Слепнева Л.И. Французский язык для начинающих

Пояснительная записка
Программа «Французский язык для начинающих» предназначена для учащихся
(возрастом 8-17 лет) ЦДО «МАН», желающих выучить французский язык как основной и как
второй иностранный язык, и рассчитана на год обучения.
При составлении программы за основу взяты основные положения государственного
образовательного стандарта по иностранным языкам. В программу внесены необходимые
изменения с учетом специфики работы учреждения дополнительного образования.
В программу внесены необходимые изменения с учетом специфики работы учреждения
дополнительного образования. Отличие данной программы от школьной – в углубленном
изучении материала. В нее включены следующие блоки:


речевой этикет и языковые тонкости;



грамматические термины;



работа с аутентичными текстами;



современная культура и искусство страны изучаемого языка;



олимпиадные задания;



исследовательские проекты по интересам обучающихся;



методы приема и перевода.
Изменился статус иностранного языка как школьного учебного предмета. Расширение
международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало
иностранный язык реально востребованным. Практическое владение иностранным языком
стало восприниматься и как личностно значимое. Обучающиеся и их родители начали
связывать с практическим владением иностранным языком планы на будущее: возможности
для лучшего трудоустройства, дальнейшей учебы, отдыха, туризма. Иностранный язык стал в
полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и
взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное
средство для развития интеллектуальных способностей обучаемых, их общеобразовательного
потенциала.
Актуальность овладения французским языком объясняется традиционными
культурными и экономическими связями России и Франции, удельным весом и значимостью
французского языка в Европе и, наконец, большим вкладом франкоязычных народов в
развитие мировой культуры.
Новизна заключается в использовании новых методик преподавания в смешанных
группах по возрасту от 8-17 лет через культурные ценности, в изменении парадигмы
взаимоотношений учителя и ученика. Учитель от позиции «монополиста знаний» к позиции
помощника ученика в самостоятельно-исследовательской деятельности.

Углубленное изучениепроходит по особым учебникам и методическим материалам,
отличающимися от школьных. На занятиях обучающиеся смотрят познавательные фильмы,
разучивают тематические песни, посещают онлайн экскурсии по культурным мировым
учреждениям, выполняют интерактивные упражнения на ПК. Как результат, успешно сдают
европейский языковой тест по французскому языку уровня А1 и А2.
Педагогическая целесообразность заключается в обучении информационным
технологиям, соединенном с обучением критическому мышлению. Обучение умению
работать в команде и самостоятельно.
Методы работы образовательной и общеразвивающей деятельности:


традиционные методы: практическиеупражнения, наглядные (иллюстрации,

наблюдения), словесные (объяснения, рассказ, беседа, дискуссия), работа с книгой (чтение,
цитирование), видеометод (обучение, контроль, просмотр);


методы по характеру познавательной деятельности: поисковые, исследовательские;



инновационные методы: игровые (инсценирование, генерация идей), методы тренинга,

методы компьютеризованного обучения, методы обучающего контроля;


методы обучения специфики изучаемого материала и форм мышления: метод

научного познания реальной действительности, метод освоения искусства, метод
практического применения знаний;
Формы работы общеобразовательной и общеразвивающей деятельности:


фронтальная работа;



групповая работа;



индивидуальная работа;



дифференцированная работа;



организационная работа (круглый стол, мозговой штурм, аукцион, экскурсия, конференция,
собрание и т.д.);



классно-урочная работа (урок формирования знаний, урок совершенствования умений и
навыков, урок обобщения и систематизации знаний, контрольно-проверочный урок, урок
повторения и закрепления знаний).
Цели обучения немецкому языку:
Изучение французского языка на начальном этапе имеет следующие цели:
• учебные (формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в устных
(аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой деятельности);
• общеобразовательные (приобщение обучающихся к новому социальному опыту с
использованием французского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных
сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной

литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран,
расширение кругозора и развитие межкультурных представлений);
• общеразвивающие (развитие интеллектуальных функций и универсальных учебных умений
младших школьников, повышение их речевых возможностей, укрепление учебной мотивации
в изучении немецкого языка и расширение познавательных интересов);
• воспитательные (воспитание нравственных качеств личности ученика, волевой
саморегуляции, толерантного отношения и уважения к представителям иных культур,
ответственного отношения к учёбе и порученному делу, чувства патриотизма).
Задачи обучения немецкому языку:
• формировать отношение к иностранному языку как средству межличностного и
межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто говорит и пишет на
изучаемом языке, а также как средству познавательной деятельности через устное общение,
чтение, слушание и письменную речь;
• расширять лингвистический кругозор обучающихся; развивать элементарные
лингвистические представления, доступные младшим школьникам и необходимые для
овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
• обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию школьников к новому языковому
миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования
иностранного языка как средства общения;
• развивать личностные качества, внимание, мышление, память и воображение в процессе
участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым
материалом;
• развивать эмоциональную сферу детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с
использованием иностранного языка;
• приобщать обучающихся к новому социальному опыту за счёт проигрывания на иностранном
языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного
общения;
• обучать универсальным познавательным стратегиям и способам работы с компонентами
учебно-методического комплекта, мультимедийным приложением, учебной информацией в
сети Интернет, символико-графической репрезентацией знаний, а также учебному
сотрудничеству;
 перейти с начинающего уровня обучения на углубленный за год обучения.
Место предмета «Иностранный язык» в учебном плане
Представленная программа предусматривает изучение французского языка в ЦДО
«МАН» 108 часов по 3 часа в неделю, ориентирована на начальный курс обучения
французскому языку.

Изучение иностранного языка в начальной школе начинается со 2 класса, что позволяет
использовать сенситивный период в речевом развитии детей для ознакомления их с новым
языковым миром, для развития их языковых способностей, в том числе иноязычных, а также в
большей мере использовать воспитательный, развивающий потенциал иностранного языка как
учебного предмета.
В данной программе нашли отражение тенденции в развитии общего и дополнительного
образования:
 личностно-ориентированный, деятельностный, продуктивный характер обучения;
 значительно больше внимания уделяется развитию общеучебных умений и
универсальных учебных действий.
Составленная программа отличается от школьной общеобразовательной программы
количеством тем для устного общения. Всего их 8, это меньше, чем в школьной программе, но
они более углубленные и дополняют содержание школьных тем. Темы подобраны в ходе
индивидуальных бесед с учащимися, педагогического наблюдения и жизненных ситуаций.
Отличается и содержание учебного материала (удельный вес отводится говорению и
аудированию). Также применяются отличные от школьных методик, например, усвоение
учебного материала через аутентичные тексты (песни, литература, игры, сценки,
исследовательскую работу и т.д.). При этом упор делается на самостоятельную и проектную
деятельность посредством творческих работ.
Программа включает культурный блок, что способствует развитию интеллекта,
коммуникативных компетенций.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Речевые умения
Говорение:
*Диалогическая речь.
•

Диалог этикетного характера.

•

Диалог-расспрос.

•

Диалог – побуждение к действию.

•

Диалог – обмен мнениями

*Монологическая речь.
•

Кратко высказываться о фактах и событиях;

•

Передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст.

•

Делать сообщение в связи с прочитанным\прослушанным текстом.

*Аудирование
•

Выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте.

•

Выделять главные факты, опуская второстепенные.

•

Выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях с опорой на

языковую догадку, контекст.
Чтение:
*Чтение с пониманием основного содержания текста.
• Определять тему, содержание текста по заголовку;
• выделять основную мысль;
• выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
• устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
*Чтение с полным пониманием текста.
• Полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной
переработки;
• оценивать полученную информацию, выразить свое мнение;
• прокомментировать\объяснить те или иные факты, описанные в тексте.
*Чтение с выборочным пониманием текста.
• просмотр аутентичного текста, выбор необходимой информации.
Письменная речь:
• Делать выписки из текста;
• писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками (30-40 слов,
включая адрес);
• заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
• писать личное письмо с опорой на образец \ без образца (50-80 слов)
Социокультурные знания и умения
Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого
поведенческого этикета. Использование французского языка как средства социокультурного
развития школьников на данном этапе включает знакомство:
• с фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;
• с оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;
• с иноязычными сказками и легендами, рассказами;
• с государственной символикой (флагом, его цветовой символикой, гимном, столицей
страны изучаемого языка);
• со словами французского языка, вошедшими во многие языки мира, в том числе и в
русский, и русскими словами, вошедшими в лексикон немецкого языка;
Школьники учатся осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя
знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка и
овладевают знаниями о:

• значении французского языка в современном мире;
• наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реализациях при изучении
учебных тем (традиции в питании, проведении выходных дней, основные национальные
праздники, этикетные особенности);
• социокультурном портрете стран и культурном наследии стран изучаемого языка;
Языковые знания и навыки
Графика и орфография
Знания правил чтения и написания новых слов, отобранных для данной ступени
обучения, и навыки их употребления в речи.
Фонетика:
• навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков немецкого языка;
• соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
• членение предложений на смысловые группы;
• соблюдение интонации в различных типах предложений.
Лексика
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет
лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения.
Расширение потенциального словаря за счет интернациональной лексики. Знание основных
способов словообразования.

