РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную образовательную программу курса «Легоконструирование», Мотошкиной Виктории Владимировны педагога дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Центр дополнительного образования «Малая академия наук г. Улан-Удэ» Программа «Легоконструирование» рассчитана на возрастную категорию обучающихся от 7 до 10 лет. Срок реализации 1 год, т. к. является подготовительной для общего курса «Робототехника» в МАУ ДО ЦДО «МАН». Цель курса состоит в развитии творческого потенциала и формировании раннего профессионального самоопределения подростков и юношества в процессе конструирования и проектирования. Данная программа включает описание цели, задач, актуальности, методов обучения, форм организации занятий, средств учебной работы с учетом возрастных особенностей учащихся. При составлении программы за основу взяты основные положения государственного образовательного стандарта. Отличительной особенностью является решение образовательных задач посредством практических занятий с образовательными конструкторами серии LEGO Education. Учебнотематический план состоит из четырех разделов общей продолжительностью 108 часов, из которых 30 теоретических и 78 практических часов. Занятия проходят 1 раз в неделю по 3 урока. Рецензируемая дополнительная образовательная программа отвечает основным требованиям Федерального образовательного стандарта и может быть рекомендована для занятий по легоконструированию в 1-4 классах Центра дополнительного образования «Малая академия наук». 1 Пояснительная записка Программа «Легоконструирование» предназначена для учащихся 1-4 классов (7-10 лет) общеобразовательных школ, получающих дополнительное образование в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук». Программа представляет собой начальный, подготовительный этап направления «Робототехника», интегрирована в общую систему научно-технического направления «Образовательная робототехника» МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук» и рассчитана на 1 год. В соответствии с внутренним Приказом ЦДО «МАН» и Режимом учебно-воспитательной работы ЦДО «МАН» в 2021-2022 учебном году Программа рассчитана на 111 часов (3 часа по 1 разу в неделю). Дополнительно к настоящей Программе прилагается 45 часов индивидуальной работы (1,5 часа 1 раз в неделю) в соответствии с Рабочей программой индивидуальногрупповых занятий по легоконструированию «Одаренные дети» (Приложение 1). Программа является модифицированной. За основу были взяты типовые программы по техническому творчеству для 1-4 классов, а так же методические рекомендации, разработанные компанией LEGO, специально для занятий с образовательными конструкторами серии Lego Education. Актуальность и новизна. Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получении на их основе новых. Легоконструирование – это современное средство обучения, включающее различные игровые, наглядные, практические, соревновательные и исследовательские элементы. Внедрение обучающих конструкторов LEGO во внеурочную деятельность способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания в различных предметных дисциплинах. ▪ ▪ ▪ Педагогическая целесообразность Образовательные конструкторы LEGO Education WЕDО представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками проекты, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего мира. Таким образом, дети знакомятся с техникой, открывают принципы механики, получают соответствующие навыки, учатся работать, т.е. обретают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальные решения. Обучение детей строится на основе естественного интереса к познанию, находящего непосредственное практическое применение. В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное программирование. Занятия по легоконструированию повышают мотивацию учащихся к обучению, т.к. требуют знаний из многих учебных дисциплин: от искусств и истории до математики и естественных наук. