Пояснительная записка Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся возраста 7-11 лет общеобразовательных школ, углубленно изучающих математику в Центре дополнительного образования детей «Малая академия наук». (108 часов, 3 ч. в неделю) Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестивали поэтому, увлекательному виду деятельности вызывают большой интерес детей и взрослых. Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало делом, доступным для многих. Мультфильмы теперь с успехом делают и дети. Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями рук ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения». Все дети любят смотреть мультики. Мультфильмы помогают им узнавать мир, развивают воображение, пространственное мышление, логику, расширяют кругозор. Сделать мультик самому – это невероятно интересно! Именно для детей, желающих делать мультики, разработана данная программа в рамках технической направленности. Основная цель –развитие интеллектуальных способностей, формирование у дошкольников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению, развитие творческой личности учащегося, способной к самоопределению и самореализации, через эстетическую, нравственную и духовную силу изобразительного искусства посредством анимационной и мультипликационной деятельности. Изучение математики направлено на достижение следующих задач: Предметные: обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков; формирование определенных навыков и умений в деятельности мультипликатора; закрепить их в анимационной деятельности; обучение различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов. познакомить учащихся с основными видами мультипликации; освоить перекладную рисованную, пластилиновую и кукольную анимации; создать в этих техниках и озвучить мультфильмы; научить различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов; познакомить учащихся с основными технологиями создания мультфильмов планированию общей работы, разработке и изготовлению марионеток, фонов и декораций; установке освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео и звукорядов. обучить компьютерным технологиям как основе научно-технического прогресса в создании мультипликации. Метапредметные: расширять представление об окружающем мире; развивать творческие склонности и способности детей; развитие образного мышления, художественно-творческих, способностей личности ребенка; создавать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач. Развивать речь. Формировать навыки творческого мышления. развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других. Личностные: формирование нравственных качеств личности ученика, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира; формирование внимания, аккуратности, целеустремленности; формирование этических норм в межличностном общении. воспитывать умение работать в группе; самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей; воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым. Воспитывать интерес к получению новых знаний. Воспитывать культуру общения в группе и за ее пределами. Воспитывать ответственность. Воспитывать уважение к труду. Поставленные цель и задачи реализуются через творческую деятельность с детьми по следующим направлениям: рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество, анимационный тайминг, оформительская деятельность, лепка, дизайн. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях анимационной студии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих стремлениях, призвана данная программа. Суть программы в том, что мультипликация совмещает в себе несколько видов искусств: рисование, конструирование, лепка, музыкальное и литературно-художественное сопровождение, историю, фольклор, позволяющие развивать художественные навыки, актерское мастерство, режиссерские способности и др. творческие данные учащихся. Применение системно-деятельностного подхода при подаче как теоретического, так и практического материала с обязательной демонстрацией мультипликационных фильмов, а также практической деятельности по созданию мультипликационных фильмов. Контроль осуществляется с помощью тестов, контрольных, самостоятельных и проверочных работ, зачетов. Методы обучения: словесные (беседа, устное изложение); наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, работа по образцу); объяснительно – иллюстративные (при таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивные (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично – поисковые (участие детей в коллективном поиске); исследовательские (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы). Формы организации занятий –комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики, при организации которого органически сочетаются индивидуальные и групповые формы работы с учащимися. Ожидаемые результаты. Требования к математической подготовке. ЗНАТЬ: правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различным материалом; название и назначение инструментов для работы с бумагой, картоном, и др. материалами; начальные сведения из истории создания мультипликации; виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по варианту исполнения); различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы); этапы создания мультфильма; 2 новые приемы работы с различными материалами - бумага, картон, пластилин и др. УМЕТЬ: изготавливать персонажей мультфильмов из пластилина, бумаги и др.; определять порядок действий, планировать этапы своей работы; применять различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы); комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной технической задачи. Контроль и оценка ЗУ. 1) Парный и групповой взаимоконтроль. 