Марченко К.Н. Основы детской анимации

Пояснительная записка
Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся возраста
7-11 лет общеобразовательных школ, углубленно изучающих математику в Центре дополнительного
образования детей «Малая академия наук». (108 часов, 3 ч. в неделю)
Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка
лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры,
конкурсы, фестивали поэтому, увлекательному виду деятельности вызывают большой интерес детей
и взрослых. Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало делом,
доступным для многих. Мультфильмы теперь с успехом делают и дети.
Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих
способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является
реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания
мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями
рук ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах
деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий,
пространственных отношений; цвета, ритма, движения.
Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на
нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону,
анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи
«границы совпадают только с границами воображения». Все дети любят смотреть мультики.
Мультфильмы помогают им узнавать мир, развивают воображение, пространственное мышление,
логику, расширяют кругозор. Сделать мультик самому – это невероятно интересно! Именно для
детей, желающих делать мультики, разработана данная программа в рамках технической
направленности.
Основная цель –развитие интеллектуальных способностей, формирование у
дошкольников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению, развитие творческой
личности учащегося, способной к самоопределению и самореализации, через эстетическую,
нравственную и духовную силу изобразительного искусства посредством анимационной и
мультипликационной деятельности.
Изучение математики направлено на достижение следующих задач:
Предметные:
 обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений
и навыков;

формирование определенных навыков и умений в деятельности мультипликатора; закрепить
их в анимационной деятельности;
 обучение различным видам анимационной деятельности с применением различных
художественных материалов.
 познакомить учащихся с основными видами мультипликации;
 освоить перекладную рисованную, пластилиновую и кукольную анимации;
 создать в этих техниках и озвучить мультфильмы;
 научить различным видам анимационной деятельности с применением различных
художественных материалов;
 познакомить учащихся с основными технологиями создания мультфильмов
 планированию общей работы, разработке и изготовлению марионеток, фонов и декораций;
 установке освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео и звукорядов.
 обучить компьютерным технологиям как основе научно-технического прогресса в создании
мультипликации.
Метапредметные:
 расширять представление об окружающем мире;
 развивать творческие склонности и способности детей;
 развитие образного мышления, художественно-творческих, способностей личности ребенка;
 создавать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и
жизненных задач.
 Развивать речь.
 Формировать навыки творческого мышления.
 развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе,

работать в парах, группах, уважать мнение других.
Личностные:
 формирование нравственных качеств личности ученика, эмоционально-эстетического
восприятия окружающего мира;

формирование внимания, аккуратности, целеустремленности;

формирование этических норм в межличностном общении.
 воспитывать умение работать в группе;
 самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей;
 воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым.
 Воспитывать интерес к получению новых знаний.
 Воспитывать культуру общения в группе и за ее пределами.
 Воспитывать ответственность.
 Воспитывать уважение к труду.
Поставленные цель и задачи реализуются через творческую деятельность с детьми по
следующим направлениям: рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество, анимационный
тайминг, оформительская деятельность, лепка, дизайн.
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях
анимационной студии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку
реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих стремлениях, призвана
данная программа.
Суть программы в том, что мультипликация совмещает в себе несколько видов искусств:
рисование, конструирование, лепка, музыкальное и литературно-художественное сопровождение,
историю, фольклор, позволяющие развивать художественные навыки, актерское мастерство,
режиссерские способности и др. творческие данные учащихся.
Применение системно-деятельностного подхода при подаче как теоретического, так и
практического материала с обязательной демонстрацией мультипликационных фильмов, а также
практической деятельности по созданию мультипликационных фильмов.
Контроль осуществляется с помощью тестов, контрольных, самостоятельных и
проверочных работ, зачетов.
Методы обучения:
 словесные (беседа, устное изложение);
 наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, работа по образцу);
 объяснительно – иллюстративные (при таком методе обучения дети воспринимают и
усваивают готовую информацию);
 репродуктивные (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности);
 частично – поисковые (участие детей в коллективном поиске);
 исследовательские (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной
творческой работы).
Формы организации занятий –комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы
теории и практики, при организации которого органически сочетаются индивидуальные и
групповые формы работы с учащимися.
Ожидаемые результаты.
Требования к математической подготовке.
ЗНАТЬ:
 правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различным материалом;
 название и назначение инструментов для работы с бумагой, картоном, и др. материалами;
 начальные сведения из истории создания мультипликации;
 виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по варианту исполнения);
 различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие
материалы);
 этапы создания мультфильма;
2



новые приемы работы с различными материалами - бумага, картон, пластилин и др.