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям. На занятия по данному курсу принимаются дети 1-4 классов, умеющие читать и считать, Владеющие элементарными базовыми навыками конструирования и работы с компьютером. Набор проводится по результатам собеседования. Занятия групповые. Количество учащихся в группах не более 10 человек. Цель программы: Развитие мотивации и интереса учащихся к познанию и техническому творчеству через овладение основами конструирования и программирования в рамках творческого объединения «Легоконструирование». Основные задачи программы: Образовательные: формирование умений и навыков конструирования формирование умений и навыков программирования формирование умений работать со схемами и технологическими картами 2 ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ формирование навыков решения конструкторских задач (самостоятельное творчество) Развивающие: развитие творческой активности и интереса к техническому творчеству развитие внимания, памяти, воображения развитие мелкой моторики и пространственного мышления Воспитательные: формировать качества творческой личности с активной жизненной позицией; формировать личностные качества: целеустремленности, настойчивости самостоятельности, ответственности, командного духа и взаимной поддержки, взаимоуважения и уважения к чужому труду Задачи программы: овладение навыками сборки моделей по технологическим картам и схемам, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), знакомство с первым языком программирования и задания первых команд; развитие навыков взаимодействия в группе и командной работы, развитие творческого и технического потенциала ребенка. ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ Основные методы: 1. Объяснительно-иллюстративный 2. Репродуктивные методы обучения 3. Частично-поисковые методы обучения 4. Исследовательские методы обучения 5. Метод проектов Для предъявления учебной информации используются следующие методы: 1. Наглядные 2. Словесные 3. Практические Для стимулирования учебно-познавательной деятельности применяются методы: 1. Соревнования 2. Поощрения Для контроля результатов и самоконтроля за эффективностью обучения применяются методы: 1. Предварительные (наблюдение, опрос); 2. Текущие (наблюдение, ведение таблицы результатов); 3. Тематические (билеты, тесты); 4. Итоговые (соревнования, выставки). На занятиях используются различные формы организации образовательного процесса: групповые учебно-практические и теоретические занятия; работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты); участие в соревнованиях между группами; комбинированные занятия; организационные. Основные направления и содержание деятельности: Организация работы с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения. Учащиеся сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При этом активизация усвоения учебного материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе». При сборке моделей, учащиеся не только выступают в качестве юных исследователей и инженеров, они вовлечены в игровую деятельность. Теоретические занятия по изучению робототехники строятся следующим образом: - заполняется журнал присутствующих на занятиях обучаемых; - объявляется тема занятий; 3 - раздаются материалы для самостоятельной работы и повторения материала, или указывается где можно взять этот материал; - теоретический материал преподаватель дает обучаемым, помимо вербального, классического метода преподавания, при помощи различных современных технологий в образовании (аудио, видео лекции, экранные видео лекции, презентации, игры, интернет, электронные учебники); Практические занятия проводятся следующим образом: - преподаватель показывает конечный результат занятия, т.е. заранее готовит (собирает робота или его часть) практическую работу; или демонстрирует видео, презентацию или иной наглядный материал по практической работе. - преподаватель отдает обучаемым, ранее подготовленные самостоятельно мультимедийные материалы по изучаемой теме, либо показывает где они размещены. - далее обучаемые самостоятельно (и, или) в группах проводят сборку узлов робота; - некоторые моменты рабочего процесса преподаватель снимает на видео или фото-камеру; - видео и фотоматериалы так или иначе становятся методическим материалом, который можно в дальнейшем использовать в учебном процессе. На каждом уроке, используя привычные элементы LEGO, а также мотор и датчики, ученик конструирует новую модель, посредством USB-кабеля подключает ее к ноутбуку и программирует действия робота. Учащиеся должны знать: - правила безопасной работы; - основные компоненты конструкторов Lego; - основные типы механических передач; - основные команды программирования в среде Lego WEDO - понятие алгоритма как последовательности действий Учащиеся должны уметь: - собирать модели по готовой схеме, по собственному замыслу; - уметь составлять простые программы на языках программирования Lego Education - самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.) - презентовать и защищать самостоятельно созданные проекты Ожидаемые результаты. Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов: В области воспитания: - формирование творческой и активной личности - развитие коммуникативных качеств; - формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи В области конструирования, моделирования и программирования: - знание основных принципов механической передачи движения - умение работать по предложенным инструкциям - умения творчески подходить к решению задач в самостоятельной сборке - умение создавать простейшие алгоритмы и писать элементарные программы в Lego Education Ожидаемые результаты программы дополнительного образования и способы определения их результативности заключаются в следующем: - результаты работ учеников будут зафиксированы на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов; - фото и видео материалы становятся методическим материалом для работы других учащихся; 4 - самостоятельные проекты или достижения учеников по материалу образовательной программы по результатам работ учеников будут представлены для участия на фестивалях и олимпиадах разного уровня Механизм отслеживания результатов. Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: 1. По достижениям учащихся - соревнования; - учебно-исследовательские конференции 2. По творческим направлениям: - выставки - демонстрации - мастер-классы - проекты 3. Педагогическое наблюдение - входной, промежуточный и итоговый мониторинг (беседы, опросы, тесты, контрольные задания) - текущий контроль в течение года (опросы, контрольные занятия, самостоятельные работы) - ведение журнала учета - зачетная система - оформление листов индивидуального образовательного маршрута - оформление фотоотчётов - постоянное взаимодействие с родителями учеников. Программа постоянно дополняется, дорабатывается, корректируется. Данный курс является подготовительным по направлению «Образовательная робототехника» и курсу «Основы робототехники». В процессе изучения программы «Легоконструирование» учащиеся осваивают основные навыки и принципы работы с конструкторами Lego, получают базовые знания в конструировании, программировании, механике, физике, которые позволят наиболее успешно перейти к следующему этапу освоения профессионально-ориентированной программы «Робототехника», являющейся частью Федеральной Программы «Робототехника: Инженерно-технические кадры инновационной России». 1.Учебный план занятий. Название раздела, темы № п/п Количество часов Всег Тео Пр о рия акт ика Формы аттестации /контроля Раздел.1 Введение 1 Вводное занятие. Организационное собрание родителей и детей. 3 2 Тема 1 .1 Введение в образовательную программу. Теория: Знакомство с конструктором, техника безопасности. 3 3 Тема 1.2 Волшебные кирпичики Лего. Теория: Знакомство с конструктором, перечень основных ЛЕГОдеталей, техника безопасности. 5 3 3 беседа 3 Беседа, практика 2 Беседа, Набл-е 1 4 5 6 7 8 9 10 Практика: Входная диагностика – творческое задание на сборку Тема 1.3 Простые механизмы. Теория: Знакомство с основными видами креплений. Практика: Сборка базовых механизмов Тема 1. 4 Удивительные роботы. Теория: Знакомство с типами роботов. Практика: Сборка своего робота. Тема 1.5 Роботы в нашей жизни. Проектирование. Теория: Робототехника и конструирование в современном мире. Практика: Сборка по схеме. Тема 1. 6 Знакомство с Лего. Теория: Знакомство с конструктором, перечень основных ЛЕГОдеталей, техника безопасности. Практика: Входная диагностика – творческое задание на сборку. Тема 1.7 Роботы в нашей жизни. Проектирование. Теория: Робототехника и конструирование в современном мире. Практика: Сборка по схеме. Тема 1.8 Моделирование. Работа с программой Lego Digital Designer Теория: О программе LDD. Практика: Создание проектов в среде 3D моделирования. Тема 1.9 Первые шаги. Среда конструирования. О сборке и программировании. Теория: Lego WeDo – среда программирования. Палитра инструментов. Практика: сборка по схеме, написание программ. 