Очиров В.О. История Отечества IX-XXI века

Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа (ДОП) по направлению «история» рассчитана на
учащихся 10 классов, общеобразовательных школ, получающих дополнительное образование в
МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук». ДОП рассчитана на детей, имеющих определенный базовый
уровень подготовки по истории, а также творчески одаренных детей, и представляет собой версию
углубленной и расширенной программы курса «истории» средней школы, предназначенной для
продвинутого обучения. Программа может быть использована педагогами общеобразовательных
учреждений, реализующих подготовку детей к участию в олимпиадах, конференциях и конкурсах
различного уровня. ДОП по направлению «история» реализуется в течение одного года обучения.
Занятия по данной программе проводятся по 3 академических часов в неделю. Каждый год
обучения рассчитан на 108 академических часов.
Предмет изучения учебной дисциплины-этапы, тенденции и закономерности развития
российской истории в контексте мировой эволюции. Цель изучения курса–овладение логикой
исторического процесса, уяснение тенденций и закономерностей развития истории России,
выявление ее традиций и уроков, вооружение учеников необходимыми компетенциями для анализа
и оценки исторических явлений (событий). Курс сориентирован на качественное изучение
Отечественной истории. В нем раскрывается сущность и содержание основных исторических
этапов Российской истории, особенности социально - экономического, политического, военного
развития России на каждом этапе, подчеркиваются характерные черты и особенности, отличающие
российскую историческую эволюцию от мировой и прежде всего европейской. Курс ориентирует на
приоритетное изучение проблем реформирования и модернизации России. Овладение курсом
предполагает обращение к многочисленным историческим источникам и учебной литературе.
Актуальность и новизна ДОП определяется необходимостью поиска подходов к
ориентированию и подготовке школьников к участию в олимпиадах, конференциях и конкурсах,
позволяющих реализовать их творческие возможности. Программа предполагает реализацию новой
концепции преподавания. Общей целью нового подхода к преподаванию истории является создание
максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и
осознающей ответственность за совершенные поступки личности. Определенной новизной
предлагаемой программы является интеграция курсов Всеобщей истории и истории России с
древнейших времён до XXI века. Преподавание интегрированного курса строится на основе
синхронно-параллельного изучения всемирной истории и истории России.
Педагогическая целесообразность ДОП обусловлена направленностью на развитие
личностных особенностей школьников, их профессионального и культурного самоопределения, на
обеспечение творческой самореализации обучающихся в рамках дополнительного образования.
Главной целью дополнительного образования по истории является повышение уровня
предметной подготовки учащихся, развитие одаренности школьников посредством осуществления
образовательной деятельности, подготовка обучающихся к интеллектуально-творческому труду в
различных сферах научной и практической деятельности, развитие творческого потенциала
учащихся.
Цель курса: углубление специальной подготовки учащихся по предмету, повторение и
систематизация знаний, формирование целостного представления обучающихся об отечественной
истории в логике исторического развития России и новыми историческими концепциями.
Задачи курса:
• познакомить учеников с основными закономерностями и тенденциями развития мирового
исторического процесса;

• важнейшими вехами истории России, местом и ролью России в истории человечества и в
современном мире;
• помочь овладеть историческим понятийным аппаратом, видеть ведущие факторы и
закономерности исторического развития;
• познакомить с различными подходами, оценками, концепциями, освещающими
переломные моменты российской истории;
• сформировать у учеников интерес и уважительное отношение к прошлому своей страны;
• толерантное отношение к представителям других религий и народов;
• выработать способность к самостоятельному мышлению и оценке происходящих
политических событий.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от
уже существующих образовательных программ, заключается в том, что все образовательные
разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование
деятельностно-практического опыта (таблица №1). В содержание курса входят социальные навыки,
умения, ключевые компетентности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: абсолютную и относительную хронологию и фактологию исторической науки,
базовые исторические понятия, различные подходы к проблемным и спорным вопросам истории.
Уметь: осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию
изучаемой дисциплины; формулировать собственную обоснованную позицию по важнейшим
историческим сюжетам.
Иметь навыки (владеть): методами критического анализа исторической информации;
навыками извлечения и критики исторических сведений, получаемых из различных исторических и
социальных
источников.

