Банзаракцаева Т.Г. В мире биологии 11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии предназначена для учащихся 11 классов (17 - 18 лет)
общеобразовательных

школ,

дополнительно

изучающих

биологию

в

Центре

дополнительного образования детей «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1
год обучения (108 часов, 3 часа в неделю).
Программа для 11 класса представляет содержание курса «Углубленное изучение
биологии» на более высоком теоретическом уровне, отвечает требованиям обязательного
минимума. Программа построена на основе современных достижений биологии,
принципов интегративности, системности, воспитывающего и развивающего характера
обучения в соответствии с образовательным стандартом по биологии и с учетом
необходимости познания биологического разнообразия планеты как одного из условий
устойчивого развития природы и общества. Освоение программы по биологии
обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными
методами решения различных теоретических и практических задач. Изучение биологии на
углубленном уровне ориентировано на: подготовку к последующему профессиональному
образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более
глубокого, чем предусматривается базовым уровнем, овладения основами биологии и
методами изучения органического мира. Изучение предмета на углубленном уровне
позволяет формировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать
с позиции экологической безопасности последствия деятельности человека в экосистемах.
В предлагаемой программе сохранены разделы и темы базового уровня, однако содержание
некоторых учебных блоков расширено и детализировано. При обучении биологии по
данной программе учащиеся получают теоретические знания, умения и навыки на более
высоком уровне, что позволит им самостоятельно с помощью аналитических и логических
выводов

успешно

решать

задачи

научно-исследовательского

характера,

задачи

олимпиадного уровня и наиболее сложные темы в заданиях ЕГЭ.
Цель программы – развить в процессе биологического образования школьников
понимание законов и закономерностей существования и развития живой природы, роли
биологического разнообразия, значения процесса эволюции, закономерностей передачи
наследственности, многообразия форм жизни, а также развить экологическое образование,
воспитать у школьников экологическую культуру и сформировать навыки решения научноисследовательских и практических задач, в том числе олимпиадного уровня.
Содержание программы состоит из разделов, согласно уровням организации живых
систем. Особенность программы заключается, в том, что освоение программы начинается
с организменного уровня, как наиболее знакомого и понятного для школьника, далее

полученные знания экстраполируются на более глубокие уровни - клеточный и
молекулярный. Освоение программы завершается разделами «Экосистемный уровень» и
«Биосферный уровень».
Раздел «Организменный уровень»
Организм — единое целое. Особенности одноклеточных, колониальных и
многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа
целостности организма. Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма,
поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.
Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и
вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости.
Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их
влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная
наследственность и изменчивость. Эпигенетика. История возникновения и развития
генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип.
Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности Г. Менделя и условия
их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее
скрещивание.

Хромосомная

теория

наследственности.

Сцепленное

наследование,

кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие
аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития.
Генетическое картирование.
Раздел «Клеточный уровень»
Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии.
Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о
строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки.
Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции
хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные
отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток
эукариот.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза.
Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном
цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных
животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний.
Стволовые клетки.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции
Раздел «Молекулярный уровень»

Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические
вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль
минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и
нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды.
Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм
действия ферментов.
Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК:
строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки.
Нанотехнологии в биологии.
Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов
обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение
биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.
Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы
энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в
процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы
фотосинтеза. Хемосинтез.
Раздел «Экосистемный уровень».
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип
толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию
экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов.
Экологическая ниша.
Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы
пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Биотические

взаимоотношения

организмов

в

экосистеме.

Свойства

экосистем.

Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция
экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость
сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.
Раздел «Биосферный уровень».
Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования
биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная
миграция атомов. Основные биомы Земли.
Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные
ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение
многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология.
Проблемы устойчивого развития.