3 1 2 Беседа, пр 3 1 2 Беседа, пр 3 1 2 Беседа, пр 3 3 3 1 1 1 2 2 2 Беседа, пр Беседа, пр Беседа, пр Беседа, пр 3 1 2 3 1 2 Раздел 2. Изучение механизмов 11 12 13 14 15 16 Тема 2.1 Забавные механизмы Танцующие птицы. Теория: Простые механизмы: мотор и зубчатые колеса. Практика: Сборка по схеме, программирование. Тема 2.2 Разработка, сборка и программирование своих моделей. Практика: Творческое задание на сборку и программирование. Тема 2.3 Забавные механизмы. Умная вертушка. Теория: простые механизмы: зубчатая передача. Практика: Сборка по схеме, программирование. Тема 2.4 Сравнение механизмов. Танцующие птицы и умная вертушка. Теория: Как работают зубчатые колеса в зубчатой передаче. Практика: Сравнение проектов, сборка зубчатых передач. Тема 2.5 Разработка, сборка и программирование своих моделей. Практика: Творческое задание на сборку и программирование. Тема 2.6 Повторение пройденного материала. Дополнительные материалы – расширенная база для углубленного изучения. Теория: Виды зубчатых передач. Практика: Сборка по схеме. 3 3 3 3 1 1 3 2 2 3 Беседа, пр Ср, набл Беседа, пр Беседа, пр Ср, набл опрос 3 1 2 Раздел 3. Программирование WeDo. Изучение датчиков и моторов 17 18 Тема 3.1 Забавные механизмы. Обезьянка-барабанщица. Теория: Кулачковый механизм, мотор. Практика: сборка по схеме, программирование по заданию. Тема 3.2 Разработка, сборка и программирование своих моделей. Практика: Творческое задание на сборку и программирование. 6 3 3 1 2 3 Беседа, пр Ср, набл Тема 3.3 Звери. Голодный аллигатор. Теория: Датчик расстояния, ременная передача. Практика: Сборка по схеме, программирование 3 20 Тема 3.4 Проверочная самостоятельная работа. 3 21 Тема 3.5 Вратарь, нападающий, болельщики. Теория: Шкивы, команды «Ожидание», «Цикл». Практика: Сборка по схеме, программирование Тема 3.6 Разработка, сборка и программирование своих моделей. Практика: Творческое задание на сборку и программирование. Тема 3.7 Разработка, сборка и программирование своих моделей Практика: Творческое задание на сборку и программирование. Тема 3.8 Спасение самолета. Теория: Датчик наклона Практика: Сборка по схеме, программирование Тема 3.9 Проектирование 3D. LegoDigitalDesigner. Теория: О программе LDD. Практика: Создание проектов в среде 3D моделирования. Тема 3.10 Звери. Рычащий лев. Теория: Понижающие и повышающие передачи. Практика: Сборка по схеме и программирование. Тема 3.11 Проектирование 3D. LegoDigitalDesigner. Теория: Инструменты программы LDD. Практика: Создание проектов в среде 3D моделирования. Тема 3.12 Разработка, сборка и программирование своих моделей. Теория: Использование датчиков в проектах. Практика: Творческое задание на сборку и программирование. 19 22 23 24 25 26 27 28 29 30 3 1 2 3 1 2 3 3 3 3 3 1 Беседа, пр тест Беседа, пр Ср, набл Ср, набл 2 Беседа, пр 3 1 2 Беседа, пр 3 1 2 Беседа, пр 2 Беседа, пр 3 1 Ср, набл 3 1 2 Тема 3.13 Проверочное тестирование. 3 3 Тема 3.14 Повторение пройденного материала. Дополнительные материалы – расширенная база для углубленного изучения. Практика: Сборка по схемам. 3 3 тест опрос Раздел 4. Проектирование 31 32 33 34 35 Тема 4.1 Спасение от великана. Теория: Как презентовать свой проект. Практика: Сборка и защита проекта. Тема 4.2 Проектирование 3D. LegoDigitalDesigner. Практика: Создание проектов в среде 3D моделирования. Защита. Тема 4.3 Непотопляемый парусник. Теория: Учимся рассказывать. Практика: Сборка и защита проекта. Тема 4.4 Создание самостоятельных проектов. Теория: Придумывание сюжета для представления модели. Практика: Сборка и защита проекта. Тема 4.5 Годовой проект Теория: Система подготовки к защите своего проекта Практика: Выбор идеи, поиск аналогов. Подготовка проекта. : Защита проекта, сдача материала 3 2 Ср, набл 3 3 Беседа, пр 3 1 2 Ср, набл 3 1 2 Ср, набл 3 36 Тема 4.5 Итоговое тестирование 3 37 Тема 4.6 Итоговое занятие 3 7 1 Беседа, пр 1 2 3 3 тест итоги ИТОГО: 111 30 81 2.Календарный учебный график. п / п Время Форма Кол-во проведе занятия часов ния занятия Число, месяц № 1 05.09- 9:0006.09 11:20; теория 3 2 12.0913.09 теория 3 12.4015.20; 15.0017.20 3 19.0920.09 Тема занятия Место проведени я Вводное занятие. Организационное собрание родителей и детей. Тема 1 .1 Введение в образовательную программу. Теория: Знакомство с конструктором, техника безопасности беседа Тема 1.2 Волшебные кирпичики Лего. Беседа, Набл-е, пр Тема 1.3 Простые механизмы. Теория: Знакомство с основными видами креплений. Практика: Сборка базовых механизмов Тема 1. 