Марченко К.Н. Графика Kids

Пояснительная записка
Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся
общеобразовательных школ возрастом 7-11 лет в Центре дополнительного образования детей «Малая
академия наук». (108 часов, 3 часа в неделю)
Цель учебного предмета «Графика Kids» — формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений,
выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации,
накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души
ребенка.
Изучение направлено на достижение следующих задач:
-воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию,
доброжелательности и др.);
- воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;
- развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
- развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания
предметов или явлений действительности с целью их изображения;
- формирование практических умений в разных видах художественно изобразительной
деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
- воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по
инструкции) и самостоятельно;
- формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи
заданий для получения результата общей деятельности.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в
себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств:
изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн;
различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного
крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли
художника в синтетических
(экранных) искусствах — искусстве книги, театра, кино и т.д. Они изучаются в контексте
взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и
человека. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей
со всем миром художественно – эмоциональной культуры.
Предмет «Графика Kids» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность,
четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение традиций художественной
культуры и импровизированный поиск личностно значимых смыслов.
Контроль осуществляется с помощью тестов, контрольных, самостоятельных и проверочных
работ, зачетов.
Методы обучения:
 словесные (беседа, устное изложение);
 наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, работа по образцу);
 объяснительно – иллюстративные (при таком методе обучения дети воспринимают и
усваивают готовую информацию);
 репродуктивные (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности);
 частично – поисковые (участие детей в коллективном поиске);
 исследовательские (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной
творческой работы).
Формы организации занятий – групповая, индивидуальная, парная.
Ожидаемые результаты.
Требования к подготовке.
ЗНАТЬ:
 О месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни
человека.
 О существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о
многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи.



























Основные виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об основных
этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства.
Ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и
натюрморта в мировом и отечественном искусстве.
Особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художниковпейзажистов, мастеров портрета и натюрморта.
Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия,
пятно, тон, цвет, форма, перспектива.
Общие правила построения изображения головы человека.
О ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей.
О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании
художественного образа.
УМЕТЬ:
Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками
лепки
Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объёмного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами
линейной и воздушной перспективы.
Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти.
Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и
воображению.
Активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные
уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину
мира, присущую произведению искусства.
Контроль и оценка ЗУ.
1) Устный опрос по конспекту.
2) Парный и групповой взаимоконтроль.
3) Самоконтроль.
4) Контрольная работа.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как
организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения,
как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует
выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного
образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей
работы.

Общая характеристика учебного предмета, курса.
Графика Kids как дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя
основы разных видов визуально- пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру,
архитектуру, дизайн, народное и декоративно- прикладное искусство, изображение в зрелищных и
экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и
синтетическими, искусствами.
2

Систематизирующим
методом
является
выделение
трех
основных
видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
-изобразительная художественная деятельность;
-декоративная художественная деятельность;
-конструктивная художественная деятельность.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая
деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли
художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая
опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные
художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина,
различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.),
а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников
к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности
каждого.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и
презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной
информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ:
развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е.
способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое
отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих
собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми
материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка
способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на
основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей
задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому
способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и
создавать заданный образ.
Программа «Графика Kids» предусматривает чередование уроков индивидуального
практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуальноколлективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.
Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи,
понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий
положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более
полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и
целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений
искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной
работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к
изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,
классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к
художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции,
пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция —
осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
3

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с
музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как
духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску
истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися
произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства,
изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание
художественной культуры своего народа.
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие
ребёнка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности,
о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и
патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с
искусством других народов.
Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни
общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта
детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного
материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить
источником развития образного мышления.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только
через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных
действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной
выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической
отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено
ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение
художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков,
развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия
произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование
образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и
компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных
фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его
основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии,
т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая
свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию
своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения
детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного
видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта
художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить
прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается
год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественноэмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его
освоением культуры выражен в самой структуре программы.
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и
применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры,
декоративно – прикладного искусства в собственной художественно – творческой деятельности.
4

Полученные универсальные учебные действия, учащиеся также могут использовать в практической
деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения
опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при
посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» первоклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы,
людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон,
карандаш, кисть, краски и пр.);
- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый,
фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый)
цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников,
называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно –
прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к
произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении
выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха,
пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.
Выставка детских работ
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить
свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть
использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении академии
1. Учебный план занятий.
№
п/
п