2

Таблица
Возраст
детей,
участвующих в
реализации
данной
дополнительной
образовательной
программы
15-16 лет

Сроки
реализации
дополнительной
образовательной
программы

Формы проведения и режим
занятий

Методы обучения

Ожидаемые
результаты
способы
определения
результативности

1 год

Форма
проведения
занятий
индивидуально-групповая.
Лекции,
сопровождающиеся
демонстрацией
презентаций,
видео-фото
материалов;
практические
занятия
по
совершенствованию лексических,
грамматических
навыков
и
развития
речи,
ораторского
мастерства;
комбинированные
уроки;
защита
проектов;
дискуссии;
игры;
викторины,
турниры с привлечением учащихся
городских
школ;
посещение
архивов и музеев РБ, совместный
просмотр исторических фильмов в
кинотеатре.
Беседы
с
приглашенными
гостями,
ветеранами, учеными ВУЗов и
научных учреждений г. Улан-Удэ.

Объяснительноиллюстративные,
репродуктивные методы
обучения, частичнопоисковые методы
обучения. Принцип
историзма.
Цивилизационный
(взаимосвязь мировой и
отечественной истории),
проблемнохронологический,
идеографический.
Компаративный,
системный, типологический
методы, а также метод
включенного наблюдения.

Ожидаемый результат соотносится
с поставленными целям и задачам
обучения.
Творческая
самореализация
учащихся,
готовность
обучающихся
к
участию в олимпиадах различного
уровня.
Главным
методом,
отслеживая
результативности,
выступает
педагогическое
наблюдение, а также показатели
обучающихся
в
олимпиадах;
профессиональное
самоопределение школьников.

3

и
их

Формы
итогов

подведения

Итоговые
контрольные
работы по курсу, участие
в
олимпиадах,
конференциях
и
конкурсах
интеллектуального толка.

Виды контроля

Проверка
конспектов. Оценка
ответа.
Реферат,
эссе, тестирование.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы:
№
п/п

1

Название раздела, темы

Количество
часов
Всег Тео Пра
о
рия кти
ка
История как наука и учебная дисциплина. 3
3
Образование и этапы развития Древнерусского
государства (IX – XII вв.)

Формы
аттестации/контроля

Устная беседа, проверка
конспектов,
рефератов,
эссе,
тестирование
(входной контроль)
Устная беседа, проверка
конспектов,
рефератов,
эссе, тестирование
Устная беседа, проверка
конспектов,
рефератов,
эссе, тестирование
Устная беседа, проверка
конспектов,
рефератов,
эссе, тестирование
Устная беседа, проверка
конспектов,
рефератов,
эссе, тестирование

Русь в период феодальной раздробленности, 33
образования и развития централизованного
государства (XIII – XVII вв.).
Сущность,
содержание,
особенности 12
модернизации России в XVIII в.

16,5

16,5

6

6

Российское государство в первой половине XIX
в. – от реформ к застою: сущность, содержание,
последствия.
Характерные черты и особенности внутренней и
внешней политики России во второй половине
XIX – начале XX в. Февральская революция
1917 г. в России.
Октябрьская революция 1917 г. и Гражданская
война в России (1918 – 1920 гг.): причины,
этапы, итоги.
Сущность и содержание преобразований в
социально-экономической, политической и
культурной сферах жизни Советского
государства в 20 – начале 40- х гг. XX в.
Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.):
основные этапы, итоги, уроки.

12

6

6

15

7,5

7,5

6

3

3

Устная беседа,
конспектов

6

3

3

Устная беседа, проверка
конспектов,
рефератов,
эссе, тестирование

6

3

3

9

Советский Союз в послевоенный период (1945 –
1991 гг.). «Холодная война» и ее последствия.

12

6

6

10

Становление Российского государства на
современном этапе, решение проблем
социально-экономической и политической
модернизации
ИТОГО

3

1,5

1,5

Устная беседа, проверка
конспектов,
рефератов,
эссе, тестирование
Устная беседа, проверка
конспектов,
рефератов,
эссе, тестирование
Устная беседа, проверка
конспектов,
рефератов,
эссе, тестирование

108

55,5

52,5

2

3

4

5

6

7

8

4

проверка

сентябрь

10

17

01

октябрь

08

15

22

13:00-15:20

24

Лекци
и,
сопров
ождаю
щиеся
демонс
трацие
й
презен
таций,
видеофото
матери
алов;
практи
ческие
заняти
я по
совер
шенст
вовани
ю
лексич
еских,
грамма
тическ
их
навык
ов и
развит
ия
речи,
оратор
ского
мастер
ства