Литература:
1) Биология:

11

класс:

углублённый

уровень:

учебник

для

учащихся

общеобразовательных организаций/ И.Н. Пономарёва, О.А.Корнилова, Л.В.
Симонова; под ред. И.Н. Пономарёвой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Вентана-Граф,
2018. – 416 с.: ил.2) Бородин П.М. [и др.] Биология. 11 класс: учебник.- Москва: Просвещение, 2019.
3) Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М., Рувинский А.О., Саблина О.В., Кузнецова Л.Н.;
под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица Учебник Биология. 10-11 классы.
Профильный уровень. В двух частях. М.: «Просвещение, 2019
4) Дымшиц Г.М., Саблина О.В., Высоцкая Л.В. и др. Биология. Общая биология.
10-11 классы. Практикум. М.: «Просвещение», 2017.
5) Воронцов

Н.Н.,

Сухорукова

Л.Н.

Эволюция

органического

мира

(факультативный курс): Учебное пособие для 10-11 классов средней школы. –
М.: Наука, 1996.
6) Воробьев Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня... М.: Просвещение, 1995
7) Стаут У., Тейлор Д. Грин Н. Биология. В 3-х томах. – М.: Мир, 2010.
8) Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и
абитуриентов - СПб: Тригон, 2005. - 128 с.
9) Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: общие закономерности:
Учебник для 10–11 кл. – М.: Школа-Пресс, 1996.
10) Инге – Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. - М.: Высшая школа, 1989.

1.Учебный план занятий
№
п/п
1.

Повторение курса 10 класса

3

1,5

1,5

Формы
аттестации/
контроля
Устный опрос

2.

Входной контроль

3

1,5

1,5

Тестирование

3.

Разбор теста. Техника безопасности
Раздел 1. Организменный уровень
Тема 1.1. Организменный уровень жизни и
его роль в природе
Тема 1.2. Организм как биосистема.
Особенности одноклеточных, колониальных
и многоклеточных организмов.
Тема 1.3. Наследственность и изменчивость
– свойства организмов
Тема 1.4. Наследственность и изменчивость –
свойства организмов. Генетика – наука о
закономерностях наследственности и
изменчивости
Раздел 2. Клеточный уровень
Тема 2.1. Клеточный уровень организации
жизни
Экскурсия: посещение лаборатории
микробиологии ИОЭБ СО РАН
Тема 2.2. Клеточный цикл. Деление клетки,
митоз
Тема 2.3. Клеточный цикл. Деление клетки,
мейоз
Тема 2.4. Соматические и половые клетки.
Особенности образования половых клеток.
Тема 2.5. Структура хромосом
Тема 2.6. Специфические белки хромосом,
их функции

3

1,5

1,5

Устный опрос

3

1,5

1,5

Устный опрос

3

1,5

1,5

Устный опрос

3

1,5

1,5

Устный опрос

6

1,5

1,5

Устный опрос
Тестирование,
зачет

6

3

3

3

1,5

1,5

Устный опрос
Тестирование
Устный опрос

3

1,5

1,5

Тестирование

3

1,5

1,5

Тестирование

6

3

3

3
6

1,5
3

1,5
3

Устный опрос
Тестирование
Тестирование
Устный опрос
Тестирование,
зачет

6

3

3

6

3

3

6

3

3

9

4,5

4,5

Устный опрос
Тестирование,
зачет

3

1,5

1,5

Тестирование

4.
5.

6.
7.

8.
9.
10
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.

18.

19.

Название раздела, темы

Раздел 3. Молекулярный уровень
Тема 3.1. Молекулярный уровень проявления
жизни
Тема 3.2. Строение и химический состав
нуклеиновых кислот в клетке
Тема 3.3. Процессы биосинтеза молекул
белка. Этапы синтеза. Матричное
воспроизводство белков в клетке
Тема 3.4. Пластический и энергетический
обмен в клетке
Раздел 4. Экосистемный уровень
Тема 4.1. Экология, экологические факторы,
их влияние на организмы.

Количество часов
Всего Теория Практика

Устный опрос
Тестирование
Устный опрос
Тестирование
Устный опрос
Тестирование

20.
21.

22.
23.

24.

25.

26.

27.