Ожидаемые результаты обучаемых

и способы определения их результативности
Класс

Уровень
подготовки

Языковые, социокультурные, речевые компетенции
Говорение
Чтение
Письмо
Аудирование

2-4 начинающий Приветствовать,
знакомиться
кл.
углубленный Ведение
свободного
диалога

Произносить Писать буквы
звуки
Уверенное
Письменная
чтение
печь

Уверенно
5-8 начинающий Уточнять,
переспрашивать, читать
кл.
знакомиться
выражения и
составлять
свои по схеме
углубленный Ведение

свободного
диалога

9-11 начинающий Вести беседу,
представлять,
кл.
делать

Уверенное
чтение

Воспринимать на
слух ин. речь
Понимание речи
на слух

Писать
Понимать
устойчивые услышанное,
фразы,
воспроизводить
записывать
речь, реагировать
реплики, вести на вопросы
словарь
Письменная Понимание речи
печь
на слух

Читать
Писать
связный текст, письмо,
искать
заполнять

Понимать
услышанное,
передавать

Формы Баллы
работы
Групп.
3-5 б.
(коллаж),
индивид. 6-10 б.
(сценки)
Групп.
(песня),
индивид.
(конкурс
чтеца)

3-7 б.

7-10 б.
Групп.
3-10 б.
(газета),
индивид.

углуленный

комплименты

заданную
анкету
информацию

Ведение
свободного
диалога

Уверенное
чтение

информацию
(эссе,
вслух, выполнять научное
задания
исслед.)
Понимание речи
на слух

Письменная
печь

*Дополнительные баллы будут добавляться за креативность и творческий подход,
участие в индивидуальных и групповых языковых конкурсах и НПК.

Учебный план занятий
Кол-во часов
№
п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Название раздела,
темы
Семья:
- биография;
- родственники;
- взаимоотношения;
- род занятий и профессии;
- хобби;
Малая Родина:
- город;
- село;
- достопримечательности;
- природа;
- праздники и традиции
Франкоговорящие страны:
- географическое положение;
- климат;
- природа;
- культура;
- великие люди;
- сказки и сказания;
- праздники и традиции;
- Католическое Рождество
Россия:
- географическое положение;
- климат;
- природа;
- культура;
- великие люди;
- сказки и сказания;
- праздники и традиции
Школа:
- система образования в России и
Франции;
- расписание занятий;
- любимые предметы;
- распорядок дня;
- каникулы
Музыка:
- великие композиторы Франции;
- великие композиторы России;
- гимн России и Франции
Живопись:
- жанры живописи;
- направления в живописи;

Всего

10

5

Теория

5

3

Формы
аттестации/контроля

Практика

5

- рассказ о себе и о
своей семье;
- заполнение анкеты

2

- зачет;
- конкурс на лучшее
сочинение

- викторина;
- эссе;
- оформление альбома;
- составление сценария
15

25

10

13

5

12

- пересказ истории;
- коллаж;
- презентация
достопримечательностей

30

15

15

- тест;
- защита творческого
проекта

8

4

4

- инсценировка к
празднику на выбор
- рефераты;
- описание картины

5

3

2

10 б.

8.

- великие художники России и
Франции
Исследовательская работа:
- фразеология (пословицы и
поговорки);
- страноведение (праздники и
традиции, государственная
символика);
- литература (сказки)
ИТОГО:

- доклады;
- сообщения по теме;
- презентации
10

5

5

108

58

50

2. Календарный учебный график
№
п/
п

Меся
ц
кол

Число
(прим.
)

1.

Сент.
1-9

2

2.

9
10
16
17
23

3.
4.

5.
Окт.
6.

3

заняти
я

10-17
7.
8.

24
30
1
7
8
14
15
21
22
28

Время
проведени
я
занятия

Нояб.
11.
12.

заняти
я

18-23

11
12
18
19
25
26

13.
14.

15.
16.
17.

17.

Дек.
заняти
я

24-32

2
3
9
10
16
17
23
24

Колво
часо
в

Беседа
Группа I
ПТ
9.00-11.20
Группа II
ПТ
15.00-17.20
Группа III
СБ
15.00-17.20

Группа I
ПТ
9.00-11.20
Группа II
ПТ
15.00-17.20
Группа III
СБ
15.00-17.20

9.

10.

