Слепнева Л.И. Немецкий язык для начинающих









Пояснительная записка к дополнительной
общеобразовательнойи общеразвивающей программе
Программа «Немецкий язык для начинающих» предназначена для учащихся (8-17 лет)
ЦДО«МАН», желающих выучить немецкий язык как основной и как второй иностранный язык, и
рассчитана на год обучения.
При составлении программы за основу взяты основные положения государственного
образовательного стандарта по иностранным языкам. В программу внесены необходимые
изменения с учетом специфики работы учреждения дополнительного образования. Отличие
данной программы от школьной – в углубленном изучении материала. В нее включены
следующие блоки:
речевой этикет и языковые тонкости;
грамматические термины;
работа с аутентичными текстами;
современная культура и искусство страны изучаемого языка;
олимпиадные задания;
исследовательские проекты по интересам учащихся;
методы приема и перевода.
Изменился статус иностранного языка как школьного учебного предмета. Расширение
международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало
иностранный язык реально востребованным. Практическое владение иностранным языком стало
восприниматься и как личностно значимое. Обучаемые и их родители начали связывать с
практическим владением иностранным языком планы на будущее: возможности для лучшего
трудоустройства, дальнейшей учебы, отдыха, туризма. Иностранный язык стал в полной мере
осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей,
средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития
интеллектуальных способностей обучаемых, их общеобразовательного потенциала.
Актуальность овладения обучаемыми немецким языком объясняется традиционными
культурными и экономическими связями России и Германии, удельным весом и значимостью
немецкого языка в Европе и, наконец, большим вкладом немецкоязычных народов в развитие
мировой культуры.
Новизназаключается в использовании новых методик преподавания в смешанных группах
по возрасту от 8-17 лет через культурные ценности, в изменении парадигмы взаимоотношений
учителя и ученика. Учитель от позиции «монополиста знаний» к позиции помощника ученика в
самостоятельно-исследовательской деятельности.
Углубленное изучение проходит по особым учебникам и методическим материалам,
отличающимися от школьных. На занятиях обучаемыеи смотрят познавательные фильмы,
разучивают тематические песни, посещают онлайн экскурсии по культурным мировым
учреждениям, выполняют интерактивные упражнения на ПК. Как результат, успешно сдают
европейский языковой тест по немецкому языку уровня А1 и А2.
Педагогическая целесообразностьзаключается в обучении информационным
технологиям, соединенном с обучением критическому мышлению. Обучение умению работать в
команде и самостоятельно.
Методы работы образовательной и общеразвивающей деятельности:








традиционные методы: практическиеупражнения, наглядные (иллюстрации,
наблюдения), словесные (объяснения, рассказ, беседа, дискуссия), работа с книгой (чтение,
цитирование), видеометод (обучение, контроль, просмотр);
 методы по характеру познавательной деятельности: поисковые,
исследовательские;
 инновационные методы: игровые (инсценирование, генерация идей), методы
тренинга, методы компьютеризованного обучения, методы обучающего контроля;
 методы обучения специфики изучаемого материала и форм мышления: метод
научного познания реальной действительности, метод освоения искусства, метод практического
применения знаний;
Формы работы общеобразовательной и общеразвивающей деятельности:
фронтальная работа;
групповая работа;
индивидуальная работа;
дифференцированная работа;
организационная работа (круглый стол, мозговой штурм, аукцион, экскурсия, конференция,
собрание и т.д.);

классно-урочная работа (урок формирования знаний, урок совершенствования
умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний, контрольно-проверочный урок,
урок повторения и закрепления знаний).
Цели обучения немецкому языку:
Изучение немецкого языка на начальном этапе имеет следующие цели:
•
учебные (формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в
устных (аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой
деятельности);
• общеобразовательные (приобщение обучаемых к новому социальному опыту с
использованием немецкого языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных
сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной
литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран, расширение
кругозора и развитие межкультурных представлений);
• общеразвивающие (развитие интеллектуальных функций и универсальных учебных
умений, повышение их речевых возможностей, укрепление учебной мотивации в изучении
немецкого языка и расширение познавательных интересов);
• воспитательные (воспитание нравственных качеств личности ученика, волевой
саморегуляции, толерантного отношения и уважения к представителям иных культур,
ответственного отношения к учёбе и порученному делу, чувства патриотизма).
Задачи обучения немецкому языку:
• формировать у обучаемых отношение к иностранному языку как средству
межличностного и межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто говорит и
пишет на изучаемом языке, а также как средству познавательной деятельности через устное
общение, чтение, слушание и письменную речь;
• расширять лингвистический кругозор; развивать элементарные лингвистические
представления, доступные младшим школьникам и необходимые для овладения устной и
письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;




• обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию школьников к новому
языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования
иностранного языка как средства общения;
• развивать личностные качества, внимание, мышление, память и воображение в
процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения
языковым материалом;
• развивать эмоциональную сферу детей в процессе обучающих игр, учебных
спектаклей с использованием иностранного языка;
• приобщать к новому социальному опыту за счёт проигрывания на иностранном
языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного
общения;
• обучать универсальным познавательным стратегиям и способам работы с
компонентами учебно-методического комплекта, мультимедийным приложением, учебной
информацией в сети Интернет, символико-графической репрезентацией знаний, а также
учебному сотрудничеству;
 перейти с начинающего уровня обучения на углубленный за год обучения.
Место предмета «Иностранный язык» в учебном плане
Представленная программа предусматривает изучение немецкого языка в ЦДО«МАН»
учащихся 2-11 классов: 108 часов по 3 часав неделю. Представленная общеобразовательная
общеразвивающая программа ориентирована на начальный курс обучения немецкому языку.
Изучение иностранного языка в начальной школе начинается со 2 класса, что позволяет
использовать сенситивный период в речевом развитии детей для ознакомления их с новым
языковым миром, для развития их языковых способностей, в том числе иноязычных, а также в
большей мере использовать воспитательный, развивающий потенциал иностранного языка как
учебного предмета.
В данной программе нашли отражение тенденции в развитии общего и дополнительного
образования:
 личностно-ориентированный, деятельностный, продуктивный характер обучения;
значительно больше внимания уделяется развитию общеучебных умений и универсальных
учебных действий;
ведение исследовательской работы.
Составленная программа отличается от школьной общеобразовательной программы
количеством тем для устного общения. Всего их 8, это меньше, чем в школьной программе, но
они более углубленные и дополняют содержание школьных тем. Темы подобраны в ходе
индивидуальных бесед с учащимися, педагогического наблюдения и жизненных ситуаций.
Отличается и содержание учебного материала (удельный вес отводится говорению и
аудированию). Также применяются отличные от школьных методик, например, усвоение
учебного материала через аутентичные тексты (песни, литература, игры, сценки,
исследовательскую работу и т.д.). При этом упор делается на самостоятельную и проектную
деятельность посредством творческих работ.
Программа включает культурный блок, что способствует развитию интеллекта,
коммуникативных компетенций.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Речевые умения
Говорение:
*Диалогическая речь.
• Диалог этикетного характера.
• Диалог-расспрос.
• Диалог – побуждение к действию.
• Диалог – обмен мнениями
*Монологическая речь.
• Кратко высказываться о фактах и событиях;
• Передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст.
• Делать сообщение в связи с прочитанным\прослушанным текстом.
*Аудирование
• Выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте.
• Выделять главные факты, опуская второстепенные.
• Выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях с опорой на языковую
догадку, контекст.
Чтение:
*Чтение с пониманием основного содержания текста.
• Определять тему, содержание текста по заголовку;
• выделять основную мысль;
• выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
• устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
*Чтение с полным пониманием текста.
• Полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки;
• оценивать полученную информацию, выразить свое мнение;
• прокомментировать\объяснить те или иные факты, описанные в тексте.
*Чтение с выборочным пониманием текста.
• просмотр аутентичного текста, выбор необходимой информации.
Письменная речь:
• Делать выписки из текста;
• писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками (30-40 слов,
включая адрес);
• заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
• писать личное письмо с опорой на образец \ без образца (50-80 слов)
Социокультурные знания и умения
Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого
поведенческого этикета. Использование немецкого языка как средства социокультурного
развития школьников на данном этапе включает знакомство:
• с фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;
• с оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;
• с иноязычными сказками и легендами, рассказами;
• с государственной символикой (флагом, его цветовой символикой, гимном, столицей
страны изучаемого языка);
• со словами немецкого языка, вошедшими во многие языки мира, в том числе и в русский,
и русскими словами, вошедшими в лексикон немецкого языка;