Тема 4.2. Экосистема, ее основные
компоненты. Структура экосистемы.
Тема 4.3. Пищевые связи в экосистеме.
Взаимодействие популяций разных видов в
экосистеме.
Тема 4.4. Круговорот веществ и поток
энергии в биогеоценозах
Тема 4.5. Естественная экосистема
(биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз)
как искусственное сообщество организмов
Раздел 5. Биосферный уровень
Тема 5.1. Биосфера – глобальная экосистема.
В. И. Вернадский – основоположник учения
о биосфере.
Тема 5.2. Структура биосферы.
Распространение и роль живого вещества в
биосфере. Экология и концепция биосферы.
Тема 5.3. Значение охраны биосферы для
сохранения жизни на Земле. Биологическое
разнообразие как основа устойчивости
биосферы.
Тема 5.4. Современные экологические
проблемы, их влияние на собственную жизнь
и жизнь окружающих людей. Последствия
деятельности человека в экосистемах.
Заключение
ИТОГО:

3

1,5

1,5

Тестирование

3

1,5

1,5

Тестирование

3

1,5

1,5

Тестирование

3

1,5

1,5

Тестирование

3

1,5

1,5

Тестирование

3

1,5

1,5

Тестирование

3

1,5

1,5

Тестирование

3

1,5

1,5

Тестирование,
зачет

108

23
30

5.

7

6.

Октябрь

4.

14

Входной контроль

3

Разбор теста. Техника безопасности

3

Лекция,
беседа
Лекция,
беседа

3

Раздел 1. Организменный уровень
Тема 1.1. Организменный уровень жизни
и его роль в природе
Раздел 1. Организменный уровень
Тема 1.2. Организм как биосистема
Раздел 1. Организменный уровень

3

Форма
контроля

3

Место

Повторение курса 10 класса

Форма
занятий

Время

3

Кабинет № 4 МАУ ДО ЦДО
"МАН»

3.

Тема
занятий

16

Количество

2.

Беседа,
лекция
Беседа,
практические
упражнения
Беседа,
лекция
Лекция,
беседа

рь

9

Сентябрь

1.

с 17:00 до 19:00

Число

Месяц

№

2. Календарный учебный график.

Устный
опрос
Тестиров
ание
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос

7.

21

Лекция,
беседа

3

8.

28

Лекция,
беседа,
практические
упражнения

3

11
a.

Лекция,
беседа

3

18

Беседа

3

11.

25

3

12.

2

13.

9

14.

16

Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
беседа

15.

23

Лекция,
практические
упражнения

3

30

Лекция,
практические
упражнения
Лекция,
беседа

3

13

Январь

18.
20

19.
27

Лекция,
беседа,
практические
занятия
Лекция,
беседа

3

3

3

3
3

Март

17.

Февраль – Март

16.

Декабрь

10.

Ноябрь

9.

3

Тема 1.3. Наследственность и
изменчивость – свойства организмов
Раздел 1. Организменный уровень
Тема 1.4. Наследственность и
изменчивость – свойства организмов.
Генетика – наука о закономерностях
наследственности и изменчивости
Раздел 1. Организменный уровень
Тема 1.4. Наследственность и
изменчивость – свойства организмов.
Генетика – наука о закономерностях
наследственности и изменчивости

Устный
опрос

Тестиров
ание,
зачет

Раздел 2. Клеточный уровень
Тема 2.1. Клеточный уровень
организации жизни
Раздел 2. Клеточный уровень
Тема 2.1. Клеточный уровень
организации жизни
Раздел 2. Клеточный уровень
Экскурсия: посещение лаборатории
микробиологии ИОЭБ СО РАН
Раздел 2. Клеточный уровень
Тема 2.2. Клеточный цикл. Деление
клетки, митоз
Раздел 2. Клеточный уровень
Тема 2.3. Клеточный цикл. Деление
клетки, мейоз
Раздел 2. Клеточный уровень
Тема 2.4. Соматические и половые
клетки. Особенности образования
половых клеток.
Раздел 2. Клеточный уровень
Тема 2.4. Соматические и половые
клетки. Особенности образования
половых клеток.
Раздел 2. Клеточный уровень
Тема 2.5. Структура хромосом

Устный
опрос

Раздел 2. Клеточный уровень
Тема 2.6. Специфические белки
хромосом, их функции
Раздел 2. Клеточный уровень
Тема 2.6. Специфические белки
хромосом, их функции

Устный
опрос

Раздел 3. Молекулярный уровень
Тема 3.1. Молекулярный уровень
проявления жизни

Устный
опрос

Устный
опрос
Тестиров
ание
Тестиров
ание
Тестиров
ание
Устный
опрос
Тестиров
ание
Тестиров
ание

Тестиров
ание,заче
т

20.
3

22.