1

2

3

Название раздела, темы

Вступительная беседа. Знакомство с предметом, материалами.
Рисование разнообразных линий
Правила техники безопасности. Входная диагностика.
Практика: Рисунок на свободную тему
Настроение в природе.
Смешивание темных и светлых красок. Эмоциональное звучание
цвета.
Практика: Изображение природных стихий (Гроза, буря, дождь)
Что такое графика?
Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные

Количество
часов
Всег Те Пр
о
ор акт
ия ик
а
3
1
2

Формы
аттестаци
и/контрол
я
Творческ
ое
задание

9

3

6

Практиче
ское
занятие

3

1

2

Практиче
ское
5

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

и тягучие линии.
Практика: Изображение осеннего леса
Осенние листья. Изучить строение листа, знакомство с
симметрией. Задачи: нарисовать с натуры осенние листья,
осенний колорит
Практика: Создание коврика на тему осенней земли с опавшими
листьями из пластилина.
Осеннее дерево. Образ золотой осени, богатство осенней
палитры. Работа с линией, изучение строения дерева

занятие
3

1

2

Практиче
ское
занятие

9

3

6

Рисование цветов с натуры. Формирование умения передавать
характерные особенности формы при непосредственном
восприятии.
Повторение изученного.
Творческое задание
Практика: Изображение своего рисунка по любой из пройденных
тем
Как и чем работает художник?
Для художника любой материал может стать выразительным.
Выразительные линии, точки, пятна для создания
художественного образа.
Практика: Проверочная работа по теме
Изображение и фантазия.
Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа.
Фантастические образы.
Практика: Изображение фантастического животного путем
соединения разных животных или растений (животное+животное,
животное+растение)
Украшение и реальность.
Красота природы и разнообразие ее форм.
Практика: Изображение паутинок с росой, веточек деревьев,
снежинок при помощи линий
Украшение и фантазия.
Преобразование природных форм для создания узоров,
орнаментов, предметов быта.
Практика: Изображение кружевной салфетки
Постройка и реальность.
Красота и смысл природных конструкций их функционал и
пропорции.
Практика: Изображение (соты пчел, ракушки)
Постройка и фантазия.
Возможности фантазии человека в создании предметов.
Практика: Изображение фантастических зданий.
Реальность и фантазия.
Проверочная работа по теме.
Практика: Изображение своего рисунка по пройденной теме.

9

3

6

Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Творческ
ое
задание

О чем говорит искусство?
Практика: Изображение природы в различных состояниях (море
нежное и ласковое или бурное и тревожное на выбор)
Петух, три основных цвета. Научить смешивать краски. Синий +
жёлтый, жёлтый+красный, красный+синий.

6

3

3

3

2

1

Тестирова
ние

6

2

4

Творческ
ое
задание

9

3

6

Практиче
ское
занятие

3

1

2

Практиче
ское
занятие

6

2

4

Практиче
ское
занятие

3

1

2

6

2

4

Творческ
ое
задание
Тестирова
ние,
творческо
е задание
Творческ
ое
задание
Практиче
ское
занятие

9

3

3

6

6

17

Весенний натюрморт с цветущей веткой. Тематический
натюрморт.

6

2

4

18

Костюм весны. В костюме показать особенности времени года,
образное решение.

6

1

2

19

О чем говорит искусство?
Проверочная работа
Практика: Изображение своего рисунка по пройденной теме

3

1

20

Выставка работ
Теория: рассказать о каждом своем рисунке, сделанном на
свободную тему
Итоговое занятие.
Вручение свидетельства об окончании
ИТОГО:

3

3

3

3

108

41

21

2

Практиче
ское
занятие
Творческ
ое
задание,
устный
опрос
Тестирова
ние,
Творческ
ое
задание
Устный
опрос

67

Практическое
занятие

3

Практическое
занятие

3

Практическое
занятие

3

Практическое
занятие

3

4.

04
06

11
13

1,2,3 группа
Вступительная беседа. Знакомство с
предметом, материалами. Рисование
разнообразных линий
Правила техники безопасности. Входная
диагностика.
Практика: Рисунок на свободную тему
Настроение в природе.
Смешивание темных и светлых красок.
Эмоциональное звучание цвета.
Практика: Изображение природных стихий
(Гроза, буря, дождь)
Настроение в природе.
Смешивание темных и светлых красок.
Эмоциональное звучание цвета.
Практика: Изображение природных стихий
(Гроза, буря, дождь)
Настроение в природе.
Смешивание темных и светлых красок.
Эмоциональное звучание цвета.
Практика: Изображение природных стихий
(Гроза, буря, дождь)
Что такое графика?
Красота и выразительность линии. Тонкие
и толстые, подвижные и тягучие линии.
Практика: Изображение осеннего леса

Место
проведения

Форма
контроля

Творческ
ое
задание

Кабинет № 311

13
15
20
22

Тема занятия

Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание

Кабинет № 311

Кол-во часов
3

27
29

Октябрь

Время
проведения
занятия

Беседа
Лекция.
Творческое
задание

3.