4 Удивительные роботы. Теория: Знакомство с типами роботов. Практика: Сборка своего робота. Тема 1.5 Роботы в нашей жизни. Проектирование. Теория: Робототехника и конструирование в современном мире. Практика: Сборка по схеме. Тема 1. 6 Знакомство с Лего. Теория: Знакомство с конструктором, перечень основных ЛЕГО-деталей, техника безопасности. Практика: Входная диагностика – творческое задание на сборку. Тема 1.7 Роботы в нашей жизни. Проектирование. Теория: Моделирование в LDD. Практика: Сборка по схеме. Беседа, пр беседа 3 теория 26.0927.09 теория, пр-ка 5 03.1004.10 теория, пр-ка 6 10.1011.10 теория, пр-ка 7 17.1018.10 теория, пр-ка 3 8 24.1025.10 теория, пр-ка 3 3 МАУ ДО ЦДО МАН 4 каб.№5 3 8 Форма контро ля Беседа, пр Беседа, пр Беседа, пр Беседа, пр 9 31.1001.11 теория, пр-ка Тема 1.8 Моделирование. Работа с программой Lego Digital Designer Беседа, пр Теория: О программе LDD. Практика: Создание проектов в среде 3D моделирования. 10 07.1108.11 теория, пр-ка 3 3 3 11 14.1115.11 теория, пр-ка 3 Тема 1.9 Первые шаги. Среда программирования. О сборке и программировании. Теория: Lego WeDo – среда программирования. Палитра инструментов. Практика: сборка по схеме, написание программ. Беседа, пр Тема 2.1 Забавные Танцующие птицы. Беседа, пр механизмы Теория: Простые механизмы: мотор и зубчатые колеса. Практика: Сборка программирование. 12 13 21.1122.11 28.1129.11 теория, пр-ка 3 теория, пр-ка 3 05.1206.12 практи ка 3 схеме, Тема 2.2 Разработка, сборка программирование своих моделей. и Практика: Творческое задание сборку и программирование. на Тема 2.3 Забавные механизмы. Умная вертушка. Ср, набл Беседа, пр Теория: простые механизмы: зубчатая передача. Практика: Сборка программирование. 14 по по схеме, Тема 2.4 Сравнение механизмов. Танцующие птицы и умная вертушка. Беседа, пр Теория: Как работают зубчатые колеса в зубчатой передаче. Практика: Сравнение проектов, сборка зубчатых передач. 15 16 12.1213.12 19.1220.12 практи ка 3 практи ка 3 9 Тема 2.5 Разработка, сборка программирование своих моделей. и Практика: Творческое задание сборку и программирование. на Тема 2.6 Повторение пройденного материала. Дополнительные материалы – расширенная база для углубленного изучения. Ср, набл опрос Теория: Виды зубчатых передач. Практика: Сборка по схеме. 17 26.1227.12 практи ка Тема 3.1 Забавные Обезьянка-барабанщица. Теория: 17мотор. 3 18 19 09.0110.01 16.0117.01 теория, пр-ка практи ка 3 3 Кулачковый 21 23.0124.01 практи ка 30.0131.01 теория, пр-ка Тема 3.2 Разработка, сборка программирование своих моделей. и Практика: Творческое задание сборку и программирование. на Тема 3.3 Звери. Голодный аллигатор. 3 23 24 25 06.0207.02 13.0214.02 практи ка практи ка 21.0222.02 (за 20.02) практи ка 27.0228.02 теория, пр-ка 3 3 3 по тест Тема 3.5 Вратарь, болельщики. Беседа, пр нападающий, Теория: Шкивы, команды «Ожидание», «Цикл». по схеме, Тема 3.6 Разработка, сборка программирование своих моделей. и Практика: Творческое задание сборку и программирование. на Тема 3.7 Разработка, сборка программирование своих моделей и Практика: Творческое задание сборку и программирование. на Практика: Сборка программирование по Тема 3.9 Проектирование LegoDigitalDesigner. Ср, набл Ср, набл Беседа, пр Тема 3.8 Спасение самолета. схеме, 3D. Теория: О программе LDD. Практика: Создание проектов в среде 10 Беседа, пр схеме, Теория: Датчик наклона 3 Ср, набл Тема 3.4 Проверочная самостоятельная работа. Практика: Сборка программирование 22 схеме, Теория: Датчик расстояния, ременная передача. 3 Беседа, пр механизм, Практика: сборка по программирование по заданию. Практика: Сборка программирование 20 механизмы. Беседа, пр 3D моделирования. 26 06.0307.03 практи ка Тема 3.10 Самостоятельная сборка. 3 Теория: Понижающие и повышающие передачи. Практика: Сборка программирование. 27 13.03 14.03 теория, пр-ка 3 по схеме Тема 3.11 Проектирование LegoDigitalDesigner. Беседа, пр и 3D. Беседа, пр Теория: Инструменты программы LDD. Практика: Создание проектов в среде 3D моделирования. 20.0321.03 теория, пр-ка 29 27.0328.03 30 03.0404.04 теория, пр-ка теория, пр-ка 10.0411.04 теория, пр-ка 28 31 Тема 3.12 Разработка, сборка и программирование своих моделей. Теория: Использование датчиков в проектах. Практика: Творческое задание на сборку и программирование. Ср, набл 3 Тема 3.13 Проверочное тестирование. тест опрос 3 Тема 3.14 Повторение пройденного материала. Дополнительные материалы – расширенная база для углубленного изучения. Практика: Сборка по схемам. 