УМЕТЬ:
 изготавливать персонажей мультфильмов из пластилина, бумаги и др.;
 определять порядок действий, планировать этапы своей работы;
 применять различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и
другие материалы);
 комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной
технической задачи.
Контроль и оценка ЗУ.
1) Парный и групповой взаимоконтроль.
2) Самоконтроль.
3) Контрольная работа.
1. Учебный план занятий.
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Формы
аттестации/контроля
Всего Теория Практика
2
1
работы. 3
Тест-опрос

1 Вводное

занятие. Условия безопасной
Введение в образовательную программу. Инструктаж
по технике безопасности.

«Знаешь ли ты
правила».
Фронтальный
опрос

2 Развитие навыков восприятия в процессе просмотра и

3

2

1

Беседа

обсуждения мультфильма.
3 Знакомство с историей мультипликации.

6

3

3

Самостоятельные
работы, опрос

4 Знакомство с видами мультипликации. Просмотр и

9

6

3

Беседа,
опрос

6

3

3

9

6

3

7 Перекладочная рисованная анимация

9

6

3

8 Объѐмная пластилиновая анимация

9

6

3

Самостоятельные
работы, опрос
Самостоятельные
работы, опрос
Самостоятельные
работы, опрос
Самостоятельные
работы, опрос

пластилиновых

6

2

4

Беседа,
опрос

сюжета,
героев,
декораций
(Коллективная работа)
11 Работа над сценарием мультипликационного фильма
(Коллективная работа)
12 Изготовление героев, сцены-макета. Распределение
ролей. Пробы. Репетиции.
13 Оживающие фоны

3

1

2

6

2

4

9

3

6

3

2

1

14 Сказка на экране. Образ героя в книге и на экране.

6

2

4

6

2

4

9

3

6

Совместная
творческая работа
Самостоятельная
творческая работа.
Самостоятельная
творческая работа.
Самостоятельная
творческая работа.
Самостоятельная
творческая работа.
Самостоятельная
творческая работа.
Самостоятельная

обсуждение мультфильмов. Вводный контроль.
Знакомство с вэб-камерой. Возможности съёмки.
5 Учебно-тренировочные упражнения.
6 Перекладочная пластилиновая анимация

9 Просмотр

и

обсуждение

мультфильмов
10 Придумывание

Выбор произведения (сказки) для экранизации.
15 Изготовление героев, сцены-макета из бумаги и
картона. Распределение ролей. Пробы. Репетиции.
18 Монтаж мультфильма. Наложение титров, музыки.

3

Подготовка фильма к демонстрации.
19 Демонстрация фильма. Обсуждение.

творческая работа.
3

1

20 Итоговое занятие.

3

3

108

55

ИТОГО:

Беседа,
опрос

2

Итоговая
аттестация, в
форме зачета по
готовым
мультфильмам.
53

Тест-опрос
«Знаешь ли ты
правила».
Фронтальный
опрос

07
14

3

3

3.

05

Самостояте
льные работы,
опрос

3

4.

12

Беседа,
опрос

3

Самостоятельн
ые работы,
опрос

3

Самостоятельн
ые работы,
опрос

3

5.

19

9.00-11.20, 15.00-17.20

Беседа

Октябрь
Октябрь

21
28

2.

Тема занятия
Вводное занятие. Условия
безопасной работы. Введение в
образовательную программу.
Инструктаж по технике
безопасности.
Развитие навыков восприятия в
процессе просмотра и
обсуждения мультфильма.
Знакомство с историей
мультипликации.
Знакомство с историей
мультипликации.
Знакомство с видами
мультипликации. Просмотр и
обсуждение мультфильмов.
Вводный контроль.
Знакомство с видами
мультипликации. Просмотр и
обсуждение мультфильмов.
Вводный контроль.