Школьники учатся осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя
знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка и
овладевают знаниями о:
• значении немецкого языка в современном мире;
• наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реализациях при изучении
учебных тем (традиции в питании, проведении выходных дней, основные национальные
праздники, этикетные особенности);
• социокультурном портрете стран и культурном наследии стран изучаемого языка;
Языковые знания и навыки
Графика и орфография
Знания правил чтения и написания новых слов, отобранных для данной ступени обучения,
и навыки их употребления в речи.
Фонетика:
• Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков немецкого языка;
• соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
• членение предложений на смысловые группы;
• соблюдение интонации в различных типах предложений.
Лексика
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет
лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. Расширение
потенциального словаря за счет интернациональной лексики. Знание основных способов
словообразования:
1) аффиксации:
• существительныхccуффиксами: -е (dieSorge) -ler (derSportler) -ie (dieAutonomie);
• прилагательныхccуффиксами: -sam (sparsam) -bar (wunderbar);
• существительныхиглаголов c cуффиксами: -vor (das Vorbild, vorkommen) -mit
(mitmachen)
• существительных и прилагательных с префиксом un- (das Unglück, unglücklich);
• глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции
приставок типа fernsehen;
2) словосложения:
• прилагательное + существительное (die Fremdsprache);
• глагол + существительное (der Springbrunnen)
3) конверсии:
• существительное от глаголов (das Schreiben, das Rechnen);
• распознавание и использование интернациональных слов (der Computer)
Грамматика:
• Сложносочиненные предложения с союзами den, darum, deshalb;
• сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными, причины,
условными, времени, определительными, цели;
• модальные глаголы в настоящем времени;
• неопределенно-личное местоимение man;
• будущее время Futurum I и глагол warden;
• предлоги mit, nach, zu, von, bei, их многозначность.
• все временные формы Passiv;
• предложения с инфинитивными группами: statt… zu, ohne… zu;

• Plusqamperfekt, образование и употребление;
• прямая и косвенная речь.

Класс

Уровень
подготовки

2-4
кл.

начинающий

углубленный

5-8
кл.

начинающий

углубленный

9-11
кл.

начинающий

углуленный

Ожидаемые результаты обучаемых
и способы определения их результативности
Языковые, социокультурные, речевые компетенции
Говорение
Чтение
Письмо
Аудирова
ние
Приветствова Произносить
Писать
Восприни
ть,
звуки
буквы
мать на
знакомиться
слух ин.
речь
Ведение
Уверенное
Письменна Понимани
свободного
чтение
я печь
е речи на
диалога
слух
Уточнять,
Уверенно
Писать
Понимать
переспрашив читать
устойчивы услышанн
ать,
выражения и
е фразы,
ое,
знакомиться
составлять
записывать воспроизв
свои по схеме реплики,
одить
вести
речь,
словарь
реагироват
ь на
вопросы
Ведение
Уверенное
Письменна Понимани
свободного
чтение
я печь
е речи на
диалога
слух
Вести беседу, Читать
Писать
Понимать
представлять, связный
письмо,
услышанн
делать
текст, искать
заполнять
ое,
комплименты заданную
анкету
передавать
информацию
информац
ию вслух,
выполнять
задания
Ведение
Уверенное
Письменна Понимани
свободного
чтение
я печь
е речи на
диалога
слух

Формы
работы

Баллы

Групп.
(коллаж),
индивид.
(сценки)

3-5 б.

6-10 б.

Групп.(пе
сня),
индивид.
(конкурс
чтеца)

3-7 б.

7-10 б.

Групп.(га
зета),
индивид.
(эссе,
научное
исслед.)