2) Самоконтроль. 3) Контрольная работа. 1. Учебный план занятий. № п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика 2 1 работы. 3 Тест-опрос 1 Вводное занятие. Условия безопасной Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. «Знаешь ли ты правила». Фронтальный опрос 2 Развитие навыков восприятия в процессе просмотра и 3 2 1 Беседа обсуждения мультфильма. 3 Знакомство с историей мультипликации. 6 3 3 Самостоятельные работы, опрос 4 Знакомство с видами мультипликации. Просмотр и 9 6 3 Беседа, опрос 6 3 3 9 6 3 7 Перекладочная рисованная анимация 9 6 3 8 Объѐмная пластилиновая анимация 9 6 3 Самостоятельные работы, опрос Самостоятельные работы, опрос Самостоятельные работы, опрос Самостоятельные работы, опрос пластилиновых 6 2 4 Беседа, опрос сюжета, героев, декораций (Коллективная работа) 11 Работа над сценарием мультипликационного фильма (Коллективная работа) 12 Изготовление героев, сцены-макета. Распределение ролей. Пробы. Репетиции. 13 Оживающие фоны 3 1 2 6 2 4 9 3 6 3 2 1 14 Сказка на экране. Образ героя в книге и на экране. 6 2 4 6 2 4 9 3 6 Совместная творческая работа Самостоятельная творческая работа. Самостоятельная творческая работа. Самостоятельная творческая работа. Самостоятельная творческая работа. Самостоятельная творческая работа. Самостоятельная обсуждение мультфильмов. Вводный контроль. Знакомство с вэб-камерой. Возможности съёмки. 5 Учебно-тренировочные упражнения. 6 Перекладочная пластилиновая анимация 9 Просмотр и обсуждение мультфильмов 10 Придумывание Выбор произведения (сказки) для экранизации. 15 Изготовление героев, сцены-макета из бумаги и картона. Распределение ролей. Пробы. Репетиции. 18 Монтаж мультфильма. Наложение титров, музыки. 3 Подготовка фильма к демонстрации. 19 Демонстрация фильма. Обсуждение. творческая работа. 3 1 20 Итоговое занятие. 3 3 108 55 ИТОГО: Беседа, опрос 2 Итоговая аттестация, в форме зачета по готовым мультфильмам. 53 Тест-опрос «Знаешь ли ты правила». Фронтальный опрос 07 14 3 3 3. 05 Самостояте льные работы, опрос 3 4. 12 Беседа, опрос 3 Самостоятельн ые работы, опрос 3 Самостоятельн ые работы, опрос 3 5. 19 9.00-11.20, 15.00-17.20 Беседа Октябрь Октябрь 21 28 2. Тема занятия Вводное занятие. Условия безопасной работы. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Развитие навыков восприятия в процессе просмотра и обсуждения мультфильма. Знакомство с историей мультипликации. Знакомство с историей мультипликации. Знакомство с видами мультипликации. Просмотр и обсуждение мультфильмов. Вводный контроль. Знакомство с видами мультипликации. Просмотр и обсуждение мультфильмов. Вводный контроль. Место проведени я Колво часов Кабинет № 311 Время проведени я занятия Форма занятия Форма контроля Творческа я работа Творческа я работа Творческа я работа Кабинет № 311 Сентябрь Число 2. Календарный учебный график. М е № с п/п я ц 1. Творческа я работа Творческа я работа Творческа я работа 8. 02 Самостоятельн ые работы, опрос 3 Устройство цифрового фотоаппарата Творческа я работа 9. 09 Беседа, опрос 3 16 Совместная творческая работа Самостоятельн ая творческая работа. 3 Устройство цифрового фотоаппарата Перекладочная пластилиновая анимация Творческа я работа Творческа я работа 10. 11. 23 30 3 Перекладочная пластилиновая анимация Кабинет № 311 26 Ноябрь 6. Творческа я работа 4 21 Творческа я работа 3 Перекладочная рисованная анимация Творческа я работа 3 Перекладочная рисованная анимация 3 Перекладочная рисованная анимация Творческа я работа Объѐмная пластилиновая анимация Объѐмная пластилиновая анимация Творческа я работа Творческа я работа 28 17. 11 Беседа, опрос 3 18. 18 Итоговая аттестация, в форме зачета по готовым мультфильмам Самостоятельн ые работы, опрос 3 3 Просмотр и обсуждение пластилиновых мультфильмов Просмотр и обсуждение пластилиновых мультфильмов Придумывание сюжета, героев, декораций (Коллективная работа) Январь 15. 25 20. 01 Беседа, опрос 3 21. 08 Самостоятельн ые работы, опрос Самостоятельн ые работы, опрос Самостоятельн ые работы, опрос Самостоятельн ые работы, опрос 3 22. Февраль 19. 15 Работа над сценарием мультипликационного фильма (Коллективная работа) 3 Изготовление героев, сценымакета. Распределение ролей. Пробы. Репетиции. Творческа я работа Изготовление героев, сценымакета. Распределение ролей. Пробы. Репетиции. Изготовление героев, сценымакета. Распределение ролей. Пробы. Репетиции. Творческа я работа 25. 