. Невская
битва и Ледовое побоище.
Предпосылки образования единого русского
государства. Особенности развития экономики.
Необходимость обороны от монголо-татарского ига.
Роль православной церкви в объединении русских
земель.
Основные
этапы
политического
объединения Руси. Возвышение Москвы, ее роль в
объединительном процессе. Куликовская битва, ее
значение в историческом развитии Руси.
6

Устная
беседа,
проверка
конспекто
в,
рефератов
,
эссе,
тестирова
ние
(входной
контроль)

каб.№2.
МАУ ДО ЦДО МАН

03

3

Время
проведен
Форма
ия
занятия

Число

Месяц

1. Календарный учебный график.

Феодальная война во второй четверти XV в. Отчий и
родовой
принципы
престолонаследия,
их
противоречия

05

Завершение объединения русских земель в
централизованное государство в конце XV — начале
XVI вв. Иван III, его роль в объединении русских
земель.
Свержение
Ордынского
ига
и
восстановление независимости

12

Социально-экономический и политический строй
Русского централизованного государства. Судебник
1497 г. — начало юридического оформления
крепостного права. Реформы Ивана IV (Грозного).
Опричнина, ее исторические оценки. Хозяйственное
разорение страны в 70—80-е гг. XVI в. Усиление
эксплуатации
крестьян.
«Заповедные
года».
Приоритеты внешней политики России в эпоху
Ивана IV

19

Россия в XVII в.: необходимость цивилизационных
перемен. Великая смута: причины, этапы,
последствия. Начало царствования династии
Романовых.

26

Россия на рубеже XVII—XVIII вв. Предпосылки и
необходимость
проведения
социальноэкономических
и
политических
преобразований.
Сущность,
содержание
и
цивилизационный смысл петровских реформ.
Реформа высшего государственного управления, ее
содержание и значение. Реформа местного
управления. Церковная реформа. Сущность и
содержание
военной
реформы.
Реформа
престолонаследования: смысл и последствия.
Политика меркантилизма в экономике: сущность,
содержание, исторические оценки.

03

Россия в системе международных отношений.
Азовские походы (1695—1696 гг.), их значение.
«Великое посольство» Петра I. Северная война
(1700—1721
гг.):
причины,
этапы,
итоги.
Персидский поход Петра I (1722—1723гг.)

10

Социальная политика царизма во второй половине
XVIII в. Укрепление позиций дворянства. Манифест
о вольности дворянства 1762 г. Жалованная грамота
дворянству 1785г. . Деятельность Уложенной
комиссии. Содержание, особенности, противоречия
российского «просвещенного абсолютизма» в
России.
Рост
социальной
поляризации
и
обособленности сословий. Крестьянская война под

ноябрь

ноябрь
декабрь

29

7

руководством Е. Пугачева
Дискуссии о природе и перспективах самодержавия
в России (взгляды Е.Дашковой, Н.Панина, Н.
Новикова, А. Радищева). Павел I и его
преобразования.
Альтернативы исторического развития России в
первой четверти XIX века: реформы или застой.
Особенности внутренней политики Александра I.
Сущность и содержание реформ в области
государственного управления и образования.
Аракчеевщина
Россия в мировом конфликте: война в составе
антифранцузских коалиций. Отечественная война
1812 г.: причины, этапы, итоги. Войны России с
Ираном, Турцией и Швецией. Присоединение
Закавказья, Бессарабии и Финляндии. Кавказская
война
Эпоха Николая I. Реакционная политика в области
просвещения, литературы и искусства. Реформы
П.Д.Киселева.
Крымская война (1853-1866 гг.) и ее влияние на
развитие страны. Реформы и реформаторы в России.
Необходимость экономических и государственных
реформ.
Историческая роль Александра II. Сущность и
содержание реформ 60-70-х годов. Условия
освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Оценки крестьянской реформы в отечественной
историографии.