Место
проведен
ия
Форма
контроля

Кол-во
часов

Тема
занятия
Сущность, формы, функции исторического знания.
Методы и источники изучения истории. Понятия и
классификация
исторического
источника.
Отечественная историография в прошлом и
настоящем: общее и особенное. Методология и
теория исторической науки
Основные источники и литература по истории
Древней Руси. Античное наследие в эпоху
великого
переселения
народов.
Проблема
этногенеза восточных славян. Основные этапы
становления
мировой
и
российской
государственности. Древняя Русь и кочевники.
Византийско-древнерусские связи. Особенности
социального строя Древней Руси.
Этнокультурные
и
социально-политические
процессы становления русской государственности.
Принятие христианства на Руси, его историческое
значение.
Эволюция восточнославянской государственности
в XI-XII вв. Русь и кочевники. Отношения Руси с
Западной Европой.
Социально-экономические
и
политические
причины раздробленности Руси. Общее и
особенное в раздробленности Руси и Запада.
Основные политические центры Руси, особенности
их политического устройства и экономического
развития.
Проблема монголо-татарского нашествия на Русь.
Русь и Орда: особенности взаимоотношений,
взаимовлияние.
Александр Невский и его политический курс.
Отношения Руси с Литвой, Польшей, Данией,
Швецией. Борьба с агрессией крестоносцев.
Невская битва и Ледовое побоище.
Предпосылки образования единого русского
государства. Особенности развития экономики.
Необходимость обороны от монголо-татарского
ига. Роль православной церкви в объединении
русских земель. Основные этапы политического
объединения Руси. Возвышение Москвы, ее роль в
объединительном процессе. Куликовская битва, ее
значение в историческом развитии Руси.
5

Устная
беседа,
проверка
конспектов
,
рефератов,
эссе,
тестирован
ие
(входной
контроль)

каб.№2.
МАУ ДО ЦДО МАН

03

3

Время
проведен
ия
Форма
занятия
занятия

Число

Месяц

1. Календарный учебный график.

Феодальная война во второй четверти XV в. Отчий
и родовой принципы престолонаследия, их
противоречия

05

Завершение объединения русских земель в
централизованное государство в конце XV —
начале XVI вв. Иван III, его роль в объединении
русских земель. Свержение Ордынского ига и
восстановление независимости

12

Социально-экономический и политический строй
Русского
централизованного
государства.
Судебник 1497 г. — начало юридического
оформления крепостного права. Реформы Ивана IV
(Грозного). Опричнина, ее исторические оценки.
Хозяйственное разорение страны в 70—80-е гг.
XVI в. Усиление эксплуатации крестьян.
«Заповедные
года».
Приоритеты
внешней
политики России в эпоху Ивана IV

19

Россия в XVII в.: необходимость цивилизационных
перемен. Великая смута: причины, этапы,
последствия. Начало царствования династии
Романовых.

26

Россия на рубеже XVII—XVIII вв. Предпосылки и
необходимость
проведения
социальноэкономических
и
политических
преобразований.
Сущность,
содержание
и
цивилизационный смысл петровских реформ.
Реформа высшего государственного управления, ее
содержание и значение. Реформа местного
управления. Церковная реформа. Сущность и
содержание
военной
реформы.
Реформа
престолонаследования: смысл и последствия.
Политика меркантилизма в экономике: сущность,
содержание, исторические оценки.

03

Россия в системе международных отношений.
Азовские походы (1695—1696 гг.), их значение.
«Великое посольство» Петра I. Северная война
(1700—1721 гг.): причины, этапы, итоги.
Персидский поход Петра I (1722—1723гг.)

10

Социальная политика царизма во второй половине
XVIII в. Укрепление позиций дворянства.
Манифест о вольности дворянства 1762 г.
Жалованная грамота дворянству 1785г. .
Деятельность Уложенной комиссии. Содержание,
особенности,
противоречия
российского
«просвещенного абсолютизма» в России. Рост
социальной поляризации и обособленности

ноябрь

ноябрь
декабрь

29

6

сословий. Крестьянская война под руководством Е.
Пугачева
Дискуссии
о
природе
и
перспективах
самодержавия в России (взгляды Е.Дашковой,
Н.Панина, Н. Новикова, А. Радищева). Павел I и
его преобразования.