5.

Форма
занятия

01
06
08

09.00-11.20, 15.00-17.20

2.

Сентябрь

1.

Число

№
п/п

Месяц

2. Календарный учебный график.

Творчес
кое
задание
Творческ
ое
задание

7

3

7.

25
27

Творческое
задание

3

8.

01
03

Тестирование

3

9.

08
10

Творческое
задание

3

15
17

Практическое
занятие

3

11.

22
25
29

Практическое
занятие

3

12.

01

Практическое
занятие

3

13.

06
08

Творческое
задание

3

14.

13
15

творческое
задание

3

20
22

Творческое
задание

3

27
29

Практическое
занятие

3

15.

16.

Декабрь

10.

Осенние листья. Изучить строение листа,
знакомство с симметрией. Задачи:
нарисовать с натуры осенние листья,
осенний колорит.
Осеннее дерево. Образ золотой осени,
богатство осенней палитры. Работа с
линией, изучение строения дерева
Осеннее дерево. Образ золотой осени,
богатство осенней палитры. Работа с
линией, изучение строения дерева
Осеннее дерево. Образ золотой осени,
богатство осенней палитры. Работа с
линией, изучение строения дерева
Рисование цветов с натуры. Формирование
умения передавать характерные
особенности формы при непосредственном
восприятии.
Рисование цветов с натуры. Формирование
умения передавать характерные
особенности формы при непосредственном
восприятии.
Рисование цветов с натуры. Формирование
умения передавать характерные
особенности формы при непосредственном
восприятии.
Повторение изученного.
Творческое задание
Практика: Изображение своего рисунка по
любой из пройденных тем
Как и чем работает художник?
Для художника любой материал может
стать выразительным. Выразительные
линии, точки, пятна для создания
художественного образа.
Практика: Проверочная работа по теме
Изображение и фантазия.
Роль фантазии в жизни людей. Сказочные
существа. Фантастические образы.
Практика: Изображение фантастического
животного путем соединения разных
животных или растений
(животное+животное, животное+растение)
Изображение и фантазия.
Роль фантазии в жизни людей. Сказочные
существа. Фантастические образы.
Практика: Изображение фантастического
животного путем соединения разных
животных или растений
(животное+животное, животное+растение)

Творческ
ое
задание

Кабинет № 311

Практическое
занятие

Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание

Кабинет № 311

18
20

Ноябрь

6.

Творческ
ое
задание

Творческ
ое
задание

8

18.

17
19

Практическое
занятие

3

19.

24
26
31

Творческое
задание,
устный опрос

3

20.

02

Творческое
задание,
устный опрос

3

21.

07
09

Творческое
задание,
устный опрос

3

14
16

Творческое
задание,
устный опрос

3

Февраль

22.

21
28

24.

02

Творческое
задание,
устный опрос

3

25.

07
09

Творческое
задание,
устный опрос

3

14
16

Творческое
задание,
устный опрос

3

21
23

Творческое
задание,
устный опрос

3

26.

27.

Март

23

3

Украшение и реальность.
Красота природы и разнообразие ее форм.
Практика: Изображение паутинок с росой,
веточек деревьев, снежинок при помощи
линий
Украшение и реальность.
Красота природы и разнообразие ее форм.
Практика: Изображение паутинок с росой,
веточек деревьев, снежинок при помощи
линий
Украшение и реальность.
Красота природы и разнообразие ее форм.
Практика: Изображение паутинок с росой,
веточек деревьев, снежинок при помощи
линий
Украшение и фантазия.
Преобразование природных форм для
создания узоров, орнаментов, предметов
быта.
Практика: Изображение кружевной
салфетки
Постройка и реальность.
Красота и смысл природных конструкций
их функционал и пропорции.
Практика: Изображение (соты пчел,
ракушки)
Постройка и реальность.
Красота и смысл природных конструкций
их функционал и пропорции.
Практика: Изображение (соты пчел,
ракушки)
О чем говорит искусство?
Практика: Изображение природы в
различных состояниях (море нежное и
ласковое или бурное и тревожное на выбор)
Постройка и фантазия.
Возможности фантазии человека в
создании предметов.
Практика: Изображение фантастических
зданий.
Реальность и фантазия.
Проверочная работа по теме.
Практика: Изображение своего рисунка по
пройденной теме.
Реальность и фантазия.
Проверочная работа по теме.
Практика: Изображение своего рисунка по
пройденной теме.
О чем говорит искусство?
Практика: Изображение природы в
различных состояниях (море нежное и
ласковое или бурное и тревожное на выбор)

Творческ
ое
задание

Кабинет № 311

3

Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание

Кабинет № 311

Практическое
занятие

Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание

Кабинет № 311

10
12

Январь

17.

Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание

9

3

29.

04
06

Практическое
занятие

3

30.

11
13

Практическое
занятие

3

31

18
20

Практическое
занятие

3

32.

25
27

Практическое
занятие

3

02
04

Практическое
занятие

3

11
16

Тестирование,
творческое
задание

3

18

Устный опрос

34

Май

33

35
36

3
23
25
30

Практическое
занятие

3

О чем говорит искусство?
Характер животных, состояние настроения,
пластика.
Практика: Изображение животных в
различных настроениях (Веселое,
стремительное, угрожающее)
О чем говорит искусство?
Характер животных, состояние настроения,
пластика.
Практика: Изображение животных в
различных настроениях (Веселое,
стремительное, угрожающее)
О чем говорит искусство?
Характер животных, состояние настроения,
пластика.
Практика: Изображение животных в
различных настроениях (Веселое,
стремительное, угрожающее)
Петух, три основных цвета. Научить
смешивать краски. Синий + жёлтый,
жёлтый+красный, красный+синий.
Петух, три основных цвета. Научить
смешивать краски. Синий + жёлтый,
жёлтый+красный, красный+синий.
Петух, три основных цвета. Научить
смешивать краски. Синий + жёлтый,
жёлтый+красный, красный+синий.
Весенний натюрморт с цветущей веткой.
Тематический натюрморт.
Выставка работ
Теория: рассказать о каждом своем
рисунке, сделанном на свободную тему
Итоговое занятие.
Вручение свидетельства об окончании

Творческ
ое
задание

Творческ
ое
задание

Кабинет № 311

Практическое
занятие

Кабинет № 311

28
30

Апрель

28.

Творческ
ое
задание

Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание
Творческ
ое
задание

Литература:
1. «Искусство – детям». Лепим народную игрушку. Учебное издание. Авт. В. Лобанова.
Мозаика-синтез. – М.: 2010
2. «Искусство – детям». Цветочные узоры Полхов-Майдана. Учебное издание. Рук. проекта Ю.
Дорожин. Мозаика-синтез. – М.: 2011
3. «Искусство – детям». Матрешки. Учебное издание. Авт. Ю. Дорожин. Мозаика-синтез. – М.:
2011
4. «Искусство – детям». Узоры Северной Двины. Учебное издание. Рук. проекта Ю. Дорожин. –
М.:2012
5. Акварель. Советы начинающим. Редактор Н. Платонова. – М.: Молодая гвардия, 1991
6. Рисунок. Советы начинающим. Выпуск 1 – 2. Редактор Н. Платонова. – М.: Молодая гвардия,
1993
10

7. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.
8. Школа: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1984.
9. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение, 1993.
10. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. – Москва: Знание, 1973.
11. Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. – Санкт-Петербург: Кольна, 1995.
12. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/
13. Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. – Москва: Просвещение, 1968.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд.- Москва:
Просвещение, 1991.
15. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – Москва: Столетие, 1994
16. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – Москва: Столетие, 1998.
17. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и
18. методика руководства изобразительной деятельностью детей. – Москва: Просвещение, 1981.
19. Костерин Н.П. Учебное рисование. – Москва: Просвещение, 1984.
20. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. –Москва: Просвещение,
1977.
21. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – 2-е издание. – Москва: Просвещение, 1981.
22. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. –
Москва: Просвещение, 1984.
23. Рисунок / Под редакцией А.М.Серова. Москва: Просвещение, 1975.
24. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. – Москва: Просвещение, 1980.
25. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа
рисунка. –
Москва: Просвещение, 1981.
26. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русская исоветская школы рисунка. –
Москва: Просвещение, 1982.
27. Энциклопедический словарь юного художника. – Москва: Педагогика, 1983.
Образовательные ресурсы сети Интернет:
http://www.artlib.ru/
http://www.arthistory.ru/museum.htm
http://www.artprojekt.ru/Menu.html
http://jivopis.ru
http://www.drawtraining.ru/

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».