17

24
31

январь

14

21

28

04

февраль

февраль

11

18
25

март

04

Русско-турецкая война 1877-1878 гг., ее ход и итоги.
Обострение противоречий ведущих мировых держав
по колониальному вопросу. Политика царизма на
Дальнем Востоке. Контрреформы Александра III
Потребность
России
в
индустриальной
модернизации. Российские реформы в контексте
мирового развития в начале века. Русско-японская
война: причины, ход, итоги. Революция 1905-1907
гг.: этапы, основные события, итоги.
Внешняя политика европейских государств в начале
XX века. Россия в условиях мировой войны и
общенационального кризиса. Начало Первой
мировой войны, ее основные этапы и сражения.

8

апрель

Февральская революция в России 1917 г.: причины,
ход,
итоги,
социально-экономические
и
политические последствия. Создание новых органов
власти:
Временного
правительства
и
Петроградского совета рабочих депутатов. Падение
самодержавия.

18

Оценки Февральской революции 1917 г. в
отечественной и зарубежной историографии.
Октябрьской
революции,
причины
победы
большевиков. Октябрьское вооруженное восстание:
переворот или революция?

25

Гражданская война и интервенция, их результаты и
последствия. Причины гражданской войны. Состав
противоборствующих сторон. Ход и исход
вооруженной борьбы.

01

Характер социально-экономических преобразований
в России в 20-е годы. НЭП, его сущность и
содержание.

08

Социально-экономические преобразования в 30-е
годы. Социальный смысл, экономическое и
политическое
значение
индустриализации
и
коллективизации. Формирование административнокомандной системы.

15

Внешняя политика СССР в 30-е годы. Причины и
характер Второй Мировой войны.

22

Начало Великой Отечественной войны. Образование
антигитлеровской коалиции. Вопрос о втором
фронте. Партизанское движение на оккупированных
территориях.
Военно-политическое
значение
разгрома немецко-фашистских войск под Москвой.
Срыв гитлеровского плана молниеносной войны.
Поражения Красной Армии весной и летом 1942 г

29

Разгром
немецко-фашистских
войск
под
Сталинградом. Начало коренного перелома в
Великой Отечественной войне. Сражение на
Курской дуге: ход, результаты, последствия.
Изгнание
врага
с
советской
территории.
Освободительная миссия вооруженных сил СССР.

06

Переход страны от военного положения к миру.
Социально-экономическое,
политическое
и
культурное развитие СССР в послевоенный период

13

«Холодная война»: причины, характер, содержание,

май

11

9

влияние на мировое развитие. Симптомы кризиса
социализма. События в Польше, ГДР, Венгрии,
Чехословакии, их влияние на внутреннюю жизнь в
СССР. Развенчание культа личности И.В.Сталина.
20

СССР в 60-80-х гг.: от реформ к застою.

27

СССР в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка
реформирования
политической
системы
с
сохранением социалистического выбора.
Обострение
экономических
и
политических
противоречий
летом
1991г.
Попытка
государственного переворота 1991 г. и ее провал.
Беловежские
соглашения.
Распад
СССР.
Образование СНГ.