17

Альтернативы исторического развития России в
первой четверти XIX века: реформы или застой.
Особенности внутренней политики Александра I.
Сущность и содержание реформ в области
государственного управления и образования.
Аракчеевщина
Россия в мировом конфликте: война в составе
антифранцузских коалиций. Отечественная война
1812 г.: причины, этапы, итоги. Войны России с
Ираном, Турцией и Швецией. Присоединение
Закавказья, Бессарабии и Финляндии. Кавказская
война
Эпоха Николая I. Реакционная политика в области
просвещения, литературы и искусства. Реформы
П.Д.Киселева.
Крымская война (1853-1866 гг.) и ее влияние на
развитие страны. Реформы и реформаторы в
России.
Необходимость
экономических
и
государственных реформ.
Историческая роль Александра II. Сущность и
содержание реформ 60-70-х годов. Условия
освобождения
крестьян
от
крепостной
зависимости. Оценки крестьянской реформы в
отечественной историографии.

24
31

январь

14

21

28

04

февраль

февраль

11

18

25

март

04

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.,
итоги.
Обострение
противоречий
мировых держав по колониальному
Политика
царизма
на
Дальнем
Контрреформы Александра III

ее ход и
ведущих
вопросу.
Востоке.

Потребность
России
в
индустриальной
модернизации. Российские реформы в контексте
мирового развития в начале века. Русско-японская
война: причины, ход, итоги. Революция 1905-1907
гг.: этапы, основные события, итоги.
Внешняя политика европейских государств в
начале XX века. Россия в условиях мировой войны
и общенационального кризиса. Начало Первой
мировой войны, ее основные этапы и сражения.

7

апрель
май

11

Февральская революция в России 1917 г.: причины,
ход,
итоги,
социально-экономические
и
политические последствия. Создание новых
органов власти: Временного правительства и
Петроградского
совета
рабочих
депутатов.
Падение самодержавия.

18

Оценки Февральской революции 1917 г. в
отечественной и зарубежной историографии.
Октябрьской
революции,
причины
победы
большевиков.
Октябрьское
вооруженное
восстание: переворот или революция?

25

Гражданская война и интервенция, их результаты и
последствия. Причины гражданской войны. Состав
противоборствующих сторон. Ход и исход
вооруженной борьбы.

01

Характер
социально-экономических
преобразований в России в 20-е годы. НЭП, его
сущность и содержание.

08

Социально-экономические преобразования в 30-е
годы. Социальный смысл, экономическое и
политическое значение индустриализации и
коллективизации.
Формирование
административно-командной системы.

15

Внешняя политика СССР в 30-е годы. Причины и
характер Второй Мировой войны.

22

Начало
Великой
Отечественной
войны.
Образование антигитлеровской коалиции. Вопрос
о втором фронте. Партизанское движение на
оккупированных
территориях.
Военнополитическое
значение
разгрома
немецкофашистских
войск
под
Москвой.
Срыв
гитлеровского плана молниеносной войны.
Поражения Красной Армии весной и летом 1942 г

29

Разгром
немецко-фашистских
войск
под
Сталинградом. Начало коренного перелома в
Великой Отечественной войне. Сражение на
Курской дуге: ход, результаты, последствия.
Изгнание врага с советской территории.
Освободительная миссия вооруженных сил СССР.

06

Переход страны от военного положения к миру.
Социально-экономическое,
политическое
и
культурное развитие СССР в послевоенный период
8

13

«Холодная
война»:
причины,
характер,
содержание, влияние на мировое развитие.
Симптомы кризиса социализма. События в
Польше, ГДР, Венгрии, Чехословакии, их влияние
на внутреннюю жизнь в СССР. Развенчание культа
личности И.В.Сталина.

20

СССР в 60-80-х гг.: от реформ к застою.

27

СССР в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка
реформирования
политической
системы
с
сохранением социалистического выбора.
Обострение экономических и политических
противоречий
летом
1991г.
Попытка
государственного переворота 1991 г. и ее провал.
Беловежские
соглашения.
Распад
СССР.
Образование СНГ.

