Пояснительная записка Данная программа по радиожурналистике предназначена для учащихся 2-8 классов (8 14 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих журналистику в Центре дополнительного образования «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1 год обучения (108 часов, 3 часа в неделю). Программа по радиожурналистике до начала своей реализации уже стала востребованной среди учащихся, обучающиеся по программе «Основы журналистики». Так как в процессе создания телепередач сформировалась такая категория обучающихся, которые предпочитали говорить за кадром. Но при создании телевизионной программы «Школьное телевидение» записывается всего 5-6 закадровых текстов. Исходя из этого для удовлетворения потребности этой категории детей возникла идея запуска второго проекта, но уже на радио, где более полно и глубоко обучающиеся смогут себя реализовать в работе «за кадром». Актуальность программы дополнительного образования «РадиоМан» связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. «Основы радиожурналистики» заключается в том, что СМИ как источник информации формирует не только видение мира, но и отношения к социуму. Учащиеся школьного возраста создают коммуникативные сообщества, в которых информационная составляющая становится важной частью группового общения. А в профессии радиожурналиста необходимо не только уметь говорить, но и находить интересные темы, выполнять роли ведущего и диктора. СМИ, в работе которых воспитанники объединения «Радиожурналистика» принимают участие, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации и реализоваться в данной сфере. Работа по программе «РадиоМан» учит собирать и умело распространять информацию, ясно и точно излагать свои мысли, повышает речевую культуру, обучает техническим знаниям и навыкам в области радиовещания, поможет укрепить связи с ближайшим социальным окружением. Участие детей в создании средств массовой информации даёт им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении. Подростки получают возможность выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий. В данной программе по радиожурналистике, дети структурировано получают знания и по построению радиоэфира, и по технике речи, и по монтажу, что позволит им понять для себя, в каком направлении они будут развиваться в дальнейшем. На занятиях дети углубленно осваивают навыки грамотного владения устной и письменной речи путем специальных упражнений в работе с текстом, а также применения основ дикции и артикуляции. Обучаясь по программе «РадиоМан», дети повысят свой словарный запас, научатся грамотно выстраивать предложения, формулируя свои мысли и в целом усовершенствуют свой речевой аппарат. Занятия помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации учащихся к предметам как гуманитарного, так и технического профиля. Цели программы: создание условий для формирования и развития творческих способностей учащихся, осознанного выбора будущей профессии, расширения информационнопознавательных возможностей путем создания радиопередачи «РадиоМан». Перспективная цель — подготовка обучающихся к сотрудничеству с городскими и региональными средствами массовой информации и возможному выбору радиожурналистики как будущей профессии. Задачи: - дать основные представления и умения в сфере радиожурналистики, навыки работы разнообразными видами и источниками информации; -формировать первоначальные навыки работы со специальной аудиотехникой и цифровым оборудованием; -развивать творческий потенциал, познавательные и коммуникативные способности обучающихся; - создать условия для первых проб ребенка в качестве тележурналиста, телеоператора, ведущего, монтажера, редактора, сценариста, интервьюера, комментатора, репортера; - развивать навыки социального общения, способность к социальной адаптации. На занятиях учащиеся изучают основы профессии радиожурналиста, редактора, режиссера и др., усваивают основы профессиональной культуры, узнают о жанрах средств массовой информации, способах освещения информации, познакомятся с компьютерными программами, предназначенными для создания программ. Программа предполагает проведение экскурсий с учащимися, целью которых является получение необходимой информации для дальнейшей работы программы «РадиоМан». Особенностью программы является её практико-ориентированный характер. Учащиеся центра проходят обучение в процессе работы над реальными радиовыпусками. Такая работа имеет четкие сроки, накладывает на весь коллектив и каждого ребенка большую ответственность за выполнение взятых на себя обязательств. Чтобы полноценно участвовать во всех этапах производства радиопрограммы, ученику необходимо овладеть устной и письменной речью, сценарным мастерством, основами аудиомонтажа. Программа предусматривает знакомство детей с самыми элементарными азами радиожурналистики. Создавая радиовыпуск, дети учатся ориентироваться в информационном пространстве, пишут сценарии, учатся общению и диалогу с разными людьми, берут интервью, выступают в роли ведущих радиосюжетов. Формы организации образовательного процесса коллективные, групповые и индивидуальные. Виды занятий определяются содержанием программы. В основном это практические занятия, деловые и ролевые игры, беседы, речевые упражнения, выполнение самостоятельной работы. По окончании обучения дети будут знать: основные принципы работы на радио, основы монтажа, звуковую структуру программы, особенности звучащей речи на радио; форму и содержание журналистских произведения. Будут уметь: самостоятельно составлять сценарии для радиопрограмм; владеть основными функциями звуковой программы, выступать устно, соблюдая речевую культуру журналиста; самостоятельно готовить сюжеты для радио, ориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Тема Введение в радиожурналистику. День встреч. Входная диагностика. Инструктаж о правилах пожарной безопасности, ПДД. 1.2. Знакомство с радиооборудованием. История радиовещания. Радио как 1. 