3-10 б.

10 б.

*Дополнительные баллы будут добавляться за креативность и творческий подход, участие в
индивидуальных и групповых языковых конкурсах и НПК, прохождение тестирования уровня
А1 и А2.

Учебный план занятий
Кол-во часов
№
п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Название раздела,
темы
Семья:
- биография;
- родственники;
- взаимоотношения;
- род занятий и профессии;
- хобби;
Малая Родина:
- город;
- село;
- достопримечательности;
- природа;
- праздники и традиции
Немецко-говорящие страны:
- географическое положение;
- климат;
- природа;
- культура;
- великие люди;
- сказки и сказания;
- праздники и традиции;
- Католическое Рождество
Россия:
- географическое положение;
- климат;
- природа;
- культура;
- великие люди;
- сказки и сказания;
- праздники и традиции
Школа:
- система образования в России и
Германии;
- расписание занятий;
- любимые предметы;
- распорядок дня;
- каникулы
Музыка:
- великие композиторы Германии;
- великие композиторы России;
- гимн России и Германии
Живопись:
- жанры живописи;
- направления в живописи;
- великие художники России и
Германии
Исследовательская работа:
- фразеология (пословицы и
поговорки);
- страноведение (праздники и
традиции, государственная
символика);
- литература (Ганс Фаллада)
ИТОГО:

Всего

15

8

Теория

10

5

Формы
аттестации/контроля
Практика

5

- рассказ о себе и о
своей семье;
- заполнение анкеты

3

- зачет;
- конкурс на лучшее
сочинение

- викторина;
- эссе;
- оформление альбома;
- составление сценария
15

15

10

6

5

9

- пересказ истории;
- коллаж;
- презентация
достопримечательностей

30

15

15

- тест;
- защита творческого
проекта

10

5

5

- инсценировка к
празднику на выбор
- рефераты;
- описание картины

5

3

2
- доклады;
- сообщения по теме;
- презентации

10

5

5

108

59

49

2. Календарный учебный график
№
п/п

Месяц
Кол -о

Число
(прим.)

1.

Сент.
1-9

1
3
8

2.
3.
4.
5.
6.

10
15
17
22
24
29

7.

1
Окт.

8.
9.

занятия

10-17

10.
11.
12.
13.

13
15
20
22
27

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

10
Нояб.
занятия
18-23

Дек.
занятия

24-32

27.

28.
29.
30.
31.
32.
33.

34.
35.
36.

6
8

12
17
19
24
26

1
3
8
10
15
17
22
24
29

33-38

12
14
19
21
26
28

Февр.

2
4

Янв.
занятия

Занятия

39-44

9

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Колво
часов

Беседа
Iгруппа
ЧТ
9.00-11.20
IIгруппа
ЧТ
15.20-17.20
III группа
СБ
13.00-15.20
Iгруппа
ЧТ
9.00-11.20
IIгруппа
ЧТ
15.20-17.20
III группа
СБ
13.00-15.20

Iгруппа
ЧТ
9.00-11.20
IIгруппа
ЧТ
15.20-17.20
III группа
СБ
13.00-15.20
Iгруппа
ЧТ
9.00-11.20
IIгруппа
ЧТ
15.20-17.20
III группа
СБ
13.00-15.20

Iгруппа
ЧТ
9.00-11.20
IIгруппа
ЧТ
15.20-17.20
III группа
СБ
13.00-15.20

Iгруппа
ЧТ
9.00-11.20

3
Практикум
по произ-ию
Практикум
чтения
Практикум
по
аудированию
вводный
урок
Практика
речевых
умений
Урок
взаимообуч.
Деловая игра

Тема
Занятий
Оргмоменты
с обуч-ся и
родителями
(онлайн)
Пратикум

Место
проведения

Входной
тест
«МАН»
каб. №6
Беседа

Практикум

Техника
чтения
Пересказ

Практикум

Знакомство
Семья,
Биография
3

Беседа
«МАН»
каб. №6
Опрос

Род занятий
Диктант
Зачет

Профес.
Родных

Устный
журнал
Тренинг

Погода и
времена года
Природа

Пересказ
«МАН»
каб. №6

3
Экскурсия
Практика
речевых
умений
Лабор-я
работа
Урок-конспект
Урок-сказка

Форма
контроля

Экология

Музей
природы

Защита
проекта
Диктант
Аудирован.