10

Февраль

21.

17

Лекция,
практические
занятия
Лекция,
беседа

3

Лекция,
практические
занятия
Лекция,
беседа

3

3

24.

3

Лекция,
практические
занятия

3

25.

10

Лекция,
беседа

3

Лекция,
беседа

3

27.

24

3

28.

31

29.

7

30.

14

Лекция,
беседа,
практические
упражнения
Лекция,
практические
занятия
Лекция,
практические
занятия
Лекция,
практические
занятия
Лекция,
практические
занятия
Лекция,
практические
занятия

3

Лекция,
практические
занятия

3

31.

Апрель

Май

3

17

26.

Май

24

Март

23.

21

28

33.

5

Май

32.

3

3

3

3

Раздел 3. Молекулярный уровень
Тема 3.1. Молекулярный уровень
проявления жизни
Раздел 3. Молекулярный уровень
Тема 3.2. Строение и химический состав
нуклеиновых кислот в клетке
Раздел 3. Молекулярный уровень
Тема 3.2. Строение и химический состав
нуклеиновых кислот в клетке
Раздел 3. Молекулярный уровень
Тема 3.3. Процессы биосинтеза молекул
белка. Этапы синтеза. Матричное
воспроизводство белков в клетке
Раздел 3. Молекулярный уровень
Тема 3.3. Процессы биосинтеза молекул
белка. Этапы синтеза. Матричное
воспроизводство белков в клетке
Раздел 3. Молекулярный уровень
Тема 3.4. Пластический и энергетический
обмен в клетке

Тестиров
ание

Раздел 3. Молекулярный уровень
Тема 3.4. Пластический и энергетический
обмен в клетке
Раздел 3. Молекулярный уровень
Тема 3.4. Пластический и энергетический
обмен в клетке

Устный
опрос

Раздел 4. Экосистемный уровень
Тема 4.1. Экология, экологические
факторы, их влияние на организмы.
Раздел 4. Экосистемный уровень
Тема 4.2. Экосистема, ее основные
компоненты. Структура экосистемы.
Раздел 4. Экосистемный уровень
Тема 4.3. Пищевые связи в экосистеме.
Взаимодействие популяций разных видов
в экосистеме.
Раздел 4. Экосистемный уровень
Тема 4.4. Круговорот веществ и поток
энергии в биогеоценозах
Раздел 4. Экосистемный уровень
Тема 4.5. Естественная экосистема
(биогеоценоз). Агроэкосистема
(агроценоз) как искусственное
сообщество организмов
Раздел 5. Биосферный уровень
Тема 5.1. Биосфера – глобальная
экосистема. В. И. Вернадский –
основоположник учения о биосфере.

Тестиров
ание

Устный
опрос
Тестиров
ание
Устный
опрос
Тестиров
ание
Устный
опрос

Тестиров
ание,
зачет

Тестиров
ание
Тестиров
ание
Тестиров
ание
Тестиров
ание

Тестиров
ание

34.

12

Лекция,
практические
занятия

3

35.

19

Лекция,
практические
занятия

3

36.

26

Лекция,
практические
занятия

3

ИТОГО

108

Раздел 5. Биосферный уровень
Тема 5.2. Структура биосферы.
Распространение и роль живого вещества
в биосфере. Экология и концепция
биосферы.
Раздел 5. Биосферный уровень
Тема 5.3. Значение охраны биосферы для
сохранения жизни на Земле.
Биологическое разнообразие как основа
устойчивости биосферы.
Раздел 5. Биосферный уровень
Тема 5.4. Современные экологические
проблемы, их влияние на собственную
жизнь и жизнь окружающих людей.
Последствия деятельности человека в
экосистемах.
Заключение

Тестиров
ание

Тестиров
ание

Тестиров
ание,
зачет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».