1.1 Количество часов Теория Практика 3 3 3 Формы Итого аттестации/ контроля 3 Тестирование, устный опрос 6 Выполнение творческого 2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 СМИ. Радиорепортёр. Живое слово. Сценарий программы «РадиоМан» Специфика корр.,работы Азы радиожурналистики. Обзор детских и молодёжных радиопередач. Новые рубрики. Журналистский текст. Знакомство с радиостанцией. История радио. Практикум. Работа в программе «Adobe Audition » Функции радиовещания. Работа с микрофоном. ЗКД Виды радиовещания. Работа со звуковыми программами «Введение в радиожурналистику». история Создание радиопрограммы Микширование и монтаж Подготовка к фестивалю «Включайся» Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью». Создание радио текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование Создание радиопрограммы. Практикум. Сбор необходимых фактов. Выбор музыки, которая используется в радиопередаче. Подготовка полного текста радиопередачи. Запись слов автора. Сбор радиопередачи полностью от начало до конца. Звуковая структура Запись программы по теме «Толерантность» Аудитория радио Подготовка программы о здоровом образе жизни Запись программы о здоровом образе жизни Особенности звучащей речи на задания; опрос 3 3 6 опрос 3 6 9 3 3 6 Выполнение творческого задания тестирование 3 3 6 3 3 3 6 9 6 6 9 3 6 9 Выполнение творческого задания 3 3 6 3 3 6 Выполнение творческого задания Выполнение творческого задания 3 3 6 Собеседование; Выполнение творческого задания Опрос Выполнение творческого задания Выполнение творческого задания беседа 3 2.7 3 3.1 3.2 3.3 4 4.1 4.2 4.3 радио. Технические особенности радиопрограмм Зачёт «Создание радиопрограммы» Культура радиоречи Голос и его свойства. Речевой аппарат. Артикуляционная гимнастика.Голосоречевой тренинг. Коммуникативные качества речи. Речевые такты и логические ударения, мелодика речи Голос и дикция Выпуск радиопрограммы Основы режиссуры и сценарного мастерства Рождение замысел. Идейнотематический анализ. Структурный план радиовыпуска Выпуск тематических передач. Итого: 3 3 6 Выполнение творческого задания 3 3 3 Опрос 3 3 Опрос 3 3 Опрос 3 3 1.5 1.5 3 1.5 42 1.5 66 3 108 Выполнение творческого задания Выполнение творческого задания Тест Тема занятия Введение в радиожурналистику 1.1 День встреч. Входная диагностика. Инструктаж о правилах пожарной безопасности, ПДД. 3 1.2. Знакомство с радиооборудованием. История радиовещания. Радио и другие СМИ Форма контроля Кол-во часов 3 Место проведения Форма занятия Время занятия беседа опрос МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук» 9, 16 09-00-11-20 2, сентябрь 0 Число месяц № 2.Календарный учебный график. 4 1 23 3 1.3. Азы радиожурналистики. Обзор детских и молодёжных радиопередач 30 3 1.4. Работа над журналистским текстом 3 1.4. Редакция на радио. беседа 07, Практикум. Audition» 14, Работа опрос в программе радиовещания. 3 1.5.Функции микрофоном 3 1.6 Виды радиовещания. «Adobe Работа с Октябрь, 21 28 Работа со звуковыми программами беседа, практические упражнения Декабрь, ноябрь 2 3 11, 18 устный опрос «Введение в радиожурналистику». история 3 25,, 02, 2.1.Создание радиопрограммы. Микширование и монтаж. Подготовка к фестивалю «Включайся» беседа 09, 3 2.2 Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью». Создание радио текстов разного типа устный опрос декабрь (описание, рассуждение, повествование 4 16, 3 практические упражнения устный опрос 2.3. Создание радиопрограммы. Практикум. 3 беседа, практические упражнения, выездные занятия 3 беседа, практические упражнения 2.4. Запись «Толерантность» программы по теме Аудитория радио 2.5. Подготовка программы о здоровом образе жизни. Запись программы о здоровом образе жизни 2.6. Особенности звучащей речи на радио 3 Технические особенности радиопрограмм каб.№ 6 МАУ ДО ЦДО МАН «Медиацентр» беседа, практические у выездные 09-00-11-20 09-00-11-20 09-00-11-20 27, 03, 09-00-11-20 13, 20 Январь, февраль 5 23 30 09-00-11-20 декабрь Звуковая структура устный опрос 5 10, 17 Беседа 24, беседа, практические упражнения, выездные занятия февраль 6 03, 10 март 7 8 март 17, 24, 31 07, 14, 21, 28 апрель 9 5, 12 3 беседа, практические упражнения, выездные занятия беседа, практические упражнения, выездные занятия беседа, практические упражнения беседа, практические упражнения беседа, 19, 26 май 11 творческое задание Раздел 3. Тема: культура радиоречи Голос и его свойства. Речевой аппарат. Артикуляционная гимнастика. Голосоречевой тренинг. Раздел 3. Коммуникативные качества речи. Речевые такты и логические ударения, мелодика речи творческое задание 3.3.Голос и дикция творческое задание творческое задание Выпуск радиопрограммы Раздел 4. Основы режиссуры и сценарного мастерства. творческое задание 4.1. Рождение замысла. Идейнотематический анализ. «Создание программы РадиоМАН» 3 Раздел 4. Основы режиссуры и сценарного мастерства. 4.2.Структурный план радиовыпуска 3 4.3.Выпуск тематических передач. май 10 2.7. Зачёт «Создание радиопрограммы» творческое задание творческое задание творческое задание творческое задание (Авторская работа) 6 7