«МАН»
каб. №6
Отец Рейн
3

Урок-творчество

Игра
Волшебный
конверт
Спектакль

3

Комбинир-й
урок
Сам. работа

3

Биография
Гейне
Сказки
братьев
Гримм
Гражданское
общество в
Германии
Русские
Забавы
Достоприм.
Москвы
Великие
люди Герм

Образование
в Германии
Школа

Рассказ
«МАН»
каб. №6

Ассоц-ма
Инсц-е
Сообщение

Презент-ия
«МАН»
каб. №6

«МАН»
каб. №6

Письмо,
открытка
Сценка

Рассказ
Аудир.

37.
38.
39.

40.
41.
42.
43.
44.

11
16
18
25
Март
занятия

45-50

45.
46.

47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.

31

Апр.
Занятия

51-59

1
6
8
13
15
20
22
27
29

54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

2
4
9
11
16

Май
Занятия

60-67

5
7
12
14
19
21
26
28

IIгруппа
ЧТ
15.20-17.20
III группа
СБ
13.00-15.20
Iгруппа
ЧТ
9.00-11.20
IIгруппа
ЧТ
15.20-17.20
III группа
СБ
13.0015.200
Iгруппа
ЧТ
9.00-11.20
IIгруппа
ЧТ
15.20-17.20
III группа
СБ
13.00-15.20

Iгруппа
ЧТ
9.00-11.20
IIгруппа
ЧТ
15.20-17.20
III группа
СБ
13.00-15.20

Практ. урок

Расписание
Занятий

Беседа

Диктант

Диктант
Беседа

Каникулы
Урок-исслед-ие
Конференц-я

3

Ступени
образования
Хобби

Урок
взаимообуч.
Повторение

Немецкие
праздники
Грамматика

Презент-я

Питание

Урок-фантазир-е
Обобщение
знаний
Введение
Новой
лексики
Урок-музицир.
Практикум
Урок-лекторий
Итоговая
НПК

3

«Топик»
«МАН»
каб. №6

Тест
Беседа

«МАН»
каб. №6

Мода

Свое меню
Проект

Кумиры и
поклонники

Театр

Музыка

«МАН»
каб. №6

Обсуждение
Интерпрет-я

Композиторы

3

Доклад

Живопись

Музей

Домашнее
Чтение
Защита
докладов

«МАН»
каб. №6

Описание
картины
Пересказ
Презнт-ия

Список литературы к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Немецкий для начинающих»
1. И. Л. Бим, Книги для учителя к учебнику немецкого языка для 2-11 классов.
2. Журналы «Иностранные языки».
3. Материалы института им. И. В. Гёте, аудио-видеокассеты.
4.Немецкие тесты по чтению, лексике и грамматике немецкого языка, составитель
Дмитриева Е.И. - М., 2016
5. Разговорные темы для начинающих, А.Я. Минор, Е.В. Полянина – Саратов, Лицей, 2017
6. Литвинов П.П., Говорите по – немецки правильно.- 3-е издание.- М.: Айрис-пресс,2018.(Немецкий. Ступени к успеху).
7. Литвинов П.П., Как быстро выучить много немецких слов .- 2-е издание.- М.: Айриспресс, 2017.-160с. - (Немецкий. Ступени к успеху).
8. Литвинов П.П., 3500 немецких слов. Техника запоминания.- 4-е издание.- М.: Айриспресс, 2016.- 256с.- (Немецкий. Ступени к успеху).
9. Митаенко А.А., Разговорный немецкий.- 3-е издание.- М.: Айрис-пресс, 2017.-144с. (Немецкий. Ступени к успеху).
10. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (от 29.12.2012г. с
изменениями и дополнениями);
11. Федеральный закон "О дополнительном образовании" (принят Государственной Думой
16 июля 2001 года);
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
13. Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 N 28-02-484/16 «О направлении Требования
к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».