15 Беседа, опрос 3 22 Совместная творческая работа Самостоятельн ая творческая работа. Самостоятельн 3 Март 01 05 Ап рел ь 28. Творческа я работа Творческа я работа 3 24. 29 Творческа я работа Работа над сценарием мультипликационного фильма (Коллективная работа) 22 27. Творческа я работа 3 23. 26. Кабинет № 311 14. Перекладочная пластилиновая анимация Кабинет № 311 14 3 Кабинет № 311 13. Самостоятельн ая творческая работа. Самостоятельн ая творческая работа. Самостоятельн ая творческая работа. Самостоятельн ая творческая работа. Кабинет № 311 07 Декабрь Декабрь 12. Творческа я работа Творческа я работа Творческа я работа 3 Оживающие фоны Творческа я работа 3 Сказка на экране. Образ героя в книге и на экране. Выбор Творческа я работа 5 Сказка на экране. Образ героя в книге и на экране. Выбор произведения (сказки) для экранизации. Изготовление героев, сценымакета из бумаги и картона. Распределение ролей. Пробы. Репетиции. Изготовление героев, сценымакета из бумаги и картона. Распределение ролей. Пробы. Репетиции. Монтаж мультфильма. Наложение титров, музыки. Подготовка фильма к демонстрации. Монтаж мультфильма. Наложение титров, музыки. Подготовка фильма к демонстрации. Творческа я работа 30. 19 Самостоятельн ая творческая работа. 3 31 26 Самостоятельн ая творческая работа. 3 33. 03 Беседа, опрос 3 34. 10 Итоговая аттестация, в форме зачета по готовым мультфильмам Самостоятельн ые работы, опрос 3 3 Демонстрация фильма. Обсуждение. Беседа, опрос 3 Итоговое занятие. Май 12 17 36. 24 31 Кабинет № 311 Творческа я работа 29. 35. 3 произведения (сказки) для экранизации. Творческа я работа Творческа я работа Творческа я работа Кабинет № 311 ая творческая работа. Самостоятельн ая творческая работа. Творческа я работа Творческа я работа Творческа я работа Литература: 1.Алексеев А. Материалы к выставке графики и ретроспективе фильмов в рамках XIX Московского международного кинофестиваля. Сост. Б.Павлов, Д.Манн. М.: Музей кино, 1995. 2. Алексеев А. Забвение, или Сожаление. Воспоминания петербургского кадета.// Киноведческие записки. № 52, 55, 56, 60. 3. Аниматографические записки. Выпуск первый. М.: Пилот, 1991. 4. Анимационное кино между съездами (1986-1990). Сборник статей. М.: Союз кинематографистов СССР, 1990. 5. Анимация как феномен культуры. Материалы первой всероссийской научно-практической конференции. 27-28 апреля 2005 года. Сост. Н.Г. Кривуля. М.: ВГИК, 2006. 6. Арнольди Э. Жизнь и сказки Уолта Диснея. Л.: Искусство, 1968. 7. Асенин С. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. М.: Искусство, 1974. 8. Асенин С. Фантастический киномир Карела Земана. М.: Искусство, 1979. 9. Асенин С. Иржи Трнка. Тайна кинокуклы. М., 1982. 10. Асенин С. Йон Попеску-Гопо. Рисованный человек и реальный мир. М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1986. 11. Асенин С. Мир мультфильма: идеи и образы мультипликационного кино социалистических стран. М.: Искусство, 1986. 12. Асенин С. Уолт Дисней. Тайны рисованного киномира. М.: Искусство, 1995. 13. Бабиченко Д. Искусство мультипликации. М.: Искусство, 1964. 6 14. Бартон К. Как снимают мультфильмы. Пер. с англ. Т.Бруссе. М.: Искусство, 1971. 15. Безвестный русский – знаменитый француз. СПб.: Издательство Буковского, 1999. 16. Беляев Я. Специальные виды мультипликационных съемок. М., 1967. 17. Бенимана Б. Взаимодействие анимации и искусства Африки. Диссертация. М.: ВГИК, 2000. 18. Беркова Н. История анимационного искусства. Учебно-методич. пособие для студ. факультета кино и телевидения. Алматы, 2001. 19. Боярский И.Я. Литературные коллажи. М., 1998. 20. Боярский И.Я. Правдоподобие невероятного. К сорокалетию ВКСР. М.: ВКСР, 2003. 21. Боярский И.Я. Я вспоминаю. М., 2004. 22. Боярский И.Я. До востребования. Сборник сценариев для анимации. М., 2006. 23. Вальтер К.Х. Волшебный фонарь. Полное практическое руководство к устройству волшебного фонаря и подробное наставление, как при помощи него производить туманные картины. М., 1898. 24. Вано И. Рисованный фильм. М.: Госкиноиздат, 1950. 25. Василькова А. Душа и тело куклы. Природа условности куклы в искусстве XX века: театра, кино и телевидения. М.: Аграф, 2003. 26. Смолянов Г.Г. анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме: Учебное пособие. - М.:ВГИК, 2005. - 128 с. 27. Маэстри Дж. Секреты анимации персонажей. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с. 28. Сотворение фильма, или Несколько интервью по служебным вопросам. Сост. Н.Я. Венжер. - М.: Союз кинематографистов СССР, 1990. - 176 с. 29. Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере. самоучитель для детей и родителей. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. - 288 с. последняя, впрочем, рассчитана на детей, но содержит приличную главу по истории анимации, а также словарь терминов и персоналий. 30. Анимация как феномен культуры: Материалы первой всероссийской научно-практической конференции. 27-28 апреля 2005 года. Сост. Н.Г. Кривуля. - М.: ВГИК, 2006. - 152 с. 7