3 Тема 4.1 Спасение от великана. Беседа, пр 3 Теория: Как презентовать свой проект. Практика: Сборка и защита проекта. 32 17.0418.04 теория, пр-ка 3 Тема 4.2 Проектирование LegoDigitalDesigner. 3D. Ср, набл Практика: Создание проектов в среде 3D моделирования. Защита. 33 24.0425.04 пр-ка 34 02.0503.05 (за 01.05) теория, пр-ка 10.0511.05 (за 08.0509.05) теория, пр-ка 35 11 3 3 3 Тема 4.3 Проектирование 3D. LegoDigitalDesigner. Практика: Создание проектов в среде 3D моделирования. Защита. Тема 4.4 Непотопляемый парусник. Теория: Учимся рассказывать. Практика: Сборка и защита проекта. Ср, набл Тема 4.5 Годовой проект Ср, набл Теория: Система подготовки к защите своего проекта Практика: Выбор идеи, поиск аналогов. Подготовка проекта. Защита проекта, Беседа, пр сдача материала 36 37 15.0516.05 22.0523.05 практи ка органи зацион ное 3 Тема 4.6 Итоговое тестирование тест 3 Тема 4.7 Итоговое занятие итоги Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции: - экранные видео лекции; - видео ролики; - информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе; - электронные материалы для преподавателя. Материально-техническое обеспечение программы 1. Класс для занятий – на момент сборки и программирования робототехнических средств, программирования контроллеров конструкторов, настройки самих конструкторов, отладки программ, проверка совместной работоспособности программного продукта и модулей конструкторов LEGO. 2. Наборы конструкторов LEGO Education WEDO. - программный продукт – по количеству компьютеров в классе; 3. Техническое оборудование: компьютеры, ноутбуки, видеопроектор. Техника безопасности Педагог в первый день занятий проводит инструктаж по правилам техники безопасности, пожарной безопасности, безопасности на дорогах. В течение учебного года в начале каждой четверти напоминает обучаемым об основных правилах соблюдения техники безопасности. Список источников Основная литература: 1. Серия РОБОТОТЕХНИКА. С.А. Вортников. Информационные устройства робототехнических систем. Издательство МГТУ, 2005 г. 304 с. 2. Серия «Шаги в кибернетику». С.А. Филиппов. Робототехника для детей и родителей. Издание 3-е, дополненное. Под ред. А.Л. Фрадкова. Спб. «Наука», 2013 г. 3. Комарова Л.Г. строим из Лего (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Лего).-М.:”ЛИНКАПРЕСС”, 2001 г. 12 4. Аленина Т.И., Енина Л.В., Колотова И.О., Сичинская Н.М., Смирнова Ю.В., Шаульская Е.Л. под рукВ.Н.Халамова Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО: учебно-методическое пособие. 5. Зайцева Н.Н., Зубова Т.А., Копытова О.Г., Подкорытова С.Ю., под рукВ.Н.Халамова Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие Дополнительные источники: интернет-ресурсы. 1. Сайт-подразделение Lego Education: http://www.lego.com/education/ 2.Среда трехмерного моделирования LegoDigitalDesigner: http: //ldd.lego.com/ 3. Сайт поддержки пользователей LegoMindstorms, Robolab 2.9.4 и пр.: http://www.legoengineering.com/.(на англ. яз.) 4. Сайт о роботах, робототехнике и микроконтроллерах: http://www.myrobot.ru 5. Сайт о роботах LegoWedo: http://legorobot.jimdo.com/ 6. Сайт о направлении First : http://www.usfirst.org/ (на англ. яз) 7. Сайт программы Робототехника. Инженерно-технические инновационной России: http://www.russianrobotics.ru/ кадры Список литературы для педагога: 1. Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге прилагается компакт – диск с видеофильмами, открывающими занятия по теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл. 2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли – Москва: Просвещение, 2011. – 159 С. 3. Игнатьев, П.А. Программа курса «Первые шаги в робототехнику» [Электронный ресурс]: персональный сайт – www.ignatiev.hdd1.ru/informatika/lego.htm – Загл. с экрана 4. Книга учителя LEGO Education WeDo (электронное пособие) 5. Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых технологий. 6. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998. 7. Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы (Из опыта работы по апробации ФГОС)/ авт.-сост.:Н.Б. Погребова, О.Н.Хижнякова, Н.М. Малыгина, – Ставрополь: СКИПКРО, 2010 13 Список литературы для учащегося 1. Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге прилагается компакт – диск с видеофильмами, открывающими занятия по теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998. 14