Место
проведени
я

Колво
часов

Кабинет № 311

Время
проведени
я занятия

Форма
занятия

Форма
контроля
Творческа
я работа

Творческа
я работа
Творческа
я работа

Кабинет № 311

Сентябрь

Число

2. Календарный учебный график.
М
е
№ с
п/п я
ц
1.

Творческа
я работа
Творческа
я работа
Творческа
я работа

8.

02

Самостоятельн
ые работы,
опрос

3

Устройство цифрового
фотоаппарата

Творческа
я работа

9.

09

Беседа,
опрос

3

16

Совместная
творческая
работа
Самостоятельн
ая творческая
работа.

3

Устройство цифрового
фотоаппарата
Перекладочная пластилиновая
анимация

Творческа
я работа
Творческа
я работа

10.

11.

23
30

3

Перекладочная пластилиновая
анимация

Кабинет № 311

26

Ноябрь

6.

Творческа
я работа

4

21

Творческа
я работа

3

Перекладочная рисованная
анимация

Творческа
я работа

3

Перекладочная рисованная
анимация

3

Перекладочная рисованная
анимация

Творческа
я работа

Объѐмная пластилиновая
анимация
Объѐмная пластилиновая
анимация

Творческа
я работа
Творческа
я работа

28

17.

11

Беседа,
опрос

3

18.

18

Итоговая
аттестация, в
форме зачета
по готовым
мультфильмам
Самостоятельн
ые работы,
опрос

3

3

Просмотр и обсуждение
пластилиновых мультфильмов
Просмотр и обсуждение
пластилиновых мультфильмов
Придумывание сюжета, героев,
декораций (Коллективная
работа)

Январь

15.

25

20.

01

Беседа,
опрос

3

21.

08

Самостоятельн
ые работы,
опрос
Самостоятельн
ые работы,
опрос
Самостоятельн
ые работы,
опрос
Самостоятельн
ые работы,
опрос

3

22.

Февраль

19.

15

Работа над сценарием
мультипликационного фильма
(Коллективная работа)

3

Изготовление героев, сценымакета. Распределение ролей.
Пробы. Репетиции.

Творческа
я работа

Изготовление героев, сценымакета. Распределение ролей.
Пробы. Репетиции.
Изготовление героев, сценымакета. Распределение ролей.
Пробы. Репетиции.

Творческа
я работа

25.

15

Беседа,
опрос

3

22

Совместная
творческая
работа
Самостоятельн
ая творческая
работа.
Самостоятельн

3

Март

01

05

Ап
рел
ь

28.

Творческа
я работа
Творческа
я работа

3

24.

29

Творческа
я работа

Работа над сценарием
мультипликационного фильма
(Коллективная работа)

22

27.

Творческа
я работа

3

23.

26.

Кабинет № 311

14.

Перекладочная пластилиновая
анимация

Кабинет № 311

14

3

Кабинет № 311

13.

Самостоятельн
ая творческая
работа.
Самостоятельн
ая творческая
работа.
Самостоятельн
ая творческая
работа.
Самостоятельн
ая творческая
работа.

Кабинет № 311

07

Декабрь
Декабрь

12.

Творческа
я работа
Творческа
я работа

Творческа
я работа

3

Оживающие фоны

Творческа
я работа

3

Сказка на экране. Образ героя в
книге и на экране. Выбор

Творческа
я работа
5

Сказка на экране. Образ героя в
книге и на экране. Выбор
произведения (сказки) для
экранизации.
Изготовление героев, сценымакета из бумаги и картона.
Распределение ролей. Пробы.
Репетиции.
Изготовление героев, сценымакета из бумаги и картона.
Распределение ролей. Пробы.
Репетиции.
Монтаж мультфильма.
Наложение титров, музыки.
Подготовка фильма к
демонстрации.
Монтаж мультфильма.
Наложение титров, музыки.
Подготовка фильма к
демонстрации.

Творческа
я работа

30.

19

Самостоятельн
ая творческая
работа.

3

31

26

Самостоятельн
ая творческая
работа.

3

33.

03

Беседа,
опрос

3

34.

10

Итоговая
аттестация, в
форме зачета
по готовым
мультфильмам
Самостоятельн
ые работы,
опрос

3

3

Демонстрация фильма.
Обсуждение.