Информационное обеспечение программы
Список литературы
Основная и дополнительная литература
1.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России:
учебное пособие для ВУЗов [Текст] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.
Сивохина – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.
2.
Зуев М.Н. История России: учебное пособие [Текст] / М.Н. Зуев. – Изд. 2-е,
исправленное и дополненное. – М.: Юрайт, 2011. – 655 с.
3.
История России с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие
[Текст] / под редакцией М.М. Горинова, А.А. Горского, А.А. Данилова. - Изд. 7-е,
пересмотренное. – М.: Дрофа, 2007. – 655 с.
4.
Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник [Текст] / И.Н. Кузнецов. – Изд. 4е, исправленное и дополненное. – М.: Дашков и К˚, 2008. – 816 с.
5.
Родригес А.М. История XX века Россия – Запад – Восток: учебное пособие
[Текст] / А.М. Родригес, С.В. Леонов, М.В. Пономарев. – М.: Дрофа, 2008. – 558 с.
6.
50 великих правителей России: иллюстрированная энциклопедия [Текст] / под
редакцией А.И. Пантилеева. – М.: Белый город, 2010. – 96 с.
7.
Абдулатипов Р.Г. Дружба советских народов и Великая Победа 1945 года [Текст]
/ Р.Г. Абдулатипов. – М.: МГУКИ, 2010. – 142 с.
8.
Барсенков А.С. История России 1917 – 2009: учебное пособие [Текст] / А.С.
Барсенков, А.И. Вдовин. – Изд. 3-е, расширенное и переработанное. – М.: Аспект
Пресс, 2010. – 846 с.
9.
Введение в лабораторию историка: учебно-справочное пособие [Текст] /
составитель О.Г. Малышева. – М.: РАГС, 2009. – 420 с.
10.
Деревянко А.П. История России: учебное пособие [Текст] / А.П. Деревянко, Н.А.
Шабельникова. – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Проспект, 2008. – 576
с.
11.
История государственного управления в России: учебник [Текст] / под редакцией
А.Н. Маркова, Ю.К. Федулова. - Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – М.:
ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 319 с.
9

История России XVIII – XIX веков: учебное пособие [Текст] / под редакцией Л.В.
Милова, Н.И. Цимбаева. – М.: Эксмо, 2008. – 784 с.
13.
История России XX – начала XXI века: учебное пособие [Текст] / под редакцией
Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с.
14.
История России с древнейших времен до конца XVII века: учебное пособие
[Текст] / под редакцией Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2009. – 768 с.
15.
Крючков В.Н. Отечественная история. Краткий курс: учебное пособие [Текст] /
В.Н. Крючков. – М.: Дашков и К˚, 2007. – 304 с.
16.
Новейшая история России 1914 – 2008: учебное пособие [Текст] / составители
В.А. Кутузов, Н.Б. Лебина, И.С. Ратьковский. – М.: Высшее образование, 2008. – 526 с.
17.
Носовский Г.В. Татаро-монгольское иго: Кто кого завоевал [Текст] / Г.В.
Носовский, А.Т. Фоменко. – М.: АСТ, Владимир, ВКТ, 2010. – 380 с.
18.
Павленко Н.И. Петр Великий [Текст] / Н.И. Павленко. – М.: Мир энциклопедий
Аванта + Астрель, 2010. – 830 с.
19.
Реформы в России XVIII – XX веков. Опыт и уроки: учебное пособие [Текст] /
составители С.Л. Анохина, Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова. – М.: Вузовский учебник,
2009. – 493 с.
20.
Сизенко А.Г. Казачество России. Казачьи войска. Знаменитые атаманы. Уклад
жизни [Текст] / А.Г. Сизенко. – Ростов н/Д, 2010. – 432 с.
21.
Шильдер Н.К. Павел I. Его жизнь и царствование: иллюстрированная история
[Текст] / Н.К. Шильдер. – М.: Эксмо, 2010. – 432 с.
22.
Шумилов М.И. История России: конец XIX – начало XX века: учебное пособие
[Текст] / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. – Изд. 2-е, исправленное и дополненное. –
Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 637 с.
12.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.
3.
4.

Програмное обеспечение и интернет-ресурсы
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext
http://historydoc.edu.ru
http://rushistory.stsland.ru
http://avorhist.narod.ru , http://old-rus.narod.ru
http://www.hrono.ru
http://memoirs.ru
Мультимедийные учебно-методические пособия:
Энциклопедия истории России.862-1917. [Электронный ресурс] CD. – М., 2002.
Династия Романовых. Три века российской истории.[Электронный ресурс] CD. –
М., 2002.
История Отечества: 882-1917.[Электронный ресурс] 2 CD. – М., СГУ, 2003.
Ключевский В.О. Курс Русской истории.[Электронный ресурс] Вер. 2.0, ИДД,
«БИЗНЕСОФТ», Россия, 2005.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».