Форма
Занятия

Группа I
ПТ
9.00-11.20
Группа II
ПТ
15.00-17.20
Группа III
СБ
15.00-17.20

Группа I
ПТ
9.00-11.20
Группа II
ПТ
15.00-17.20
Группа III

3
Анализвходног
о теста
Практикум
произн-ия
Практикум
чтения и
аудирования
вводный
урок
Практика
речевых
умений
Урок
взаимообуч.
Деловая игра

3

Форма
контроля
Входной
тест

«МАН»
каб. №6

Конспект
Беседа

Практикум

Техника
чтения,
пересказ

Знакомство

Беседа

Семья,
биография

Выбор
профессии
Наши
Любимые
Животные
Погода и
времена года

Устный
Журнал
3
Тренинг
Экскурсия
Урок-чтение
Грамматически
й ликбез

Урок-творчество

Оргмоменты с
обуч-ся и
родителями
Работа над
ошибками
Практикум

Место
проведени
я

«МАН»
каб. №6

опрос

Друзья

Круглый
Стол

Лабор-я
работа
Урок-конспект
Урок-сказка

Тема
Занятий

3

Земля
круглая
Страны и
континенты
Лесные
животные
Правила

Музеи
Парижа
Великие
французы
Сказки
Шарля
Перро
Французы –
какие они?

диктант
зачет
тест
Пересказ
«МАН»
каб. №6
Музей
природы

Защита
проекта
Диктант
Доклад

«МАН»
каб. №6

Викторина

Рассказ
«МАН»
каб. №6

Ассоц-ма
Инсц-е
Сообщение

18.

30

19.

Янв.

20.

заняти
я

13
14

33-38

21

20
21
27
28
3
4
10
11

22.
23.
24.

Февр.
Заняти
я

17

39 -45

18
25
25.
26.
27.
28.

3
Март

4
10

заняти
я

46-51

11
17
31

29.
30.
31.

Заняти
я

52-60

32.

33.

1
7
8
14
15

Апр.

21
22
28
29
Май

35.

5
6
12
13
19

36.

20

34.

Заняти
я

61-68

26
27

СБ
15.00-17.20
Группа I
ПТ
9.00-11.20
Группа II
ПТ
15.00-17.20
Группа III
СБ
15.00-17.20

Группа I
ПТ
9.00-11.20
Группа II
ПТ
15.00-17.20
Группа III
СБ
15.00-17.20
Группа I
ПТ
9.00-11.20
Группа II
ПТ
15.00-17.20
Группа III
СБ
15.00-17.20

Группа I
ПТ
9.00-11.20
Группа II
ПТ
15.00-17.20
Группа III
СБ
15.00-17.20
Группа I
ПТ
9.00-11.20
Группа II
ПТ
15.00-17.20
Группа III
СБ
15.00-17.20

Чаепитие
Игра
3
Волшебный
конверт
Спектакль

Рождественск
ие традиции
Русские
забавы
Достоприм.
Москвы
Великие люди
России

Сам. работа
Диспут

3

Школа
Расписание
занятий

Урок-исслед-ие
Конференц-я
Урок
взаимообуч.
Комбинир-й
урок

3

Ступени
образования
Хобби
Менталитет

Презент-я
Урок-фантазир-е
Обобщение
знаний
Введение
Новой
лексики

Практикум
Урокреквием
Итоговая НПК
Итоговый урок

Беседа
Презент-ия
«МАН»
каб. №6

«МАН»
каб. №6

Диктант
Рассказ
Опрос

«МАН»
каб. №6

Реферат
Тест
Беседа

Проблемы
молодежи

3

3

Письмо,
открытка
Сценка

Диспут

Питание
Мода

«МАН»
каб. №6

Свое меню
Проект

Кумиры и
поклонники

Театр

Обсуждени
е
Интерпретя

Музыка

«МАН»
каб. №6

Живопись

Музей

День Победы

«МАН»
каб. №6

Защита
докладов
Задание на
лето

Описание
картины
Защита
проекта
Презен-я
Беседа

Список литературы к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Французский для начинающих»
1.Федеральный компонент государственного стандарта начального общего
образования по иностранному языку (приложение к приказу Минобразования России от
5 марта 2016 года №1089)
2.Примерные программы по иностранным языкам (Минобразования России)
3.Программа общеобразовательных учреждений под редакцией Е.Я. Григорьевой,
В.Г. Владимировой(II – XI классы), Москва, Просвещение, 2017.
4. Н.М. Касаткина. УМК «Французский в перспективе», М., Просвещение, 2018.
5. Учебник (европейский стандарт А1) «Pixel» для углубленного изучения
французского языка, 2018 г.
6. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (от 29.12.2012г.
с изменениями и дополнениями);
7. Федеральный закон "О дополнительном образовании" (принят Государственной
Думой 16 июля 2001 года);
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 N 28-02-484/16 «О направлении
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного
образования детей»
10. И. Голованова, О. Петренко. «Деловой французский? Это не трудно», М.,
Просвещение, 2016
11. Н.А. Селеванова, А.Ю. Шашурина. «Французский как второй иностранной
язык», М., Просвещение, 2017


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».