Беседа,
опрос

3

Итоговое занятие.

Май

12

17

36.

24
31

Кабинет № 311

Творческа
я работа

29.

35.

3

произведения (сказки) для
экранизации.

Творческа
я работа
Творческа
я работа
Творческа
я работа

Кабинет № 311

ая творческая
работа.
Самостоятельн
ая творческая
работа.

Творческа
я работа

Творческа
я работа
Творческа
я работа

Литература:
1.Алексеев А. Материалы к выставке графики и ретроспективе фильмов в рамках XIX Московского
международного кинофестиваля. Сост. Б.Павлов, Д.Манн. М.: Музей кино, 1995.
2. Алексеев А. Забвение, или Сожаление. Воспоминания петербургского кадета.// Киноведческие
записки. № 52, 55, 56, 60.
3. Аниматографические записки. Выпуск первый. М.: Пилот, 1991.
4. Анимационное кино между съездами (1986-1990). Сборник статей. М.: Союз кинематографистов
СССР, 1990.
5. Анимация как феномен культуры. Материалы первой всероссийской научно-практической
конференции. 27-28 апреля 2005 года. Сост. Н.Г. Кривуля. М.: ВГИК, 2006.
6. Арнольди Э. Жизнь и сказки Уолта Диснея. Л.: Искусство, 1968.
7. Асенин С. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. М.:
Искусство, 1974.
8. Асенин С. Фантастический киномир Карела Земана. М.: Искусство, 1979.
9. Асенин С. Иржи Трнка. Тайна кинокуклы. М., 1982.
10. Асенин С. Йон Попеску-Гопо. Рисованный человек и реальный мир. М.: Всесоюзное бюро
пропаганды киноискусства, 1986.
11. Асенин С. Мир мультфильма: идеи и образы мультипликационного кино социалистических
стран. М.: Искусство, 1986.
12. Асенин С. Уолт Дисней. Тайны рисованного киномира. М.: Искусство, 1995.
13. Бабиченко Д. Искусство мультипликации. М.: Искусство, 1964.
6

14. Бартон К. Как снимают мультфильмы. Пер. с англ. Т.Бруссе. М.: Искусство, 1971.
15. Безвестный русский – знаменитый француз. СПб.: Издательство Буковского, 1999.
16. Беляев Я. Специальные виды мультипликационных съемок. М., 1967.
17. Бенимана Б. Взаимодействие анимации и искусства Африки. Диссертация. М.: ВГИК, 2000.
18. Беркова Н. История анимационного искусства. Учебно-методич. пособие для студ. факультета
кино и телевидения. Алматы, 2001.
19. Боярский И.Я. Литературные коллажи. М., 1998.
20. Боярский И.Я. Правдоподобие невероятного. К сорокалетию ВКСР. М.: ВКСР, 2003.
21. Боярский И.Я. Я вспоминаю. М., 2004.
22. Боярский И.Я. До востребования. Сборник сценариев для анимации. М., 2006.
23. Вальтер К.Х. Волшебный фонарь. Полное практическое руководство к устройству волшебного
фонаря и подробное наставление, как при помощи него производить туманные картины. М., 1898.
24. Вано И. Рисованный фильм. М.: Госкиноиздат, 1950.
25. Василькова А. Душа и тело куклы. Природа условности куклы в искусстве XX века: театра, кино
и телевидения. М.: Аграф, 2003.
26. Смолянов Г.Г. анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме: Учебное пособие.
- М.:ВГИК, 2005. - 128 с.
27. Маэстри Дж. Секреты анимации персонажей. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
28. Сотворение фильма, или Несколько интервью по служебным вопросам. Сост. Н.Я. Венжер. - М.:
Союз кинематографистов СССР, 1990. - 176 с.
29. Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере. самоучитель для детей и родителей. - М.:
Лаборатория Базовых Знаний, 2002. - 288 с.
последняя, впрочем, рассчитана на детей, но содержит приличную главу по истории анимации, а
также словарь терминов и персоналий.
30. Анимация как феномен культуры: Материалы первой всероссийской научно-практической
конференции. 27-28 апреля 2005 года. Сост. Н.Г. Кривуля. - М.: ВГИК, 2006. - 152 с.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».