Информационное обеспечение программы
Список литературы
Основная и дополнительная литература
1.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России:
учебное пособие для ВУЗов [Текст] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.
Сивохина – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.
2.
Зуев М.Н. История России: учебное пособие [Текст] / М.Н. Зуев. – Изд. 2-е,
исправленное и дополненное. – М.: Юрайт, 2011. – 655 с.
3.
История России с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие
[Текст] / под редакцией М.М. Горинова, А.А. Горского, А.А. Данилова. - Изд. 7-е,
пересмотренное. – М.: Дрофа, 2007. – 655 с.
4.
Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник [Текст] / И.Н. Кузнецов. – Изд. 4е, исправленное и дополненное. – М.: Дашков и К˚, 2008. – 816 с.
5.
Родригес А.М. История XX века Россия – Запад – Восток: учебное пособие
[Текст] / А.М. Родригес, С.В. Леонов, М.В. Пономарев. – М.: Дрофа, 2008. – 558 с.
6.
50 великих правителей России: иллюстрированная энциклопедия [Текст] / под
редакцией А.И. Пантилеева. – М.: Белый город, 2010. – 96 с.
7.
Абдулатипов Р.Г. Дружба советских народов и Великая Победа 1945 года [Текст]
/ Р.Г. Абдулатипов. – М.: МГУКИ, 2010. – 142 с.
8.
Барсенков А.С. История России 1917 – 2009: учебное пособие [Текст] / А.С.
Барсенков, А.И. Вдовин. – Изд. 3-е, расширенное и переработанное. – М.: Аспект
Пресс, 2010. – 846 с.
9.
Введение в лабораторию историка: учебно-справочное пособие [Текст] /
составитель О.Г. Малышева. – М.: РАГС, 2009. – 420 с.
10.
Деревянко А.П. История России: учебное пособие [Текст] / А.П. Деревянко, Н.А.
Шабельникова. – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Проспект, 2008. – 576
с.

10

История государственного управления в России: учебник [Текст] / под редакцией
А.Н. Маркова, Ю.К. Федулова. - Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – М.:
ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 319 с.
12.
История России XVIII – XIX веков: учебное пособие [Текст] / под редакцией Л.В.
Милова, Н.И. Цимбаева. – М.: Эксмо, 2008. – 784 с.
13.
История России XX – начала XXI века: учебное пособие [Текст] / под редакцией
Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с.
14.
История России с древнейших времен до конца XVII века: учебное пособие
[Текст] / под редакцией Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2009. – 768 с.
15.
Крючков В.Н. Отечественная история. Краткий курс: учебное пособие [Текст] /
В.Н. Крючков. – М.: Дашков и К˚, 2007. – 304 с.
16.
Новейшая история России 1914 – 2008: учебное пособие [Текст] / составители
В.А. Кутузов, Н.Б. Лебина, И.С. Ратьковский. – М.: Высшее образование, 2008. – 526 с.
17.
Носовский Г.В. Татаро-монгольское иго: Кто кого завоевал [Текст] / Г.В.
Носовский, А.Т. Фоменко. – М.: АСТ, Владимир, ВКТ, 2010. – 380 с.
18.
Павленко Н.И. Петр Великий [Текст] / Н.И. Павленко. – М.: Мир энциклопедий
Аванта + Астрель, 2010. – 830 с.
19.
Реформы в России XVIII – XX веков. Опыт и уроки: учебное пособие [Текст] /
составители С.Л. Анохина, Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова. – М.: Вузовский учебник,
2009. – 493 с.
20.
Сизенко А.Г. Казачество России. Казачьи войска. Знаменитые атаманы. Уклад
жизни [Текст] / А.Г. Сизенко. – Ростов н/Д, 2010. – 432 с.
21.
Шильдер Н.К. Павел I. Его жизнь и царствование: иллюстрированная история
[Текст] / Н.К. Шильдер. – М.: Эксмо, 2010. – 432 с.
22.
Шумилов М.И. История России: конец XIX – начало XX века: учебное пособие
[Текст] / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. – Изд. 2-е, исправленное и дополненное. –
Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 637 с.
11.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Програмное обеспечение и интернет-ресурсы
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext
http://historydoc.edu.ru
http://rushistory.stsland.ru
http://avorhist.narod.ru , http://old-rus.narod.ru
http://www.hrono.ru
http://memoirs.ru

Мультимедийные учебно-методические пособия:
Энциклопедия истории России.862-1917. [Электронный ресурс] CD. – М., 2002.
Династия Романовых. Три века российской истории.[Электронный ресурс] CD. –
М., 2002.
3.
История Отечества: 882-1917.[Электронный ресурс] 2 CD. – М., СГУ, 2003.
4.
Ключевский В.О. Курс Русской истории.[Электронный ресурс] Вер. 2.0, ИДД,
«БИЗНЕСОФТ», Россия, 2005.
1.
2.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».